Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционные основы политической системы



Следует отметить то, что Федеральная конституция Швейцарии в отличие от конституций многих других стран определила в разделе первом статус государства в целом, а особенно такого его института, как Вооруженные силы.

Конфедерация, согласно ст. 2 Конституции, имеет целью: утверждение независимости отечества от любой внешней силы, поддержание внутреннего спокойствия и порядка, защиту свободы и прав кантонов (нем.: «клятвенных товарищей») и содействие их совместному благосостоянию. 700 лет существования Конфедерации свидетельствуют со всей убедительностью, что задачи эти выполняются успешно.

Федеральным и кантональным законодателям и должностным лицам Конституция в ст. 12 запрещает принимать от иностранных правительств пенсии, содержание, титулы, подарки или ордена. Нарушение этого запрещения влечет утрату мандата или должности. В армии запрещено принятие и ношение иностранных орденов и званий.

Конфедерация, в соответствии со ст. 13 Конституции, не может содержать постоянное войско. Кантон или полукантон может без разрешения федеральной власти содержать вооруженные формирования численностью до 300 человек, не считая сельской жандармерии.

Военные вопросы регулируются далее ст. 19 — 22 Конституции. Согласно этим положениям, федеральная армия включает войсковые формирования кантонов и всех военнообязанных швейцарцев, не состоящих в этих формированиях. Командование федеральной армией, включая распоряжение принадлежащими ей по закону военными материалами, принадлежит Конфедерации. Во времена опасности Конфедерация имеет исключительное и непосредственное право распоряжаться не включенными в федеральную армию формированиями и прочими боевыми средствами кантонов. Кантоны распоряжаются вооруженными силами своей территории, поскольку не ограничены федеральными конституционными или законодательными предписаниями.

Законодательство по военным вопросам, все военное обучение и вооружение относятся к ведению Конфедерации. Кантоны исполняют военное законодательство под наблюдением федеральных властей. Обмундирование и снаряжение, забота об их содержании возложены на кантоны, но их расходы на эти цели возмещаются Конфедерацией по установленным ею нормам. При отсутствии препятствий военного характера войсковые формирования должны комплектоваться из жителей одного и того же кантона. Кантоны на основе федерального законодательства должны заботиться о составе этих формирований, о назначении и продвижении их офицеров. Конфедерация вправе находящиеся в кантонах гарнизоны и предназначенные для военных целей здания с оборудованием брать в пользование или в собственность за небольшое возмещение, регулируемое федеральным законодательством.

В ст. 22-бис к федеральному ведению отнесено законодательство о гражданской обороне, защищающей лиц и имущество от воздействия военных событий. Кантоны должны быть до издания соответствующих законов выслушаны, и на них может быть возложено исполнение этих законов под высшим надзором Конфедерации.

В разделе первом Конституции довольно подробно урегулированы основы финансового, в частности налогового, права (ст. 38, 39, 41-бис, 41-тер, 42, 42-бис, 42-тер, 42-кватер, 42-квинквиес).

Что касается политических партий, то Конституция особо о них ничего не говорит, хотя в политической жизни партии играют важную роль.

Одной из старейших партий является Либерально-демократический союз, имеющий влияние в кантонах Во, Женева, Нев-шатель и Базель и выступающий за защиту личной свободы, частной собственности и федерализма. Примерно на тех же позициях стоит, отличаясь возможно несколько большим радикализмом, Свободная (ранее — Радикальная) демократическая партия, имеющая в Федеральном собрании четверть мест. Обе эти партии соперничали еще в период событий 1848 г., хотя Либерально-демократический союз как таковой оформился лишь в 1913 г.

Отделившаяся от Радикальной демократической партии в 1919 г. нынешняя Швейцарская народная партия, имеющая в федеральном собрании 12% мест, выражает интересы средних слоев крестьянства и ремесленников. Во франкоязычных кантонах она именует себя Демократическим союзом центра.

В 1919 г. была основана и протестантская Евангелистская народная партия. Она отвергает засилье церкви и государства, выступает за социальную рыночную экономику, рассматривая политические вопросы с евангелистских позиций, и имеет в федеральном собрании 1% мест.

Христианско-демократическая народная партия, оформившаяся в 1912 г. и занимающая сходные позиции по социально-экономическим вопросам, ориентируется на сторонников католического вероисповедания и имеет 22% мест в Федеральном собрании.

В 1888 г. возникла в качестве партии рабочего класса Социал-демократическая партия Швейцарии, которая в начале XX в. приобрела марксистский характер. В дальнейшем, однако, по мере развития социальных черт швейцарского государства и общества партия отказалась от марксистских идей и ныне располагает 19% мест в Федеральном собрании. Она входит в Социалистический интернационал. В противовес ей марксисты-ленинцы, следовавшие курсу говетских коммунистов, создали в 1944 г. Швейцарскую партию труда, которая никогда не пользовалась значительным влиянием, хотя и имеет в Федеральном собрании 1% мест. Экстремистский характер носит бывшая Революционная марксистская лига, именующая себя ныне Социалистической рабочей партией и не имеющая представительства в швейцарском парламенте.

С 1935 г. существует Лига независимых, которая выступает в защиту потребителя, против государственного сектора в экономике и односторонней политики союзов предпринимателей.

На базе борьбы против притока иностранной рабочей силы после Второй мировой войны появился ряд политических группировок (например, партия Швейцарские демократы).

Наконец, следует отметить две экологические партии — Зеленую партию Швейцарии и Свободный список, имеющих вместе в Федеральном собрании 6% мест, а также Автомобильную партию, которая выступает против растущего регулирования дорожного движения и имеет 3% парламентских мандатов.

Заметную роль в политической жизни страны играют социально-профессиональные объединения — профсоюзы, союзы предпринимателей и работодателей и т. п., которые тесно сотрудничают с политическими партиями и подчас оказывают им финансовую поддержку. Выше мы уже приводили примеры конституционных положений, предусматривающих участие таких объединений при осуществлении функций публичного управления но эти примеры, разумеется, не являются исчерпывающими.

Союзы предпринимателей и работодателей объединены в Торгово-промышленное объединение и Центральный союз швейцарских работодателей. Их партнером и противником выступает Швейцарский профессиональный союз, объединяющий 15 отраслевых профсоюзов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.