Здавалка
Главная | Обратная связь

Беседа одиннадцатая



Предлагаем вам новые слого-словные циклы. Дети должны произносить их в движении — во время ритмичной ходьбы с выделением ударного слога путем приседания, различных движений рук или тела и т.д.

Первый цикл: ТАтит, ТАтит..., второй цикл: ТАтит ВАрит, ТАтит варит. Первый цикл: татаТО, mamaTO..., второй цикл: mamaTO далеКО, mamaTO далеКО. Первый цикл: mamaTAЛ, mamaTAЛ. Второй цикл: mamaTAЛ угаДАЛ, татаТАЛ угаДАЛ. Первый цикл: таТОта, таТОта..., второй цикл: таТОта – каРОва, maTOma каРОва (корова) и т. п.

Напоминаем, что эти слогосочетания и слова произносятся по многу раз (а не по два, как повторяется в наших примерах). Взрослым полезно действовать вместе с ребенком — идти рядом с ним, держа его за руку и помогая выполнять те или иные движения. Сначала идти можно в относительно медленном темпе, постепенно его ускоряя. Таким же должно быть и произнесение слогов и слов — сначала медленное, потом быстрое. Обращаем ваше внимание на то, что при медленном темпе ходьба и произнесение не должны быть обрывистыми, они должны быть слитными и плавно переходить друг в друга, т. е. ритм изолированного слогосочетания переходит в ритм длинного, сложного слогосочетания: mamaTO, mamaTo mamaTOmamaTOmamaTO. Конечной целью этих упражнений является быстрое произнесение слогов и слов.

Для развития подвижности речевого аппарата и ритмичной речи, детям очень полезно произносить длинные ряды слогов с меняющимися согласными и гласными звуками и с изменением места ударения. Эти упражнения проводятся обязательно с электро-акустической аппаратурой. Лучше их выполнять во время ходьбы или стоя, покачиваясь на ударном слоге. Иногда можно проводить их и сидя, но тоже покачиваясь в такт произнесению, чтобы тело было раскованным.

Приводим примеры упражнений: виПАву, виПАву (сначала слогосочетание произносится изолированно, а потом подряд, без перерыва), виПАвувиПАвувиПАву...; латаВА, латаВА — латаВАлатаВАлатаВА; випаВУ, випаВУ, випаВУ випаВУ випаВУ, лаТАва, лаТАвалаТАвалаТАва.

Эти упражнения формируют у ребенка более естественное произношение и более быстрый темп речи. Они помогают ему преодолевать затруднения, которые возникают при изменении положения речевых органов (языка, губ, челюсти) во время произношения разнообразных звуков, составляющих различные слова. Сначала он произносит слогосочетания несколько замедленно, пока не запомнит их звуко-слоговую структуру. После этого ребенка следует стимулировать к очень быстрому произнесению. Для этого активно используется слухо-зрительное восприятие — первоначально ребенок говорит одновременно с вами (сопряженное проговаривая), а затем самостоятельно.

Перейдем к описанию приемов вызывания звука и, если он еще не появился в речи вашего ребенка. (Вновь напоминаем, что работа проводится только с аппаратурой — индивидуальным аппаратом или усилителем.)

Вы и ребенок становитесь друг против друга на расстоянии не менее 1 м. Сначала вы показываете, что он должен будет делать. Ребенок прижимает к бокам согнутые в локтях руки с выставленными вверх указательными пальцами, затем начинает медленно подниматься на носки, одновременно медленно поднимает руки вверх и длительно произносит (тянет) звук и (ииии). Затем показ повторяется. После этого вы вместе с ребенком выполняете те же действия несколько раз. Звук и следует произносить, обрывая его; нельзя говорить чрезмерно высоким (неестественным) голосом: тогда у ребенка может появиться дефект – фальцет, т.е. неестественно высокий голос.

Это упражнение надо повторять часто (но на одном занятии долго им заниматься не следует), так как у многих детей звук и появляется не сразу. Можно произносить его не изолированно, а в слоге пи; характер движений при этом остается прежним. Для того чтобы ребенок имел большой опыт восприятия звучания данного звука, он должен больше слышать вас. Поэтому на каждом занятии ребенок слушает образец вашего произнесения, а затем говорит с вами вместе, вновь слушает, вновь говорит одновременно, а потом — один, прослушивая себя.

