Здавалка
Главная | Обратная связь

Деятельность правоохранительных органов в борьбе с рецидивом



 

 

Среди правоохранительных органов ярко выраженную профилактическую направленность имеют: прокуратура, суд, органы внутренних дел. Это объясняется главным образом закреплением обязанности осуществлять такую работу согласно соответствующему законодательству, а также опыту, приобретенному в этом направлении.

Прокуратура выполняет профилактические функции, во-первых, в процессе решения своих основных задач. Осуществляя общий надзор за исполнением законов органами местной власти и управления, юридическими лицами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, прокуратура обязана восстанавливать нарушенную законность, используя для этого предусмотренные законом формы: опротестовывать незаконные решения; выдавать предписание по устранению нарушений закона; возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное или уголовное производство; выносить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в необходимых случаях побуждает соответствующих должностных лиц к установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и принятию достаточных мер по их устранению.

Предупреждение рецидивной преступности достигается в процессе осуществления надзора за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказание и меры, их заменяющие, а также осуществляющих контроль и социальную адаптацию лиц, отбывших наказание.

Во-вторых, профилактическая функция реализуется в деятельности следственных подразделений прокуратуры. Согласно закону следователи по конкретным уголовным делам обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносить представления об их устранении в соответствующие организации и должностным лицам. В данном случае важен механизм реализации такого представления, о чем заблаговременно должен позаботиться каждый следователь.

И, наконец, в-третьих, на органы прокуратуры возложена обязанность по координации деятельности местных правоохранительных органов по борьбе и предупреждению преступности. Решая эту задачу, прокуратура должна опираться на научный анализ криминогенной обстановки в регионе и на основе прогноза преступности и иных правонарушений организовать разработку программы борьбы и предупреждения преступности на местном уровне.

Суд в известном смысле не является субъектом борьбы с преступностью, что, однако, не умаляет его вклада в профилактический процесс.

Всей судебной системе, начиная от Верховного Суда, необходимо повысить ответственность и квалификацию и начать совершенствовать судебную систему РК.

Вынося справедливый приговор по уголовным делам или решение по гражданским спорам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе и предупреждение рецидива. Это прежде всего проявляется в смягчении криминогенности общественной жизни как посредством изъятия источников криминогенных конфликтов (осуждение к наказанию в виде лишения свободы), так и в результате нейтрализации негативного влияния отдельных его субъектов (постановление о лишении родительских прав).

Криминологические исследования показывают, что весьма низкая эффективность частных определений судов вызвана в первую очередь непроработанностью именно таких вопросов.

Основную тяжесть работы в профилактике преступлений несут органы внутренних дел. Многие методы, формы профилактической работы различных подразделений органов внутренних дел в значительной мере совпадают. Вместе с тем каждое подразделение имеет свою сферу профилактической деятельности, типичные для нее объекты и категории лиц, подвергающиеся профилактическому воздействию.

Важная роль в предупреждении общеуголовной преступности принадлежит подразделениям полиции и прежде всего аппаратам уголовного розыска. Они ведут борьбу с убийствами, разбойными нападениями, телесными повреждениями, изнасилованиями, грабежами и другими преступлениями. В поле зрения уголовного розыска находятся ранее судимые и иные лица, ведущие антиобщественный образ жизни и могущие в силу этого встать на преступный путь. Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, эти подразделения выявляют причины и условия совершения преступления, лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступления; принимают меры по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления или явке с повинной. При обнаружении признаков подготовки преступления сотрудники уголовного розыска осуществляют документирование этих противоправных действий для последующего реагирования в уголовно-процессуальной форме. Совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления, обеспечивают безопасность лица либо имущества, на которое возможно преступное посягательство, принимают предупредительные меры, исключающие возможность совершения данного преступления.

Проводя оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних, сотрудники уголовного розыска осуществляют целенаправленную работу по выявлению и разобщению преступных групп подростков, обнаруживают лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством.[19]

Подразделения ОВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков разрабатывают и осуществляют комплексные меры по предупреждению незаконного оборота наркотиков. Наряду с этим они выявляют специфические причины и условия, способствующие незаконному распространению наркотиков, разрабатывают и реализуют меры по их нейтрализации и устранению. Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, данная служба ОВД контролирует производство, хранение и распределение лекарственных наркосодержащих препаратов, иных химических веществ, а также оборудование, применяемое для изготовления наркотиков. Осуществляя подобного рода профилактику, сотрудники подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков выявляют и изобличают содержателей притонов для потребителей наркотиков, а также лиц, склонных к потреблению наркотических средств.

