Дисциплина № 2 «Основные направления дополнительного художественного образования детей»
№ п/п
| Название темы с кратким содержанием
| Виды занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
| |
|
|
|
|
|
| Музыкальное искусство в системе дополнительном образовании.Музыка как вид искусства. Педагогический потенциал:воспитательные, образовательные, развивающие возможности музыки. Система музыкального образования «вчера» и «сегодня». Музыкальное образование в ДМШ и Домах детского творчества. Музыкальные специальности. Музыкальные дисциплины. Элементы работы ребенка: разучивание музыкальных произведений, техническая работа, чтение с листа, подбор, импровизация. Разделы обязательной исполнительской программы: полифония, этюд, крупная форма, пьесы. Специфика организации рабочего место ребенка-музыканта. Детское композиторское творчество. Формы отчета ребенка в ДМШ: классный и публичный концерт, технический зачет, конкурс, экзамен. Формы отчета преподавателя музыкальных дисциплин. Современные музыкально-компьютерные технологии. Домашнее музыкальное образование. Работа музыкальных театров, детской и «взрослой» филармоний, других учреждений в области музыкального образования и воспитания детей.
|
|
|
|
|
|
| Изобразительное искусство в дополнительном образовании.Художественно-изобразительная деятельность ребенка. Функции детского рисования.Работа музеев в области художественного образования детей. Художественные школы, кружки рисования, художественного конструирования. Различные системы обучения изобразительному искусству. «Профессии» ребенка-художника. Дисциплины (рисунок с натуры, лепка, композиция, гравюра и др.) и техники обучения (карандаш, уголь, сангина, акварель, гуашь, тушь, масло). Система выразительных средств изобразительного искусства. Система жанров изобразительного искусства. Воспитательные и образовательные возможности изобразительного искусства.
|
|
|
|
|
|
| Художественный труд (дизайн) в дополнительном образовании. Социально-культурная роль дизайна в современном обществе. Роль дизайна в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Современные образовательные системы в области дизайна. Основные тенденции развития дизайнобразования детей. Формирование у детей представлений о содержании и роли дизайна в жизни людей. Цели и задачи преподавания дизайна в различных художественно-проектных и изобразительных системах.Дизайн в системе отечественного и зарубежного образования. Сравнительный анализ образовательных программ. Инновационные формы и технологии дизайна. Дизайн-деятельность в системе художественного развития детей. Виды интеграции, технологии проектной деятельности на занятиях интегративного типа в системе ДО. Задачи, направления и принципы проектирования программы творческого художественно-конструкторского развития ребенка.
|
|
|
|
|
|
| Этнокультурный комплекс в системе дополнительного образования.Этнокультура как система. Виды народной художественной культуры. Связь в этнокультуре эстетического и функционального, прикладного начал. Общность и различие в крестьянской и городской этнокультурной традиции. Традиционные и современные формы этнокультуры. Этнокультурное образование как компонент и предметная область общего и дополнительного образования. Этнокультурный компонент в студиях системы дополнительного образования (в литературной, музыкальной, изобразительной, театральной, краеведческой, экологической, историковедческой, культурологической и др. видах познавательной и творческой деятельности). Этнокультурное образование в специализированных студиях системы дополнительного образования: в фольклорном ансамбле, студии, фольклорном театре, студиях декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, факультативах религиоведческой, этнокультурологической направленности. Музыкально-этнографическое отделение в ДМШ и ДШИ. Моноэтнический и полиэтнический подходы в этнокультурном образовании.
|
|
|
|
|
|
| Краеведение в дополнительном художественном образовании. Роль художественного краеведения в художественном образовании. Зависимость краеведческих занятий от региона, конкретного местоположения школы. Краеведение мегаполиса и деревни. «Петербурговедение» как пример краеведения высокого уровня. Петербург как художественный текст и как открытый образовательный ресурс. «Петербург – детям»: работа различных художественных организаций в области дополнительного образования детей. «Дети – Петербургу» – работа детских кружков и объединений по изучению истории и культуры Петербурга. Роль изучения культуры Петербурга в воспитании патриотизма и толерантности.
|
|
|
|
|
|
| Театр в дополнительном образовании.Основные направления театральной педагогики. Цели театральной педагоги – модернизация системы преподавания, воспитание чувства эстетического, психолого-коррекционные. Принципы интеграции театральной педагогики с другими предметами искусства. Система Станиславского и театральная педагогика. Включение элементов драматического искусства в Программу современного школьного образования. Педагогический театр. Игра как способ гуманизации взаимоотношений «воспитатель - ребенок». Режиссура педагогического взаимодействия. Игра как метод стимулирования творческой активности детей. Моделирование и управление игровыми ситуациями. Педагог как сценарист, режиссер и исполнитель. Театральное образование в школе. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства. Психологическое воздействие театра. Виды, жанры и приемы создания сценарных разработок. Действенный анализ сценария. Роль музыки в сценарии. Роль художника в сценарии. Режиссёрская работа над сценарием.
