Глава III Распад СССР ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
3.1. Новое политическое мышление Особенно значительные изменения в стране произошли во внешней политике. Во-первых, международное сообщество судило о советских руководителях главным образом по их деятельности на мировой арене. Во-вторых, команда Горбачева предполагала, что к внутренним преобразованиям легче приступить, «обеспечив благоприятный внешний контекст»[46]. Одновременно с этим критиковались старые подходы. Однако советский лидер не мог учесть в полной мере, что, выдвинув в качестве стратегического направления новое политическое мышление для Европы и мира в целом, и во внутренней политике придется ориентироваться на аналогичные ценности. Ножницы между внутренним и внешним ходом перестройки с каждым годом превращались в угрозу для команды кремлевских реформаторов. Доктрина нового политического мышления была новаторской в том смысле, что она исходила от представителя крупнейшей коммунистической державы. В 1987 г. выходит книга Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Журнал «Коммунист» в № 7 за 1988 г. опубликовал тезисы для обсуждения, озаглавленные «Социальный прогресс в современном мире», суть которых заключалась в следующем. «Когда то было несколько держав…они определяли и балансировали свои интересы, если удавалось балансировать, а если нет, то воевали»[47]. Три мира человеческой цивилизации – капиталистический, социалистический и третий мир – сегодня находятся в глубокой взаимосвязи. Они принадлежат к единому миру, в котором уже невозможно достичь превосходство военными средствами.Горбачев пишет: «Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологически, каких бы то ни было целей»[48] Изжила себя практика оценки международных событий исключительно через призму конфронтации между Востоком и Западом. В решении специфических проблем, связанных с противостоянием отдельных стран и регионов, следует исходить из глобальных тенденций и зависимостей. Все это не могло скрыть двойную, связанную с перестройкой экономическую цель, поставленную перед внешней политикой. В первую очередь речь шла о сокращении расходов на гонку вооружений, ставших непосильным для Советского Союза. Вторая цель состояла в получении от запада достаточно больших кредитов, особенно важных для обеспечения продолжения импорта зерна (около 40 млн. т зерна в 1988 г. и 60 млн. т – в следующем)[49], и в то же время массированных поставок современной техники и технологий. Обновление внешней политики сопровождалось уходом с поста министра иностранных дел Громыко, который несколько десятилетий возглавлял международную политику Советского Союза. Пост занял приближенный к М. Горбачеву Э. Шеварднадзе, член Политбюро с 1985 г., генерал КГБ, бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии, сделавший успешную карьеру в условиях кавказской политической жизни и уже этим подготовленный к дипломатической работе. Эдуарду Амвросиевичу удалось сделать то, о чем все предыдущие министры иностранных дел могли только мечтать: именно к компетенции МИДа, а не международного отдела ЦК перешли вопросы взаимоотношений с социалистическим содружеством. С другой стороны, Горбачев обвинил МИД в «чрезмерной заамериканизированности»[50]. Новый руководитель страны дал понять, что формат и характер отношений с США он будет контролировать лично. Как бы то ни было, вместе со своим соратником Горбачев определил три основных направления деятельности: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с Соединенными Штатами о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами, не отдавая более предпочтения государствам марксистко-ленинской ориентации. После прихода к власти Михаила Сергеевича в политическом лексиконе утвердилось слово «саммит» - встреча руководителей держав на высшем уровне. После ряда встреч «в верхах» между Горбачевым и Рейганом (Женева, ноябрь 1985 г., Рейкьявик, октябрь 1986 г., Вашингтон, декабрь 1987 г.) советская и американская стороны подписали 8 декабря 1987 г. соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности, положив, таким образом, конец периоду конфронтации. Советская сторона взяла на себя обязательство демонтировать и уничтожить в течение трех лет 1752 ракеты, американская 869[51]. Это соглашение было дополнено шестью месяцами позже установлением детальной системы взаимного контроля. Впервые было достигнуто соглашение, которое предусматривало реальный процесс разоружения, а не только ограничение будущего вооружения, как это было в случае договора ОСВ в 70-е гг. В дальнейшем, в письме к Дж. Бушу Горбачев будет писать: «Я уверен, что у партнерства США с Россией…есть будущее. Мы с тобой заложили хорошие основы для развития отношений на основах доверия и солидарности, понимания высокой ответственности перед всем миром…»[52]. Однако сокращение ядерного оружия в мире, происходило в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР. Новое руководство пошло также на прекращение советской интервенции в Афганистане. Эта война на чужой земле, стоившая СССР более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых[53], была, если судить хотя бы по реакции молодежи, столь же непопулярна в СССР, как война во Вьетнаме для американцев. Процесс урегулирования и вывода войск проходила в несколько этапов: в мае 1986 г. ушел в отставку Б. Кармаль; в феврале 1988 г. Горбачев объявил о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и был закончен 9 месяцами позже. