Транспортно-пересадочные узлы
5.20 При реконструкции и реновации зданий вокзалов и вокзальных комплексов как наиболее сложных пересадочных узлов, сосредоточивших сооружения, устройства и коммуникационные элементы взаимодействующих видов транспорта (метрополитен, уличный городской транспорт, станции железных дорог и др.), следует предусматривать специальные инженерно-строительные, организационные и другие мероприятия по созданию больших удобств для пассажиров-инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом "Рекомендаций по проектированию вокзалов". 5.21 При проектировании сложных пересадочных узлов следует предусматривать следующие планировочные и инженерно-строительные решения: - максимальное приближение вестибюлей вокзала и метрополитена (либо другого вида скоростного городского транспорта); - сооружение дополнительных вокзальных объемов в виде конкорсов, мостов над путями с размещением в них залов ожидания, попутного обслуживания, создающими удобства и возможность непосредственного выхода на платформы к поездам следования; - размещение помещения обслуживания инвалидов (зал ожидания, туалеты и др.) на первых этажах; - удаление остановочных пунктов городского транспорта от входов в вокзал не более 150-200 м; - сооружение системы городских проездов, внеуличных переходов, автостоянок в зоне привокзальной площади, обеспечивающих удобный подъезд и стоянку индивидуальных автомобилей инвалидов, а также специального автотранспорта. 5.22 В целях создания больших удобств для инвалидов, лиц старшего возраста, пассажиров с детьми в пересадочных узлах следует предусматривать разделение движения пассажиров и транспорта. В зависимости от конкретных условий размещения вокзальных комплексов и их планировочных решений используются различные приемы организации в них движения. На рисунке 12 показаны приемы организации движения пассажиров в вокзальных комплексах в зависимости от их планировочных решений. 5.23 При реконструкции городской застройки следует предусматривать создание объединенных и блокированных вокзалов, что значительно повысит удобства пассажиров, в том числе инвалидов, при поездке с пересадками, даст им возможность получить в одном месте всю необходимую информацию, приобрести билет, сдать багаж и др. При этом исключаются затраты времени и сил инвалидов на переезды по городу, уменьшается загрузка городского транспорта (рисунки 13, 14, 15). Целесообразно учитывать положения "Рекомендаций по проектированию вокзалов". 5.24 В процессе реконструкции сложных пересадочных узлов следует предусматривать достижение максимальной компактности сооружений и устройств узлов, использование локальных транспортных систем (транспортеры, лифты, подъемники, движущиеся дорожки и др.), ряд инженерно-строительных мер, облегчающих передвижения инвалидов (рисунки 16, 17). При создании многоуровневых (2 и более уровней) пересадочных узлов с использованием подземного пространства (глубиной от 6 до 60 м и более) целесообразно использование дополнительных 4, 5 линий эскалаторов, а также лифтов и подъемников, обслуживающих инвалидов и других физически ослабленных лиц. В таких градостроительных объектах рекомендуется создавать подземные или полуподземные пешеходные площади с учреждениями обслуживания, билетными кассами и др. 5.25 При реконструкции зданий и сооружений пассажирского транспорта необходимо предусматривать доступность для инвалидов всех предназначенных для пассажиров помещений, платформ и переходов. В зонах ожидания транспорта и отдыха пассажиров следует обеспечивать условия оптимального визуального и слухового восприятия инвалидами систем информационного обеспечения в виде светового табло с расписанием движения транспорта и информацией об отправлении и прибытии транспорта, радиообъявлений и т.п. 5.26 Тесная взаимосвязь транспортно-пересадочных узлов с прилегающей территорией и застройкой повышает ценность окружающего их городского пространства, что требует обоснованного подхода к функциональному насыщению этой территории, ее рациональной планировочной организации и интенсификации использования, учета требования создания удобной безбарьерной среды для инвалидов (рисунок 18). 5.27 В общественно-транспортных центрах, включающих крупные торговые, зрелищные и другие объекты, отмечается наибольшая концентрация пассажиропотоков. При реконструкции таких территорий следует учитывать положения "Рекомендаций по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах". Для удобства инвалидов здесь следует предусматривать специальные пешеходные зоны, участки обустроенных для инвалидов пешеходных путей, ограждения, подъемники и другие мероприятия, обеспечивающие удобную для инвалидов среду в зависимости от конкретных условий застройки и рельефа (рисунок 19). 