ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН
Речь идет о выработке и использовании знаков, в идеале - полноценную знаковую систему графических, изобразительных, словесных, звуковых и т.д. символов фирмы. Прежде всего это - название фирмы и аббревиатура этого названия. Желательны их краткость и благозвучие, чтобы они не царапали глаз и слух, причем, не только на русском языке. Если не задуматься над этим, то вполне возможными будут трагикомические ситуации и положения, в которые поставят себя и фирму ее менеджеры, в силу неблагозвучия, а то и нежелательных ассоциаций, вызываемых названием или аббревиатурой. Следующий компонент - эмблема, которая может иметь исполнение как на основе изобразительного символа (привлекательный зверек, растение, здание, архитектурный или ландшафтный силуэт, фигурка, профиль и т.п.) или специально выполненного написания аббревиатуры, или как их комбинация. На фирме могут быть приняты особые шрифты, используемые в документах и по которым легко распознаются материалы именно данной фирмы. Могут быть приняты и определенные цвета, а то и цветовая гамма, используемые в документации, рекламе, оформлении, одежде сотрудников и т.д. При выборе цветов также немаловажен культурный фактор. Так в России белый цвет ассоциируется с чистотой, молодостью, невинностью, тогда как в Китае и Японии он означает траур и опасность. Зато в Гонконге траурный цвет – синий. Другие цвета также имеют смысловую окраску. Например, в российской культуре сложилась следующая традиция цветового восприятия некоторых качеств: власть - золотой, красный, фиолетовый; достоинство - черный, серый, фиолетовый; утонченность – розовый, персиковый; стабильность – темнозеленый; консерватизм – серый, морской волны.
На некоторых фирмах принимаются также звуковой или музыкальный символ фирмы: звук, интонация, музыкальная тема. Они могут использоваться в организации распорядка рабочего дня, при проведении мероприятий, как позывные, в рекламе. Дело может не ограничиваться зрительными и звуковыми знаками. Могут использоваться и запахи. Мнения и опыт Об этом говорит, например, любопытная заметка в польском еженедельнике «Факты» под заголовком «Польша стала пахнуть по-другому». Речь в ней идет именно о дизайне запахов в деловом мире Польши. Первыми начали источать благородные запахи в Польше западные фирмы, возникающие, как грибы. Польские предприятия последовали за ними. По образцу западных фирм, создающих свой "ароматный имидж", краковское торговое предприятие "Уни-Ма-Джер" заказало, например, собственную душистую субстанцию. Сотрудники отмеривают пару капель на чашку теплой воды и разбрызгивают ее в секретариате и кабинете директора старым домашним способом. Здания строятся теперь из новых материалов, полы уже не выделяют агрессивно-химического зловония, пахнут приятно, так как ароматизированы фабричным способом. Кухни и туалеты выложены кафелем, всюду висят освежители воздуха, в смыватели вставлены ароматные кубики. Все чаще в общественных местах запрещается курение. Но в старых конторах, на почтах все еще ощущается смрад старой штукатурки и сигаретного дыма. Запах окурка и пыли -- это все еще польский фирменный знак. Но вот беда: исчез запах родного дома, -- сокрушается Владислав Бруд, директор фабрики ароматических субстанций фирмы "Поплена". -- Я помню запах детства -- пряник, печеное тесто, лаванда, ромашка, деревянный пол и деревянная мебель. Наши дети лишены этого: искусственная мебель и чистящие средства всюду пахнут одинаково. Мы перестаем отличаться друг от друга, а это порождает отчуждение.
Думается, что то же самое может быть сказаано и применительно к российскому дизайну запахов. Кстати, это не обязятельно может быть какой-то специфический фирменный запах, дезодорант, освежитель и т.д. Можно ограничиться хотя бы запретом на определенные запахи - уже одно это немало.