Когда звук и получится, можно переходить к произнесению йотированных звуков, или дифтонгов (т. е. двойных): я, ё, ф, ю.

Поднимаясь до предела на носки, вытянув вверх, произнося звук и, вы переходите к новому движению. Руки с вытянутыми указательными пальцами из положения наверху быстро направляются вниз, к груди; произнесение звука и сокращается до и краткого — й. Когда пальцы доходят до груди, то взрослый заканчивает произнесение дифтонга: ййййаааа, ййййааа, я. Внешний облик этого движения указывает на то, что человек говорит о себе (я) и при этом на себя и показывает. Такие движения с произнесением я нужно повторить несколько раз. Необходимо помнить, что к произнесению дифтонгов можно переходить только после того, как звук и начнет звучать у ребенка чисто, правильно. Если в звуке имеются какие-нибудь дефекты (например, он произносится как э или ы), работу с этим звуком следует продолжить.

Беседа двенадцатая

Воспитание у глухих и слабослышащих детей естественной по темпу, ритму и слитности речи требует длительного времени и производится на разнообразном материале. Поэтому мы предлагаем вам новые циклы слогов и слов. Напоминаем, что дети произносят их во время ходьбы в течение 1—3 мин, в зависимости от их

возраста и достигнутого умения. В циклы следует включать только те слова, которые ребенок произносит хорошо. Однако не все звуки при этом могут произноситься точно — некоторые звуки он пока заменяет другими, более легкими, например: д — га, бп, г – к, з — с, ш с, ж — з, с, ш, ц с, ч с, ш (эти замены в основном соответствуют требованиям сокращенной системы фонем, разработанной Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезиной).

Первый цикл: тиТИТ, тиТИТ, ..., второй цикл: тиТИТ виТИТ виСИТ... . Первый цикл: ТИтит, ТИтит..., второй цикл: ТИтит ЧИнит, ТИтит ЧИнит, ТИтит Чинит (ребенок может говорить: синит, шинит, щинит). Первый цикл: muTA,muTA, тиТА, второй цикл: тиТА зиМА, тиТА таТАзиМА (допустимо сима). Первый цикл: TAmum, ТАтит ..., второй цикл: ТАтитЖАрит, ТАтит Жарит, ТАтит ЖАрит... (допустимо сарит, шарит). Первый цикл: татаТАЛ, mamaTAЛ, татаТАЛ, второй цикл: татаТАЛ патеРЯЛ, татаТАЛ патеРЯЛ (потерял), татаТАЛ патеРЯЛ (допустимо пятилял). Первый цикл: таТАтак, таТАтак, таТАтак..., второй цикл: таТАтак паДАрак (подарок), таТАтак — паДАрак (допустимо патарак). Первый цикл: ТАтата, ТАтата, второй цикл: ТАтата Яблака (яблоко), ТАтата Яблака, Татата Яблака (допустимо яплака).

При выполнении упражнений вы внимательно вслушиваетесь в произношение детей. Если быстрый темп речи и ходьбы вызовет дефект произнесения какого-либо звука, то нужно остановить ребенка и дать ему возможность воспринять правильное звучание того слова, в котором произошел сбой; восприятие происходит на слухо-зрительной основе. Ребенок повторяет слово правильно, и после этого возвращается к ритмизированной ходьбе. Для того чтобы дефект не возник вновь, он помогает себе каким-нибудь движением в момент произнесения трудного звука. Например: повторяя слово зима в ритме тиТА зиМА, ребенок в момент произнесения звука м поднимает и плавно опускает руку (во время ходьбы), т. е. прибегает к помощи того движения, которое использовал в период вызывания данного звука.

Каждое слово, которое ребенок произносит в том или ином цикле, должно обязательно включаться в какую-либо деятельность. Это может произойти и до ритмизации, и после нее. Так словом зима ребенок пользуется во время аппликации, рисования или рассказа по картинке; словом жарит — при наблюдении (активном, с соучастием) за работой взрослого на кухне; слоном подарок при изготовлении подарка кому-либо из родствен или знакомых и т. п.

