Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема индивидуальности



Персонологи различаются по степени, в которой они подчеркивают индивидуальность человека. К тем, кто склонен полагать, что люди достаточно похожи друг на друга, чтобы их можно было адекватно понять посредством выделения типов, относятся Фрейд, Салливан, Ранк, Адлер, Фромм и Мадди. Другая группа персонологов в целом согласна с этой позицией, хотя их выкладки относительно типологии личности не столь обширны. Они полагают, что существует некий небольшой набор параметров или переменных, посредством которых можно объяснить те или иные поведенческие проявления. В эту группу можно включить Эриксона, Уайта и Мак-Клелланда. Противоположную (и весьма упорно отстаиваемую) позицию занимают те, кто непоколебимо верит, что люди в большей степени отличны друг от друга, нежели сходны друг с другом. К этим персонологам относятся Роджерс, Маслоу, Олпорт и Келли. Позиция двух оставшихся авторов, Ангьяла и Бейкана, попросту слишком невнятна, чтобы их можно было отнести к той или иной группе.

Было бы поучительно рассмотреть точку зрения наиболее идеологически приверженного и убедительного из сторонников идеи индивидуальности Гордона Олпорта. Для него (Allport, 1955, с. 22) "каждый человек является сам по себе идиомой, явным нарушением видового синтаксиса". Объясняя эту позицию, Олпорт ссылается на очевидно беспредельный диапазон потенциального поведения, доступный человеку в силу наличия большого мозга и относительного отсутствия инстинктов, и высказывает мнение (Allport, 1955, с. 23), "что любые животные в мире психологически в меньшей степени отличны друг от друга, чем один человек от другого". Все это сильнодействующее лекарство, которое может убить пациента – психологию, уже находящуюся в лихорадке борьбы за общие законы, которые, как полагают психологи, сделают ее научный статус неоспоримым. Для любого вовлеченного в эту борьбу позиция Олпорта должна казаться жуткой ересью, поэтому она заслуживает более пристального рассмотрения.

Олпорт (1937, с. 4) доказывает, что основной задачей психологии является понимание и предсказание индивидуальных, а не вымышленных усредненных случаев. Понятия и взаимосвязи, нацеленные на предсказание усредненных случаев, называются им номотетическими. Понятие наподобие выделяемой Мак-Клелландом потребности в достижении Олпорт рассматривал бы как номотетическое. Номотетическим оно является потому, что предполагается, будто многим людям возможно дать оценку величины их потребности в достижении. Согласно Олпорту, это происходит только благодаря некоему искажению поведения каждого человека таким образом, что становится возможным применить понятие потребности в достижении. Это искажение неизменно рассматривается как предполагающее игнорирование важных качественных различий между людьми в угоду описания их всех в сходных усредненных выражениях. Если бы номотетические понятия и законы, выводимые из среднегрупповых данных и применимые к ним, были бы полностью адекватны для предсказания каждого конкретного случая, то борьба Олпорта за неприкосновенность индивидуальности имела бы мало смысла. Однако практически совершенное предсказание и понимание с помощью номотетических понятий и законов невозможно. Фактически же случаев, для которых номотетические понятия и законы абсолютно неприменимы, гораздо меньше. Например, большинство людей, характеризуемых как обладающие высоким уровнем потребности в достижении, будут работать интенсивнее, чем большинство людей с низким уровнем этой потребности. Но некоторые люди, оцененные как имеющие высокий уровень потребности в достижении, работать не будут, в то время как некоторые люди, отнесенные к низкому уровню выраженности, трудятся не покладая рук. Для Олпорта (1961, с. 332-356) это не удивительно, так как он полагает, что номотетические понятия являются просто удобными фикциями, полезными лишь настолько, насколько они могут быть похожими на истинную личность некоторых людей. Если умеренная степень понимания и точности предсказания достаточна для удовлетворения исследователя, то Олпорт не очень-то и против номотетического подхода. Но высшая цель персонолога требует большего приближения к истине.

