Здавалка
Главная | Обратная связь

Лечебная физкультура в домашних условиях



 

Ваше участие и личный пример очень важны для ребенка. Вам следует не только научить ребенка тем или иным движениям, но и привить ему любовь к физической культуре, к спорту. Выполнять упражнения лучше всего в игровой форме, интересной для ребенка. Заниматься можно где угодно и в любое время. Каких-либо специальных тренажеров и сложных устройств не потребуется.

Все упражнения надо делать тщательно и не торопясь. Количество повторений каждого упражнения обычно не более 3-5 раз в раннем возрасте и 10-15 раз у более старших детей, но конкретно для Вашего ребенка Вы должны определять самостоятельно, ориентируясь на его реакцию. Важно уловить момент, когда ребенок слегка устанет (если ребенок еще не может описать словами свое состояние усталости, то обычно в этот момент он начинает сопротивляться, капризничать, отвлекаться на другое и т.п.) и только тогда завершить одно упражнение и перейти к другому. В общей сложности один комплекс упражнений должен занимать до 20-30 минут, в процессе которых возможны несколько минутных перерывов. В день можно делать от двух до пяти комплексов упражнений, в зависимости от Ваших возможностей и выносливости ребенка. Ребенок должен переносить нагрузку без выраженных отрицательных эмоций и явной усталости.

В формировании осанки участвуют мышцы спины, груди, живота, ягодиц и нижних конечностей. Поэтому физические упражнения, применяемые для формирования правильной осанки, должны затрагивать все эти группы мышц.

И начнем мы с самого раннего возраста. Гимнастика,направленнаянаформированиеправильнойосанкидетейпервогогодажизни,напрямуюзависитотдвигательныхвозможностейребенка. Ни в коем случае нельзя опережать его естественное развитие. Каждый комплекс упражнений применяется с учетом уже сформированных двигательных навыков ребенка.

 

Ребенок до 1-1,5 месяцев

Он еще самостоятельно не держит голову. В таком возрасте, как уже говорилось выше, необходимо выкладывать ребенка перед кормлением на 10-15 минут на живот. Руки при этом надо сгибать в локтевых суставах и подкладывать под грудь малыша для лучшей его устойчивости. Если малыш беспокоится в этом положении, не надо упорствовать. Можно менять положение на животе и на спине каждые 3-5 минут.

Пока ребенок еще не научился самостоятельно держать голову, надо обязательно поддерживать ее рукой при вертикализации ребенка после кормления. Как только он станет самостоятельно уверенно держать голову, от дополнительной поддержки лучше воздержаться. Напомню, что не надо постоянно туго пеленать ребенка, тем самым мешая его двигательной активности.

При каждом выкладывании на живот необходимо стимулировать ребенка к рефлекторному ползанию. Своей кистью взрослый слегка подталкивает ребенка в подошвенные поверхности стоп. При этом ребенок рефлекторно выпрямляет ножки, двигаясь вперед. Затем ножки сгибаются, и упражнение повторяется 3-4 раза.

В положении ребенка на боку надо стимулировать мышцы спины, вызывая их рефлекторное сокращение и разгибание позвоночника. Эта стимуляция выполняется путем проведения с легким надавливанием двумя пальцами по бокам от позвоночника в направлении от ягодиц к голове ребенка. Выполнять такое упражнение надо по 1 разу с каждого бока перед каждым кормлением.

Так же необходимо с первых дней жизни формировать правильное положение головы. У многих грудных детей имеется привычный поворот головы в ту или иную сторону. Для коррекции этого положения необходимо менять положение ребенка в кроватке, укладывая его головой то в один, то в другой ее конец. Иногда приходится подкладывать к голове ребенка небольшую подушку или мешочек с крупой (рис, гречка) для фиксации ее в нужном положении.

 

Ребенок 2-4 месяцев

В этом возрасте дети уже уверенно держат голову в положении на животе и при вертикализации. Так же ребенок постепенно начинает переворачиваться чаще всего сначала с живота на спину, а затем со спины на живот.

К описанным выше упражнениям добавляются новые.