Особое значение в профилактической работе ОВД имеют участковые инспектора полиции, которые первыми получают информацию о бытовых конфликтах, о конкретных правонарушениях и лицах, ведущих антиобщественный образ жизни. Осуществляя предупредительные мероприятия, участковые инспектора полиции предотвращают и пресекают преступления и административные правонарушения, выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимают меры к устранению данных обстоятельств. Участковые инспектора полиции постоянно взаимодействуют с сотрудниками подразделений органов внутренних дел в предупреждении преступлений против жизни и здоровья граждан, хозяйственных и должностных преступлений, а также преступных посягательств против собственности. В нормативных документах подчеркивается, что основные усилия участковых инспекторов полиции должны быть направлены на индивидуально-профилактическую работу с лицами, склонными к правонарушениям, на укрепление связей с населением.

Подразделения патрульно-постовой службы полиции предупреждают преступления на постах и маршрутах патрулирования. Осуществляя патрульно-постовую службу, сотрудники подразделения проверяют наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением, выявляют условия, способствующие совершению преступлений на улицах и в других общественных местах, информируют о них дежурного ОВД. Патрульно-постовая служба пресекает правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах, выявляет места концентрации преступных групп подростков, а также устанавливает лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, занятие проституцией или азартными играми, употребление наркотических средств.

В предупреждении автотранспортных преступлений и дорожных происшествий ведущую роль играют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Сотрудники ГАИ контролируют техническую исправность автомототранспорта и состояние дорог, устанавливают и поддерживают безопасный режим дорожного движения, обеспечивают допуск к управлению автотранспортными средствами лиц, имеющих соответствующую подготовку и водительские удостоверения, принимают меры административного взыскания к нарушителям правил дорожного движения. Подразделения ГАИ проводят, в том числе с использованием средств массовой информации, профилактическую работу по предупреждению угонов и краж автомототранспорта; взаимодействуют с аппаратами уголовного розыска по борьбе с угонами и кражами автомототранспортных средств; выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению правил дорожного движения, иных противоправных действий в сфере дорожного движения, принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению.

Профилактикой преступлений занимаются и другие подразделения и службы ОВД.

Подразделения государственного пожарного надзора осуществляют широкий комплекс организационных, технических, воспитательных, правовых мер предупреждения пожаров. Наряду с профилактикой поджогов и фактов неосторожного обращения с огнем, эти меры способствуют усилению защиты имущества от корыстных посягательств.

Отметим, что определенное воздействие на борьбу с рецидивами преступлений может оказать разработанная концепция уголовной и уголовно-исполнительной политики, сроки и этапы ее осуществления. Эта концепция соответствует потребностям практики борьбы с особо опасным рецидивом, отражает те качественные изменения, которые произошли в последние десятилетия в структуре и динамике рецидивной преступности.

Исследование рецидива и особо опасного рецидива показывает, что рецидивная преступность остается одним из наиболее опасных видов преступности. Повышенная общественная опасность рецидива и особо опасного рецидива обусловлена тем, что совершение преступления во второй и более раз свидетельствует об упорном стремлении лица продолжать преступную деятельность, несмотря на принятые в отношении его уголовно-правовые меры. В последнее время в определенной своей части рецидив преступлений становится более опасным, организованным и профессиональным. Ранее судимые и самые опасные преступники значительно осложняют криминогенную обстановку в стране, совершая определенную часть тяжких деяний. Рецидивная преступность проявляется также и в том, что указанные категории правонарушителей оказывают негативное воздействие на неустойчивых граждан, особенно из числа молодежи, вовлекая их в преступную деятельность, приобщая к воровским идеям, традициям и "законам".

Анализ состояния и тенденций особо опасного рецидива преступлений позволяет констатировать устойчивые изменения к худшему. Следует учесть, что уровень особо опасного рецидива в стране значительно увеличился.

Преступления, совершенные субъектами особо опасного рецидива, характеризуются высокой латентностью. Поэтому значительное число преступлений остается неизвестным сотрудникам органов внутренних дел, прокуратуры и не влечет ответственности виновных. Особо опасный рецидив имеет своеобразный "фон", который составляют неоднократно судимые и молодые люди, при определенных обстоятельствах встающие на путь преступлений.

Сравнение длительных периодов состояния преступности дает возможность выявить ее закономерности, что способствует выработке мер борьбы с рецидивом и особо опасным рецидивом. Коэффициент рецидивной преступности является наиболее объективным показателем ее состояния.

Характер рецидивной преступности выявляется через ее структуру. При этом структура, характер рецидивной преступности не остаются постоянными и зависят от экономических, социальных, исторических, политических условий общества, изменений в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном законодательстве, уровня и состояния практики правоохранительных органов.[20]

Изучение показывает, что общий рецидив остается достаточно большим и составляет около 30% всех преступных проявлений. Специальный рецидив представляет повышенную общественную опасность и свидетельствует о профессионализации преступников. Удельный вес особо опасного рецидива преступлений составляет более 8%.