Пытаясь достичь эту цель, необходимо, согласно Олпорту, разработать понятия и законы, выводимые и применимые к данным каждого конкретного индивидуального случая. Вначале он назвал такие концепции идеографическими (Allport, 1937, с. 3-23) и занял такую крайнюю позицию, которая фактически не допускает обобщений личностных данных (Allport, 1942, с. 57). Любая попытка сгруппировать поведенческие акты в классы может рассматриваться как правильная лишь внутри личности, но не в том случае, когда мы имеем дело с несколькими людьми. Таким образом, если бы потребность в достижении использовалась как идеографическое понятие, она бы относилась к классу действий только лишь одного человека и фактически не применялась бы для кого-либо еще. Позднее он (Allport, 1961, с. 257-361; 1962) заменил термин идеографический термином морфогенический и сформулировал менее экстремальную позицию, допуская использование понятий, которые в принципе не ограничены применимостью лишь к одному человеку. Упор все еще делается почти исключительно на понятиях и законах, отражающих индивидуальность исследуемой личности, но по крайней мере считается возможным, что эти понятия и законы окажутся применимы и к некоторым другим людям. Олпорт приводит сильный аргумент в пользу свободы от ограничивающих номотетических шаблонов других наук, которые, как он полагает, не сталкивались со столь широкомасштабной уникальностью, и предлагает (Allport, 1962) ряд соображений по конкретным морфогеническим методам исследования.

Олпорт выдвигает альтернативу традиционным научным воззрениям, которая, как он считает, приведет к максимально точным предсказаниям. Хотя морфогенический подход, конечно же, должен быть проверен эмпирически, возможность использования его в качестве альтернативы подхода, вдохновляющего на межличностные обобщения, представляется весьма сомнительной. Должно ли знание об индивидуумах оставаться в виде не связанных, разрозненных фрагментов информации? Как можно прийти к значительной систематизации получаемых знаний? В любом случае мы должны признать, что до того, как номотетические методы были отвергнуты, поскольку они, как правило, оставляют некоторые индивидуальные случаи необъясненными, они прошли вполне адекватную проверку.

Сталкивались ли другие науки с несметным числом индивидуальностей или нет, они, конечно же, признают необходимость выведения объяснений и предсказаний, приложимых к индивидуальному случаю, из общих законов и характеристик, соответствующих конкретной ситуации. Чтобы сделать это адекватно, общий закон должен давать исчерпывающее указание на условия, в которых он работает и в которых он не работает, а исследователь должен иметь достаточные знания о конкретных ситуациях предсказания, чтобы определить, стоит ли ему применять данный закон. Например, закон, утверждающий, что потребность в достижении ведет к усердной работе, может быть применим лишь в условиях дозволенности и наличия возможностей, а не в условиях авторитаризма и отсутствия ресурсов. Кроме того, сложные явления вполне могут требовать применения более чем одного закона, и, следовательно, отношения между законами должны быть явным образом обозначены. Например, вдобавок к закону, связывающему потребность в достижении с усердной работой, могут иметь место законы, определяющие, будет ли человек стремиться или избегать ситуаций дозволенности. Нам надо бы суметь приложить к человеку эти законы для того, чтобы понять, был ли уровень его потребности в достижении беспрепятственно выражен в интенсивности работы. Только лишь если вся эта информация будет у нас на руках, мы сможем оценить объяснительную адекватность номотетических методов; однако даже тогда может оказаться, что некоторые общие законы были сформулированы не вполне корректно, что, по сути, равносильно демонстрации неадекватности представляемых ими методов. К сожалению, психологи не всегда уделяют достаточно внимания теоретической и методологической тщательности и точности при использовании номотетических методов, следовательно, разработка действительно полезных номотетических понятий и законов может не быть полноценной, а требующая объяснений индивидуальность может обрисовываться чрезмерно широко.

Очевидно, что любой персонолог, верящий в индивидуальность, должен отрицать номотетический подход, чтобы оставаться верным себе. И наоборот, номотетический подход столь естествен для науки, что кажется уместным использовать его в отсутствие доказательств, свидетельствующих об его неадекватности. Поэтому персонолог, придерживающийся идеи об индивидуальности человека, в принципе должен допускать использование номотетического подхода, убедившись предварительно в том, что его использование не приведет к выпадению человеческой индивидуальности из сферы рассмотрения. Позвольте мне уточнить, что включает в себя номотетический подход. По сути, он состоит в определении не только понятия типов, но также и их содержания. Я делаю акцент на описании содержания периферии личности потому, что это намного уместнее, чем описание содержания уровня ядра личности, поскольку там мы имеем дело с теми характеристиками, которые универсальны для всех людей, а следовательно, не способствует пониманию их индивидуальности. Решающим является описание периферического содержания, так как, сделав его, вы обозначаете те классы поведения людей, которые будут выделяться в вашей теории. Это значит, что, даже если вы признаете различия между конкретными людьми, вы тем не менее надеетесь прийти к пониманию их особенностей с помощью стандартного, заданного набора понятий. Вы полагаете, что, в то время как индивидуальность может существовать, абсолютная уникальность невозможна. Различия между людьми являются относительными, а не абсолютными.