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновить диалог между СССР и Китаем, для которого прекращение советского военного вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Горбачев выразил пожелание улучшить отношения, особенно экономические, между Советским Союзом и Китаем, подтвердив, что препятствия нормализации этих отношений скоро будут устранены. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом Горбачева в Пикин в мае 1989 г. Советское руководство перешло к политике умиротворения в районах региональных конфликтов – как в Южной Африке, так и в Персидском заливе, в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке советская сторона придерживалась миротворческой политики. Начался форсированный вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров соцстран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением. Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военного союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г. В 1989 г. серьезные перемены произошли в социально-политической и территориальной ситуации в Европе, впервые преобразив ее послевоенное лицо. Однако руководство СССР занял политику невмешательства в данные процессы. Наиболее наглядно его самоустранение проявилось по германскому вопросу. В июле 1990 г. Москва дала согласие на объединение Германии. Хотя потом Горбачев будет писать Гельмуту: «Объединение Германии – это крупнейшее событие мировой истории и новой мировой политики. И то, что мы больше, чем кто либо способствовал этому, останется в памяти народов»[54]. Данный факт свидетельствует о том, что Михаил Сергеевич видит в этом свою заслугу, а так же о действительно новом подходе к международным реалиям. К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию.
3.2. Процесс распада Советского Союза (осень 1990 – зима 1991)
Три нерешенные проблемы, неудачи на международной арене господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили «катализатором политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева, президента политической целостности, ушедшей в небытие»[55]. С точки зрения политического анализа год с осени 1990 до зимы 1991 г. делится на три части: - период до подписания 23 апреля 1991 г. Горбачевым, представлявшем союзный центр, и руководителями девяти республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Айзербайджан) документа, известного как «Заявление 9+1», в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое согласие было важным условием прекращения конфликта между председателем Верховного Совета России Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников продолжения реформ, и президентом Горбачевым, который старался сохранить равновесие между консерваторами и реформаторами и соблюсти интересы центра перед лицом республик, которые довилась самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. На фоне этого развернулась «настоящая война законов, парализовавшая всякую конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономический кризис, неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая все более очевидный вакуум власти»[56]; - период с конца апреля 1991 г., отмеченный своего рода перемирием, которое казалось установилось в отношениях Ельцина и Горбачева, взаимно обеспокоенных падением авторитета государственной власти. Горбачев повел тонкую политическую игру. Он стал прибегать к использованию консервативных сил для создания противовеса Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможна попытка консервативных сил осуществить государственный переворот; - период после провала путча 19 – 21 августа 1991 г., когда поражение, нанесенное консерваторам, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрету КПСС. Менее чем за четыре месяца на месте прежнего СССР возникло новое и весьма неустойчивое геополитическое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ). Переходя к более подробному рассмотрению этих периодов, следует сказать, что первый открытый конфликт между сторонниками Ельцина и Горбачева разразился в октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы. Горбачев выступил в поддержку варианта Рыжкова. Но данная программа сразу встретила критику авторов проекта «500 дней»; данная программа была одобрена Ельциным и большинством российских парламентариев, т.