Здавалка
Главная | Обратная связь

СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.



Высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара»

Кафедра МП и БЖД

 

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

АГПИ им.А.П.Гайдара – 2011 г.

УДК 355,58 (075,8)

ББК 68,9 я73

Б40

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

 

Рецензенты:

А.И.САБУРЦЕВ, доцент, кандидат биологических наук,

начальник штаба ГО ГОУ ВПО «АГПИ им.А.П.Гайдара»

В.И.ОМЕЛЬЧЕНКО, руководитель Комитета

Гражданской защиты и пожарной безопасности г.Арзамаса

Е.Е.КОНЮХОВ, доцент, кандидат медицинских наук

доцент кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Калюжный Е.А.

Б40 Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е.А. Калюжный

С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, Д.Г. Сидоров; АГПИ им.А.П.Гайдара. -

Арзамас: АГПИ, 2011. – 300 с.

 

 

Учебное пособие составлено согласно государственного образовательного стандарта 2005 года по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

В пособии раскрыты основные компоненты личности безопасного типа: предупреждение, уклонение и преодоление опасности; основные вопросы национальной, международной, экономической, информационной и экологической безопасности; рассмотрены структура и задачи РСЧС и ГО, предупреждение и ликвидация ЧС природного, техногенного и социального характера.

Содержание учебного пособия охватывает основные стороны безопасной организации учебного процесса в образовательных учреждениях: организацию противопожарного режима, антитеррористических мероприятий, действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, структуру ГО в учебных заведениях, организацию и проведение «Дня защиты детей».

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

УДК 355,58 (075,8)

ББК 68,9 я73

 

© Калюжный Е.А., 2011.

© Михайлова С.В., 2011.

© Напреев С.Г., 2011.

© Сидоров Д.Г., 2011.

© Арзамасский государственный

педагогический институт им. А.П.Гайдара, 2011.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….……….6

Тема 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД…………………..…………………..7

1.1. Определение и значение основных понятий науки БЖД……………………7

1.2. Личностные факторы, определяющие безопасность

жизнедеятельности…………………………………………………...………11

Тема 2: КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ………….…….14

2.1. Определение и классификация чрезвычайных ситуаций…………….……14

2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера…………17

2.3. Классификация и причины ЧС техногенного характера…………….…….20

2.4. Определение и классификация ЧС социального характера……………….23

Тема 3: ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ……………………………….………….…24

3.1. Общие требования и правила поведения учителя и учащихся

при угрозе ЧС…………………………………………………………….…..24

3.2. Правила поведения населения и действия учителя при ЧС

природного характера………………………………………………………..26

3.3. Правила поведения населения и действия учителя при ЧС

техногенного характера…………………………………………………...….42

3.3.1. Аварии с выбросом АХОВ……………………………………………..42

3.3.2. Аварии с выбросом радиоактивных веществ……………………..…..44

Тема 4: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

КРИМИНОГЕННАЯ ОПАСНОСТЬ………………………………..……..49

4.1. Характерные черты толпы и паники, правила безопасного

поведения в толпе…………………………………………………………….49

4.1.1. Толпа, виды толпы……………………………………………….…….50

4.1.2. Паника……………………………………………………………….….51

4.1.3. Безопасность в толпе…………………………………………………..54

4.2. Криминогенная опасность, способы защиты

в чрезвычайных ситуациях криминального характера……………………..54

4.2.1. Кража……………………………………………………………………54

4.2.2. Вымогательство и мошенничество………………………………..…..55

4.2.3. Правила поведения в случаях нападения на улице……………..……59

4.2.4. Приставания пьяного……………………………………………….….60

4.2.5. Нападение в автомобиле……………………………………………….61

4.2.6. Предупреждение криминальных посягательств в отношении

детей……………………………………………………………………..61

4.2.7. Правовые основы самообороны в криминальных ситуациях……….62

4.2.8. Основные правила самообороны…………………………………...…63

4.2.9. Средства самозащиты и их использование………………….…..……64

Тема 5: РСЧС и ГО. СТРУКТУРА и ЗАДАЧИ……………………………...……69

5.1. Этапы становления РСЧС и ГО……………………………………….……69

5.2. Задачи, структура и режимы функционирования РСЧС…………….……71

5.3. Структура и задачи ГО в различных режимах ее

функционирования………………………………………………….……….80

Тема 6: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ…………………..……….…….84

6.1. Влияние опасных факторов среды обитания на человека…….…….……84

6.2. Основные принципы охраны окружающей среды…………………..……91

6.3. Глобальные экологические проблемы современности……………..…….94

Тема 7: ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И

ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА……………..………………….……..100

7.1. Опасные факторы окружающего мира, экстремальные

ситуации, правила безопасного поведения на воде……………….……100

7.2. Способы выживания в условиях автономного существования........…..106

7.3. Экстремальные ситуации в социуме, правила поведения

и меры предосторожности………………………………………...………110

Тема 8: ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ……………………………………..……….119

