Здавалка
Главная | Обратная связь

При разработке стратегии организаций



Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была под силу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web (WWW) дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта – «виртуальный», почти не требующий материальных вложений.

 

Электронный бизнес – это вид деятельности, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

 

Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги и электронные чеки.

Электронный бизнес включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.

Электронный бизнес посредством Интернета изменяет привычный мир бизнеса:

– она дает возможность организовывать доставку товаров (услуг), предоставлять информации и платежи по сети;

– позволяет осуществлять различного рода информационный и операционный обмен между субъектами рынка;

– означает деятельность, связанную с проведением коммерческих операций с помощью электронных средств и сетевых соединений. Управление процессами осуществляется также с помощью сетей;

– используются самые разные носители информации (данные, тексты, звук, видео, WEB-страницы);

– она является деятельностью на глобальном рынке;

– включает применение технологии электронного обмена данными (EDI), электронной почты, электронных платежей (EFT), необходимых для нормального проведения коммерческих операций.

Электронный бизнес включает любую сделку, совершенную посредством связанных между собой компьютеров, по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой. Кроме того, объединяет широкий спектр бизнес-процессов: обмен информацией; установление контактов между потенциальными заказчиками и поставщиками; продажа товаров, в том числе информационных продуктов, и оказание услуг; расчеты с использованием электронных платежных систем; организация виртуальных предприятий; управление доставкой; пред- и послепродажная поддержка.

Электронный бизнес подразделяется на две основные группы отношений: «бизнес-покупатель», или В2С (взаимоотношения продавца и покупателя с помощью электронного магазина) и «бизнес-бизнес», или В2В. Согласно данным некоторых исследований, рынок электронной коммерции В2В (между предприятиями) намного – в пять раз – больше, чем рынок В2С (между предприятием и потребителем). Причина такой разницы состоит в том, что электронная коммерция не новое явление на рынке В2В. Вместо Интернета многие компании на протяжении ряда лет для рационализации методов ведения бизнеса и снижения издержек использовали электронный обмен данных.

Многоканальные розничные торговцы, осуществляющие деятельность и через другие существующие каналы сбыта, с выгодой пользуются своими мощными брендами и налаженной системой обслуживания клиентов, контролируя в результате две трети онлайнового рынка.

«Чистые игроки» розничные торговцы, работающие исключительно онлайн, контролируют «только» одну треть рынка, однако, они превосходят многоканальные розничных торговцев по темпам роста, которые в среднем на 25 % выше.

Три четверти операций на онлайновом рынке относятся к одному из следующих четырех видов деятельности: туристический бизнес, продажа компьютерной техники/программного обеспечения и книг, финансовое посредничество.

Конкуренция в Интернете отличается от конкуренции на традиционных промышленных рынках. Отличительной чертой сделок здесь является то, что они основаны на информации о продукте или услуге, а не на физических и осязаемых характеристиках. Обстоятельства совершения сделок также отличаются от традиционных; они осуществляются в виртуальной среде, а не в физическом мире, и покупатель заключает сделку, используя экран персонального компьютера. Следовательно, во многих отраслях для ведения бизнеса не обязательно наличие физической инфраструктуры – например, зданий и оборудования; достаточно обладать компьютером и средствами коммуникации.

Предприятия используют электронную коммерцию для развития конкурентных преимуществ, что достигается посредством предоставления более полезной информации, расширения возможностей выбора, развития новых услуг, рационализации процесса совершения покупки, снижения затрат. Интернет также способствует развитию ценовой дисциплины, поскольку клиенты имеют возможность получать информацию о ценах и продуктах из многих источников.