е. они выступали против возвращения к административно-командной системе. Ноябрь был отмечен ужесточением позиций политических протагонистов. 14 ноября «Московские новости» опубликовали «открытое письмо» Горбачеву признанных сторонников перестройки, озаглавленное «Страна устала ждать!». Реакцией консерваторов был переход в наступление. 28 ноября министр обороны Язов, потребовал восстановить порядок в стране и обеспечить призыв в армию, обрушился на национал-экстремистов. 4 декабря Горбачев сделал важную уступку консерваторам, отправив в отставку с поста министра внутренних дел сторонника реформ Бакатина и назначил на эту должность Пуго. Перед новым руководством МВД была поставлена задача развернуть борьбу с организованной преступностью, а также против националистических и центробежных тенденций. Позже вице-президентом страны был избран Янаев. Шеварднадзе с шумом 21 декабря ушел в отставку, заявив об угрозе реакционного переворота. Большинство съезда проголосовало за сохранение СССР. Таким образом, в последние дни 1990 г. соотношение сил, казалось, резко изменилось в пользу консерваторов. В действительности же никогда противоречия между президентскими указами и деятельностью местных властей не было столь велико. В течение всей осени происходило усиление центробежных сил (Украина, Грузия и др.). 23 ноября республикам был вновь представлен вариант нового союзного договора. Однако влияние центра ощущалось в каждой статье договора. Но 20 ноября был заключен договор между Россией и Украиной, по которому две республики признавали суверенитет друг друга; 22 ноября такой же договор был подписан с Казахстаном, т.е. договор от 23 ноября принадлежал уже прошлому. Этими соглашениями, заявил Ельцин, создается модель нового союза и стержень, вокруг которого он будет образован. В начале января возрастает напряженность в Литве и Латвии (было принято решение об использовании войск для призыва молодежи в армию в этих регионах). Была проведена операция в ходе которой было убито 16 человек. В итоге произошел раскол в рядах интеллигенции, которая до этого поддерживала Горбачева. События в Вильнюсе, повторившиеся в Риге, резко обострили конфликт между реформаторами и консерваторами. 22 января Ельцин осудил применение силы в Прибалтийских республиках. 26 января принято решение о введении с 1 февраля на улицы крупных городов милиции и военных под предлогом усиления борьбы с преступностью. 24 января 1991 г. вышло объявление об изъятии из обращения пятидесяти- и сторублевых купюр. Это вызвало панику и столпотворения у сберегательных касс. Данная мера должна была нанести удар по теневой экономике. В действительности же государство изъяло лишь 5% той суммы, которая должна была выйти из обращения. Единственный результат данного мероприятия – недовольство населения. Февральский пленум ЦК КПСС подтвердил решение консерваторов взять реванш. Они обратились к гражданам с патриотическими лозунгами: «выступить против антикоммунистической истерии, разжигаемой врагами перестройки»[57]. Горбачев заранее отказался от решения референдума по вопросу независимости Латвии. 21 февраля, в разгар различных демонстраций, Ельцин выступил по телевиденью с требованием ухода Горбачева в отставку и роспуска Верховного Совета СССР. В ответ последовало обвинение демократов в стремлении дестабилизировать страну. Требования реформаторов (отставка Горбачева, роспуск союзного парламента, передача власти Совету Федерации, признание референдума от 17 марта простой формальностью, высказывались за однозначное сохранение целостности Советской Родины) получили мощную поддержку со стороны ведущих организаций независимого рабочего движения. Хаос стал еще больше увеличиваться после референдума 17 марта, который так и не внес ясности в споры о содержании союзного договора. Итоги референдума быстро затмило ужаснувшее население повышение цен (от 2 до 5 раз), когда заработная плата увеличилась на 20-30 %. Начинаются различные многочисленные забастовки. Рабочие стали выдвигать требования. Было ли согласие Ельцина поставить свою подпись 23 апреля под «Заявлением 9+1» попыткой остановить хаос или в его подоплеке лежали тактические расчеты, которые диктовались выборами президента РСФСР. В борьбе за голоса избирателей приняли участие 6 кандидатов, но реально народ делал выбор между Горбачевым и Ельциным. Бесспорная победа Ельцина уже в первом туре, которому было отдано 57 % голосов, означала обретение им нового статуса. Президентство Ельцина было более законным, т.к. Горбачев был избран президентом СССР на съезде народных депутатов. Победа Ельцина означала и сокрушительное поражение коммунистической партии. 