Методы возрастной психологии
Основные методы возрастной психологии Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям. 1.организационные. 1.1.лонгитюдиальный - метод продольных срезов; 1.2.метод поперечных возрастных срезов; 1.3.комплексный. 1.1.группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Этот период может доходить до 30-40 лет (Калифорнийский лонгитюд по детям с высоким IQ, уже упомянутый в прошлом семестре). В ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1 курса и до окончания ими института. Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода "высшим пилотажем" экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно - со середины 19 века (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми). Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта (см. тему "Когнитивное развитие психических функций"). Метод позволяет: • проследить развитие отдельных психических функций; • дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности); Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г. Ананьев). Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз. 1.2.одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2,...,10 класс) по единой методике. Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых - методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте). Метод позволяет: • выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке); • провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами. Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных - неделя, у взрослых - 5 лет, в старости - меньше). 1.3.сочетание обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке. 2. эмпирические. 2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже. 2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).; 2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.; 2.4.психодиагностический; 2.5.биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева); 2.6.тесты. 3. обрабатывающие (математико-статистические). Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд. 4. интерпретационные: 4.1.генетическое описание (в смысле генеза - развития); 4.2.структурное описание (как результат поперечного среза). Вообще в психологии и, в частности, в возрастной психологии главная проблема - перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр. Пример – психолог может определить, что данный ребенок имеет такие-то акцентуации характера, то есть демонстрирует педагогическую запущенность. Однако вопрос "что с ним делать?" психолог не решает, считая это предметом педагогики. Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения рассматриваются параллельно в 4 аспектах: • онтологический (соотношение биологического и социального в развитии); • хронологический (микро- и макрохронология); • структурно-динамический (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики); • каузальный (факторы развития). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|