Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды выпускных квалификационных работ по журналистике



В соответствии с Государственным стандартом дипломная работа по журналистике может быть двух видов:

- исследовательская (теоретическая), в которой анализируются актуальные проблемы истории, теории и практики журналистики (печати, телевидения, радиовещания в соответствии со специализацией);

- творческая (практическая), представляющая собой серию печатных, телевизионных или радиоматериалов (в зависимости от специализации), подготовленных вьшускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление.

Общими требованиями к выпускной работе по журналистике являются:

- актуальность выбранной темы;

- профессиональная тематическая направленность;

- самостоятельность и новизна;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина и полнота освещения вопросов;

- убедительность и обоснованность всех выводов и положений;

- краткость и точность формулировок,

- терминологическая чистота;

- целостность и четкость структуры,

- наличие таких обязательных композиционных элементов как введение, заключение, список использованной литературы и т.д.;

- грамотное речевое и техническое оформление.

В исследовательской выпускной работестудент должен продемонстрировать умение выделить актуальную в той или иной области журналистики проблему, сформулировать цель и задачи исследования, выдвинуть гипотезу и доказать ее верность. Для этого необходимо проанализировать имеющийся эмпирический материал и научную литературу и сделать обоснованные выводы.

Чаще всего трудности студентов и замечания преподавателей связаны с двумя структурными компонентами исследовательской работы — с введением и заключением. Именно в них содержатся основные квалификационные характеристики научно-исследовательской работы, поэтому необходимо остановиться на них поподробнее.

Введениеисследовательской дипломной работы, как правило, включает следующее:

- обоснование актуальноститемы, сопровождаемое кратким очерком истории вопроса, который в итоге должен подвести к выводу, что именно данная проблема еще не решена (или решена лишь частично или не в том аспекте, который выбран студентом);

- определение объектаи предмета исследования(объект — это сфера, на которую направлено внимание студента, выполняющего дипломную работу, а предмет — это та сторона, та точка зрения, с которой познается объект; предмет во многом совпадает с темой дипломной работы);

- постановку проблемы,для чего необходимо отделить факты, не объясненные наукой и требующие объяснения, от тех, что уже осмыслены исследователями и не противоречат существующим теориям;

- краткую и предельно точную формулировку целиработы, которая конкретизируется и развивается в нескольких последовательно-выполняемых задачах(изучить... описать... установить... выявить зависимость... доказать... и т.д.);

- объяснение структурыработы, которая должна соответствовать задачам исследования и их последовательности;

- указание на методыисследования (сравнительно-исторический, историко-генетический, описательный, измерение, анкетирование, шкалирование, моделирование, социологические — экспертный опрос, контент-анализ, включенное наблюдение);

- характеризуя эмпирическую базу работы, дипломник называет материал, который он исследовал с целью проверки тех или иных теоретических выводов; эмпирическую базу могут составлять опросы специалистов, изучение официальных документов, исследование периодических изданий, теле- и радиопередач;

- указание, на каком конкретном материале выполнена работа (какими хронологическими рамками, видами СМИ, публикациями и т.д. ограничены рамки исследования);

- характеристику основных источников получения информации (первичных, т.е. материалы архивов, подшивки газет и журналов и т. д., и вторичных, т.е. труды ученых).

Большое значение для успеха работы имеет поиск необходимых источников. В первую очередь рекомендуется обследовать каталоги и картотеки библиотеки Южно-Уральского государственного университета и областной научной библиотеки, а также других библиотек города. Особое внимание следует уделить специализированным научным журналам, таким как «Вестник Московского университета» (Серия 10. Журналистика), «Вестник Санкт-Петербургского университета» (Серия 2) и т.д. Необходимо тщательным образом изучить учебную и научную литературу по той учебной дисциплине, которая наиболее близка тематике вашего диплома.

Обязательно воспользуйтесь библиографическими указателями («Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись рецензий» и т.д.). В затруднительных случаях можно обратиться за советом к библиографу-специалисту.

Иногда уместно уже во введении сформулировать рабочую гипотезу,т.е. свою версию решения поставленной научной проблемы. Бытует мнение, что гипотезы бывают:

- описательные, когда предполагается существование какого-либо явления, соотношения;

- объяснительные, когда вскрываются причины исследуемого;

- описательно-объяснительные.

Главное — гипотеза должна быть проверяемой. И основные главы работы должны содержать развернутое доказательство истинности выдвинутой гипотезы как следствия ее проверки посредством оптимально отобранных методов или специально разработанной методики. Только тот исследовательский труд можно считать состоявшимся, который содержит строго аргументированное подтверждение или опровержение выдвигаемых положений. Доказательство — необходимая стадия и основное содержание исследовательской работы.

Можно не формулировать гипотезу во введении, тогда авторскую точку зрения на поставленный вопрос нужно сформулировать в заключении,где обычно содержатся:

- вывод о достижении поставленной в работе цели и о решении задач, заявленных во введении;

- указание на главный итог и важные побочные результаты исследования, если таковые имеются;

- указания на практическую и теоретическую значимость выполненной работы;

- обозначение дальнейших перспектив работы, обусловленных вновь возникшими в процессе исследования вопросами.