24 июля Горбачев заявил, что работа над союзным договором завершена и документ открыт для подписания. Республикам удалось отстоять многие свои требования. Русский язык перестал быть государственным языком; главы республиканских правительств получили право решающего голоса; предприятия военно-промышленного комплекса перешли в совместное ведение Союза и республик. Однако было большое количество неточностей (вопрос о налогах, о природных ресурсах, о статусе 6 республик и др.). Для консерваторов это означало «распродажу Советской Родины и похороны КПСС»[58]. Последней каплей для них стал подписанный 20 июля указ о запрете деятельности партий. Утром 19 августа ТАСС предал сообщение о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, в который вошли 8 человек (Янаев, Павлов, Крючков и др.). Было заявлено, что Горбачев по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности. Чрезвычайное положение устанавливалось на 6 месяцев, вводилась цензура. Однако встретив народное сопротивление, которое возглавил Горбачев, путч провалился. Вечером 21 августа из Крыма вернулся Михаил Сергеевич. Однако Ельцин, который вышел из всего этого победителем уже «завоевал себе погоны главы государства»[59]. Встает вопрос, Почему Горбачев, предполагая о путче, не предотвратил его еще до начала? Ответ прост. В своем разговоре с Щекочихиным, он говорит: - «Я все-таки не думал, что они пойдут на путч…» -«Почему вы не пошли на меры, получив…предупреждение от господина Бейнера о готовившемся путче?» -«Для меня это сообщение не послужило новостью. Моя задача состояла в том, что бы сдержать процесс сопротивления до тех пор, пока партия перестанет представлять опасность для народа и не уступит полностью дорогу демократии…»[60]. Таким образом, можно сказать, что опять же Горбачев понадеялся на авось и не стал предпринимать никаких серьезный действий в сложившейся критической ситуации. «Августовский путч сорвал процесс формирования новых союзных отношений…возобновление работы над Союзным договором, я рассматривал как самый главный приоритет»[61]. Но неудачный переворот все же привел к более ускоренному распаду СССР, к утере Горбачевым его влияния, к упразднению прежних институтов центральной власти, 8 республик заявили о своей независимости, а три Прибалтийских республики, уже добившиеся их признания международным сообществом, 6 сентября были признаны Советским Союзом. Горбачев оставил свой пост Генерального секретаря ЦК КПСС и распустил Центральный комитет. Деятельность КПСС была запрещена. М.С. Горбачев все более становился президентом в кавычках, президента Советского Союза, который более не был единым государством. Таким образом, приступив к внутренним преобразованиям нужно было обеспечить благоприятный внешнеполитический контекст. Новое политическое мышление явилось реализацией перестройки на международной арене. Но постепенно стали возникать ножницы между внутренним и внешним ходом перестройки. Основные принципы нового политического мышления сводились к следующему: отказ от фундаментального вывода о расколе мира на две системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; признание общечеловеческих ценностей над любыми другими. Однако политика невмешательства в процессы, которые на глазах меняли облик бывших союзных государств, роспуск СЭВ и ОВД, готовность стран Центральной и Восточной Европы на отход от СССР и сближение с Западом привело к тому, что Советский Союз остался без старых союзников и не приобрел новых. СССР стал быстро терять инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО. Ухудшение экономического положения заметно обострилось из-за обвального снижения поставок по лини СЭВ, что побудило горбачевскую администрацию обратиться за финансовой и материальной поддержкой к странам Запада. Однако весомой помощи не последовало. Горбачев все более терял свою популярность. Августовский путч показал, что страна вступила в экономический, политический и социальный кризис, потеряла международное влияние, что, безусловно, ускорило распад в декабре 1991 г. Советского Союза.
Заключение В ходе написания курсовой работы была сделана попытка решить поставленные задачи. Начало 80-х годов. Страну охватывает страшный кризис, который пронизывает все сферы общественных отношений. Экономика продолжала падать по важнейшим показателям, а вслед за ней, и уровень жизни всего населения. Большое количество капиталовложений шло в ВПК. Страна уже не могла кормить свой народ. Постепенно увеличивался дефицит товаров, как следствие – расцвет «теневой экономики». Во всем мире на первый план выходит наука и образование, микроэлектроника, информатика. Данные отрасли получили еще слабое развитие в СССР. Техническое отставание от стран Запада казалось необратимым. Безусловно, нужны были перемены. В итоге, в 1985 г. к власти приходит Михаил Сергеевич Горбачев, который быстро привлек к себе внимание общественности. Его популярность становилась все больше и больше. Именно он провозгласил курс на