Здавалка
Главная | Обратная связь

Системе с позиции модернизации образования



Во всяком произведении искусства,

великом и малом, вплоть до самого малого

все сводится к концепции.

И.В. Гете

Воспитательная система – это комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности названной системы (Б.М. Бим-Бад). Различают также понятие «система воспитательной работы» (эта система является подсистемой воспитательной системы). Данное понятие обозначает комплексность мероприятий, адекватных поставленной цели. По типу организации выделяют авторитарные и гуманистические воспитательные системы.

Термин «модернизация» (от франц. moderne – современный) означает «изменение соответственно требованиям современности путем ввода различных усовершенствований». В научном плане процесс модернизации отражается как социально-педагогическая категория. Именно подход к модернизации как к социально-образовательному явлению и как к социально-педагогическому понятию обусловливает определение направлений модернизации образования, кото­рые выводятся из ее приоритетов.

Модернизация образования как социально-педагогическое явление имеет следующие приоритеты: облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей; противодействие негативным социальным процессам; обеспечение социальной мобильности в обществе через поддерж­ку наиболее талантливых и активных молодых людей; поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное общество; реализация ресурса свободы, выбора жизненного пути каждого человека; формирование сознательного гражданина, эффективно участвую­щего в демократическом процессе.

Главные составляющие модернизации позволяют определить ее как процесс внесения в образовательные системы изменений, благодаря которым эти системы должны стать адекватными современным условиям социальной среды. Процессы модернизации связаны с изменениями в целеполагании, за которыми следует преобразование структуры, деятельности и отношений, определение ценностных ориентаций и нравственных норм.

Как провозглашает Концепция модернизации российского образования, активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федераль­ные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

В современных условиях следует говорить не только о системном, но и о синергетическом и рефлексивном подходах к воспитанию. Остановимся более подробно на двух последних. Синергетический подход предполагает решительный отказ от функционально-режимной направленности традиционной педагогики. Основные характеристики синергетического подхода – неустойчивость, открытость, нелинейность. Синергетический подход является одним из важнейших в построении открытой системы образования и воспитания, проблемы которой активно обсуждаются в современной педагогической науке.

Синергетика – научное направление, исследующее связи между подсистемами, которые образуются в открытых системах благодаря потоковому обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях; такая система характеризуется согласованным поведением подсистем ее образующих, что ведет к росту ее упорядоченности, т.е. уменьшению энтропии (степени хаотичности, неупорядоченности, беспорядка). Синергетика изучает неравновесные системы.

Рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа самого сознания, его возможностей в познании и в объективной оценке предметов и явлений действительности. Интеграция данных подходов способна в современных условиях реализовать новую парадигму образования – «образование через всю жизнь», задать курс на создание самообучающейся личности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.