Здавалка
Главная | Обратная связь

Обыденная и специализированная культура



По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры - обыденную и специализированную 1). Из названия нам должно быть понятно, что обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной. Профессиональный актер или художник всю жизнь специализируется на одном виде творчества и благодаря тому добивается высоких результатов. А простые обыватели, занятые на производстве или в учреждении, в свободное время могут немного почитать (а часто и пописать) стихи, порисовать, попеть с друзьями или в одиночку под караоки и т.д., т.е. заняться любительской деятельностью (самодеятельностью).

Обыденная культура - это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности1) .

Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы прагматисты (У.Джемс), философы-неопозитивисты (Л.Витгенштейн), социологи М.Вебер и Дж.Мид, А.Щюц и Г.Гарфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М.М.Бахтина, Б.Ф.Поршнева, А.Я.Гуревича, Ю.М.Лотмана. Обыденная культура - это культура, не получившая институционального закрепления. Специализированная культура - это, напротив, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура - часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.

В первом случае человек поступает как дилетант, во втором - как эксперт. Его действия подчинены стандартным технологиям, методически обоснованы, экспериментально проверяемы 1)

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни - в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания "большой" культуры, скажем, музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся запихнуть своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

Обыденная культура - сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученные благодаря трем источникам:

n общению в малой группе (семья, ровесники, родня)

n обучению в школе и получению общего образования

n средствам массовой информации

Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются - в разной мере - через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учителя, и журналисты учат детей (да и взрослых) основам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой - со старшим и т.п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например, "Позвоните родителям", "Берегите любимых" и т.п. Еще одним каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Такую же роль играет армия.

Составные части специализированной культуры - наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры - обыденный язык, у специализированной культуры - профессиональные языки. Обыденная культура - сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, слабым. Специализированная культура - сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т.п.

Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся:

·приватное пространство (квартира),

·публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.),

В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т.п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не профессиональном уровне.

Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые, - вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура - среди знакомых, 2) специализированная культуры среди незнакомых - обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т.п.

Улицы и городской транспорт - места постоянного скопления случайно сталкивающихся людей. Культурное взаимодействие здесь протекает по особым правилам, которые облегчают контакты незнакомым или малознакомым людям. Такие правила достаточно просты, однозначны и обязательны 1). Улица, транспорт, кафе, ресторан, кинотеатр, театр, музей, выставка, вокзал, симпозиум, парк - места кратковременного пребывания случайных и незнакомых людей. На этот короткий срок поддерживаются простые структуры отношений, при которых люди стараются не мешать друг другу. Подобные структуры включают простые обмены типа "Не одолжите ли мне Вашу солонку?", разговоры на общие темы "Не правда ли, сегодня прекрасная погода?". Сдержанное поведение призвано продемонстрировать причастность к общепринятым нормам вежливости и ничего более.

Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать "на людях". Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.

Место работы занимает промежуточное место между домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т.е. публичным пространством, где человек в максимальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуацию схематически.

Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном, на рабочем месте существуют неформальные - дружеские, доверительно-личные - отношения. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные - служебные, безличные - отношений. Место работы - это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, незнакомых и знакомых людей.

Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многими годами упорного обучения, также относятся к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют особые люди - служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры - различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о распространенных праздниках и святых, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

Итак, обыденная культура - это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы

элитарную

народную

массовую

Высокая культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителейSYMBOL 190 \f "Symbol" высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры SYMBOL 190 \f "Symbol" "искусство для искусства".

Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвященном истории мировой художественной культуры.

Народная культура

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А.Пугачевой или <Не шуми камыш>, то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздниках или русских причитаниях, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами,высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. <Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках> 1)

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор SYMBOL 190 \f "Symbol" название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной - город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления SYMBOL 190 \f "Symbol" середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка SYMBOL 190 \f "Symbol" яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

Таблица







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.