 

Между преступлениями, совершенными одними и теми же лицами, существуют устойчивые связи, которые определяют структуру особо опасного рецидива. Анализ показывает типичную для каждого вида общественно опасных действий направленность преступной деятельности. Просматривается тенденция увеличения особо опасного рецидива в структуре преступлений против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступлений против собственности.

Около 35% субъектов особо опасного рецидива переходит к другой преступной деятельности, остальные (65%) с еще большим постоянством совершают прежние преступления. С каждой новой судимостью структура особо опасного рецидива преступлений, как правило, утрачивает свои первоначальные особенности. Здесь сказываются увеличивающийся с каждой судимостью возраст преступников и соответствующие санкции за противоправные деяния. Вместе с тем подтверждается приверженность самых опасных преступников к избранному виду преступной деятельности.

Неодинаковы структура и характер рецидива и особо опасного рецидива преступлений в городах и сельских местностях. В сельских районах, которые расположены рядом с крупными городами, рецидив и особо опасный рецидив выше, чем в отдаленных от городов сельских поселках. Все это имеет важное практическое значение, поскольку определяет пути борьбы с рецидивом и особо опасным рецидивом преступлений.

Завершение изложения данного пункта позволяет наметить задачу дальнейшего исследования, которая видится нам в использовании рассмотренных в ней теоретических и прикладных положений. Это может оказаться полезным в деле изучения причин особо опасного рецидива, особенностей личности наиболее опасных преступников, их характеристик, выработки приемов воздействия в зависимости от общественной опасности последствий, формулирования критериев индивидуализации уголовной ответственности и исполнения наказания.

Предупреждение рецидива следует осуществлять в двух направлениях: широком (социальном), что означает необходимость исполнения практически всех осуществляемых в стране мер по борьбе с негативными явлениями и процессами, и в узком, как предупреждение одной из опасных форм преступности силами правоохранительной системы, что связано с:

а) совершенствованием законодательной регламентации борьбы с рецидивом (в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве);

б) совершенствованием предупредительной деятельности правоохранительных органов (МВД, суды, прокуратура), а также государственных органов и общественных организаций на различных этапах борьбы с рецидивной преступностью.

Исключительно важную роль в предупреждении рецидивной преступности играют меры постпенитенциарной адаптации, осуществляемой по выходу осужденного на свободу.

В последнее время в связи с проведением экономической реформы, как уже говорилось выше, в трудовых коллективах развивается устойчивый процесс отторжения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, тем более рецидивистов, а усилия одних правоохранительных органов могут оказаться явно недостаточными. Развитие этих негативных тенденций может отрицательно влиять на борьбу с рецидивом преступлений.

Краткий обзор основных профилактических функций различных служб и подразделений органов внутренних дел показывает, что в распоряжении этих органов имеются большие возможности и действенные средства для эффективной борьбы с преступностью путем комплексного воздействия практически на всю систему ее детерминант.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действующее уголовное законодательство содержит значительное число норм, регулирующих борьбу с различными случаями множественности преступных деяний. Законодательное определение в виде самостоятельных статей получили лишь нормы, относящиеся к условиям признания осуждённого особо опасным рецидивистом, к определению понятия совокупности преступлений и порядка назначения при ней, к порядку назначения наказания по совокупности приговоров. В большинстве же иных случаев соответствующие нормы предусматриваются в составе других уголовно-правовых институтов в виде частей отдельных статей Общей или Особенной части УК РК.

В случаях, специально предусмотренных различными статьями Особенной части УК РК, неоднократностью может быть признано совершение двух и более преступлений, предусмотренных различными статьями УК РК. При неоднократности лицо второй раз совершает тождественное преступление (например, две одинаковые кражи). Тождественными должны признаваться такие деяния, объективные и субъективные признаки составов которых полностью совпадают.

Однако неоднократность будет и в тех случаях, когда совершены не тождественные, а однородные преступления. Преступление не может признаваться совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности, или судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена, или истекли сроки давности привлечения за такое преступление к уголовной ответственности.

От неоднократности нужно отличать продолжаемое преступление, то есть преступление, состоящее из ряда одинаковых преступных деяний, которые охватываются единым умыслом и целью и образуют в целом одно преступление.

Совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями, а в отдельных случаях и частями статьи УК РК, ни за одно из которых лицо не было осуждено или не было освобождено от уголовной ответственности.

Совокупность преступлений характеризуют три признака:

- совершение лицом двух или более преступлений;

- если эти преступления предусмотрены различными статьями УК РК, а в отдельных случаях и разными частями одной статьи;

- если ни за одно из преступлений лицо не было осуждено. Первый признак для совокупности не является специфическим, ибо он присущ и другим видам множественности.

Второй признак указывает на то, что при совокупности преступлений они не могут быть тождественными (тогда налицо повторность), а должны быть разнородными или однородными (например, виновный после кражи совершает хулиганство).

