Термины и определенияСтр 1 из 31Следующая ⇒
Введение
Настоящий Свод правил подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в рамках Федеральной целевой программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" по контракту N 5.1 от 08.07.97 г. с Минтрудом Российской Федерации. Выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных посетителей) СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", согласованного с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России и одобренного Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих. В целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами), приведшее к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно ст.15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (приложение А): "Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов... без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается". Следует преодолеть предубеждение, что специальные дополнительные мероприятия лишь удорожают строительство или создают препятствия для здоровых людей. Адаптированные здания удобны для всех категорий населения: беременных женщин, матерей с прогулочными колясками, для людей преклонного возраста с любой функциональной недостаточностью, для покупателей с ручной кладью и т.п. Такие здания легче поддаются функциональным преобразованиям и поэтому более привлекательны для потенциальных владельцев. проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидами как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст.15 Закона РФ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры". Для выявления приоритетов при разработке местных программ адаптации объектов социальной инфраструктуры в числе первоочередных объектов можно рекомендовать предприятия приближенного обслуживания: магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы: "хлебобулочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п.; ремонтные мастерские и мастерские экспресс-обслуживания, приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания, пункты проката, бюро комплексного обслуживания; поликлиники и диспансеры; многофункциональные здания клубов по месту жительства и клубов по интересам; сберкассы и почты; административные здания социальной сферы; а также храмы и ритуальные здания. Настоящий Свод правил учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживающего персонала, в данном Своде правил не рассматриваются. Свод правил содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня.
Постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 2003 г. N 164 СНиП 10-01-94 признаны не действующими на территории РФ с 1 октября 2003 г.
В данной разработке учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в освещаемой области, а также новые разработки различных авторов и творческих коллективов. Свод правил состоит из трех частей: часть 1 - Общие положения; часть 2 - Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений; часть 3 - Специальные требования к отдельным видам зданий. Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе: научный руководитель работы канд. арх. А.М.Гарнец (разделы 1-4, 6, 7, 11, 12 и 17, научная и общая редакция, компьютерный набор), канд. арх. М.Ю.Лимонад (часть 1, разделы 6, 7, 8, 10, 11 и 19, редакция текста), арх. Н.П.Малиночка (часть 1, разделы 9, 11, 13 и 21, редакция текста), инж. А.И.Цыганов (части 1 и 2, редакция текста, компьютерный набор), канд. арх. К.В.Бобкова (раздел 20), канд. арх. Г.И.Быкова (разделы 15 и 16), канд. арх. Н.Б.Мезенцева, (разделы 15 и 16), канд. арх. А.П.Моисеенко (раздел 14), канд. арх. Ю.В.Пересветов (раздел 20), канд. арх. Л.Ф.Сидоркова (раздел 14), канд. арх. Л.А.Смывина (разделы 12 и 18); при участии специалистов следующих организаций: ЦИЭТИН Минтруда России (д-р мед. наук Н.Ф.Дементьева, д-р мед. наук А.И.Казакова, канд. мед. наук А.И.Кузнецова, канд. мед. наук Н.В.Устинова), ВНИИстандарт Госстандарта России (инж. Г.И.Романов, инж. В.А.Столяров); Гипросвязь Минсвязи России (инж. М.В.Каплинская); Мосжелдорпроект МПС РФ (арх. Е.В.Васильев), Фонд социальной защиты инвалидов военной службы (юрист А.Ф.Сергиевский). В тексте учтены предложения и замечания следующих учреждений: Главгосэкспертиза России (канд. арх. С.В.Кролевец, Госстрой России (канд. арх. Л.А.Викторова, арх. Р.П.Зубова, арх. В.Л.Цветков, инж. Н.Н.Якимова); Минтруд России (арх. Ю.В.Колосов). Положительные отзывы на работу прислали: Минздрав России - гл. психиатр Б.А.Казаковцев, отдел организации и контроля качества медицинской помощи - Г.П.Сквирская, Минкультуры России - Управление образовательной, кадровой и социально-правовой политики - Ю.В.Гафуров, Федерация физкультуры и спорта инвалидов Москвы - Г.В.Татаев, Госстрой России - Отдел бытовых услуг - М.Н.Гаврилов; журнал "Адвокат потребителя" - И.В.Живов.
Общие положения
Область применения
1.1 Требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики. 1.2 Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения. 1.3 Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм. 1.4 Требования настоящего документа не распространяются на части общественных зданий, сооружений и участки, куда не предусмотрен допуск посетителей. Если в этих зонах предусматриваются рабочие места для инвалидов, то их следует проектировать по соответствующим нормам, а при их отсутствии - по заданию на проектирование. 1.5 В документе приведен полный набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть в проекте. Конкретизация требований, выбор состава мероприятий и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.
Нормативные ссылки
2.1 В настоящем СП даны ссылки на следующие документы: Закон Российской федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. СНиП 10-01-94* "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" ВСН 62-91 */Госкомархитектуры "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения" РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" ГОСТ Р 50654-94 "Классификация гостиниц" ГОСТ Р 50918-96 "Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля" ГОСТ Р 51079-97 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности" ГОСТ Р 51083-97 "Кресла-коляски" ГОСТ 4.188-85 "Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Номенклатура показателей" ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности" ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные. Общие технические условия" ГОСТ 21786-76 "Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования" ГОСТ 24214-80 "Связь громкоговорящая. Термины и определения" ВНТП 311-98 "Объекты почтовой связи" НПБ 108-96 "Культовые сооружения. Противопожарные требования" требностей инвалидов и других маломобильных групп населения: Выпуск 1 "Общие положения" Выпуск 7 Часть 1 "Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов" Выпуск 10 "Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки" Выпуск 12 "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения" Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения" Выпуск 14 "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи" Выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения" Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*) Правила дорожного движения Российской Федерации, N 1090 от 23.10.93, введены 1.06.94.
Термины и определения
3.1 Термины, применяемые в тексте, и их определения приведены в приложении Б.
Основные положения
4.1 К объектам нормирования архитектурной среды для маломобильных лиц в общественных зданиях и сооружениях следует относить: благоустройство и озеленение участка; объемные элементы входов и выступающих частей; планировочное решение, в том числе коммуникационные пути; планировку групп помещений и отдельных помещений; устройство мест обслуживания и мест отдыха; устройство и планировку мест сопутствующего обслуживания. 4.2 Основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени. 4.3 Для всех объектов проектирования устанавливаются общие требования, изложенные в части 2 настоящего Свода правил. В случае когда функциональное назначение общественных зданий нуждается в их уточнении, развитии и расширении, в части 3 документа в соответствующих разделах приводятся такие требования. 4.4 Положения Свода правил допускают возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами. В зависимости от проектной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения обслуживания рекомендуется применять один из двух вариантов форм обслуживания (не учитывая обслуживания на дому): вариант "А" - доступность любого места обслуживания для инвалидов; следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения для здоровых, инвалидов и маломобильных лиц и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест; вариант "Б" - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов; следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья. Если к объекту проектирования могут быть применены в зависимости от принятого варианта формы обслуживания различные требования, то после указания номера и перед текстом нормативного положения указывается индекс варианта проектного решения - "А" или "Б".
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|