Если ваш ребенок уже приобрел некоторый опыт ритмизации,то можете переходить к более сложной деятельности – к произнесению ритмов-стихов, не оставляя при этом слоговых и слого-словных циклов. Работа с циклами должна продолжаться все усложняясь не только в течение дошкольного периода, но и во время обучения ребенка в школе.

Ритмы-стихи напоминают по форме стихотворения и готовят детей к ритмическому чтению стихотворений в будущем. Приводим образцы ритмов-стихов:

паПАпи, татаТО, татаТУ, папаПА,

паПАпи, татаТО, татаТУ, папаЛЯ

паПАпи, ТАта, ТАта, ТАту, ТАту, папаЛя

паПА! татаТО! тутуТУ! папаЛЯ

Эти «стихи» дети также произносят во время ходьбы, выделяя все ударные слоги особым движением (взмахом одной руки или обеих рук, приседанием на одну ногу, хлопками и т. п.) Заучивают ритмы с помощью слухо-зрительного восприятия (писать ритмы не надо) в совместной со взрослым деятельности—речи и ходьбе.

Запоминание ритмов требует многократных повторений, т.к. для ребенка это очень сложно. Ему нужно запомнить звуковой состав ритмов, ритм слогов, ритмы слогосочетаний. Кроме того, ритмы надо уметь сочетать с движениями. Поэтому ни в коем случае не следует торопить ребенка с самостоятельным воспроизведением этих «стихов». Если спешить с заучиванием, то у ребенка появится отрицательное отношение к данному виду занятий, а это нанесет большой ущерб речевому развитию ребенка. Овладение ритмами-стихами необходимо для детей: оно имеет очень важное значение для развития речедвигательной памяти, для овладения устной формой речи. Использование слогового материала создает базу для воспроизведения детьми слов с разной слоговой структурой, а чувство ритма, которое воспитывается в процессе этих упражнений, облегчает овладение устным словом. Ритмизированная речь, которую ребенок воспринимает от взрослого и при самопрослушивании, оказывает огромное влияние на развитие речевого слуха.

Занятия с ритмами-стихами должны проводиться весело, у ребенка должно создаваться радостное ощущение самого процесса ритмичного движения и говорения. Это чувство возникает всегда, когда он входит в ритм. Чтобы рождалось ощущение удовольствия, следует подольше задерживаться с каждым ритмом на совместной деятельности вашей и ребенка. Тогда он скорее перестанет терять слоги и слогосочетания и сбиваться с ритма, а это, увы, происходит часто, когда вы рано переводите ребенка на самостоятельную ходьбу и говорение. Поэтому при отработке каждого ритма-стиха вы длительное время (две-три недели, а может быть, и дольше) ходите и говорите вместе с ним, держа его за руку или прижимая к себе (к боку); все движения (и речь) ребенок производит одновременно с вами, подчиняясь вашей инициативе. Упражнения не должны быть очень долгими: вы должны знать своего ребенка и прекращать упражнение тогда, когда чувствуете, что он устает и теряет интерес к занятиям.

Ребенок должен иметь простор для движения, а не топтаться на пяточке, вы оба должны быть заинтересованными и улыбающимися, веселыми, а иногда и азартными.

Помимо описанных упражнений со слого-словными циклами и ритмами-стихами, необходимо продолжать развивать подвижность речевого аппарата ребенка. В прошлой беседе мы привели несколько примеров таких упражнений. Теперь пополним этот материал: таВУпа, таВУпа, таВУпатаВУпатаВУпа; ТУмата, ТУмата, ТУматаТУматаТУматаТУмата...; туМАта, туМАта, туМАтатуМАта; ПАвапава, ПАвапава, ПАвапаваПАвапа ПАвапаваПАвапа,

ПАвапаваПАвапава; пиЛАпиЛА, пиЛАпиЛА..., пиЛАпиЛАпиЛАпиЛА...