Все большее распространение получают слоганы, краткие, образные выражения (slogan – от англ. лозунг, призыв, девиз, рекламная формула), фактически, лозунги фирмы - фразы, в которых кратко выражены жизненная позиция и миссия фирмы, как бы "кредо", "символ веры" ее сотрудников от высшего руководства до рядового персонала. Иногда афористично и неожиданно высказанная в слогане мысль становится идеей целой рекламной компании, втягивает в свою орбиту некоторые другие виды рекламы. Используется слоган и в прессовой рекламе, и в видео-, аудио-, наружной и электронной и даже в прямой почтовой рекламе. Слоган может оцениваться по следующим критериям: (а) Он должен отражать особенности имиджа и предложений фирмы, вызывать ассоциации с названием. Само название может входить в слоган, но может и отсутствовать; (б) Слоган должен быть фразой краткой звучной, динамичной, правильной с точки зрения фонетики , т.е. без неблагозвучных и трудных для произношения звукосочетаний, чтобы его легче запомнить. Нужно быть особенно осторожным с рифмованными фразами, чтобы не впасть в кустарщину. Вообще удачные стихотворные слоганы очень редки; (в) Слоган должен учитывать психологические особенности целевых групп воздействия. Для этого необходимо мотивы принимаемых клиентами решений: желание достичь благополучия и благосостояния, собственности выделиться из общей массы, ощутить свое превосходство, сохранить здоровье и продлить жизнь, сэкономить деньги, а также инстинкты самосохранения, подражания, любопытства, тяги к новизне и т.п. (г) Слоган не должен допускать возможности двоякого толкования – он должен ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза; (д) Слоган не должен быть слишком сложным, замысловатым и сверхоригинальным. Перечисленные основные элементы информационного дизайна важны тем, что они создают систему знаков, информирующих о фирме, о ее существовании, о ее присутствии "здесь и сейчас", и которые могут участвовать в других, более сложных проявлениях фирменного стиля, в том числе и того же информационного характера. Так на основе эмблемы, названия, шрифтов и цвета вырабатываются геральдика (герб, флаг) фирмы, логотип - особое написание названия фирмы и ее юридического адреса, которое используется в бланках - "шапка" документов (писем, приказов, инструкций и т.д.), конвертах, визитках, сувенирах, значках. Нередко разработкой логотипа, бланков, конвертов и визиток ограничивают выработку "фирменного стиля", заказывая такую разработку у специалистов-дизайнеров. Однако информационный дизайн, а тем более - фирменный стиль - вещь и проблема более серьезная и комплексная. Например, компоненты информационного дизайна могут использоваться в оформлении рабочих мест, офиса фирмы, внешнего облика работников и т.д. В следующем списке приведены основные элементы комплекса фирменного стиля: n Словесный товарный знак в обычном шрифтовом исполнении; n Графическое решение изобразительного, словесного или комплексного товарного знака; n Товарный знак; n Фирменный блок; n Фирменный шрифт; n Форматы изданий; n Схема верстки; n Модульная сетка; n Цветовая гамма; n Графический символ; n Слоган Деловая документация n Фирменный бланк (письма, приказа, факса); n Конверт деловой; n Визитная карточка типовая; n Пригласительный билет; n Ценник; n Ярлык (этикетка); n Папка регистратор (обложка); n Папка для информационных материалов (обложка и разворот); Рекламно-информационые печатные материалы n Листовка типовая; n Проспект типовой; n Плакат; Элементы оформления выставок n Выставочный стенд (примеры рекламно художественного оформления, графика макеты и др.); n Вариант оформления выставочного офиса (эскиз); n Указатель; n Пристендовая табличка; n Нашивка (шеврон); n Значок стендиста; n Вымпел двусторонний; Сувениры и упаковка n Упаковочная бумага; n Сумка-пакет; n Значок сувенирный; n Вымпел сувенирный двусторонний; n Липкая аппликация; n Самоклеющаяся лента; n Записная книжка (обложка, рекламная полоса, календарная сетка); n Ежедневник (обложка, рекламная полоса, календарная сетка); n Открытка сувенирная поздравительная; n Конверт сувенирный; n Плакат-календарь; n Календарь сувенирный карманный; Такой перечень, однако, является открытым и может достигать ста и более позиций.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|