Здавалка
Главная | Обратная связь

А) Развитие криминалистических знаний в дореволюционной России



История развития отечественной криминалистики

§ 2. Отечественная криминалистика. Ее возникновение, развитие и современное состояние[1]

 

А) Развитие криминалистических знаний в дореволюционной России

 

В своем развитии отечественная криминалистика прошла путь от первых кабинетов научно-судебной экспертизы до современных научно-исследовательских институтов и лабораторий, сформировавшись в самостоятельную науку, помогающую успешно решать сложные и многообразные задачи, стоящие перед правоохранительными органами.

 

В истории отечественной криминалистики можно выделить несколько периодов, каждый из которых отличается уровнем развития криминалистики, своими частными задачами и особенностями правового обеспечения.[2]

 

Знание основных этапов развития отечественной криминалистики поможет глубже понять ее роль в борьбе с преступностью, истоки и тенденции совершенствования.

Изучение истории криминалистики позволяет глубже понять ее истоки, социальную функцию и тенденции развития.[3]

 

Отечественная криминалистика со времени своего возникновения прошла несколько периодов своего развития:

 

В настоящее время предложены следующие основные этапы, определяющие развитие отечественной российской криминалистики:

1). первый – до октября 1917 г., связанный с возникновением и первым опытом использования криминалистических приемов и средств в уголовном процессе дореволюционной России;

2) второй 1917-1930-е годы, в ряде источников этот период называют “Накоплением эмпирического материала”.

3) третий – 1940-1950-е годы, этот период также называется “Формированием частных криминалистических теорий”;

4) четвертый – 1960-1980-е года, этот период развития криминалистики также называется – «Формированием и развитием общей теории и методологии криминалистики»;

5) пятый период (начиная с 1990 годов и до наших дней) – разработка и внедрение новых технологий в изменившихся социальных и экономических условиях в стране, дальнейшее совершенствование общей и частных криминалистических теорий.[4]

 

Анализ и подробная характеристика указанных исторических периодов отечественной криминалистики содержится в достаточно обширной криминалистической литературе, в отдельных работах по истории криминалистики.[5]

 

а) Развитие криминалистических знаний в дореволюционной России

 

Первый – до октября 1917 г., связанный с возникновением и первым опытом использования криминалистических приемов и средств в уголовном процессе дореволюционной России;

 

В России, как и в других европейских странах, отдельные приемы ведения следствия, распознания подложных документов, сличения подписей и почерков, проведения допросов, очных ставок, осмотров и других следственных действий, содержащие зачатки криминалистических знаний, известны издавна.[6]

 

Появление криминалистических методов, средств и приемов неразрывно связано с отправлением правосудия, следственной, сыскной и экспертной практикой.

 

Некоторые из этих средств и приемов нашли отражение в древних правовых актах, например в «Русской правде», договорах Руси с иностранными государствами,

 

Еще в XV и XVI вв. писари и дьяки в Москве, Новгороде, Верхотурье «свидетельствовали» подложные документы, проводили сличение подписей в рукописных текстах, о чем сохранились упоминания в летописях, торговых и иных архивах.

 

В XVIII в. были предприняты первые попытки обобщения судебной практики.

Так, в работе И.Т. Посошкова «О скудости и богатстве» (1724) рассматривались не только вопросы судопроизводства, но и используемые приемы ведения следствия: испытание на дыбе, огнем и железом, лишением пищи и воды.

 

В 1805 г. вышло в свет первое в России пособие, содержащее общие правила и тактические приемы расследования преступлений, — «Зерцало правосудия», где названо несколько направлений отыскания истины: «от лица», «от причины», «от дела» (т.е. происшествия), «от места», «от способа», «от орудий», «от времени» и др.

 

В первой половине XIX в. интерес к следственной деятельности возрос: был опубликован ряд работ, суммирующих практикуемые приемы допроса, очной ставки, обыска, других процессуальных действий.

В частности, заслуживают упоминания «Опыт краткого руководства для произведения следствий» (1833) Н.Орлова и «Указания для производства судебных следствий» (1849) Н.Калайдовича.

 

Первоначально криминалистические приемы расследования преступлений и розыска злоумышленников концентрировались в трудах процессуалистов.

Например, Я.И. Баршев исследовал понятие, содержание и тактику производства допросов, а также привел некоторые сведения по методике расследования убийств, краж, подлогов, злостного банкротства.