И даже с таким допущением можно использовать номотетический подход, не отказываясь при этом от рассмотрения индивидуальных различий. Это предполагает выделение такого количества конкретных периферических характеристик и типов, какое кажется практически и интуитивно оправданным. Ясно, что чем больше конкретных периферических характеристик вы выделяете и чем большим числом способов их можно комбинировать в типы, тем большее число различий между людьми ваша теория распознает. Другими словами, номотетический подход следует применять комплексно, чтобы он позволил понять индивидуальность. В том, что я сказал, вы можете увидеть хороший аргумент в пользу того типа рассуждений о конкретных периферических характеристиках, что предлагает нам Мак-Клелланд, выделяя наибольшее число категорий понятий (мотив, черта, схема) и значительное число содержательных различий (например, потребность в достижении, аффилиации, власти и т.д.) внутри каждой категории. Теория Фромма являет собой другой пример комплексного применения номотетического подхода. Хотя в качестве исходного элемента он предлагает лишь понятие черты, тем не менее он приводит список из 47 черт. И хотя он организует эти черты лишь в 5 типов, он указывает на то, что имеется множество комбинаций или смешанных типов, по крайней мере ряд из которых он перечисляет. Подход Мадди является примером комплексного использования номотетического подхода на уровне понятия типов: он предлагает 24 типа периферической личности.

Содержание периферии личности

До сих пор я делал упор на разные классы понятий, которые можно найти в рассуждениях по поводу периферии личности. В этом разделе я смещу акцент на содержание этих рассуждений, безотносительно к классу выделяемых понятий. По содержанию периферии личности мы можем составить себе более яркую картину того, что, по мнению теоретика, характеризует жизнь, чем это было бы возможно при рассмотрении мелких деталей формы (то есть понятий). Мне представляется, что при окончательном анализе различия и сходства между периферическими уровнями теорий будут выяснены главным образом на основании содержания или сущности. А содержание периферического уровня полезнее для понимания конкретных путей жизни взрослых людей, чем содержание уровня ядра, где нет места понятию типа.

Хотя три выделенные нами модели теорий личности не оказывают определяющего влияния на класс используемых периферических понятий в том, что касается содержания периферии личности, их различия очевидны. И я намерен обратить особое внимание на то, какое содержание вкладывают анализируемые нами авторы в понятие идеального и неидеального функционирования.

Модель конфликта

Вы можете вспомнить, что на уровне ядра сущность модели конфликта выражается в неизбежном противостоянии двух мощных сил. В психосоциальной форме данной модели одна из этих сил определяет человека как индивида, в то время как вторая – как члена общества. Так как общество обладает большей властью, чем индивиды, эта версия модели конфликта полагает все поведение оборонительным. Человек сможет заполучить то, что он хочет, лишь в том случае, если сумеет найти такой способ сделать это, который согласуется с общественным благом, боясь того, что произойдет в обратном случае. Можно ожидать, что на периферическом уровне в этих теориях идеальным будет считаться такое функционирование, которое свидетельствует о социализации (зависимости, адаптации, приспособлении к социальному давлению, отношениях и ценностях, оправдываемых и согласованных с общественным порядком), а неидеальным то, которое свидетельствует о социальной незрелости (безответственности, соперничестве, импульсивности, отстраненности, недисциплинированности, конформности).

В чисто психосоциальной модели конфликта Фрейда мы видим много такого, что соответствует высказанным выше ожиданиям. Идеальный или генитальный тип личности – это некто, кто способен истинно любить и работать. Но помните, что и любовь, и работа протекают на основе защиты, сублимации, и, следовательно, даже эта высшая форма жизни не выходит за пределы общественной регуляции. Как выражение и восприятие любви на биологическом, социальном и психологическом уровнях, так и продуктивная деятельность предполагают стабильность, зависимость и приспособление к давлению. В большей степени здесь должно иметь место великодушие, ответственность и предсказуемость, нежели, скажем, импульсивность. В любого рода действиях проявляется устойчивость. Наоборот, неидеальный или прегенитальный тип погрязает в вопросах: как, когда, почему и надо ли выражать и воспринимать, брать и отказываться и гетеросексуализировать свою жизнь. Процесс, движущийся непосредственно к цели, зависимой, продуктивной жизни, часто прерывается этими моментами ненадежности, самокопания, эгоизма и ригидности. Прегенитальная личность слишком занята собой, чтобы быть хорошим гражданином. То, что говорит Фрейд о периферии личности, вполне согласуется с тем, что он говорит об ее ядре.