Каждое новое слогосочетание дети произносят несколько дней, подражая вам на основе слухо-зрительного восприятия. В дальнейшем вы лишь даете образец отработанного слогосочетания, а ребенок произносит его самостоятельно. Для того чтобы слогосочетания запоминались легче, он может пользоваться ритмичными движениями.

Беседа тринадцатая

Нашу очередную беседу начинаем с рекомендаций по развитию у детей речевого дыхания, свободного речевого потока. Рекомендации направлены на то, чтобы речь детей не была зажатой, затрудненной, сдавленной; наоборот, она должна стать легкой, естественной, ритмичной, слитной и быстрой. Если вы регулярно проводите упражнения, которые мы рекомендовали в предыдущих беседах, то ваш ребенок может самостоятельно воспроизводить многие циклы, предложенные в них. Эту работу следует продолжать, усложняя требования. Теперь ребенок учится произносить четырехсложные слова и короткие фразы, включенные в слого-словные и слого-фразовые циклы. Материал он произносит во время ходьбы, выделяя ударные слоги разными способами: приседанием, выбросом руки (рук) в стороны или вверх, хлопками, поворотами туловища вправо или влево и т. п. В упражнения можно постепенно включать и слова со стечением согласных звуков, и слова со звуками м, н, с, з, если ребенок произносит эти звуки правильно во всех позициях. Приводим образцы слого-словных циклов.

Первый цикл: татаТОнак, татаТОнак, татаТОнак.... Второй цикл: татаТОнак параСЕнак (поросенок; ребенок может говорить паласонак), татаТОнак параСЕнак... . Первый цикл тот же, второй цикл: татаТОнак мидвиЖОнак (медвежонок допустимо митвиз'онак, митвисонак), татаТОнак мидвиЖОнак… Первый цикл: тутаТИта, тутаТИта..., второй цикл: тутаТИтабураТИна (Буратино; допустимо пулатина), тутаТИта — бураТИна... . Первый цикл: татаТАтал, татаТАтал..., второй цикл: татаТАтал ацаРАпал (оцарапал; допустимо асалапал). Первый цикл: ТУтатите, ТУтатите..., второй цикл: ТУтатитеТУлавище (туловище, допустимо тулависэ, тулависе), ТУтатитеТУлавище... . Первый цикл: ТУтатита, ТУтатити. , второй цикл: ТУтатита ПУгавица (пуговица; допустимо пукависа) ТУтатита ПУгавица ... и т. п.

Не забывайте внимательно следить за произношением ребенка во время длительной ритмической ходьбы и при соскальзывании некоторых звуков под влиянием быстрого темпа тут же исправлять его. Если и после исправления ребенок вновь будет произносить тот или иной звук неправильно при включении слова в ходьбу, то это слово нужно временно исключить из этих упражнений и отработать его вне ходьбы. Помните — допустимо приближенное произношение. (См. беседу двенадцатую).

При переходе к ритмичному (в движении) произнесению фраз, сначала следует отработать несколько длинных цепочек ритмов с двойным ударением: ТАтатиТИТ, TAmamuTИT, TAmamuTИT, ТУтатаТУТ, ТУтатаТУТ; myTAmamaTAma, myTAmamaTAma, туТAmamaTAma, TAmamaTAma и т. п.

Примерами слого-фразовых циклов могут быть такие:

Слоговой цикл: ТАтатиТИТ, ТАтатиТИТ...; второй ЦИК: ТАтатиТИТАлясиДИТ (Аля сидит), ТАтатиТИТ Алясидит, ТАтатиТИТ АлясиДИТ; третий цикл: АлясиДИТАлясиДИТ,АлясиДИТ... . Первый цикл: ТУтатиТИТ, ТУтатиТИТ...; второй цикл: ТУтатиТИТ УТкалиТИТ (утка летит), ТУтатиТИТ — УТкалиТИТ...; третий цикл: УТкалиТИТ УТкалиТИТ УТкалиТИТ. Первый цикл: myTOmamaTAma, myTOmamaTAma...; второй цикл: myTOmamaTAma уВОвылаПАта (у Вовы лопата), myTOmamaTAma уВОвылаПАта...; третий цикл: уВОвылаПАта уВОвылаПАта уВОвылаПАта... и т. п.

