Здавалка
Главная | Обратная связь

Дисциплина № 2 «Основные направления дополнительного художественного образования детей»



№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
             
Музыкальное искусство в системе дополнительном образовании.Музыка как вид искусства. Педагогический потенциал:воспитательные, образовательные, развивающие возможности музыки. Система музыкального образования «вчера» и «сегодня». Музыкальное образование в ДМШ и Домах детского творчества. Музыкальные специальности. Музыкальные дисциплины. Элементы работы ребенка: разучивание музыкальных произведений, техническая работа, чтение с листа, подбор, импровизация. Разделы обязательной исполнительской программы: полифония, этюд, крупная форма, пьесы. Специфика организации рабочего место ребенка-музыканта. Детское композиторское творчество. Формы отчета ребенка в ДМШ: классный и публичный концерт, технический зачет, конкурс, экзамен. Формы отчета преподавателя музыкальных дисциплин. Современные музыкально-компьютерные технологии. Домашнее музыкальное образование. Работа музыкальных театров, детской и «взрослой» филармоний, других учреждений в области музыкального образования и воспитания детей.  
Изобразительное искусство в дополнительном образовании.Художественно-изобразительная деятельность ребенка. Функции детского рисования.Работа музеев в области художественного образования детей. Художественные школы, кружки рисования, художественного конструирования. Различные системы обучения изобразительному искусству. «Профессии» ребенка-художника. Дисциплины (рисунок с натуры, лепка, композиция, гравюра и др.) и техники обучения (карандаш, уголь, сангина, акварель, гуашь, тушь, масло). Система выразительных средств изобразительного искусства. Система жанров изобразительного искусства. Воспитательные и образовательные возможности изобразительного искусства.  
Художественный труд (дизайн) в дополнительном образовании. Социально-культурная роль дизайна в современном обществе. Роль дизайна в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Современные образовательные системы в области дизайна. Основные тенденции развития дизайнобразования детей. Формирование у детей представлений о содержании и роли дизайна в жизни людей. Цели и задачи преподавания дизайна в различных художественно-проектных и изобразительных системах.Дизайн в системе отечественного и зарубежного образования. Сравнительный анализ образовательных программ. Инновационные формы и технологии дизайна. Дизайн-деятельность в системе художественного развития детей. Виды интеграции, технологии проектной деятельности на занятиях интегративного типа в системе ДО. Задачи, направления и принципы проектирования программы творческого художественно-конструкторского развития ребенка.  
Этнокультурный комплекс в системе дополнительного образования.Этнокультура как система. Виды народной художественной культуры. Связь в этнокультуре эстетического и функционального, прикладного начал. Общность и различие в крестьянской и городской этнокультурной традиции. Традиционные и современные формы этнокультуры. Этнокультурное образование как компонент и предметная область общего и дополнительного образования. Этнокультурный компонент в студиях системы дополнительного образования (в литературной, музыкальной, изобразительной, театральной, краеведческой, экологической, историковедческой, культурологической и др. видах познавательной и творческой деятельности). Этнокультурное образование в специализированных студиях системы дополнительного образования: в фольклорном ансамбле, студии, фольклорном театре, студиях декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, факультативах религиоведческой, этнокультурологической направленности. Музыкально-этнографическое отделение в ДМШ и ДШИ. Моноэтнический и полиэтнический подходы в этнокультурном образовании.  
Краеведение в дополнительном художественном образовании. Роль художественного краеведения в художественном образовании. Зависимость краеведческих занятий от региона, конкретного местоположения школы. Краеведение мегаполиса и деревни. «Петербурговедение» как пример краеведения высокого уровня. Петербург как художественный текст и как открытый образовательный ресурс. «Петербург – детям»: работа различных художественных организаций в области дополнительного образования детей. «Дети – Петербургу» – работа детских кружков и объединений по изучению истории и культуры Петербурга. Роль изучения культуры Петербурга в воспитании патриотизма и толерантности.  
Театр в дополнительном образовании.Основные направления театральной педагогики. Цели театральной педагоги – модернизация системы преподавания, воспитание чувства эстетического, психолого-коррекционные. Принципы интеграции театральной педагогики с другими предметами искусства. Система Станиславского и театральная педагогика. Включение элементов драматического искусства в Программу современного школьного образования. Педагогический театр. Игра как способ гуманизации взаимоотношений «воспитатель - ребенок». Режиссура педагогического взаимодействия. Игра как метод стимулирования творческой активности детей. Моделирование и управление игровыми ситуациями. Педагог как сценарист, режиссер и исполнитель. Театральное образование в школе. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства. Психологическое воздействие театра. Виды, жанры и приемы создания сценарных разработок. Действенный анализ сценария. Роль музыки в сценарии. Роль художника в сценарии. Режиссёрская работа над сценарием.  
Детская литература в системе дополнительного образования. Литература как вид искусства. Влияние литературы на читателя. Специфика читательского восприятия детей разного возраста. Цель дополнительного литературного образования ребенка - овладение языком общения с искусством слова, эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства, развитие диалогического отношения к миру, способности выразить себя в слове. Способы развития мотивации чтения в разном возрасте. Виды и формы организации дополнительного литературного образования. Связь основного и дополнительного литературного образования детей. Диалог искусств при изучении литературы в школе и в системе дополнительного образования. Развитие литературно-творческих способностей школьников: цели, формы, методы. Детские издательства, журналы, газеты.  
Музейная педагогика.Музеи как центры художественного образования и просвещения. Образовательная деятельность художественных музеев. Центр по работе с детьми Государственного Эрмитажа. Музейно-педагогическая программа "Здравствуй музей" Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Взаимодействие искусств в музейно-игровой методике "Художественный образ и его пластическое воплощение". Российский Этнографический музей, Кунсткамера, Музей истории религии, Музей музыкального и театрального искусства в работе с детьми.  
Итого  

