Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика выполнения задания 2.



1. По данным таблицы 3 составить смету затрат на производство, рассчитать себестоимость базового периода Сбаз суммированием отдельных элементов затрат:

Сбаз = М+Э+З+Ос+А+ПР

2. Определить прибыль от реализации изделий А как разницу между рыночной стоимостью реализованной продукции и ее себестоимости:

П=Ц-С

3. Из полученной прибыли вычесть сумму обязательных платежей (отчисления в местный и союзный (республиканский) бюджет, плата за предоставленные кредиты, оплата штрафных санкций) и полученный чистый доход предприятия распределить по трем фондам экономического стимулирования : фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд.

4. Заполнить таблицу 4, дав краткое обоснование каждому намеченному мероприятию по сокращению издержек и увеличению прибыли в плановом году.

 

Таблица 4.

Наименование показателя   Условное обозначение Единицы измерения   Плановый год  
1. Годовая программа выпуска товаров   Vпл   тыс. руб.  
2. Численность промышленного персонала   Чпл   чел.    
3. Основная и дополнительная ЗП   Зпл   тыс. руб.  
4. Сокращение (-), увеличение (+) материальных затрат   Мпл   %    
5. Сокращение (-), увеличение (+) затрат на топливо, энергию Эпл   %    
6. Сокращение (-), увеличение (+) по управлению и обслуживанию производства Нулп   %    
7. Сокращение(-), увеличение (+) платы за кредит Нкрпл   %    
8. Сокращение(-), увеличение (+) штрафных санкцийшштштрафных санкций   Нштпл   %    
9. Изменение среднегодовой стоимости основных производственных фондов   ОПФпл   %    

 

5. Рассчитать влияние каждого фактора на изменение издержек производства по следующей методике:

 

5.1. Влияние изменения объема на себестоимость товарной продукции:

dCv = Cуп ´ (Jv-1)

Суп - доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции в рублях;

Jv = Vпл / Vбаз - индекс изменения объёма производства.

 

5.2. Влияние роста производительности труда на себестоимость:

dCnm = Збаз ´ Jv (1 – Jз / Jnm)

Jз = Зпл / Збаз – индекс изменения фонда заработной платы;

Jnm = ПТпл / ПТбаз – индекс изменения производительности труда.

 

5.3. Влияние изменения материалоемкости:

dCм = См ´ Jv (1 – Jм)

См – доля материальных затрат в себестоимости продукции в рублях;

Jм = Мпл / Мбаз – индекс изменения материалоемкости.

 

5.4. Влияние изменения энергоемкости.

dCэ = Сэ ´ Jv(1 – Jэ)

Сэ – доля затрат на энергию в себестоимости продукции в рублях;

Jэ = Эпл / Эбаз – индекс изменения энергоемкости.

 

5.5. Влияние изменения затрат по управлению и обслуживанию производства:

dCу = Су ´ (1 – Jу / Jv)

Су – доля затрат по управлению и обслуживанию производства в себестоимости продукции в рублях;

Jу = Упл / Убаз – индекс изменения затрат на управление и обслуживание производства.

 

5.6. Влияние изменения технического уровня производства:

dCту = Са ´ Jопф(1 – Jфе)

Са – доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции в рублях;

Jопф = ОПФпл / ОПФбаз – индекс изменения стоимости основных производственных фондов;

Jфе = Фепл / Фебаз – индекс изменения фондоемкости.

 

6. Определить планируемую себестоимость продукции Спл:

Спл = Сбаз - SdCi

 

7. Аналогично пункту 2 вычислить запланированную прибыль от реализации продукции Ппл (условно считать цены на издержки Апл неизменными).

 

8. Определить чистую прибыль предприятия Ппред (за вычетом обязательных платежей) в планируемом периоде и распределить его по трем стимулирующим фондам аналогично пункту 3 методики.

 

9. Дать краткое обоснование полученным данным.

.