Компьютеризация коренным образом меняет управление организацией. Компании все чаще применяют современные информационные системы и технологии, чтобы следить за внешними и внутренними потоками информации, использовать ее для анализа, прогнозирования, принятия управленческих решений. Но сами по себе информационные системы и технологии не могут быть инструментом в достижении корпоративных целей. Только предприятия, определившие корпоративную и конкурентную стратегию, имеют представление об информационных потребностях и могут добиться успеха. Информационные технологии (далее - ИТ) становятся достижением стратегических целей. Разрабатывая корпоративную стратегию, необходимо оценивать уровень зрелости бизнеса и ИТ-услуг. Знание уровней зрелости позволит определить направление развития бизнеса и ИТ-процессов. Информационные системы изменяют способ, которым фирмы осуществляют руководство или сам бизнес фирмы. Сегодня фирмы не только автоматизируют, но и разыскивают новые способы использовать ИТ для достижения превосходства над конкурентами. Применение ИТ позволяет уменьшить время на создание новых изделий посредством автоматизированного проектирования. Сегодня ИТ позволяют фирмам конкурировать с низкими ценами и дифференцированием изделий одновременно. В 2009 г. 51% респондентов отмечали увеличение ИТ бюджета предприятий, в 2010 – 71%. Это способствует повышению общей информатизации предприятий, что позволит повысить гибкость бизнеса, оперативность и точность принятия решений.

Содержание и структура стратегического управления.

Стратегическое управление всегда направлено на достижение предприятием лучшего результата в настоящем и будущем. При этом обязательно учитываются возможности предприятия и поведение внешней среды, составляется план конкретных действий по проведению изменений для достижения запланированных результатов.

Стратегия с одной стороны разрабатывается, планируется, а с другой является ответом на изменения окружающей среды.

Стратегическое управление динамичный процесс. Организации постоянно реорганизуют свою деятельность, осваивают новые виды бизнеса, создают новые системы качества, ищут подходы к совершенствованию внутренней организации компании, ищут как лучше управлять. Все эти действия являются ценным инструментом реализации стратегии. Можно сказать, что стратегия состоит из действий и подходов управленческого персонала направленных на достижение запланированных результатов. В процессе разработки и реализации стратегии участвуют все менеджеры компании. В целом стратегия состоит из конкретных управленческих решений, направленных на достижение конкурентных преимуществ и укрепление позиций на рынке, сформулированных как план управления компанией. План нацелен на достижение желаемого результата и охватывает все основные функции управления (организация, планирование, мотивация, контроль) и все виды деятельности. Стратегический план организации представляет собой совокупность миссии, целей и стратегий их достижения, разработанных менеджерами на различных организационных уровнях управления.

Стратегическое управление предусматривает пять взаимосвязанных процессов:

1. Анализ среды, который включает: анализ макроокружения; анализ конкурентной среды; анализ внутренней среды.

Анализ макроокружения предполагает анализ состояния экономики страны, ее политики и правовой среды, а также анализ природной среды и инфраструктуры общества.

Конкурентная среда анализируется по 5 компонентам: конкуренты; покупатели; поставщики; потенциальные конкуренты; производители замещающей продукции.

Анализ внутренней среды фирмы – это определение в конечном итоге ресурсного потенциала, который позволяет фирме выдерживать конкурентную борьбу.

2. Выработка целей и миссии фирмы.

Миссией считается то, для какой деятельности она создается.

Цели ставятся долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

3. Выбор стратегии.

После выбора миссий и целей определяются меры, с помощью которых они будут достигнуты.

4. Выполнение стратегии.

5. Оценка, контроль и регулирование стратегии.

Базовая модель стратегического управления представлена на рис.

В процессе осуществления движения к цели фиксируются отклонения и периодически включаются регулирующие механизмы.

Выполнение стратегии зависит от целого ряда правил, которыми необходимо пользоваться:

а) доведение цели и стратегии фирмы до каждого члена коллектива и их осознание;

б) обеспечение выполнения стратегии необходимыми ресурсами, которые должны своевременно поступать в фирму;

в) проверка соответствия организационной структуры управления выработанным стратегиям и при необходимости внесение корректив;

г) проведение необходимых изменений в части кадрового состава, оборудования, технологии, финансов;

д) своевременный пересмотр стратегии, если этого требуют рынок и НТП. Причем, он осуществляется только в том случае, если выгоды от новой стратегии будут больше чем у старой.

 

Рисунок – Базовая модель стратегического управления

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.