Здавалка
Главная | Обратная связь

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ



 

1. Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. И поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

 
 

 

 


Итак, цель - это предвидимый и желаемый результат, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых. Поскольку целеполагающая деятельность определяется желаемым ре­зультатом, приступая к ее реализации прежде всего необходимо иметь представление об этом желаемом результате. Каковы же цели и предвидимые результаты журналистской деятельности?

Вступить на стезю журналистики можно, например, из желания вло­жить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком... Подобных целей может быть множество, и ни одна из них не несет в себе ничего ид предосудительного. Но все это как бы побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели.

Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика «не дойдет» до своих адресатов, она не сможет реализовать и никаких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением у; первичных. Потому так значимы ответы на сущностные вопросы журналистской деятельности: «кому?» и «зачем?».

Если ответ на вопрос «кому?» выводится из представлений о журналистике как функционирующей системе, где потоки информации фокусируются на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос «зачем?» требует более развернутого анализа.

Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их инфор­мационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть все «пространство функций» во всем их разнообразии и взаимодействии. Только в этом случае журналист получит возможность ясно осознать роль журналистики в обществе, определить свое место в деятельности СМИ, совершенствоваться в избранной сфере деятельности. И только после наработки представлений о системе «первичных» функций и формиро­вания знаний и умений для их выполнения можно решать важные для каждого журналиста проблемы «вторичных» функций, связанных с реа­лизацией личностно важных задач.

 

2. Предварительным и обязательным условием информационного взаи­модействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и соци­альными институтами. Общеизвестно, что исходной функцией журналис­тики является коммуникативная функция (лат. communicatio «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуни­кации», или mass media.

3. коммуникативная функция (лат. communicatio «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуни­кации», или mass media. Кажущаяся чисто «технической», коммуникатив­ная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержа­тельном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж → МА и (или) Ж → СИ, но и происходит знаком­ство МА и СИ с Ж как носителем информации, занимающим определен­ную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраива­ющую) «потребителя» информационную политику.

Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие ор­гану журналистики, признает его «своим», а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и дей­ствием закона. Более того, через журналистику устанавливаются контак­ты, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ. Благодаря воз­можности с помощью журналистики войти в искомый и необходимый «потребителю» контакт и устанавливаются прочные связи Ж ↔ МА и Ж ↔ СИ обоюдоважного и обоюдозначимого характера. И журналистика, чутко реагируя на состояние, запросы и потребности своего «контраген­та», должна постоянно корректировать характер этих связей с миром – усиливая и расширяя или, наоборот, сужая и ослабляя их. Поэтому в хо­рошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо - отличаются характером своей «модели мира», удовле­творяя потребности своих «контрагентов» в информации.

Второй - и объективно наиболее важный - «слой» функций СМИ оп­ределяется ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее «контрагентов» - СИ и МА.

Для взаимоотношений с СИ - это выдвижение суждений и оценок, вы­рабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регу­лятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее нагляд­но видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» (необходимость учитывать выводы, рекомен­дации и предложения) пока еще недостаточно обеспечены законодатель­ством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее, в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоав­торитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. В целом эту группу функций журналисти­ки можно назвать непосредственно-организаторской.

Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет инфор­мационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общест­венного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоз­зренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосозна­ние людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, словом, на характер и меру информированности по общественным проблемам. Эта группа функций может быть названа социально ориенти­рующей, или идеологической.

Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагают­ся» культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, эти­ческое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с иде­ологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значи­тельно слабее связаны с идеологической деятельностью.

Как бы на периферии системы функций находятся и такие области де­ятельности, как рекламно-справочная, удовлетворение утилитарных за­просов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.).

Наконец, следует назвать такую «всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удо­вольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д.

Таким образом и всем СМИ свойственны единые функции - обязан­ность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от соци­альной позиции СМИ и их журналистов.

4. Термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам по себе термин «идеология» (греч. idea «мысль, понятие» + logos «слово, учение») обозначает учение об идеях, т.е., по сути, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание, что понятие «идея» постепенно переосмыслялось и стало в конце концов обозначать, с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении (по семантической структуре информации d + v), соединенное со стрем­лением к действию (то есть включает n + р).

