Здавалка
Главная | Обратная связь

Парламентские выборы



С 1918 г. Национальный совет избирается по пропорциональной системе с применением правила наибольшей средней. В настоящее время один депутат избирается примерно от 25 тыс. жителей. Избирательными округами являются кантоны, соответственно полукантоны. Число мандатов, приходящихся на кантон или полукантон, определяется на основании проводимой раз в 10 лет переписи населения по пропорциональной системе с применением правила наибольшего остатка, однако каждый кантон или полукантон получает не менее одного мандата. В кантонах (полукантонах) с одним мандатом выборы, естественно, проводятся по мажоритарной системе. Допускается панаширование; если в 1935 г. этим правом воспользовались 2,5% избирателей, то в 1983 г. — уже 9,5%. Срок полномочий Национального совета — четыре года, и обновляется он полностью (ст. 76 Конституции).

Совет кантонов состоит из 46 депутатов от кантонов. Каждый кантон избирает двух депутатов, а в разделенных кантонах каждый полукантон — по одному депутату (ст. 80 Конституции). Согласно ст. 81, одновременное членство в обеих палатах недопустимо. Порядок выборов депутатов определяется кантонами. Большинство из них установило прямые выборы, а в Берне, Фрибуре и Невшателе депутатов избирают кантональные парламенты. Прямые выборы проводятся по мажоритарной системе в два тура.

Палата полностью никогда не обновляется. Большинство кантонов определило срок полномочий своих депутатов в четыре года. На практике одновременно с выборами Национального совета обновляется примерно половина мест в Совете кантонов.

Выборы кантональных парламентов и органов местного самоуправления

Выборы кантональных парламентов (больших советов) проводятся большей частью по пропорциональной системе. Лишь в обоих полукантонах Аппенцелль и в кантонах Ури и Гларус действует мажоритарная система. При обеих системах образуются избирательные округа, учитывающие общинное и административное деление территории. В нескольких кантонах при применении пропорциональной избирательной системы установлено требование участия минимума избирателей, впрочем небольшого: например, в кантонах Базель-городской и Во — 5%, в Валлисе — 8%, в Женеве — 7%, в Невшателе — 10%.

Что же касается общинных советов (там, где они существуют), то они избираются, по общему правилу, на основе мажоритарной, а в городах — пропорциональной избирательной системы.

Отзыв

Швейцарскому конституционному праву известен институт досрочного отзыва выборных органов и должностных лиц.

Институт отзыва существует в 10 кантонах. При этом, когда речь идет об отзыве парламентариев, решается вопрос о палате в целом, а не об отдельных ее членах. В Тичино, Тургау, Ури и Шафхаузене по инициативе 1 тыс. избирателей возможен отзыв носителей исполнительной власти кантонального парламента, в Валлисе и Базеле-сельском — по инициативе 1,5 тыс. избирателей отзыв парламента. Последний возможен также по инициативе 3 тыс. избирателей в Ури, 4 тыс. — в Золотурне, 5 тыс. — в Люцерне и Аарау, 11 тыс. — в Тичино, 12 тыс. — в Берне 1/5 избирателей — в отношении обеих палат в Тургау и т. д.

Право отзыва в швейцарских кантонах было введено в 60-е гг. прошлого столетия на волне демократического движения в стране. Кантональные конституции, принятые в текущем столетии, не содержат института отзыва.

Федеральная конституция также не содержит соответствующих норм об отзыве национальных органов государственной власти, однако однажды такой отзыв все же имел место. В 1919 г. Федеральное собрание прекратило осуществление своих полномочий в результате издания закона, принятого референдумом по народной инициативе.

Примечательно, что роспуск избирателями кантонального парламента, т. е. одновременный отзыв его всех членов, производится при действии конституционных норм о представительном (свободном), а не об императивном мандате.

Референдум

Этот институт непосредственной демократии первоначально широко применялся только на уровне общин и кантонов. Но с 1921 г. в федеральную Конституцию стали включаться нормы, предусматривающие факультативный, в том числе петиционный, и обязательный референдум. Особенно этот процесс усилился после Второй мировой войны, во время которой Федеральное собрание злоупотребляло правом издавать акты неотложного характера, не подлежащие передаче на референдум.

