Здавалка
Главная | Обратная связь

СВОБОДА ПЕЧАТИ И ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1.Вопрос о свободе принятия и реализации того или иного решения в журналистике, как и в любой другой сфере деятельности, чрезвычайно сложен.

Свобода печати обычно определяется как право распространять идеи, мнения и информацию через печатное слово без ограничений со стороны правительства.

Свобода печати также гарантирует защиту других прав и свобод.

Свобода печати – это одно из тех благородных выражений, которые легко слетают с языка, но которые не всегда полностью понятны или не всегда отражены в соответствующих документах.

Любой, кто хоть ненадолго задумывается о свободе печати — или о любой другой свободе, - понимает, что свобода предполагает определенные ограничения и ответственность.

Существовали и существуют дальновидные люди, которые понимают необходимость ограничений свободы или введения определенных моральных ограничений на определенные формы коммуникаций — будь то хулиганский выкрик «по­жар!» в переполненном людьми кинотеатре или защи­та свободы, которая несет вред государственной безо­пасности, общественной морали или атмосфере ответ­ственной свободы.

Естественно, существует опасность, что идеи этих людей содержали скрытый авторитаризм.

Дебаты об относительной пользе морали, ответственности и социальной стабильности по сравнению с пользой, приносимой обществу свобо­дой, все еще продолжаются.

 

2.Пресса свободна настолько, насколько она сама этого желает, при этом признавая, что со свободой приходит определенная ответственность перед обществом, которое позволяет такую свободу.

Для нравственного сознания журналиста право личности на информацию и соответственно гласность, как способ удовлетворения потребности в ней, существуют в качестве основополагающих ценностей.

Основные принципы гласности: Это неотъемлемое право каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны, и право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса.

Гласность не может быть безграничной. Право личности знать оправдано лишь до тех пор, пока оно не противоречит законным правам и интересам других. Без соблюдения конфиденциальности не могут функционировать некоторые государственные институты. К тяжелым экономическим последствиям способно привести нарушение коммерческой тайны. Каждый человек, наконец, имеет право на личную тай­ну.

Однако и наличие юридических прав и экономических возможностей вовсе не гарантия подлинно свободной деятельности журналистики с точ­ки зрения ее соответствия нуждам людей, творческой реализации ее функций во имя такого формирования массового сознания, которое будет содействовать совершенствованию человека и человечества.

Следовательно, когда говорят о свободе, следует точно различать, о какой из этих трех ее сторон идет речь в каждом конкретном случае - экономической, юридической или социаль­но-творческой.

 

3.Экономические проблемы свободы журналистской деятельности ме­нее сложны теоретически, но представляют большие трудности при прак­тическом их решении.

Государство играет важную роль в экономическом обеспечении СМИ (и не только учрежденных государственными институтами). Оно распо­лагает самыми разными возможностями, чтобы воздействовать на их экономическое положение: это и налоговая политика (предоставление налоговых льгот СМИ теми или иными путями); и предоставление льготных тарифов на покупку необходимых материалов, на услуги транспорта и связи; и распределение государственной рекламы; использование других рычагов, находящихся в руках государства.

Антимонопольное законодательство в развитом виде предпо­лагает создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограниче­ние возможности манипуляции массовым сознанием.

Антимонопольные меры необходимы и в различных областях инфра­структуры СМИ - в средствах связи (наземной и космической), в сфере полиграфии, технической базы аудио- и видеопроизводства, доставки и распространения информационной продукции.

Реклама — это одновременно и коммуникационный процесс, и бизнес, неразрывно связанный в Америке и некоторых других странах со средствами массовой информации. В словарях «реклама» опреде­ляется как а) действие, привлекающее внимание об­щества к определенному продукту или предприятию и б) индустрия по разработке и распространению рек­ламных сообщений.

Реклама стимулирует экономику.

Часто приходится слышать вопрос, не провоци­рует ли реклама появление избыточных потребностей, не поощряет ли она развитие классового чувства, ма­териалистических установок, других в общем нежела­тельных явлений. По сути, дискуссия ведется о влиянии рекламы на общество. Характер и масшта­бы такого влияния пытаются определить историки, философы, социологи, аналитики прессы.

Социальная критика рекламы зачастую фокуси­руется на истинности рекламных сообщений. Сегод­ня найдется немного сторонников полного ее упразд­нения, однако существует активное движение за контроль над рекламой с целью охраны обществен­ных интересов.

Моральные нормы, призванные регламентировать отношения «журналист – власть». Этот ряд складывается таким:

1. проявлять уважение к власти как важному социальному институту, предназначенному осуществлять управление общественным организмом;

2. оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом;

3. отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая его как важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур, в том числе за поведением государственных органов всех уровней;

4. отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур, способствуя ее открытости и доступности для конструктивной общественной критики;

5. разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного секторов, добиваясь совершенствования системы общественного управления;

6. опровергать фактами заявления представителей властных структур, утверждения политиков, не соответствующие действительности и вводящие людей в заблуждение;

7. заботиться о точности и доказательности критики властных структур в публикациях, проявляя вежливость и корректность, не отождествляя власть как социальный институт и ее конкретных представителей.

Злоупотребление свободой и ущемление свободы деятельности СМИ влекут уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, характер и меру которой устанавливают определяемые законом институ­ты.

Существуют и международные организации, занимающиеся пробле­мами свободы слова и печати.

Юридически точное закрепление прав и обязанностей СМИ чрезвы­чайно важно в связи с тем, что журналистика является все более разветв­ленным, проникающим во все сферы жизни общества, могущественным социальным институтом.

5.Для журналиста простор для подлинной свободной деятельности (не жестко запрограммированной необходимостью, но и не произвольной, отметающей необходимость) открывается в творческом использовании знания законов действительности для понимания и оценки ее явлений, выработки способов действия для достижения идеалов «истины, добра и справедливости».

Мера свободы зависит от верности социальной позиции.

настоящий простор для свободного творчества появляется тогда, когда цели журналиста совпадают с «целями» истории, когда его деятель­ность одухотворяется идеей прогресса общества, подчинена ей. Поэтому прогрессивной называется такая журналистика, которая действует в пользу исторической необходимости, а реакционной - журналистика, стремящаяся задержать исторический прогресс.

Итак, составляющими «культуры свободы» журналиста являются:

1) прогрессивность позиции,

2) энциклопедическая образованность,

3) гуманизм, устремленность к «добру, истине и справедливости»,

4) владение методологией социального анализа,

5) способность терпи­мо (толерантно) относиться к инакомыслящим, умение спокойно и кон­структивно оценивать их взгляды и предложения,

6) вести диалог без обидных и тем более оскорбительных ярлыков в расчете на поиск и об­наружение совместных, приближающихся к истине решений. Без цело­стного сочетания и творческой реализации этих требований «культуры свободы» деятельности в журналистике быть не может.

Вот почему свобода как возможность выбора в рамках необходимо­сти, как возможность творческого использования закономерностей об­щественной жизни в интересах народа, в целях реализации общечело­веческих ценностей превращается в несвободу вне этих рамок. Несвободной оказывается такая деятельность журналиста, цели и ре­зультаты которой, основываясь на нарушении требований необходи­мости, ведут к деградации личности, к регрессу общества, к победе античеловеческих, антигуманных сил.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991.

2. Введение в теорию: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.

3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

4. Эверетт Дэннис, Джон Мэррилл. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997.

 

 

 
 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.