Задание 3 Заполните своими данными следующие отчётные показатели: Из отчёта по прибыли за 200…год:   Издержки на приобретение товаров ХХХХХХХ Прочие внешние издержки ХХХХХХ ( из них переменные издержки ХХХХ Издержки по содержанию персонала ХХХХХ ( из них переменные издержки ХХХХХ Амортизация основного капитала ХХХХХ Издержки за кредит ХХХх Выручка от реализации ХХХХХ   Из баланса на 31.12.200…года   Оборудование ХХХХХ Товарные запасы ХХХХ Дебиторская задолженность ХХХХ Денежные средства ХХХХ Собственный капитал ХХХХ Кредит ххххх Товарные кредиторы ХХХ Прочие краткосрочные кредиторы ХХХ А. Составьте годовой отчёт по прибыли и баланс в качестве основы для последующего анализа рентабельности и доходности фирмы. Б. Рассчитайте ключевые индикаторы для описания доходности фирмы. В. Рассчитайте ключевые индикаторы для описания рентабельности фирмы. Г. Прокомментируйте найденные значения ключевых индикаторов.   Приложение 3. Баланс фирмы Под балансом понимается отчет, в котором отражены имущество фирмы в денежном выражении и источники его финансирования на конец отчетного периода. При составлении баланса хозяйственные средства фирмы называются активами, а источники их финансирования – пассивами. При составлении баланса необходимо соблюдать обязательное условие: сумма хозяйственных средств, заносимых фирмой в свой актив, должно соответствовать сумме, затраченной на их финансирование, отраженной в пассиве. Активы– хозяйственные средства фирмы, в которые вложен ее капитал. Все активы можно подразделить на следующие группы: – основной капитал: нематериальные активы; материальные активы; финансовые активы; – оборотный капитал: товарные запасы; дебиторская задолженность; ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения; денежные средства. Основной капитал– это активы, рассчитанные на использование их фирмой в течение длительного периода времени, более одного года. Нематериальные активы – инвестиции в неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет. Например, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по выпуску новой продукции, расходы на организацию хозяйственной деятельности, приобретение патентов и т. п. Материальные активы – инвестиции в землю, здания и сооружения, машины, оборудование, транспорт и т. д. Данные активы должны амортизироваться систематически в соответствии с расчетным сроком амортизации (исключением является земля). Финансовые активы – долгосрочные вложения в ценные бумаги (например, в акции, облигации), а также деньги. Оборотный капитал– это те активы, которые при нормальной хозяйственной деятельности фирмы меняют свою материально-вещественную форму в относительно короткий срок (менее чем за один год). Оборотный капитал представляет собой более подвижную часть активов. Товарные запасы, после их продажи, переходят в дебиторскую задолженность, которая в свою очередь по наступлении срока платежей превращается в денежные средства. Дебиторская задолженность – все формы кредитования, срок получения платежей по которым не превышает одного года. Этот вид задолженности может возникать при продаже товаров в кредит, выдаче денежных ссуд, при получении от дебитора векселя (вексельные дебиторы). Ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения – это, как правило, легко реализуемые активы, не предназначенные для длительного владения (подобные активы часто составляют ликвидные резервы фирмы). Денежные средства – это кассовая наличность, а также средства фирмы на банковских и прочих счетах. Под пассивамифирмы понимаются источники его финансирования. Пассивы фирмы можно разделить на следующие группы: собственный капитал; страховые резервы; кредиторская задолженность (долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства). Собственный капитал состоит из вклада в фирму ее собственника (владельца), а также из соответствующей доли прибыли (или убытков), остающейся в распоряжении фирмы. Страховые резервы фирма формирует на непредвиденные расходы. Долгосрочные обязательства – это обязательства фирмы, срок выплаты по которым наступает позже, чем в течение года. Как правило, долгосрочными обязательствами являются различные виды ссуд. Краткосрочные обязательства – это обязательства фирмы, срок уплаты по которым наступает в течение одного года (например, задолженность по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, краткосрочные кредиты в финансовых учреждениях).   Анализ рентабельности и доходности фирмы Под рентабельностью предприятия (фирмы) понимается его способность к приращению вложенного капитала. Рентабельно работающие фирмы способны вести расширенное воспроизводство. Активы фирмы финансируются в основном за счет собственного и заемного капитала. 1). Ключевой индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), называется уровнем общей рентабельности. Уровень общей рентабельности = (Общая прибыль × 100 %) / Активы. Этот показатель для более полной характеристики фирмы в плане ее рентабельности можно дополнить индикаторами рентабельности оборота и числа оборотов капитала. 2). Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) фирмы и ее издержками: Рентабельность оборота = (Общая прибыль × 100%)/Валовая выручка. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) фирмы к величине его капитала: Число оборотов капитала = Валовая выручка /Активы. Уровень общей рентабельности фирмы равен произведению рентабельности оборота и числа оборотов капитала. С точки зрения собственника фирмы интерес представляет окупаемость собственного капитала. Уровень рентабельности собственного капитала определяется аналогично предыдущей формуле, но при этом в качестве активов выступает собственный капитал. При оценке финансово-экономического положения фирмы важным показателем является доходностьфирмы. Под доходностью в самом общем виде понимается отношение доходов (выручки) фирмы к ее издержкам. В данном случае наиболее целесообразно все возникающие издержки на фирме представлять в виде постоянных и переменных издержек. Первым ключевым индикатором, при помощи которого можно оценить степень доходности фирмы, является коэффициент покрытия. Коэффициент покрытия = (Величина покрытия/Валовая выручка) × 100 %. Коэффициент покрытия определяется отношением величины покрытия к валовой выручке в процентах. Величина покрытия товара – разница между ценой реализации товара и величиной переменных издержек. Соответственно под средней величиной покрытия товара понимается разность между ценой реализации единицы товара и величиной средних переменных издержек. Величина покрытия товара показывает, какая часть средств идет на покрытие постоянных издержек фирмы и на формирование прибыли. Изучая динамику изменения коэффициента покрытия по результатам деятельности фирмы, можно оценивать перспективы фирмы. Уменьшение коэффициента покрытия на фирме является одним из тревожных симптомов его неблагополучного положения. На уменьшение коэффициента покрытия могут влиять ряд факторов: – снижение цены реализации; – рост средних переменных издержек (как правило, связано с ростом закупочных цен); – ухудшение структуры сбыта, т. е. уменьшение в производственной программе предприятия (фирмы) доли товаров с более высоким коэффициентом покрытия. Так как величина покрытия товара связана с компенсацией постоянных издержек и формированием прибыли, то можно определить такое состояние, при котором на фирме хватает средств лишь на покрытие постоянных издержек. Соотношение между частью величины покрытия, идущей на формирование прибыли, и постоянными издержками определяется ключевым индикатором – бесприбыльным оборотом. Бесприбыльный оборот соответствует такому объему реализации продукции, при котором прибыль у фирмы равна нулю. При бесприбыльном обороте величина покрытия в стоимостном выражении соответствует постоянным издержкам. Предыдущая формула легко трансформируется в формулу по определению величины бесприбыльного оборота (величина покрытия – постоянные издержки, а валовая выручка – бесприбыльный оборот). Бесприбыльный оборот = = (Постоянные издержки/коэффициент покрытия) × 100 %. Бесприбыльный оборот исчисляется в стоимостных единицах измерения и показывает минимально допустимую валовую выручку фирмы. Из формулы видно, что уменьшение коэффициента покрытия вызывает увеличение бесприбыльного оборота, что является одним из факторов, снижающих надежность деятельности фирмы. Иными словами, фирма становится более уязвимой на случай незапланированного снижения объемов реализации продукции и соответственно уменьшения валовой выручки. Степень уязвимости фирмы в данном случае может быть определена (выражена) показателем – запас надежности. Запас надежности = (Валовая выручка – Бесприбыльный оборот) ´ 100 % / / Валовая выручка. Анализ ликвидности и платежеспособности фирмы Под ликвидностью фирмы принято понимать способность фирмы выполнять свои обязательства по задолженности точно в момент наступления срока платежей. Анализируя доходность фирмы, нельзя с полной уверенностью утверждать о достаточной надежности фирмы перед кредиторами. Например, фирма, обладающая достаточно высокой доходностью, может иметь низкую ликвидность и – наоборот. Потенциал ликвидности фирмы определяется ключевым индикатором – коэффициентом ликвидности. Коэффициент ликвидности = (Высоколиквидные активы × 100 %) / / Краткосрочная задолженность. К высоколиквидным активам относятся те активы, которые или уже существуют в денежной форме, или перейдут в нее в самом недалеком времени. Как правило, к ним причисляют весь оборотный капитал фирмы, за исключением ее товарных запасов. Под краткосрочной задолженностью необходимо понимать долговые обязательства фирмы, срок уплаты по которым истекает в течение года. Принято считать, что фирма, у которой коэффициент ликвидности не ниже 100 %, является надежным с точки зрения его ликвидности. Однако данный показатель также не может быть достаточно удовлетворительным в силу своей статичности. Для полной оценки надежности фирмы желательно иметь данные о ее деятельности в динамике. Очевидно, что активы фирмы и краткосрочная задолженность находятся в непрерывном движении; рассчитывая показатель ликвидности фирмы, мы получаем точечную оценку (на данный момент времени). Кроме того, оценка активов фирмы и краткосрочной задолженности может быть проведена в несовпадающие по времени сроки. Важным показателем при анализе деятельности фирмы является показатель платежеспособности предприятия. Платежеспособность предприятия (фирмы) – способность предприятия (фирмы) выдерживать убытки. Иными словами, способность предприятия своевременно отвечать по своим обязательствам. Платежеспособное предприятие имеет превышение активов над заемным капиталом, т. е. когда собственный капитал имеет положительное значение. Если у предприятия наблюдается превышение величины заемного капитала над его активами, то такое предприятие считается неплатежеспособным. Представление о платежеспособности предприятия может быть получено посредством вычисления коэффициента платежеспособности. Коэффициент платежеспособности = (Собственный капитал / Активы) × 100 %. Если у предприятия коэффициент платежеспособности превышает 100 %, то с известной степенью допущения можно считать данное предприятие платежеспособным. При расчете данного показателя необходимо реально оценивать активы предприятия. Данный показатель также не учитывает потенциальные возможности предприятия в наращивании собственного капитала за счет будущей прибыли.    