Выше уже говорилось о референдуме применительно к изменению Федеральной конституции. Что касается обычных федеральных законов, а также федеральных постановлений, то для их принятия референдум в настоящее время не предусмотрен. Согласно ч. 2 ст. 89 Конституции, федеральные законы и общеобязательные федеральные постановления подлежат вынесению на референдум по требованию 50 тыс. избирателей или восьми кантонов, т. е. здесь, как и в Италии, законодательный референдум носит отменителъный характер. То же относится к международным договорам, которые:

заключены бессрочно или не подлежат денонсации;

предусматривают вступление в международную организацию;

вводят многостороннюю унификацию права.

Постановлением обеих палат Федерального собрания на референдум могут, быть вынесены и другие международные договоры. Вступление в организации коллективной безопасности или в наднациональные сообщества подлежит голосованию народа и кантонов, т. е. референдум в данном случае обязателен (ч. 2—4 ст. 89).

Кроме того, 50 тыс. избирателей или восемь кантонов могут потребовать вынесения на референдум неотложных общеобязательных федеральных постановлений, принятых Федеральным собранием на определенный срок. В этом случае они теряют силу и не могут быть возобновлены, если в течение года после их принятия не будут утверждены народом. Если же такого рода постановления не опираются на Конституцию, они подлежат в течение года после принятия утверждению народом и кантонами, в противном случае теряют силу (ч. 2 и 3 ст. 89-бис).

Со времени принятия в 1848 г. первой швейцарской Конституции в стране было проведено больше референдумов, чем во всех остальных государствах мира, вместе взятых. Можно сказать, что это основной институт в функционировании политической системы.

Цифры, характеризующие референдум на федеральном уровне, достаточно впечатляющи. С 1848 по 1994 гг. всего было проведено в стране 192 обязательных и 122 факультативных референдума. До конца 50-х гг. из числа обязательных голосований в 1921 — 1930гг. состоялось 10 референдумов (в другие десятилетия — и того меньше), в 1951— 1960гг. число голосований составило 22, в 1961— 1970гг. — 14, в 1971— 1980гг. — 47, в 1981—1990гг. — 25, в 1991— 1994гг. — 18. Подобная же картина наблюдается и в отношении факультативных референдумов. По десятилетиям с 1951 г. их состоялось соответственно 11, 8, 18, 12. В 1991 —1994 гг. прошло 19 таких референдумов.

Помимо постепенного возрастания числа федеральных референдумов, существует и противоположная тенденция. После Второй мировой войны было отклонено несколько инициатив по расширению возможного применения этого института. 13 мая 1956 г. народным голосованием был отклонен проект о референдуме по поводу концессий в гидроэнергетике; 30 сентября 1956г.— проект о финансовом референдуме; 26 мая 1963 г.— о необходимости проведения референдума в случае вооружения атомным оружием; здесь же можно указать и на отклонение предложения о введении народной инициативы в законодательной области — это случилось 22 октября 1961г., причем вопрос ставился на народное голосование вторично; впервые такая попытка потерпела неудачу в 1872г.. Все названные четыре предложения были внесены в порядке народной законодательной инициативы. В 1978 г. был отклонен проект о референдуме в области строительства национальных дорог, в 1979г. также отклонено введение референдума при решении вопроса о строительстве атомных электростанций, в 1987 г. не прошло предложение о референдуме в отношении военных расходов.

Если обратиться к цифрам, характеризующим народные инициативы, то прослеживается четкая тенденция к резкому увеличению числа народных инициатив с 60-х гг. текущего столетия. Всего с 1891 по 1994г. на федеральном уровне было представлено 198 народных инициатив; из них 64 были отозваны и по 116 было проведено голосование, в результате которого 12 инициатив одобрены и 104 отклонены. Наибольшее число инициатив приходится на десятилетия 1971— 1980гг. (представлены 40, отозваны 11, поставлены на голосование 22 и все отклонены) и 1981— 1990гг. (представлены 45, отозваны 14, голосовались 29, из которых три одобрены и 26 отклонены). В 1991 — 1994 гг. было представлено 16 инициатив, четыре отозваны, 12 голосовались, из которых две одобрены и 10 отклонены.