 

Начиная с 1864 г., в следствие коренной судебной реформы, главным достижением которой стал отказ от примата формальных доказательств, резко возрос интерес к использованию косвенных улик, методам их собирания и оценки.

 

Однако лишь после судебной реформы 1864 г., покончившей с теорией формальных доказательств, появляется научный интерес к анализу и систематизации методов собирания и использования косвенных доказательств.[7]

В этот период такого рода рекомендации содержались главным образом в трудах процессуалистов.[8]

 

Так, в работе А.А. Квачевского «Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 г.» были рассмотрены некоторые способы совершения преступлений, показаны свойственные им следы, могущие способствовать розыску преступника; даны рекомендации о порядке составления протоколов, упаковке вещественных доказательств, поиске и приемах собирания различных улик.[9]

 

Характерным примером здесь может служить труд А.А. Квачевского «Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по Судебным уставам 1864 г.». В нем анализируются способы совершения отдельных видов преступлений, подчеркивается значение следов в установлении преступника, подробно рассматривается порядок изучения документов, упаковки вещественных доказательств, другие приемы собирания судебных доказательств.

 

Определенную роль в развитии и использовании криминалистических знаний в русском судопроизводстве сыграли широко известная работа Л.Е. Владимирова «Учение об уголовных доказательствах» (1910 г.), книга О.Н. Трегубова «Основы уголовной техники» (1915 г.).[10]

 

Развитию криминалистических знаний в России способствовало издание переводов работ зарубежных авторов: «Руководство для судебных следователей» Г. Гросса, «Словесный портрет» и «Научная техника расследования преступлений» Р.А. Рейсса, «Уголовная тактика. Руководство к расследованию преступлений» А. Вейнгардта.

 

Распространению же истинно криминалистических знаний в конце XIX – начале XX вв. способствовали переведенные и опубликованные в России труды зарубежных криминалистов Г. Гросса, Р.-А. Рейсса, А.Вайнгардта[11], оказавшие значительное влияние на русских авторов.[12]

Так, например, работа В.И. Лебедева «Искусство раскрытия преступлений. Дактилоскопия» (1912 г.) фактически является отражением концепции Г. Гросса и других западноевропейских криминалистов по данному вопросу.[13]

 

Начиная с 1880-х годов журналы «Вестник полиции», «Журнал министерства юстиции», «Право», «Юридическая летопись», «Журнал гражданского и уголовного права», а также «Юридическая газета» и «Судебная газета» периодически публиковали статьи иностранных и отечественных криминалистов, что весьма способствовало распространению криминалистических знаний среди юристов-практиков.

 

В 1894 г. в Одессе была опубликована работа М.Шимановского «Фотография в праве и правосудии», В 1908 г. С.Н. Трегубовым подготовлена «Настольная книга криминалиста-практика», а в следующем году вышла работа В.И. Лебедева «Искусство раскрытия преступлений», которая была расширена и переиздана в 1912 г. с подзаголовком «Дактилоскопия».

 

Накопление криминалистических знаний в сфере судебной экспертизы отличалось некоторым своеобразием. Сказались особенности развития отечественного естествознания, сыграли свою роль научные учреждения дореволюционной России. Еще в XVIII в. Императорская Академия наук по ходатайствам судов и полиции решала вопросы судебно-медицинского характера, определяла содержание золота и серебра в драгоценных сплавах. С середины XIX в. в Академии наук стали подвергаться анализу спорные документы.

 

В 1818 г. была создана Российская экспедиция заготовления государственных бумаг, одной из функций которой стало проведение экспертизы подозрительных банкнот. Фотограф Экспедиции Г.К. Скамони сконструировал прибор для распознания фальшивых ценных бумаг — верификатор.

 

В 1878 г. в составе Русского технического общества выделился фотографический отдел. Одними из его учредителей стали известные русские химики Д.И. Менделеев и А.Н. Бутлеров, которые занимались также и экспертной деятельностью.

 

Зарождение криминалистики следует отнести к концу XIX в, когда при расследовании преступлений стали применяться естественнонаучные методы.

Их разработка в то время велась в ряде европейских стран, и прежде всего во Франции, Англии, Германии Относительно быстрое внедрение этих методов в практику работы правоохранительных органов России, стимулировавшее отечественные научные разработки в данной области, позволило российской криминалистике выйти по степени своего развития на европейский уровень, а в отдельных областях и превзойти его.