|
|
|
|
|
|
| Детская литература в системе дополнительного образования. Литература как вид искусства. Влияние литературы на читателя. Специфика читательского восприятия детей разного возраста. Цель дополнительного литературного образования ребенка - овладение языком общения с искусством слова, эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства, развитие диалогического отношения к миру, способности выразить себя в слове. Способы развития мотивации чтения в разном возрасте. Виды и формы организации дополнительного литературного образования. Связь основного и дополнительного литературного образования детей. Диалог искусств при изучении литературы в школе и в системе дополнительного образования. Развитие литературно-творческих способностей школьников: цели, формы, методы. Детские издательства, журналы, газеты.
|
|
|
|
|
|
| Музейная педагогика.Музеи как центры художественного образования и просвещения. Образовательная деятельность художественных музеев. Центр по работе с детьми Государственного Эрмитажа. Музейно-педагогическая программа "Здравствуй музей" Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Взаимодействие искусств в музейно-игровой методике "Художественный образ и его пластическое воплощение". Российский Этнографический музей, Кунсткамера, Музей истории религии, Музей музыкального и театрального искусства в работе с детьми.
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
| |
|
|
Интерактивные формы занятий:
№ темы
| Формы
|
№1/1-5
| дискуссия
|
№1/2-5
| просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов;
презентации с использованием различных вспомогательных средств
|
№ 2/1-8
| дискуссия-анализ различных систем и программ дополнительного художественного образования;
ролевая игра - демонстрация фрагментов занятий по различным направлениям дополнительного художественного образования
|
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Самостоятельная работа студентов направлена на расширение культурного кругозора, овладение способами самообразования, приемами анализа, интерпретации и сопоставления разнообразных художественных текстов, поиска источников информации, овладение умениями логично и точно выражать свои мысли, навыками работы в различных направлениях дополнительного художественного образования.
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество часов
(указывается приблизительно, для большинства заданий определяется индивидуально)
|
1.
| №1/1-5
№ 2/1-8
| Изучение литературы по темам, программ, работа с Интернетом
|
|
| 1/1-5, 2/1-8
| Составление хронологических таблиц, словарей терминов и персоналий
|
|
| 2/1-8 (на вы1бор)
| Подготовка устного выступления с презентацией
|
|
| 1/1-5
2/1-8
| Посещение учреждений дополнительного и профессионального образования, наблюдение за учебным процессом, изучение практики художественного образования детей.
|
|
| 1/1-5
2/1-8
| Составление аннотированных каталогов учреждений культуры, государственных и частных организаций, кружков и т.д., работающих (в конкретном районе/регионе/ по определенным направлениям дополнительного образования
|
|
| 2/5, 8
| Разработка экскурсии /цикла экскурсий/ по Санкт-Петербургу и/или окрестностям на определенную тему
|
|
| 2/4
| Составление аннотированного списка фольклорных/этнографических студий, ансамблей; посещение концерта фольклорного ансамбля, занятий в студии
|
|
| 2/6
| Составление аннотированных списков текущего детского театрального репертуара драматических (детских и академических) театров СПб.
|
|
| 2/7
| Составление аннотированных списков литературы для чтения детей разного возраста;
анализ литературных текстов
|
|
| 2/1
| Составление аннотированных списков концертных организаций Санкт-Петербурга, работающих с детской аудиторией, и их абонементов для разных возрастных групп
|
|
| 2/1,2, 6, 7
| Написание рецензии на драматический/музыкальный спектакль, концерт для детей или с их участием, выставку детского рисунка
|
|
| 2/1, 6
| Составление аннотированных списков текущего детского музыкально-театрального репертуара музыкальных театров СПб.
|
|
| 2/5, 8
| Посещение музеев и составление аннотированных списков музеев СПб. и Ленобласти, работающих с детской аудиторией, и их абонементов для разных возрастных групп
|
|
14.
| №1/5,
№2/6,7
| Составление аннотированного списка и анализ художественных и анимационных фильмов для детей, детских радио- и телевизионных передач
|
|
15.
| №2/1-8
| Составление аннотированного списка и анализ детских образовательных сайтов, компьютерных игр и обучающих программ для детей
|
|
Итого
| 240 часов
|
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество часов
|
1.
| №1/2-14, №2/4,5,8
| Посещение петербургских, областных и иногородних музеев, анализ их деятельности, их педагогической составляющей, знакомство с опытом отделов музейной педагогики (с последующим отчетом)
|
|
2.
| №2/5, 7
| Разработка экскурсий по конкретным музеям для аудитории разных возрастов
составление аннотированного списка детской периодики за определенный период
|
|
| 2/4, 5
| Посещение храмов и разработка экскурсионных маршрутов моно- и поликонфессиональной направленности
|
|
4.
| 1/1-5; 2/1-8
| Составление аннотированного списка периодики по ДХЭОД за определенный период; перевод и анализ детской и методической литературы на иностранных языках
|
|
| 1/ 1-5; ; 2/1-8
| Анализ учебной деятельности студий ДХЭОД различной направленности
|
|
| 1/5; 2/4-8,
| Посещение и анализ масштабных культурно-просветительских мероприятий в учреждениях ДХЭОД, в региональной среде
|
|
Итого
| 48 часов
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:
а) основная литература:
1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. Монография. – СПб.: Университетский образовательный округ СПб. и Лен. области, 2009. – 296 с.