 

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
№1/1-5 дискуссия
№1/2-5 просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов; презентации с использованием различных вспомогательных средств
№ 2/1-8 дискуссия-анализ различных систем и программ дополнительного художественного образования; ролевая игра - демонстрация фрагментов занятий по различным направлениям дополнительного художественного образования  

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Самостоятельная работа студентов направлена на расширение культурного кругозора, овладение способами самообразования, приемами анализа, интерпретации и сопоставления разнообразных художественных текстов, поиска источников информации, овладение умениями логично и точно выражать свои мысли, навыками работы в различных направлениях дополнительного художественного образования.

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов (указывается приблизительно, для большинства заданий определяется индивидуально)
1. №1/1-5 № 2/1-8 Изучение литературы по темам, программ, работа с Интернетом
1/1-5, 2/1-8 Составление хронологических таблиц, словарей терминов и персоналий
2/1-8 (на вы1бор) Подготовка устного выступления с презентацией
1/1-5 2/1-8 Посещение учреждений дополнительного и профессионального образования, наблюдение за учебным процессом, изучение практики художественного образования детей.
1/1-5 2/1-8 Составление аннотированных каталогов учреждений культуры, государственных и частных организаций, кружков и т.д., работающих (в конкретном районе/регионе/ по определенным направлениям дополнительного образования
2/5, 8 Разработка экскурсии /цикла экскурсий/ по Санкт-Петербургу и/или окрестностям на определенную тему
2/4 Составление аннотированного списка фольклорных/этнографических студий, ансамблей; посещение концерта фольклорного ансамбля, занятий в студии
2/6 Составление аннотированных списков текущего детского театрального репертуара драматических (детских и академических) театров СПб.
2/7 Составление аннотированных списков литературы для чтения детей разного возраста; анализ литературных текстов
2/1 Составление аннотированных списков концертных организаций Санкт-Петербурга, работающих с детской аудиторией, и их абонементов для разных возрастных групп
2/1,2, 6, 7 Написание рецензии на драматический/музыкальный спектакль, концерт для детей или с их участием, выставку детского рисунка
2/1, 6 Составление аннотированных списков текущего детского музыкально-театрального репертуара музыкальных театров СПб.
2/5, 8 Посещение музеев и составление аннотированных списков музеев СПб. и Ленобласти, работающих с детской аудиторией, и их абонементов для разных возрастных групп
14. №1/5, №2/6,7 Составление аннотированного списка и анализ художественных и анимационных фильмов для детей, детских радио- и телевизионных передач
15. №2/1-8 Составление аннотированного списка и анализ детских образовательных сайтов, компьютерных игр и обучающих программ для детей
Итого 240 часов

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. №1/2-14, №2/4,5,8 Посещение петербургских, областных и иногородних музеев, анализ их деятельности, их педагогической составляющей, знакомство с опытом отделов музейной педагогики (с последующим отчетом)
2. №2/5, 7 Разработка экскурсий по конкретным музеям для аудитории разных возрастов   составление аннотированного списка детской периодики за определенный период
2/4, 5 Посещение храмов и разработка экскурсионных маршрутов моно- и поликонфессиональной направленности
4. 1/1-5; 2/1-8 Составление аннотированного списка периодики по ДХЭОД за определенный период; перевод и анализ детской и методической литературы на иностранных языках
1/ 1-5; ; 2/1-8 Анализ учебной деятельности студий ДХЭОД различной направленности
1/5; 2/4-8, Посещение и анализ масштабных культурно-просветительских мероприятий в учреждениях ДХЭОД, в региональной среде
Итого 48 часов

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:

а) основная литература:

1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. Монография. – СПб.: Университетский образовательный округ СПб. и Лен. области, 2009. – 296 с.