Объем исследовательской дипломной работы обычно не менее 50 страниц, причем введение и заключение составляют примерно четвертую-пятую часть работы. Основной объем текста, таким образом, должен быть представлен главами основной части,содержание которых должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать на строго отобранном материале, аргументированно доказывающем правильность рабочей гипотезы. Обычно в выпускную квалификационную работу включают две-три главы, состоящие из нескольких параграфов. В заключительных абзацах отдельных частей диплома необходимо давать промежуточные выводы, что придает работе композиционную законченность, позволяет отслеживать последовательность уже решенных задач.

Не следует стремиться вместить в дипломную работу все, что вам известно об объекте исследования. Необходимо придерживаться четко определенных границ исследования, заданных во введении, пользоваться отсылками к другим работам, в которых подробно анализируются явления, только упоминаемые в дипломной работе. Это придаст труду необходимую солидность, позволит продемонстрировать осведомленность автора о научных разработках по смежным темам. Кроме того, необходимо неукоснительно соблюдать требование терминологической четкости и определенности: в начале работы или в начале той или иной главы дать строгие научные определения основных понятий, которые встречаются в тексте.

Иногда текст выпускной работы завершают приложения. Это вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождали бы текст основной части работы: копии документов, выдержки из отчетных материалов, ранее не опубликованные или малодоступные тексты, карты, расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации и т.д. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте, которые оформляются обычно в скобках.

В творческой (практической) работевыпускник должен продемонстрировать уверенные профессиональные навыки подготовки журналистских материалов в разных жанрах (в первую очередь, проблемно-аналитических) телевидения и радио (в соответствии с полученной специализацией), а также достаточный уровень профессиональной рефлексии — умение оценивать

и анализировать свои публикации, используя в качестве исходной базы полученные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания.

Творческое (практическое) дипломное сочинение должно дать реальное представление об уровне профессиональной подготовки выпускника, о его творческом потенциале, об умении соотносить и практически использовать в собственной журналистской практике полученные в университете теоретические знания.

Основу такой дипломной работы составляют вышедшие в теле- или радиоэфир авторские материалы, отвечающие социальным и редакционным требованиям, а также выводы и обобщения, полученные в теоретическом исследовании этих материалов. Важно, насколько такие выводы и обобщения полезны для решения профессионально-творческих задач.

Количество публикаций, представленных в дипломной работе, определяется научным руководителем по согласованию с кафедрой и может изменяться в зависимости от темы и выбранных выпускником жанров.

При подготовке практического дипломного сочинения по проблематике телевизионной и радиожурналистики дипломник должен представить не менее четырех-пятивышедших в эфир передач в жанрах аналитической и художественной телерадиопублицистики и не менеешести — в информационных жанрах.

При оценке творческой (практической) дипломной работы учитывается как количество, так и, в первую очередь, качество представленных к защите материалов.

Определяющими для оценки являются следующие критерии:

- актуальность, новизна и самостоятельность в выборе и разработке темы;

- умение раскрыть проблемную ситуацию, разобраться в сути явления,

- нравственно-этическая, правовая и гражданская позиция автора;

- оригинальность творческого замысла и мастерство его исполнения;

- владение жанром: точный выбор, соответствующий авторской творческой задаче, следование основным жанрово-стилистическим требованиям в организации фактической основы публикации, в системе аргументации, выводах и обобщениях;

- соответствие литературной формы и содержания: композиционное построение, использование выразительных средств языка.

К телевизионным и радиопередачам, кроме перечисленных, предъявляются следующие требования:

- сюжетная ясность и текстовая динамичность информационных материалов;

- умелое использование специфических выразительно-изобразительных средств электронных СМИ (изображения и звука): ясность и яркость картинки, соотношение изображения и слова, выразительность звукового оформления передач;

- уровень художественной выразительности, создание документальной образности.
Большую часть дипломной работы должны составлять материалы, опубликованные в период

преддипломной практики, возможно также включение работ, появившихся в эфире с момента утверждения темы и в период производственной практики после четвертого курса. Все публикации объединяются по принципу цикла — не только жанрового, но и тематического, имеют внутреннюю связь, единую логику развития проблематики, что находит обоснование в теоретической части сочинения.

Наиболее целесообразной для творческой работы является следующая структура: введение, теоретическая глава, практическая часть (представленные публикации), заключение, список использованной литературы.

Во введении практической работы необходимо:

- обосновать целесообразность и актуальность творческой деятельности студента в связи с проблемами и тенденциями развития СМИ;

- доказать значимость выбранной темы и разработки ее в том или ином жанре радио и телевидения;

- четко сформулировать цель и задачи работы;

- дать обоснование методологических подходов к осмыслению и организации материала;

- описать литературу вопроса и эмпирическую базу.

Литература вопроса делится на две основные части: по проблеме, которую освещает автор работы в своих передачах, и по журналистскому мастерству — по тем его граням, которые имеют отношение к творчеству автора.

Описание эмпирической базы включает характеристику тех СМИ, в которых работал автор.

В основном разделе теоретической части анализируются особенности жанров, использованных автором для разработки тех или иных проблем; раскрывается опыт известных журналистов, их выступлений на те же темы; дается характеристика собственного творчества.

Автор дипломной работы обосновывает принципы подхода к теме и ее исследованию на основе накопленного теоретического и практического опыта, характеризует этапы собственной творческой деятельности (источники информации, методы изучения действительности, условия работы и т.д.) и стадии создания произведения (выбор композиции, система аргументации, использование художественных средств языка, тональность выступления). Желательно, чтобы он предоставил сведения об эффективности выступлений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.