5.28 В структуру общественно-транспортных центров города входят привокзальные площади. Их особенностью является наличие значительных по территории пересадочных зон с расстояниями между остановочными пунктами уличного и внешнего (магистрального) транспорта до 700 м, числом маршрутов, проходящих по площади, более 20 и числом остановок наземного транспорта 10 и более. Схема организации движения транспорта и пешеходов на привокзальной площади приведена на рисунке 20. В таких центрах следует предусматривать специальные мероприятия по созданию удобной среды для инвалидов (пешеходные пути, переходы, стоянки автотранспорта и др.). 5.29 В условиях сложных планировочных решений вокзальных комплексов, многофункциональных центров, пересадочных узлов следует предусматривать организацию движения пешеходов и транспорта в двух или нескольких уровнях с использованием тоннелей, эстакад и других сооружений для развязки потоков пешеходов и транспорта (рисунок 21). На главных пешеходных путях вокзальных комплексов с пассажиропотоками 25 чел.-мин и более и протяженностью более 100 м в целях облегчения передвижения инвалидов, а также пассажиров с детьми рекомендуется предусматривать движущиеся дорожки, тротуары (рисунок 22). 5.30 В целях упорядоченного и безопасного передвижения пассажиров, включая инвалидов и лиц старшего возраста, в общественно-транспортных узлах (особенно формирующихся на базе вокзальных комплексов) следует соблюдать следующие основные правила организации главных пешеходных путей: - пути движения пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть возможно более удобными, короткими и прямыми, без вынужденных подъемов и спусков с поворотом под прямым углом. Средняя длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до места в транспортном средстве (вагон, самолет, судно и др.) не должна превышать 300 м; - пути движения пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть безопасными, с минимальным количеством их пересечений с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта; - должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в зданиях и на привокзальной площади; - необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства (на площади, в пассажирском здании, в группе зданий центра) должны быть расположены последовательно с учетом обеспечения удобства их посещения. 5.31 При реконструкции центральных и других общественно-деловых зон города необходимо предусматривать пешеходные зоны (площади, улицы), свободные от движения транспорта и доступные для инвалидов. 5.32 Пешеходные зоны, расположенные, как правило, в общегородском центре или вблизи него, имеют разнообразные транспортные связи (метрополитен, троллейбус, автобус, такси) с другими территориями города. Остановочные пункты общественного транспорта должны размещаться соответственно размерам и конфигурации пешеходной зоны по ее периметру таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная удаленность по крайней мере одного из них в 300 м, что равно нормируемому пешеходному пути для инвалида на кресле-коляске. 5.33 Остановки всех видов городского транспорта и стоянки такси должны обеспечивать возможность посадки-высадки пассажиров-инвалидов, пользующихся креслами-колясками. На остановках должна быть хорошо читаемая информация о маршрутах, выполненная укрупненным шрифтом и в контрастном цвете. 5.34 При подземном или полуподземном размещении пешеходной зоны, многофункциональных центров, вокзальных комплексов, пересадочных узлов в плотной городской застройке необходимо предусматривать сооружение подъемников, эскалаторов, лифтов для подъема и спуска инвалидов и мапомобильных групп населения (рисунок 23). Лестничные марши должны иметь ограждающие устройства, перила и дублироваться пандусами. 5.35 У границ пешеходных зон, кроме остановочных пунктов общественного транспорта, как правило, предусматриваются стоянки для индивидуального транспорта, где следует выделять места для личных транспортных средств инвалидов. Число таких мест устанавливается согласно 5.16 настоящего СП. Места, выделенные для стоянки автомобилей инвалидов, как правило, следует оборудовать навесами на случай непогоды, они должны иметь специальное обозначение. 5.36 В пешеходных зонах следует предусматривать специальные участки пути с возможностью проезда по ним инвалидных колясок, передвижения инвалидов с недостатками зрения. Устройство пешеходных путей для инвалидов на креслах-колясках должно осуществляться согласно 5.9 настоящего СП. В пешеходных зонах (часто торговых улицах) возле остановок общественного транспорта необходимо предусматривать места (площадки) для отдыха инвалидов. Они должны располагаться равномерно на расстоянии около 100 м друг от друга. На площадках для отдыха должны размещаться скамьи со спинками и место для кресла-коляски. Часть мест для отдыха располагается под навесом для защиты от осадков. Пешеходные зоны должны оборудоваться на специально отведенных местах, снабженных хорошо различимыми указателями, различными автоматами: торговыми для мелких покупок, газированной воды, размена денег, выдачи информации и др. Возможно выделение территории для устройства площадок просмотра кино- и видеофильмов, которыми могут заинтересоваться инвалиды. Здесь также следует обеспечивать удобный доступ физически ослабленным лицам.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|