2. Волкова, Д. Школа современного дизайна от А до Я. – М.: Эксмо, 2007. – 288 с.
3. Костюхина, М. С. Игрушка в детской литературе. – М.: Алетея: Историческая книга, 2008. – 156 с.
4. Рапацкая, Л.А. История художественной культуры России от древних времен до конца XX века : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Рапацкая. – М.: Академия, 2008. – 375 с.
5. Эстетическое воспитание и художественное образование в начальной школе: современное состояние и перспективы развития : [" Круглый стол " в ред. журн. " Нач. шк." 21 апр. 2010 г.]. // Начальная школа. 2010. № 8. С .3-35
б) дополнительная литература:
1. Музейная педагогика. Из опыта работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М., 2006.
2. Некрасова-Каратеева, О.Л. Детское творчество в музее: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005.
3. Столяров, Б.А., и др. Художественно-творческое развитие учащихся в условиях музейной среды: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных ВУЗов. – СПб,.2006.– 204 с.
4. Столяров, Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений …] / Б.А. Столяров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : [б.и.], 2007. – 339 с.
5. Художественное образование ребенка: история и современность: Материалы I Международной научно-практической конференции 26-28 ноября 2007, Санкт-Петербург /Под общей ред. Т. А. Барышевой, В. А. Шекалова. – СПБ.: «Наука»: «Сага», 2007. – 204 с.
6. Фокин, В. Беседы о профессии. Репетиции. – СПб., 2006.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
www.centrfolk.ru ‑ материалы центра русского фольклора
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (с каталогом)
http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральный портал «Российское образование (с каталогом)
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал (с каталогом)
http://www.yandex.ru/ - одна из основных поисковых систем
http://www.youtube.com/ ‑ видеофайлы, в т.ч. музыка, оперы, фильмы
http://www.museum.ru/ - портал «Музеи России»
http://rusmuseum.ru/ ‑ Русский музей
http://www.hermitagemuseum.org/ ‑ Эрмитаж
http://www.ethnomuseum.ru/ ‑ Российский Этнографический музей
http://www.kunstkamera.ru/ ‑ Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)
http://www.spbmuseum.ru/ - Государственный музей истории Санкт-Петербурга
http://www.spbin.ru/catalog/museum.htm ‑ музеи С.-Петербурга
эл. Журналы: «Педагогика культуры» - http://pedagogika-cultura.narod.ru/ ,
«Знание, понимание, умение»- http://www.zpu-journal.ru , «Педагогика искусства»- http://www.edu.ru/modules.php?page_id=6&name=Web_Links&l_op=viewlinkinfo&lid=76321, сайт «Эйдос» - http://www.eidos.ru/ , http://ru.wikipedia.org/ сайт «Первое сентября» - http://1september.ru/ __________
г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
№ п/п
| Дисциплина
| Ссылка на информационный ресурс
| Наименование разработки в электронной форме
| Доступность
|
1.
|
| http://ibooks.ru/
| Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
http://www.iprbookshop.ru/
| Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
http://www.biblioclub.ru
| Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
http://e.lanbook.com
| Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
http://www.nlr.ru/
| Российская Национальная библиотека (СПб)
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
|
| http://www.rsl.ru/
| Российская Государственная библиотека (Москва)
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
|
| www.peskarlib.ru
| электронная библиотека им. А.Гайдара
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
|
| http://bibliotekar.ru, http://narodniyeskazki.ru .
| электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.
| Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Индивидуальный неограниченный доступ в сети Интернет
|
|
| http://fictionbook.ru
| электронная библиотека, имеющая раздел «Детская литература»
| Индивидуальный неограниченный доступ в сети Интернет
|
|
| http://www.imslp.org/
| одна из лучших нотных цифровых библиотек
| Индивидуальный неограниченный доступ в сети Интернет
|
д) программное обеспечение: стандартное; Teach-Pro
Материально-техническое обеспечение модуля:
1. специально оборудованная аудитория: пианино, мультимедийный проектор, компьютер, детские музыкальные инструменты;
2. компьютерный класс с выходом в Интернет;
3. библиотека;
4. кафедральные ресурсы (литература, художественных альбомы, аудио- и видеозаписи, методические материалы).
Итоговая аттестация:
Итоговая аттестация может осуществляться в двух формах, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине.
1) балло-рейтинговая система предполагает суммирование баллов, полученных в процессе занятий и выполнения различных заданий и выставление отметки, соответствующей количеству набранных баллов;
2) сдача устного экзамена, на котором проверяется степень сформированности компетенций, указанных в программе модуля.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.