Совокупность возможна, если деяния выражены стадиями предварительной преступной деятельности, соучастием. Не имеет значения форма вины в совершенных преступлениях.

Третьим признаком совокупности признается требование, чтобы лицо ни за одно из преступлений не было осуждено или не было освобождено от уголовной ответственности. Этим признаком совокупность преступлений отличается от рецидива. Для признания совокупности преступлений не учитываются те из них, за которые лицо было освобождено от уголовной ответственности по основаниям, установленным законом.

При наличии совокупности преступлений каждое из преступлений, образующих ее, квалифицируется самостоятельно по той статье (или части), которая предусматривает это преступление.

Среди правоохранительных органов ярко выраженную профилактическую направленность имеют: прокуратура, суд, органы внутренних дел. Это объясняется главным образом закреплением обязанности осуществлять такую работу согласно соответствующему законодательству, а также опыту, приобретенному в этом направлении.

Исключительно важную роль в предупреждении рецидивной преступности играют меры постпенитенциарной адаптации, осуществляемой по выходу осужденного на свободу.

В последнее время в связи с проведением экономической реформы, как уже говорилось выше, в трудовых коллективах развивается устойчивый процесс отторжения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, тем более рецидивистов, а усилия одних правоохранительных органов могут оказаться явно недостаточными. Развитие этих негативных тенденций может отрицательно влиять на борьбу с рецидивом преступлений.

Краткий обзор основных профилактических функций различных служб и подразделений органов внутренних дел показывает, что в распоряжении этих органов имеются большие возможности и действенные средства для эффективной борьбы с преступностью путем комплексного воздействия практически на всю систему ее детерминант.

Рецидив - это совершение нового преступления лицом имеющим судимость за ранее совершённое преступление.

Завершить систему норм института множественности можно было бы статьёй посвящённой идеальной совокупности преступлений, под которой следует понимать совершение лицом одним деянием двух или более преступлений, ни за одно из которых оно не было осуждено.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РК принятая на республиканском референдуме в августе 1995 году (с изменениями и дополнениями на 02.02.2011 г.)

2. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2015 г.)

3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)

4. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.04.2015 г.)

5. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года

6. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2007 года № 8 О применении судами законодательства о рецидиве преступлений (с изменениями и дополнениями от 21.04.2011 г.)

7. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» 27.01.2012 г.

 

Специальная литература:

8. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. Изд-во МГУ, 2005.

9. Малков В.П. Повторность преступлений. Изд-во Казанского университета, 2003.

10. Минская В., Каледина Р. Преступления. Проблемы и перспективы законодательного регулирования.-М., 2003.

11. Пионтковский А.А. Учение о преступлении. М., 2005.

12. Поленов Г.Ф. Уголовное право Республики Казахстан.- Алматы.-ЭдилетПресс.-2003

13. Поленов Г.Ф. Уголовное право Республики Казахстан.- Алматы.-ЭдилетПресс.-2005

14. Сапожников И. Назначение наказания по нескольким приговорам. - Законность, 2005, N8.

15. Святохин П., Жгутов В. К понятиям повторности и неоднократности преступлений. - 24. юстиция, 2003,N1.

16. Уголовное право Республики Казахстан.- Алматы.- Жеты Жаргы.- 2006г.


[1] Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. Изд-во МГУ, 2005.

[2] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2012 г.)

[3] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2012 г.)

[4]Малков В.П. Повторность преступлений. Изд-во Казанского университета, 2003.

[5] Минская В., Каледина Р. Преступления. Проблемы и перспективы законодательного регулирования.-М., 2003

[6] Пионтковский А.А. Учение о преступлении. М., 2005.

[7] Поленов Г.Ф. Уголовное право Республики Казахстан.- Алматы.ЭдилетПресс.-2003

[8] Поленов Г.Ф. Уголовное право Республики Казахстан.- Алматы.-ЭдилетПресс.-2005

[9] Сапожников И. Назначение наказания по нескольким приговорам. - Законность, 2005, N8.

[10] Пионтковский А.А. Учение о преступлении. М., 2005.

[11] Святохин П.,Жгутов В. К понятиям повторности и неоднократности преступлений. - 24. юстиция, 2003, N1.

[12] Уголовное право Республики Казахстан.- Алматы.- Жеты Жаргы.- 2006г.

[13] Уголовное право Республики Казахстан.- Алматы.- Жеты Жаргы.- 2006г.

[14] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2012 г.)

[15] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2012 г.)

[16] Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2007 года № 8 О применении судами законодательства о рецидиве преступлений (с изменениями и дополнениями от 21.04.2011 г.)

[17] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2012 г.)

[18] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.02.2012 г.)

[19] Минская В., Каледина Р. Преступления. Проблемы и перспективы законодательного регулирования.-М., 2003.

[20] Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. Изд-во МГУ, 2005.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.