 

3. Темы индивидуальных заданий (примеры)

1. Организация деятельности малого бизнеса.
2. Роль корпоративного бизнеса в экономике.
3. Налоговое планирование деятельности фирмы.
4. Социальная составляющая корпоративного бизнеса.
5. Деятельность фирмы в условиях рынка.

 

 

5. Темы, выносимые на самостоятельную проработку.

Тема № 1. Фирма как субъект рыночной экономики
Цели и задачи рыночной экономики
Тема № 2 Функционирование фирмы в условиях рынка
Условие функционирования рынка.
Тема № 3. Производственная структура фирмы
Организационные структуры, основные характеристики организационных структур, организационно-управленческие и экономико-технологические модели фирм
Тема № 4. Ресурсы фирмы
Проблема использования сырьевых ресурсов, методика определения сложности труда работников. .
Тема № 5. Себестоимость продукции – важнейший показатель конкурентоспособности фирмы
Основные показатели себестоимости товарной продукции..
Тема № 6. Качество промышленной продукции фирмы
Показатели качества, качество как степень соответствия общественным потребностям.
Тема № 7. Налоговая система и её влияние на экономические и социальные процессы на макро- и микроуровне
Налоговое и таможенное окружение фирмы.
Тема №8. Организация производства и планирование хозяйственной деятельности фирмы
Методологические основы планирования, типы бизнес-планов, структура производственного бизнес-плана.
Тема № 9. Инвестиции и инновации
Инвестиции как основа формирования перспективной структуры фирмы, показатели инвестиционной деятельности.
Тема № 10. Результаты и анализ деятельности фирмы в условиях рынка
Формирование финансового результата, управление финансовым результатом.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.