Аттестация комиссией. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Аттестация — это институционализированная оценка субъекта (объекта), в рамках которой на основе анализа прошлого комиссия пытается сделать выводы применительно к будущему. Требования, предъявляемые к аттестации: 1. систематичность, регулярность; 2. формализованность (использование специальных форм); 3. наличие предварительно сформированных критериев, стандартов, требований (если их нет, человеку трудно ориентироваться в том, хорошо ли он тает); 4. четкое определение периодичности и конкретных сроков проведения. Типы критериев стандартов: 1. количественные показатели работы и ее результатов; 2. сроки выполнения заданий; 3. финансовые результаты; 4. процедуры, которые необходимо соблюдать; 5. допустимое количество ошибок, нарушений, сбоев и проч. Аттестации предшествует заполнение непосредственным руководителем или сотрудником кадровой службы анкеты на аттестуемых. Позициями такой анкеты могут быть: 1. самостоятельность в выполнении заданий; 2. требовательность к себе и другим, умение контролировать подчиненных; 3. настойчивость в достижении цели; 4. способность отстаивать точку зрения; 5. умение решать проблемы, координировать работу подчиненных или коллег; 6. поведение в критической ситуации 7. аккуратность; 8. отношение к своим обязанностям; 9. принципиальность и честность; 10. контактность; 11. руководство подчиненными; 12. профессиональные знания и навыки; 13. восприятие критики; 14. использование рабочего времени; 15. качество выполнения работы; 16. уровень культуры; 17. здоровье и работоспособность; 18. поведение в коллективе, в том числе с лицами противоположного пола; 19. наличие вредных привычек; 20. производственный опыт; 21. отношение к руководству и проч. Администрация предприятия по согласованию с выборным профсоюзным органом (если таковой существует) до начала календарного года утверждает и не менее чем за месяц до его начала доводит до сведения работников сроки, график, а также список должностей, подлежащих аттестации, составы комиссий, правила и критерии оценки.
Оценочные центры Изучение и оценка работников (в основном руководителей или претендентов на занятие этой должности) может осуществляться также в специальных центрах. Их основные задачи: ■ выявление перспективных для дальнейшего продвижения работников и оценка управленческого потенциала; ■ отбор будущих руководителей; ■ определение потребности в индивидуальной программе обучения, Для работы они привлекают руководителей, практиков и психологов, способных выявить тонкости поведения, которые могут не заметить посторонние. Суть работы центров в том, что предварительно отобранная группа из 10—1 человек проходит в течение 2—3 дней обучение по специальной программе, в которую входят: 1. Индивидуальные упражнения, моделирующие наиболее типичные для оцениваемой деятельности деловые ситуации и позволяющие оценить профессионализм, мыслительные и организационные способности. 2. Интервью для получения информации о личных целях, ценностях, организационных и коммуникативных способностях, личностных качествах. 3. Групповые упражнения, моделирующие коллективную деятельность. Они дают информацию о типичных способах поведения человека в ее рамках, особенностях взаимодействия людей в группах, позволяют оценивать коллективизм и организационные навыки, умение отстаивать свою точку зрения. 4. Организационно-управленческие игры моделируют управленческие ситуации, требующие выработки решений по стратегии развития, основываются на проблемах конкретных организаций. 5. Тесты, приближенные к реальности и составляемые так, чтобы можно было предложить много вариантов ответа, из которых лишь один правильный. В любом упражнении каждый кандидат оценивается порознь несколькими экспертами, затем они совместно обсуждают личные впечатления и выносят общую оценку. Проверка кандидатов в западных оценочных центрах выглядит примерно следующим образом: Игра по распределению ограниченных материальных и финансовых ресурсов со сменой условий Дискуссия о продвижении в должности воображаемого работника, в рамках которой каждый защищает «своего подопечного» (показывает способность убеждать других). Принятие в ограниченное время решений по вопросам, входящим в компетенцию должности, которую предположительно займет аттестуемый. 30-минутное интервью с лицами, поступающими на работу в фирму. Анализ ситуаций в группах (4 человека) по различным проблемам управления персоналом: согрешение конфликтов, продвижение по службе, поощрение. Анализ управленческой информации и выполнение роли консультанта направившей их фирмы. Групповой анализ. Участники группы представляют информацию о своих взаимных ожиданиях, затем обсуждают расхождения и их причины. Требует времени, конфликтно. Интервью-консультация (обсуждение возможных последствий тех или иных решений). Требует высокой квалификации. Изучение «полярных профилей» - представлений человека о себе в настоящем и будущем; что о нем думают окружающие. Исследуемый должен признать у себя положительные (без заносчивости и самодовольства) и отрицательные качества (последним нельзя дать властвовать над собой, ибо в этом случае происходит искажение или игнорирование информации о себе) и составить их список. Все это впоследствии позволит легче бороться с негативом и совершенствоваться в позитиве. Результаты оценки представляются в виде заключения, предназначенного для администрации. Оно строится развернуто, с подробным перечислением деловых качеств каждого лица, характера, способностей к руководству, навыков, квалификации, сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей, готовности к принятию искомой должности, пригодности для последующего продвижения, необходимости дополнительного обучения. Иногда может даваться закрытая оценка (отчет секретный), которая позволяет клее откровенно излагать мнение о субъекте. Заключение может выглядеть следующим образом: Общее заключение. Впечатление о субъекте до оценки; как он зарекомендовал себя на практике; итоговое впечатление: способности, достоинства и недостатки. Детальное перечисление сильных и слабых сторон (личностных и организаторских) - навыки, квалификация, потенциальные возможности (способности к лидерству, общение, поведение в группе, возможный стиль руководства и проч.). Предложения. Пути устранения недостатков и рекомендации по использованию сотрудника в дальнейшем.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|