Проблема идеологии осложняется еще и тем, что идеи могут быть как верными, так и неверными (или же частично верными и частично невер­ными). Кроме того, в соответствии с интересами людей верные идеи мо­гут считаться неверными и наоборот. Вот почему в наше время так часто говорят: о деидеологизации (в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применять­ся); о реидеологизации (когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вер­нуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной фор­ме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических по­зиций и перехода на другие).

Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оценива­ются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (про­граммы) социальной деятельности государственных образований и об­щественных объединений по поддержанию status quo или преобразова­нию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть на­учной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или про­грессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фрон­тов, ассоциаций.

По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового со­знания можно представить как совокупность четырех взаимодействую­щих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исто­рического сознания и общественного мнения.

В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и картина мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности. Миро­воззренческими выступают общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его самоопреде­лении в мире, смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, представления о справедливом общественном устройстве и путях к нему, о роли социальных групп, политических объединений, властей в историчес­ком движении общества, групповых и общечеловеческих ценностях и т.д.

Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэто­му формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологичес­кой работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения.

Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросо­зерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая прин­ципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-по­нятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, «собранная» из образ­ных представлений о людях, событиях, отношениях. Эта образная карти­на мира выступает «параллельным» мировоззрению фундаментальным духовным образованием, потому что полнокровное осознание действи­тельности невозможно без этого «второго» типа обобщенных ориентации в мире (в силу согласованности «работы» обоих полушарий мозга).

Журналистика участвует также в формировании исторического созна­ния масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилиза­ций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоя­щим и будущим.

Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массо­вого сознания, то историческое сознание составляет как бы область пе­рехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей при­роде представляет собой реакцию массового сознания на явления, собы­тия, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкрет­ных характерных проявлениях. При этом если «ядро» (мировоззрение и миросозерцание) относительно устойчиво и прочно удерживает вошед­шие в его состав представления и идеи, то «оболочка» (общественное мнение) значительно более подвижна, изменчива и динамична, «посто­янна в непостоянстве» в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире.

Таким образом, сущность идеологических функций журналистики со­стоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию со­знательности масс путем всесторонней ориентации в действительно­сти, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и ак­тивизации общественного мнения.

 

5. В прямой связи с идеологическими функциями журналистики нахо­дятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая дея­тельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

Культура (лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, раз­витие») - это выраженный в созданных людьми материальных и духов­ных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного чело­века с его творческими силами и созидательными способностями.

Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, за­ключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких куль­турных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культу­ры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.

Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолже­ние в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хоро­шего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним по­делкам (столярным, слесарным и др.) и т.д. - все это и есть участие в раз­витии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки» (са­доводов и огородников, моделистов, филателистов, любителей шахмат, рыболовов и т.д.).

К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Рек­лама как информация о товарах и услугах, способствующая формирова­нию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время за­нимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журна­листики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).

Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие дейст­вительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные по­требности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции.

 

6.Забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достой­ных социальных условиях жизни, материальном благополучии как бы пронизывает всю систему функций журналистики. Их реализация поэто­му проходит сквозь призму «человеческого фактора». В этой связи важ­но определить отношения между функциями журналистики, их взаимо­обусловленность и взаимодействие.

Отдельные произведения с функциональной точки зрения, т.е. по реализованным в них функциям, могут носить самый разный характер. Текст может быть монофункциональным, даже если в нем (пусть слабо) бу­дет представлено несколько функций. Есть тексты с доминирующей функци­ей, когда превалирует главная функция, но различимы и другие. Третий тип составляют полифункциональные тексты, в которых более или менее равно­правно реализуется несколько (или даже вся совокупность) функций.

Функции журналистики - общие для всех СМИ основы деятельности. Однако реализуются они своеобразно по содержанию - в зависимости от социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различных общественно-политических ориентации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Введение в теорию: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.