В положении на спине надо дать ребенку свои большие пальцы рук, что бы схватился за них, а затем, фиксируя кисти ребенка в своих кистях, разводить максимально в стороны и сводить его ручки, перекрещивая их на груди. Делать 8-10 раз.

Пассивное переворачивание ребенка на живот, поддерживая его за одну ручку и таз. Немного сложнее это упражнение выполняется, если взрослый берет ребенка за стопы и перекрещивает ножки ребенка, тем самым вынуждая его самостоятельно поворачивать сначала таз, а затем и все туловище. При этом можно помочь ребенку вынуть из-под тела одну ручку.

В положении на животе взрослый одной рукой берет ребенка под грудь, второй держит за стопы и немного поднимает ребенка. В такой ситуации ребенок рефлекторно напрягает мышцы шеи, спины и ног, разгибая позвоночник и ноги. Выполнять по 4-6 раз перед кормлениями.

 

Ребенок 4-6 месяцев

В этом возрасте ребенок постепенно учится сидеть. Поэтому к ежедневной физкультуре можно добавить еще несколько упражнений.

В положении на спине захватывая кисти ребенка своими руками, взрослый поочередно выпрямляет руки ребенка вперед, имитируя движения боксера. Повторять 8-10 раз.

В положении на спине взрослый, захватывая голени ребенка, поочередно совершает сгибание и разгибание ножек ребенка, имитируя езду на велосипеде. Повторять 10-15 раз.

Взяв малыша под мышки и слегка наклонив его тело вперед, поставить его на твердую поверхность, побуждая совершать рефлекторные шагательные движения.

Из положения лежа на спине присаживать ребенка, взяв его за кисти и потягивая слегка за руки вверх. При этом ребенок сначала приподнимает голову, а затем пытается сесть. Если ребенок самостоятельно еще не сидит, то не надо его сажать насильно. Достаточно приподнять до угла в 30-45 градусов от горизонтальной поверхности, а затем опустить назад. Если ребенок уже самостоятельно сидит, то это упражнение надо доводить до положения ребенка сидя.

Ближе к 6 месяцам надо стимулировать ребенка сидеть без опоры на руки. Для этого ребенка надо посадить, обложив сбоку и сзади подушками или одеялом для страховки от падения. А перед ребенком положить его любимые игрушки в пределах его ручной досягаемости. Тем самым Вы будете стимулировать ребенка пытаться самостоятельно брать игрушки руками, а не опираться на руки.

Ближе к 6 месяцам, если ребенок уже самостоятельно уверенно сидит, можно высаживать его в ходунки на роликах, в которых ребенок сидит и передвигается, перебирая ногами по полу. Время нахождения ребенка в ходунках необходимо увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут.

 

Ребенок 6-8 месяцев

В этом возрасте ребенок начинает ползать на животе и даже на четвереньках. И надо всячески стимулировать ребенка к этому. Лучше всего это упражнение делать на полу, на ковре, положив перед ребенком примерно в 1-1,5 метрах от него любимую игрушку. Сгибая ноги ребенка в коленных суставах и подталкивая под стопы, Вы будете побуждать ребенка ползти к игрушке.

Так же в этом возрасте большинство игр и занятий с ребенком лучше проводить в положении сидя. Но важно следить за реакцией ребенка. Если ребенок начинает часто отвлекаться, капризничать, значит, он устал и надо занятие прекратить, уложив ребенка в кроватку или поменяв его деятельность на другое упражнение (к примеру - ползание).

 

Ребенок 8-12 месяцев

В этом возрасте ребенок, как правило, постепенно учится стоять и ходить. Поэтому большинство упражнений делается в положении стоя. Так же многие упражнения, которые раньше Вы делали за ребенка (т. е. пассивно), теперь он может делать активно, сам по Вашей просьбе. В комплекс упражнений нужно включать дополнительные приспособления (гимнастические палки, кольца, детские спортивные комплексы и т.д.)