Другой сторонник модели психосоциального конфликта – Салливан – даже приблизительно не дает столь четкой картины. К сожалению, все выделяемые им типы описывают неидеальное функционирование. Кроме того, рассматриваемое им содержание типов характера не представляет собой следствие его идей относительно ядра личности. Рассуждения Салливана о периферии личности кажутся неким образом приклеенными к остальной части его теории, причем с малой тщательностью или вниманием к согласованности. Однако настолько, насколько я могу судить, содержание типов по Салливану, по крайней мере, не противоречит тому, что мы можем ожидать от теоретика психосоциального конфликта.

Модификации модели психосоциального конфликта Мюррея и Эриксона в положениях относительно неидеального функционирования в общем вполне соответствуют нашим ожиданиям. Мюррей переписывает с некоторыми доработками прегенитальные типы Фрейда. То же самое при описании неидеального функционирования делает и Эриксон, добавляя, однако, ряд разновидностей такого функционирования, а именно диффузию идентичности, социальную изоляцию, стагнацию и отчаяние. Но, как вы можете видеть, эти дополнения весьма в духе модели психологического конфликта. В отношении характеристик идеального функционирования Мюррей и Эриксон лишь частично представляют данную модель. В дополнение к качествам, обозначенным Фрейдом и его последователями, Мюррей и Эриксон рассматривают возможность наличия, по крайней мере в некоторой степени воображения, оригинальности и переменчивости. Эти дополнительные акценты не всегда кажутся убедительно сочлененными с положениями относительно ядра личности. Вспомните, например, что Уайт критиковал взгляды Эриксона на идеальные периферические характеристики как чересчур оптимистичные для модели конфликта с ее неизбежным порабощением индивида социумом. Далее я призывал ваше внимание в 6-й главе к тому странному факту, что периферические воззрения Мюррея на потребности и интеграты потребностей мало соотносятся с характеристиками ид, эго и суперэго (то есть с характеристиками ядра). Возможно, наиболее осмысленное заключение, которое можно сделать в этом случае, сводится к тому, что теории Мюррея и Эриксона находятся в пограничной зоне, уходящей за пределы модели психосоциального конфликта.

В интрапсихической версии модели конфликта источник всех неизбежно противостоящих сил кроется внутри человека. Поскольку здесь не делается акцент на мощное общество, помешанное на отслеживании и расстройстве планов индивида, идеальное функционирование не предполагает наличия оборонительных реакций. Нельзя сказать, правда, что отношения между индивидуумом и обществом, к которому он принадлежит, вовсе не принимаются во внимание. Они всегда значимы, так как одна из противостоящих сил направлена в сторону индивидуализации (а также изоляции), в то время как другая сила направлена в сторону зависимости. Лучшее, чего можно достичь, это компромисс между этими силами. Таким образом, на периферическом уровне идеальное функционирование предполагает, что человек обладает такой индивидуальностью, которую окружающие его люди могут уважать, и связывает себя с людьми и идеями без препятствий для собственного роста. Поведение гибко и осознанно, оно не перегружено защитами. Неидеальное функционирование должно выражать защитное отрицание либо силы, направленной к индивидуальности, либо силы, направленной на отношения. Первая альтернатива будет подчеркивать недисциплинированность и отрицание других людей, вторая – тревожную конформность. Обе альтернативы будут предполагать негибкость, поскольку они по своей природе оборонительные. Как вы можете заметить, неидеальное функционирование в интрапсихической теории и в теории психосоциального конфликта имеет много общего, хотя надо отметить, что в интрапсихической версии идеальное функционирование описано чуть менее конкретно и чуть более ярко.

Из трех строго интрапсихических теорий конфликта лишь теория Ранка имеет пространные формулировки, относящиеся к периферии личности. Предлагаемые им содержательные акценты хорошо соответствуют нашим ожиданиям. Два неидеальных типа представляют собой среднего человека (акцент на конформность, пассивность и зависимость) и невротика (акцент на недисциплинированность и настойчивую отчужденность от людей). Идеальный тип выходит за пределы условностей общества, но в манере, которую другие могут уважать и которая, следовательно, позволяет ему сохранять свои обязательства по отношению к ним. Его можно назвать героем. То, что он делает, экстраординарно, но он не делает это только для себя.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.