 

Одновременно с внедрением в следственную практику тех или иных технических средств и тактических приемов создавались экспертные учреждения.

 

В 1889г при Петербургском окружном суде Е. Ф. Буринским организуется судебно-фотографическая лаборатория, преобразованная в 1893г. в правительственную.

 

Так, Е.Ф. Буринский, автор книги "Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею" (1903 г.), организовал в Петербурге первую судебно-фотографическую лабораторию;

Первым криминалистическим учреждением в России стала судебно-фотографическая лаборатория, созданная в 1889 г. Ё.Ф. Буринским при Санкт-Петербургском окружном суде.

Она послужила отправным пунктом в формировании системы российских экспертных учреждений.

 

Основным направлением ее деятельности явилось производство криминалистических экспертиз (главным образом фотографических, почерковедческих) и технического исследования документов.

На базе этой лаборатории в 1912г. создается кабинет научно-судебной экспертизы пои прокуроре Петербургской судебной палаты.

 

Вклад Е.Ф. Буринского в развитие отечественной криминалистики заключался главным образом в разработке новых фотографических методов исследования документов.

В 1892 г. он был удостоен высокой награды Академии наук — премии им. М.В. Ломоносова — за открытия в области научно-исследовательской фотографии и их практическое использование.

 

Его «Судебная экспертиза документов» (1903) и сегодня читается с большим интересом. Немало сделал Е.Ф. Буринский и для совершенствования почерковедческой экспертизы.

Он лично провел ряд особо сложных экспертиз, доказал перспективность использования в криминалистике математических и других знаний.

 

Уже в 1890г в составе петербургской полиции начинает действовать антропометрическая станция, а с 1906 г в полицейских подразделениях организуются дактилоскопические бюро.

 

Многопрофильным криминалистическим учреждением стал кабинет научно-судебной экспертизы при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты, открытый в 1912 г. Через два года кабинеты научно-судебной экспертизы начали действовать в Москве, Киеве и Одессе. Деятельность этих кабинетов способствовала проникновению криминалистических знаний в российский уголовный процесс, совершенствованию средств и методов раскрытия и расследования преступлений.

 

О том, что в рассматриваемый период научный и практический уровень. криминалистики и судебной экспертизы в России был не ниже зарубежного, свидетельствует, в частности, высшая награда, полученная русским отделом судебно-полицейской фотографии на международной фотовыставке в Дрездене в 1909 г. В выставке принимали участие не только столичные, но также Самарское и Уфимское полицейские отделения. В русском отделе экспонировались руководства, таблицы и практические пособия по судебной фотографии, регистрационные снимки преступников и их отпечатков пальцев, фотоиллюстрации к раскрытию опасных преступлений: фальшивомонетничество, убийства, разбойные нападения, кражи со взломом.

 

В конце XIX - начале XX вв. в России возникла система отечественных судебно-экспертных учреждений:

- судебно-фотографическая лаборатория при прокуроре Петербургской судебной палаты (1892 г.),

- Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы (1912 г.),

- аналогичные кабинеты в Москве, Киеве, Одессе (1913 - 1914 гг.).

 

В 1913-1914г. кабинеты научно-судебной экспертизы возникают в других крупных городах Российской империи - Москве, Киеве, Одессе. К производству экспертиз привлекаются члены Русского технического общества, видные ученые.

 

В этот период выходят в свет переведенные на русский язык работы Г. Гросса, Р. Рейса, А Вайнгардта и других зарубежных криминалистов, стоявших у истоков криминалистической науки и внесших значительный вклад во внедрение научных методов в практику раскрытия преступлений

 

Наряду с этим издаются работы отечественных криминалистов - Е. Ф. Буринского, Б. Л. Бразоля, В. И. Лебедева, И. М. Снегирева, С. Н. Трегубова посвященные вопросам судебных экспертиз, криминалистической техники и тактики.

 

С.Н. Трегубов в своем практическом руководстве "Основы уголовной техники" (1915 г.) изложил вопросы использования научно-технических средств в раскрытии и расследовании преступлений;

Б.Л. Бразоль посвятил свою книгу "Очерки по следственной части. История. Практика." (1916 г.) рассмотрению тактики следственного осмотра.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.