2. Волкова, Д. Школа современного дизайна от А до Я. – М.: Эксмо, 2007. – 288 с.

3. Костюхина, М. С. Игрушка в детской литературе. – М.: Алетея: Историческая книга, 2008. – 156 с.

4. Рапацкая, Л.А. История художественной культуры России от древних времен до конца XX века : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Рапацкая. – М.: Академия, 2008. – 375 с.

5. Эстетическое воспитание и художественное образование в начальной школе: современное состояние и перспективы развития : [" Круглый стол " в ред. журн. " Нач. шк." 21 апр. 2010 г.]. // Начальная школа. 2010. № 8. С .3-35

 

б) дополнительная литература:

1. Музейная педагогика. Из опыта работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М., 2006.

2. Некрасова-Каратеева, О.Л. Детское творчество в музее: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005.

3. Столяров, Б.А., и др. Художественно-творческое развитие учащихся в условиях музейной среды: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных ВУЗов. – СПб,.2006.– 204 с.

4. Столяров, Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений …] / Б.А. Столяров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : [б.и.], 2007. – 339 с.

5. Художественное образование ребенка: история и современность: Материалы I Международной научно-практической конференции 26-28 ноября 2007, Санкт-Петербург /Под общей ред. Т. А. Барышевой, В. А. Шекалова. – СПБ.: «Наука»: «Сага», 2007. – 204 с.

6. Фокин, В. Беседы о профессии. Репетиции. – СПб., 2006.

 

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

www.centrfolk.ru ‑ материалы центра русского фольклора

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (с каталогом)

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральный портал «Российское образование (с каталогом)

http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал (с каталогом)

http://www.yandex.ru/ - одна из основных поисковых систем

http://www.youtube.com/ ‑ видеофайлы, в т.ч. музыка, оперы, фильмы

http://www.museum.ru/ - портал «Музеи России»

http://rusmuseum.ru/ ‑ Русский музей

http://www.hermitagemuseum.org/ ‑ Эрмитаж

http://www.ethnomuseum.ru/ ‑ Российский Этнографический музей

http://www.kunstkamera.ru/ ‑ Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)

http://www.spbmuseum.ru/ - Государственный музей истории Санкт-Петербурга

http://www.spbin.ru/catalog/museum.htm ‑ музеи С.-Петербурга

эл. Журналы: «Педагогика культуры» - http://pedagogika-cultura.narod.ru/ ,

«Знание, понимание, умение»- http://www.zpu-journal.ru , «Педагогика искусства»- http://www.edu.ru/modules.php?page_id=6&name=Web_Links&l_op=viewlinkinfo&lid=76321, сайт «Эйдос» - http://www.eidos.ru/ , http://ru.wikipedia.org/ сайт «Первое сентября» - http://1september.ru/ __________

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

 

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1.   http://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.nlr.ru/ Российская Национальная библиотека (СПб) Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
    http://www.rsl.ru/ Российская Государственная библиотека (Москва) Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
    www.peskarlib.ru   электронная библиотека им. А.Гайдара Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
    http://bibliotekar.ru, http://narodniyeskazki.ru .   электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Индивидуальный неограниченный доступ в сети Интернет
    http://fictionbook.ru электронная библиотека, имеющая раздел «Детская литература» Индивидуальный неограниченный доступ в сети Интернет
    http://www.imslp.org/ одна из лучших нотных цифровых библиотек Индивидуальный неограниченный доступ в сети Интернет

д) программное обеспечение: стандартное; Teach-Pro

Материально-техническое обеспечение модуля:

1. специально оборудованная аудитория: пианино, мультимедийный проектор, компьютер, детские музыкальные инструменты;

2. компьютерный класс с выходом в Интернет;

3. библиотека;

4. кафедральные ресурсы (литература, художественных альбомы, аудио- и видеозаписи, методические материалы).

Итоговая аттестация:

Итоговая аттестация может осуществляться в двух формах, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине.

1) балло-рейтинговая система предполагает суммирование баллов, полученных в процессе занятий и выполнения различных заданий и выставление отметки, соответствующей количеству набранных баллов;

2) сдача устного экзамена, на котором проверяется степень сформированности компетенций, указанных в программе модуля.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.