Первое время у ребенка будет возникать пауза на границах между фразами. Постепенно приведите его к тому, чтобы у него увеличился объем речевого дыхания и он смог бы произносить на одном выдохе все большее число слогов, объединяя две-три фразы.

Напоминаем, что при произнесении всего этого материала дети проходят большие расстояния: лишь при многократном повторении каждого цикла они входят в ритм, могут организовать свое дыхание и без труда двигаться и говорить в освоенном ритме, ускоряя темп и приобретая все большую свободу и легкость движений и речи, получая от этого удовольствие. Особенно полезно проводить эти упражнения на воздухе, в теплое время года: во дворе, в саду, в лесу, на лугу, в поле, на берегу реки или моря и т. п. Нужно привлекать к этой речевой игре и других детей — слышащих, которые часто также испытывают значительные трудности в воспроизведении ритмов, в синхронном произнесении и ходьбе. Дети с нарушениями слуха и слышащие могут выполнять упражнения парами, тройками, держась за руки; могут идти друг за другом.

Весь указанный нами материал дети произносят сначала вместе с вами (в движении), держась за руку взрослого. Убедившись в том, что ребенок схватил, почувствовал ритм, готовьте его к самостоятельному действию. Начав на очередном занятии ходить и говорить вместе с ребенком, вы затем отходите в сторону и доброжелательно, заинтересованно наблюдаете за ним. Если наступает сбой, вновь включитесь в ходьбу и налаживайте ритм. В дальнейшем

ребенок должен выполнять упражнения самостоятельно. Не забывайте хвалить малыша, радоваться вместе с ним: «Ты ходил хорошо, долго и говорил хорошо». В данном виде деятельности, как и в других, очень полезно играть в «маленького учителя». Вы и ребенок меняетесь время от времени ролями: то вы даете какой-либо ритм, то он становится учителем и предлагает свой ритм (из тех, над которыми проводится работа, или придуманный самим ребенком).

Теперь перейдем к описанию приемов вызывания звука с. В появлении этого звука огромную роль играет слуховое восприятие. Подавляющее большинство глухих и слабослышащих дошкольников ощущают этот звук на слух с помощью слуховых аппаратов при увеличении громкости. Однако ощущать звучание еще не значит слышать звук. Дети учатся произносить звук с с помощью слухо-зрительного восприятия; произнесение сопровождается плавными движениями рук (руки). Вы и ребенок с аппаратом (или в наушниках) стоите друг против друга, подняв руки на уровне плеч и разведя их в стороны; кисти подняты, ладони повернуты от себя. В момент произнесения звука с руки начинают медленно опускаться вниз, а ладони как бы скользят сверху вниз по какому-то предмету; звук произносится взрослым в микрофон интенсивно

И длительно — ссссс. Взрослый держит микрофон недалеко ото рта, но, не прикасаясь к нему губами. Прослушав вас, ребенок пытается повторить ваши движения и произнести звук. Вы подносите микрофон к губам ребенка и в этот момент значительно увеличиваете громкость в аппарате (или в усилителе), для того чтобы он услышал себя. Большое усиление должно быть лишь временным, для самопрослушивания, для того чтобы такие тихие для глухих и слабослышащих звуки, какими являются свистящие и шипящие, были им слышны.

Упражнения по вызыванию звука с повторяются несколько раз (но они не должны вызывать утомления): сссс...— и одновременное движение рук, снова сссс...— и движение рук и т. д.. Постепенно ребенок входит в ритм этого процесса и оказывается внутри движущейся озвученной пространственной системы, которую сам же создает. У части детей правильное звучание получается достаточно скоро (иногда на первом занятии); у других звук счистый, но ослабленный; у некоторых детей появляется выдох; может получиться и средний между си ф. Следует поощрять все попытки.

Следите за тем, чтобы ребенок обязательно сам действовал руками, а не только смотрел на движение ваших рук. Распространенной ошибкой является как раз то, что движения руками и теломпроизводите вы, а не ребенок. Смысл фонетической ритмики состоит именно в том, чтобы была активизирована вся двигательная система ребенка, все группы мышц, которые ответственны за появление того или иного произносительного элемента.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.