перестройку, на те перемены, которые так ждало общество. Конечно, следует отметить, что идея перестройки пришла не сразу. Первоначально лишь задумывалось приспособить систему к существующим новым условиям, однако в последующем ее идеи постоянно трансформировались. Итак, можно выделить три главные задачи перестройки, а именно: ускорение социально-экономического развития страны, переход к рыночной экономике и на последнем этапе – изменение всей советской системы. Были провозглашены и лозунги: «Гласность», «Ускорение», «Демократизация». На XXVIIсъезде ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главное здесь было – это научно-техническая революция, технологическое перевооружение и активизация человеческого фактора. Несмотря на все замыслы и идеи, которые может быть были, где-то и положительными по своей сути, они не давали реальных результатов. Слишком сильна еще была бюрократия, которая не хотела лишаться своих прав. В промышленности предприятия продолжали работать в соответствии с госпланом, в сельском хозяйстве земля продолжала реально принадлежать Советам и колхозом. Легализация «теневой экономики» привела к тому, что частный сектор отмывал в год около 90 млд. руб. В результате происходило обогащение небольшого количества населения, а большая часть была вынуждена стоять в очередях у прилавков магазинов. Государство увеличивало импорт за счет зарубежных кредитов, однако это только увеличило государственный долг. Все это затормаживало нормальное развитие экономики. Машина перестройки давала колоссальные сбои. В итоге реальных сдвигов в государственном секторе так и не произошло. Государство не могло стабилизировать рынок. Что бы хоть как то прикрыть неудачи экономической политики, правительство проводит ряд политических реформ, однако и здесь все вылилось в политический кризис. Массы указывали на ограниченность и искаженность демократии. Выявлялось стремление к сохранению однопартийной политической системы, монополии ЦК КПСС. Конечно, переход к многопартийности был важнейшим вопросом, который следовало решить. Пониманию этого в огромной мере способствовала весенняя победа Ельцина и последовавший за ней в июле его выход на последнем, XXVIII съезде КПСС из партии. Были видно, что вся политика Горбачева заходит в тупик, по всем ее направлениям. Внешняя политика горбачевской администрации, удачно начинавшаяся, привела к краху Советского Союза. Теряя старых союзников и не приобретая новых, СССР столкнулся с тем, что начал терять инициативу в международных делах. Страны «большой семерки» все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, все меньше веря в политическую дееспособность президента СССР. Таким образом, можно сказать, что Горбачев так и не сумел решить поставленные перед перестройкой задачи, а лишь привел страну к углублению кризисных явлений. Более того, результатом его внешней политики явилась потеря статуса СССР как сверхдержавы мира; теперь только США носили данный статус. Августовский путч показал, что страна вступила в экономический, политический и социальный кризис, потеряла международное влияние, что, безусловно, ускорило распад в декабре 1991 г. Советского Союза.
Библиографический список: Источники: 1. Горбачев М.С. Августовский путч: причины и следствия. – М.: Изд. полит. лит., 1991. 2. Горбачев М.С. В единстве партии – судьба перестройки // Доклад на Пленуме ЦК КПСС. – М.: Изд. полит. лит., 1990. 3. Горбачев М.С. Декабрь - 91: Моя позиция. – М.: Новости, 1992. 4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы: В 2 кн. – М.: Новости, 1995. 5. Горбачев М.С. Коренной вопрос экономической политики партии // Доклад на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технической революции. – М.: Изд. полит. лит., 1985. 6. Горбачев М.С. На коренном этапе перестройки // Выступление М.С. Горбачева на встрече в КЦ КПСС с руководителями массовой информации. – М.: Изд. полит. лит., 1989. 7. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. – М.: Изд. полит. лит., 1987. Литература: 1. Акопов С.С. История России: личность и эпоха. – М.: Наука, 1997. 2. Борисов Ю.С. Исторический опыт и перестройка. – М.: Наука, 1989. 3. Боффа Б. От СССР к России. История неоконченного кризиса. – М.: Наука, 1996. 4. Бояринцев В.И. Перестройка: от Горбачева до Чубайса. – М.: Алгоритм, 2005. 5. Верт Н. История Советского государства. – М.: Весь мир, 1992. 6. Волкогонов Д. Семь вождей. – М.: Новости, 1995. 7. Коэн С. Можно ли было реформировать советскую систему. – М.: Анро, 2005. 8. Лингачев Е.К. Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки. – М.: Наука, 2005. 9. Никаноров Г.Л. Надрыв: правда и ложь отечественной истории XXвека. – М.: Наука, 2007. 10. Согрин В.В. Политическая история современной России 1985-1994. – М.: Прогресс-Академия, 2001. 11. Соколов А.К. Россия в XX веке: люди, идеи, власть. – М.: Наука, 2002.