На кантональном и общинном уровнях референдум распространен еще более, чем на федеральном. За 1975— 1989гг. более 90% всех референдумов, состоявшихся в стране, пришлись на эти уровни. Референдумы здесь весьма разнообразны, поскольку в Швейцарии отсутствует какая-либо унификация в управлении кантонами и общинами. С начала 70-х годов использование референдума на этих уровнях непрерывно увеличивается, причем замечено, что такое голосование более распространено в немец-коговорящей Швейцарии, чем во франкоговорящей.

Во всех кантонах, как мы уже отметили, любой пересмотр конституции подлежит обязательному референдуму. В 19 кантонах обязательно народное голосование по финансовым вопросам (на федеральном уровне такой референдум не проводится), причем обязательный характер оно носит в случае, когда предусмотренные бюджетом расходы превышают установленный уровень. В остальных кантонах финансовый референдум факультативен. В ряде кантонов практикуется административный референдум — по решениям административного характера, принятым кантональным парламентом. В частности, такое голосование в обязательном порядке проводится по вопросам, связанным с ядерной энергией и со строительством дорог, в кантонах Шафхаузен, Цюрих, Во, Невшатель, Жюра; факультативно народное голосование в Берне по вопросам ядерной энергии, в Женеве — по вопросам строительства дорог. В большинстве кантонов референдум обязателен и в семи кантонах факультативен по поводу заключения межкантональных соглашений (конвенциональный референдум).

На коммунальном уровне использование референдума зависит от наличия местного выборного органа. В пяти кантонах — Фрибур, Женева, Во, Тичино и Швиц — неизвестен обязательный референдум на местном уровне. Чаще всего местный референдум практикуется в крупных городах. Например, в самом крупном городе Швейцарии Цюрихе предусмотрен обязательный референдум при принятии или изменении нормативных актов, связанных с общинной организацией, при корректировке общинной границы в связи со слиянием общин, при необходимости исключительных расходов, превышающих 10 млн. швейцарских франков, и при принятии решений о расходовании на какие-либо цели 500 тыс. фр. в год. На факультативный референдум в этом городе может быть вынесено любое решение городского совета, которое не является предметом обязательного референдума.

Надо сказать, что референдумы в Швейцарии свидетельствуют о консерватизме избирателей: они редко соглашаются на радикальные реформы.

Для референдумов, как и для выборов, характерен довольно высокий уровень абсентеизма. В результате судьба законопроектов, включая важнейшие, определяется не очень значительным меньшинством избирателей. В послевоенное время уровень участия избирателей в народных голосованиях составлял в среднем около 60% (в 1975 г. он не достигал и 40%). Остальные избиратели, следовательно, были абсентеистами. Во второй половине 70-х гг. уровень участия на референдумах немного возрос, затем в первой половине 80-х гг. опять упал и вновь поднялся к концу десятилетия. Чтобы как-то увеличить число голосующих, некоторые кантоны приняли законы о голосовании по почте, однако этот способ подачи бюллетеня заметно не отразился на уровне участия избирателей.

Швейцарский абсентеизм весьма селективен и зависит от ряда факторов. Обычно, если выносимый на референдум законопроект сложен, число абсентеистов весьма велико. Например, в 1973г. в голосовании о конституционной поправке об образовании участвовало лишь 28% избирателей. Замечено нежелание избирателей высказываться по проектам, которые хотя и не сложные, но не вызывают серьезных разногласий среди политических сил страны или которые перегружены какими-либо фактическими данными. Так, в референдуме 3 марта 1991г., на который был вынесен вопрос о снижении возрастного ценза для активного избирательного права до 18 лет, характеризовавшийся большой степенью согласия в обществе, и проект о содействии общественному транспорту, содержавший обилие фактических данных, участвовал только 31% избирателей. Напротив, в голосованиях по несложным, но конфликтным проектам, например, по вопросу о пребывании в стране иностранцев, уровень участия достигает рекордных для Швейцарии цифр — 74% в 1970г. и 70%— в 1974г. На петиционном референдуме осенью 1989 г. по предложению ликвидировать швейцарскую армию уровень участия также дошел до 70%.

Частое использование референдумов снижает значение представительных органов, что должно оцениваться неоднозначно: с одной стороны, народ сам решает государственные дела, с другой — эти решения нередко страдают невысоким качеством.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.