Здавалка
Главная | Обратная связь

Игра «Где меня найти?»



Цель. Упражнять учащихся в нахождении одного предмета в ряду однородных.

Условия игры такие же, как в предыдущей. Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой); третьей скамьи слева (левой рукой) и т.д.

Один из учеников — ведущий — говорит: «Я буду на второй скамье справа». Остальные кладут руку на эту скамью. Ведущий определяет, все ли «нашли» его. Дети поочередно ведут игру, проверяя правильность действий товарищей.

 

17. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх (см. рис. 10); б) спинкой вниз (см. рис. 10).

 

Рис. 10

 

18. Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А - рис. 11) (вариант Б - рис. 12).

Рис. 11 Рис.12

 

19. Определить, след правой или левой ноги от­печатался на песке (рис. 13).

 

20. Как определяют правый и левый берег реки?

 

21. Определить на рис. 14 «Семья на прогулке», с какой стороны относи­тельно других находится каждый член семьи (спра­ва, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?

Рис. 14

 

22. Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.). Проводится следующим образом:

а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);

б) перечислить их несколько раз, запоминая последо­вательность;

в) образец закрывается;

г) выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

д) повторная демонстрация образца;

е) проверка правильности выполнения - в различных вариантах контроля.

Протяженность ряда постепенно растет - по мере тренировки детей (пример — см. рис. 15).

Рис. 15

23. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).

б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).

 

24. Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?

Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают).

Аналогично рассматриваются и другие числа.

 

25. «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.

 

26. «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.

 

27. «Вернуть число на место». На наборном полотне демон­стрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9.

Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».

 

28. Графическое воспроизведение направлений Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.

 

29. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях, что и в предыдущем задании. «Прочитать» направления.

 

30. Работа в тетрадях (исходные точки для последующих заданий в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом).

Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»:

 

 

от первой точки - снизу

от второй « сверху

от третьей « слева

от четвертой « справа

 

31. Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:

1 - вниз

2 - вправо

3 - вверх

4 - влево

 

32. На двух строчках отметить по 8 точек. а) Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).

 

 

б) В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

в) Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

г) В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.

д) В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.

 

33. «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.

 

§3. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Круг вопросов: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация лексического запаса.

Сутки (четыре времени суток)

1. Как называется прием пищи в разное время суток?

 

2. Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последо­вательности карточки с названиями частей суток.

УТРО

 

3. Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.

 

4. Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» - «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку.» и т.п.

Неделя

 

5. Назвать пять дней подряд без дат и дней недели:

 

(вчера, завтра, позавчера, послезавтра)

 

6. В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»:

« ... поучусь, а ... погуляю» - говорит ленивый.

« ... погуляю, а ... поучусь» - говорит прилежный.

 

7. Прослушать диалог М. Малишевского и вставить недостающие слова.

НОЧЬ И ДЕНЬ

- Как тебя сегодня зовут, Ночь?— спросил День.

- Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь.

- А как будут звать завтра?

- Что значит звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.

- А как звали тебя вчера?

- Тоже Ночь.

- А меня сегодня зовут Вторник, ... будут звать Среда, а ... звали Понедельником, — сказал День.

 

8. Запомнить по порядку названия дней недели.

- О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?

Времена года

 

9. Отгадать загадки, ответив на вопрос: «Когда это бывает?».

Тает снежок,

ожил лужок,

день прибывает,

когда это бывает?

Пусты поля,

мокнет земля,

лист опадает,

когда это бывает?

Солнце печёт,

липа цветёт,

рожь поспевает,

когда это бывает?

Снег на полях, лёд на реках, иней сверкает, когда это бывает?

 

10. Расположить названия времен года в нужной после­довательности:

        ЛЕТО    
ЛЕТО            

 

(В данной работе следует делать акцент на логике после­довательной смены времен года, чтобы избежать механического их заучивания.)

Месяцы

 

11. Чем отличается схема года, данная в задании 10, от следующей ниже схемы?

 

12. Запомнить названия месяцев по временам года, упражняясь следующим образом:

подобрать карточки с названиями месяцев по сезонам;

в случае правильного выполнения задания на обратной стороне трех карточек сложится изображение - символ данного времени года, например: ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ (см. рис. 16).

Рис. 16

 

13. А. Прослушать сказку-загадку В.И.Даля «Старик-годовик», дать отгадки.

«Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стая таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз, и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы - по четыре крыла. А в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно».

Б. При повторном чтении сказки расшифровываются все символы, дети раскрывают количественные соотношения этих символов, вспоминают «особое имя» каждой птицы и каждого пера.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.