[1] Горбачев М.С. Жизнь и реформы. – М., 1995. [2] Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нас и для всего мира. – М., 1987. [3] Горбачев М.С. Август-91: Моя позиция. – М., 1992. [4] Горбачев М.С. Августовский путч: причины и следствия. – М., 1991. [5] Горбачев М.С. Коренной вопрос экономической политики партии // Доклад на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. – М., 1985. [6] Горбачев М.С. В единстве партии – судьба перестройки // Доклад на пленуме КЦ КПСС. – М., 1990. [7] Горбачев М.С. На переломном этапе перестройки // Выступление М.С. Горбачева на встрече в ЦК КПСС с руководителями средств массовой. – М., 1989. [8] Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX – начала XXI века. [9] Верт Н. История советского государства. – М., 2003. [10] Согрин В.В. Политическая история современной России 1985 – 1994. – М., 2001. [11] Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. – М., 1987. – С. 13 [12] Там же. – С. 5 [13] Боффа Д. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1991. – М., 1996. – С. 56. [14] Согрин В.В. Политическая история современной России 1985-1994. – М., 1994. – С. 20. [15] Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX– начала XXI века. – М., 2007. – С. 9. [16]Тамже . – С. 9. [17]Там же. – С. 10. [18] Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. – М., 1987. – С. 11. [19] Согрин В.В. Политическая история современной России 1985-1994. – М., 1994. – С. 13. [20] Горбачев М.С. Декабрь-91: Мой взгляд. – М., 1992. – С. 136. [21] Горбачев М.С. Декабрь-91: Мой взгляд. – М., 1992. – С. 140.
[22] Горбачев М.С. Жизнь и реформы. – М., 1995. – С. 200 [23] Волкогонов Д. Семь вождей. – М., 1995. – С. 300. [24] Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. – М., 1987. – С. 26 [25] Горбачев М.С. Доклад на совещании ЦК КПСС по вопросу ускорения научно-технического прогресса // Коренной вопрос экономической политики партии. – М., 1985. – С. 4. [26] Там же. – С. 10 [27] Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX– начала XXI века. – М., 2007. – С. 46. [28] Горбачев М.С. Доклад на совещании ЦК КПСС по вопросу ускорения научно-технического прогресса // Коренной вопрос экономической политики партии. – М., 1985. – С. 14.
[29] Согрин В.В. Политическая история современной России 1985-1994. – М., 1994. – С. 19. [30] Боффа Д. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1991. – М., 1996. – С. 42. [31] Бояринцев, В.И. Перестройка: от Горбачева до Чубайса. – М., 2005. – С. 14. [32] Горбачев М.С. Декабрь – 91: Моя позиция. – М., 1992. – С. 192. [33] Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX– начала XXI века. – М., 2007. – С. 58. [34] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 502. [35] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 504. [36] Бояренцев В.И. Перестройка: от Горбачева до Чубайса. – М., 2005. – С. 17. [37] Согрин В.В. Политическая история современной России 1985-1994. – М., 1994. – С. 24. [38] Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX– начала XXI века. – М., 2007. – С. 63. [39] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 506. [40] Выступление М.С. Горбачева на встрече в ЦК КПСС с руководителями средств массовой информации // На переломном этапе перестройки. – М., 1989. – С. 7. [41] Коэн С. Можно ли было реформировать советскую систему. – М., 2005. – С. 49. [42] Верт Н. История советского государства. – М., 1992. – С. 512. [43] Там же. – С. 512.
[44] Коэн С. Можно ли было реформировать советскую систему. – М., 2005. – С. 54.
[45] Верт Н. История советского государства. – М., 1992. – С. 514. [46] Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX – начала XXI века. – М., 2007. – С. 19. [47] Горбачев М.С. Перестройка и новые мышление для нашей страны и для всего мира. – М., 1987. –137. [48] Там же. – С. 143. [49] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 516. [50] Боффа Д. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964-1994. – М., 1996. – С. 57. [51] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 517. [52] Горбачев М.С. Декабрь – 91: Моя позиция. – М., 1992. – С. 125. [53] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 517. [54] Горбачев М.С. Декабрь – 91: Моя позиция. – М., 1992. – С. 125.
[55] Лингачев Е.К. Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки. – М., 2005. – С. 31. [56] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 519.
[57] Лингачев Е.К. Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки. – М., 2005. – С. 35.
[58] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 527. [59] Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. – С. 527. [60] Горбачев М.С. Декабрь – 91: Мой взгляд. – М., 1992. – С.154. [61] Там же. – С. 5. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|