Вис на руках. Упражнение выполняется из любого положения. Ребенок должен обхватить Ваши указательные пальцы, а Вы оставшимися своими пальцами фиксируете его за предплечья. Затем медленно поднимаете ребенка за руки вверх так, чтобы его ноги немного оторвались от поверхности. При этом можно так же медленно и с небольшой амплитудой (10-20 градусов) покачать ребенка в стороны. Упражнение делается 4-5 раз. В дальнейшем, когда малыш окрепнет на столько, что сможет держаться сам, упражнение можно усложнить, поднимая ребенка за гимнастические кольца или палку, за которые он держится сам, без Вашей дополнительной фиксации.

Просите ребенка самостоятельно, без Вашей помощи, перевернуться со спины на живот и обратно. Для дополнительной стимуляции используйте его любимую игрушку.

 

Ребенок 1-2 лет

В этом возрасте ребенок, как правило, уже самостоятельно стоит и ходит. Походка еще неуверенная, ноги расставлены широко, но в таком возрасте это нормально. С учетом двигательных возможностей ребенка в комплекс гимнастики добавляются еще два упражнения.

Присаживание из положения лежа на спине. Вы фиксируете ноги ребенка, взяв их за голени, и просите ребенка сесть сначала с помощью рук, а затем без их помощи. Упражнение выполняется 3-5 раз.

Приседания из положения стоя. Ребенок стоит к Вам лицом. Вы берете его за обе руки и просите присесть на корточки и снова встать. Выполняется 3-5 раз. В дальнейшем можно усложнить задачу, беря ребенка только за одну руку или вообще не поддерживая его.

 

Ребенок дошкольного возраста

Детям дошкольного возраста очень важно привить любовь к физическим нагрузкам, подвижным играм, занятиям спортом. Необходимо максимально сократить общение ребенка с телевизором, компьютером и планшетом. Постарайтесь объяснить ребенку, что от особенностей его осанки зависит здоровье ребенка и вся его дальнейшая жизнь. Личным примером показывайте ребенку, как надо держать туловище, какие упражнения выполнять. Помните, что именно Ваш пример для ребенка является самым главным ориентиром.

Из видов спорта наиболее предпочтительны плавание, ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол. Такого рода упражнения гармонично развивают мышцы спины, груди и живота, способствуя формированию правильной осанки.

Напротив, крайне нежелательны занятия спортом, связанные с прыжками (к примеру — горные лыжи, прыжки с трамплина), поднятием тяжестей (тяжелая атлетика), значительными скручиваниями и изгибами туловища (спортивная и художественная гимнастика, акробатика). Подобные нагрузки приводят к асимметричному напряжению мышц и чрезмерному повышению подвижности позвонков относительно друг друга, тем самым повышая гибкость позвоночника в целом и нарушая его статическую устойчивость. Следствием этих процессов является стойкое нарушение осанки.

Еще раз хочу предостеречь от занятий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ спортом. Помните, серьезные профессиональные спортивные нагрузки подходят далеко не всем детям. Такого рода занятия могут вместо ожидаемой Вами пользы серьезно навредить ребенку. Поэтому настоятельно рекомендую, прежде чем отдать ребенка в спортивную секцию, проконсультируйтесь у ортопеда.

Так же в этот период жизни ребенка очень важно выработать у него правильные стереотипы (привычки) сидения и стояния, о чем уже говорилось выше. Внимательно подходите к подбору мебели для ребенка, следите за его позой, при необходимости указывайте ребенку на ошибки. Только ни в коем случае нельзя делать это в приказном тоне, резко, наказывая ребенка за непослушание. Так можно вызвать у ребенка стойкое негативное отношение к занятиям и Вашим замечаниям, последствия чего могут быть не самыми радужными.

Поскольку двигательные возможности ребенка уже полностью развиты и сформированы, занятия лечебной физкультурой для формирования осанки в этом возрасте весьма разнообразны. Их подробное описание можно прочитать, к примеру, в руководстве для родителей И.С. Красиковой «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки» или в книге Л.М. Савко «Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза», которые можно заказать на http://ozon.ru

Остановлюсь на основных упражнениях. Все упражнения делаются 10-15 раз.

