Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные формы культуры



Формы культуры Опознавательные признаки Изучающие их науки
Элитарная (высокая) культура Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор Искусствоведение, литературоведение
Народная культура Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая культура Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение Социология, философия

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная - любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая - преимущественно необразованными. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру. <Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеют читать и писать, т.е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это и образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры> 1)

Высокая и национальная культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки - 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 г. к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг <Искусство должно быть понятно народу>, приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но как потом оказалось, Р.Люксембург на самом деле говорила другое: <Искусство должно быть понято народом>. Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опустить до уровня самого примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

Определенный срок высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

О массовой и популярной культуре речь пойдет в разделе У1<Массовая и популярная культура>, а о высокой культуре - в раздел 111 <Мировая художественная культура>.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.