8.1. Физические и химические явления пожара,

его поражающие факторы…………………………………………..…….119

8.2. Средства тушения пожара и способы их применения………..……..…..122

8.3. Правила противопожарного режима, виды пожарной

сигнализации, этапы и пути эвакуации из зоны пожара………….…….128

8.4. Правила пожарной безопасности учебного заведения и

правила поведения при пожаре…………………………………….……..131

Тема 9: ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ. ПРАВИЛА

БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ………..………134

9.1. Зоны повышенной опасности на городском транспорте,

правила безопасного поведения………………………………………….134

9.2. Зоны повышенной опасности на железнодорожном транспорте,

правила безопасного поведения………………………………………….139

9.3. Зоны повышенной опасности на авиационном транспорте,

правила безопасного поведения………………………………..….……..142

9.4. Зоны повышенной опасности на водном транспорте,

правила безопасного поведения………………………………………….146

Тема 10: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ…………………..…...151

10.1. Задачи национальной и экономической безопасности РФ……..….…..151

10.2. Принципы международной безопасности…………………….….……..156

10.3. Проблемы продовольственной безопасности………………….………159

Тема 11: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ………………….……….163

11.1. Нормативно-правовое обеспечение информационной

безопасности, значение информационного резонанса………..……….163

11.2. Формы, методы и способы защиты интеллектуальной

собственности, деловой информации и сведений, составляющих

государственную и служебную коммерческую тайны…………….….167

11.3. Методы и средства защиты электронной информации………….…….172

11.4. Энергоинформационная безопасность………………………………….175

Тема 12: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ……….……180

12.1. Характеристика экономической безопасности личности………..……180

12.2. Формы кредитования физических лиц………………………………….181

12.3. Формы инвестирования……………………………………………...…..184

12.4. Виды страхования человека и имущества………………………..…….194

12.5. Основные положения защиты авторских прав………………..….……202

12.6. Основные положения защиты прав потребителей……………..……...206

Тема 13: ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ

ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА………………………………….213

13.1. Определение и причины возникновения экстремизма и

терроризма………………………………………………………………..213

13.2. Особенности международного терроризма……………………….……218

13.3. Принципы и задачи борьбы с терроризмом……………………………222

13.4. Правила поведения заложников и организационные

мероприятия по защите от терроризма в

образовательных учреждениях………………………………….….…..225

Тема 14: СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ…………………….227

14.1 Поражающие факторы ядерного оружия…………………….…….227

14.2.Поражающие факторы химического оружия и правила

поведения в очаге химического поражения………………………..231

14.3. Поражающие факторы биологического оружия

и правила поведения в очаге бактериологического

поражения…………………………………………………..…….….234

14.4. Обычные средства поражения………………………………...…….238

14.5. Новые виды оружия…………………………………………...……..240

Тема 15: ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГО.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………..….…246

15.1. Способы защиты населения в мирное и военное время………..…246

15.2. Виды защитных сооружений ГО………………………………...….247

15.3. Способы защиты населения от поражающих факторов………...…255

15.4. Виды работ по ликвидации последствий ЧС…………………...….257

15.5. Особенности защиты детей………………………………….......…..262

Тема 16: СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ……………...……..263

16.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания………..……263

16.2. Средства индивидуальной защиты кожи……………………..……272

16.3. Медицинские средства индивидуальной защиты…………….…...278

Тема 17: ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ……………………………..………………….....…282

17.1. Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях…..…….282

17.2. Функциональные обязанности по ГО должностных лиц……..…..284

17.3. Основные обязанности учащихся и персоналаучебных

заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО.............………289

17.4. Организация и проведение работы в учебном заведении

по защите детей при ЧС………………………………………....…..291

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…299

ВВЕДЕНИЕ

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воз­действию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят огром­ный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали года­ми, десятилетиями и даже веками.

Развернувшаяся в XX в. беспрецедентная по масштабам инженерная деятель­ность, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом неко­торые из них, например, связанные с авариями на потенциально опасных объек­тах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химически опасных объектах), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышаю­щий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.

Количество аварий, к сожалению, не уменьшается. Причины этого в том, что современное производство усложняется, на малых площадях концентрируются значительные энергетические мощности. Все это увеличивает вероятность воз­никновения аварийных ситуаций. Довольно часто они приобретают характер ка­тастроф, приводят к трагическим последствиям. Порой по количеству жертв они превосходят даже войны. Человек же настолько свыкся с опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности.

Кроме техногенных аварий и катастроф, человека подстерегают и другие опасно­сти. Человек зачастую не может устоять перед силами природы, стихийные про­явления которых вызывают катастрофы, разрушения, гибель многих людей. Можно избегать мест, где разгулялась стихия, но в настоя­щее время это не всегда возможно, Поэтому, чтобы не попасть в беду, необходи­мо знать о возможных стихийных явлениях, учитывать их особенности и пра­вильно вести себя.

Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в высших учебных заведениях России с 01.09.91 г. введено Постановле­нием Совета Министров РСФСР от 14.05.91 г. № 253.

Введение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлено тем, что жизнедеятельность че­ловека, направленная на преобразование природы, и создание комфортной ис­кусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Опасности для человека вызывают его собственная жизнедеятельность, разрушение духовно-нравственных основ человеческого об­щества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся условиях приводит к катастрофическим последствиям.

Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения и особенно­сти, свой характер развития, по-своему воздействует на человека и его среду оби­тания. Попричинам возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные (стихийные бедствия), техногенные, биолого-социальные и экологические. Задача дисциплины БЖД — не только познакомить студентов с этими чрезвычайными ситуациями, но и научить правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохра­нить здоровье, а может быть, и жизнь.

Тема 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.