В положении «лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, голова лежит лбом на тыле кистей рук»:

- поднимать и опускать голову;

- поднимать и опускать не только голову, но и весь плечевой пояс, отрывая при этом руки от поверхности;

- выполнять последнее упражнение с одновременным разведением рук в стороны, максимально выгибая спину;

- то же самое, только руки выпрямлять вперед;

- то же самое, только руки держать ладонями на затылке.

В положении «лежа на животе с вытянутыми максимально руками и ногами»:

- поднимать и опускать прямые ноги;

- поднимать и опускать одновременно прямые руки с плечевым поясом и ноги, выгибаясь дугой;

В положении «лежа на спине»

- поднимать вытянутые ноги максимально высоко, руки при этом вытянуты вдоль туловища;

- то же упражнение, только руки заведены ладонями за голову;

- совершать движения как при езде на велосипеде;

- поднять вытянутые ноги до угла примерно 40 градусов от пола и совершать движения в горизонтальной плоскости типа «ножницы» (развести в стороны, а затем свести вместе с перекрестом на уровне коленных суставов);

- согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, затем выпрямить их на весу, опустить;

- согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, затем выпрямить их на весу, развести в стороны, свести, согнуть и опустить;

- вытянуть руки вверх и сесть. Сначала для упрощения дополнительно Вы можете фиксировать ноги ребенка своими руками.

В положении «стоя»

- исходно опустить руки вниз, затем поднять их вверх через стороны, максимально потянувшись за ними вверх;

- наклоны вперед с заведенными за голову руками;

- наклоны вперед с доставанием пальцами рук пола;

- наклоны вперед с разведением рук в стороны;

Так же хорошо развивают мышцы спины и груди и плечевого пояса подтягивания на турнике. А если в доме есть шведская стенка, то повиснув на вытянутых руках спиной к ней и поднимая прямые ноги, Ваш ребенок будет хорошо развивать мышцы брюшного пресса. Для упрощения можно сначала поднимать согнутые в коленях ноги, лишь потом выпрямляя их.

 

Ребенок школьного возраста

В этом возрасте лечение так же проводится на фоне оптимизации двигательного режима. Необходимо всячески поощрять физическую активность ребенка, участие в подвижных играх, занятия в спортивных секциях. Очень важно приучить ребенка быстро и в то же время добросовестно делать домашние задания, а не сидеть над ними часами. Надо стремиться максимально на сколько это возможно исключить статическую (неподвижную) и динамическую (осевую) нагрузки на позвоночник. Дети с нарушенной осанкой должны как можно меньше сидеть в неподвижной позе.

Принципы выбора видов спорта и упражнений лечебной физкультуры, о которых говорилось в разделе дошкольного возраста, полностью применимы и в школьном возрасте. Для большего эффекта физические упражнения можно выполнять обычным футбольным или баскетбольным мячом, или с гантелями 1-5 кг в зависимости от возраста и физических возможностей Вашего ребенка.

Схематически наиболее часто используемые упражнения можно представить следующим образом (Рисунок 14):

Рисунок 14. Наиболее часто используемые упражнения для формирования правильной осанки.

Так же большой популярностью пользуется упражнение «планка» (Рисунок 15). Но время его выполнения надо увеличивать постепенно, начиная с 10-15 секунд в каждом положении. И лишь после того, как мышцы станут сильнее и выносливее, допускается выполнение «планки» в полном объеме.

 

 

Рисунок 15. Упражнение «планка».

 

 

Заключение

 

Исправление нарушений осанки - долгий процесс. Он занимает многие месяцы, а иногда и годы. Но заниматься им надо обязательно, чтобы Ваш ребенок потом, уже во взрослом возрасте, не испытывал проблем, связанных с болями в позвоночнике. Чем раньше начато лечение и чем систематически оно проводится, тем лучше и долговечнее полученные результаты. И очень важно помнить, Ваш ребенок смотрит, прежде всего, на Вас, он берет с Вас пример, Вы являетесь для него образцом для подражания. Помните, без ежедневного Вашего участия невозможно гармоничное и здоровое развитие Вашего ребенка!

Здоровья Вам и Вашим детям!!!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.