Задачи, структура и режимы функционирования РСЧС
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 г. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС) устанавливалось, что эта система предназначается для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. Соответственно этому были определены ее главные задачи. С декабря 1994 г. основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято Постановление № 113 от 5.11.1995 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В соответствии с положением об РСЧС, утвержденным указанным Постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются: 1.разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; 3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 4. сбор и обработка информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмен информацией; 5. подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; 6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; 7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — резервы финансовых и материальных ресурсов); 8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 9. ликвидация чрезвычайных ситуаций; 10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; 11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; 12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основная цель создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - объединение усилий всех органов ветвей власти, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом реальной обстановки. Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т.е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников. Во-вторых, это признание «ненулевого риска», т.е. фактора невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз. В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтение профилактической работе. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Федеральный закон «О защите населения...» вводит основные определения терминов, применяемых в РСЧС. Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Авария — чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений. Производственнаяили транспортная катастрофа— крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия. Предупреждение чрезвычайных ситуаций— комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций — аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Зона чрезвычайной ситуации— территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. СТРУКТУРА РСЧС РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Территориальные подсистемы РСЧСсоздаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Функциональные подсистемы РСЧСсоздаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ. Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов. Координирующие органы РСЧС: ►на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; ► на региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС); ► на территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ; ► на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления; ► на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС. Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти организаций. Постоянно действующие органы управленияпо делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО и ЧС): ►на федеральном уровне — МЧС России; ► на региональном — региональные центры; ►на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ; ► на местном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления; ►на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС. Органы повседневного управления РСЧС: ►пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); ► оперативно-дежурные службы ОУ ГО и ЧС всех уровней; ► дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти; ► дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций. Размещаются органы повседневного управления РСЧС в пунктах управления, оснащенных средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Силы и средства РСЧС. Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют: ►силы и средства федеральных органов исполнительной власти; ► силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ; ► силы и средства органов местного самоуправления; ► силы и средства организаций. Все эти силы подразделяются: ♦ на силы и средства наблюдения и контроля: ♦ силы и средства ликвидации ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля состоят: ►из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих иконтролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения; ►формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ; ► ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; ► служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля качества пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; ► геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии; ► учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят: ►из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; ► формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф; ► формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; ► военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ► формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней; ► специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС; ► аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии; ► служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; ► восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ; ► аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее — силы постоянной готовности). Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС. Системы связи, оповещения и информационного обеспечения.Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасностью осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ. Резервы материальных и финансовых ресурсов. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: ▪ резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; ▪ запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного резерва; ▪ резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти ▪ резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|