Закономерности и принципы обучения
Дидактический принцип – структурный элемент научного обоснования обучения. В.В. Краевский Существуют внешние и внутренние закономерности обучения. Внешние закономерности – это зависимость обучения от общественных процессов и условий: · социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; · воспитывающий и развивающий характер процесса обучения; · его вербально-деятельностный характер; · зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия субъектов и объектов образования с окружающим миром. Внутренние закономерности отражают связи между компонентами процесса обучения. Это, прежде всего: · зависимость развития от способа разрешения конфликта между задачами образования и уровнем имеющейся информации и освоенных технологий интеллектуальной и практической деятельности; · характер связей субъектов и объектов образовательного процесса; · зависимость результатов обучения от способов управления процессом обучения, от личной активности обучаемого; · задачная структура обучения (от незнания – к знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку). В ходе исторического развития сформировались разные принципы обучения. В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Для любого вида обучения общим моментом является цикличность процесса обучения, т. е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. Цикличность предполагает, c одной стороны, постановку учителем задач, целей и оценку усвоенных знаний, с другой – осознание и решение обучающимися поставленных задач и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннемхарактере процесса обучения. Еще один общий момент обучения – это структура процесса обучения, степень соответствия целей и методов результатам. Дидактические принципы, или принципы обучения. Система дидактических принципов, реализуемых в процессе обучения, определяет его эффективность и конечный результат. Анализ работ по дидактике (Ю.К Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, Т.А. Ильина, В.С. Селиванов, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, А.В. Хуторской и др.) позволяет сделать заключение, что природа принципов, их номенклатура, содержание и функции не остаются неизменными. Они претерпевают существенные изменения вместе с изменением социально-экономических условий жизни общества, его господствующей идеологии, роли образования в жизни общества, уровня развития науки, техники. Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством. На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего поколения. В условиях феодального общества основоположник дидактики Я.А. Коменский стремился создать систему приципов обучения («основоположений»), исходя из ведущего принципа природосообразности. А.Ф. Дистервег рассматривал принципы и правила как требования к содержанию обучения, учителю и учащимся. Этим исследователем был введен принцип культуросообразности. По А.Ф. Дистервегу, дидактические правила основываются на установленных психологических законах. Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, индивидуально-личностного подхода, связи обучения с жизнью (А.В. Усова). Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. Одновременно в обучении в качестве дидактических используют следующие принципы: · наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации; · системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обучающихся; · активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависимости от педагога; · взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения; · доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения; · народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре. Дидактические принципы обучения берутся за основу при разработке учебных программ, методов и приемов обучения и дидактического материала.
Методы обучения То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно. Л.Н. Толстой Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации как дидактического инструментария. Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа). По источнику передачи знаний выделяют следующие методы: · словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование); · наглядные: методы иллюстрации (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ); · практические: упражнение (устное, письменное, графическое, вос-производящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классификации методов обучения взяли возрастание степени самостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения: · объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают; · репродуктивный – ученик выполняет действия по образцу учителя; · проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания; · частично-поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем; · исследовательский – ученики осуществляют поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем. Ю. К. Бабанский среди возможных основ классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и разделил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной, эвристической, исследовательской деятельности. Он предложил следующие основные группы методов обучения. Методы стимулирования и мотивации учения: познавательная игра, учебная дискуссия, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. Методы организации и осуществления учебных действий: словесный, наглядный, практический; индуктивный, дедуктивный, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивный методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др. Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля. В.А.Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения: · коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы; · познавательный, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала; · преобразовательный, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков; · систематизирующий, цель – обобщение и систематизация знаний; · контрольный, цель – выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция. Средства обучения Отдельное средство всегда может быть положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных. А.С. Макаренко Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. В табл. 3 приведена классификация средств обучения. Таблица 3 Классификация средств обучения по трем уровням (предложена В.В. Краевским)
Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например: · по составу объектов средства обучения бывают – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной); · по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии); · по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети); · по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы); · по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы); · по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы); · по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD); · по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); · по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|