Здавалка
Главная | Обратная связь

Кроме этого существует целый ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи.



1) теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, вы­сказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элемен­там, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.

но здесь:

, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в ран­нем детстве.

Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и рече­вых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в про­цессе научения.

Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не могут быть объяснены под­ражанием речи взрослых.

в рамках теории речевого научения очень трудно объяснить быстрое формирование пра­вильной грамматики речевых высказываний у детей.

2. Теория специфических задатков. Ее автором является Н. Хомский. Он утверж­дает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфи­ческие задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренногоразвития речи с одного года до трех лет). Данный возраст называ­ется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или во­обще невозможно.

3. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Согласно данной теории, раз­витие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказы­вания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее раз­витие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.

Поскольку речь зашла о взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на

4. В исследованиях, проводившихся Л. С. Выготским, ВНЕСШИМ СУщественный вклад в развитие данной проблемы, показано значение слова для психического разви­тия человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступе­нях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое, благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мыш­лению до уровня абстрактного мышления. Однако слово — это также средство об­щения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно сразу же становится органи­ческой частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этомвысший уровень такого единства — речевое мышление.

Важно, что речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а сама речь как средство общения, вероятно, возникла из-за необходимости организовать со­вместную деятельность людей. В свою очередь, есть виды мышления, которые в общем-то не связаны с речью, например наглядно-действенное,или практиче­ское, мышление животных. Но дальнейшее развитие мышления и речи протекало в тесной взаимосвязи. Более того, на различных этапах развития мышления и речи их взаимоотношения выступают в различных формах. Так, на ранних ступенях развития, когда мышление людей протекало в форме практической интеллекту­альной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить чело­веческие потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в ви­де наименований.

На этих ранних этапах историческогоразвития речь состояла из еще не диффе­ренцированных по своей форме отдельных речевых единиц, обладающих весьма общими, широкими и одновременно несколько различными значениями. Поэто­му речевое общение могло проходить только в конкретной ситуации, где прак­тическое действие являлось тем процессом, в котором слова приобретали кон­кретные значения. Поэтому на данных этапах развития речь всегда была включе­на в практическую деятельность. Такая речь называетсясимпраксической.

В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действиеми все более приобретает характер внутренней, «идеальной» деятельности. В результате такой динамики развития наступает период, когда мышление полностью начинает протекать в форме внут­реннего процесса отражения действительности, используя для этого словесные понятия. Такой уровень развития мышления потребовал другой, более развитой речи, соответствующей уровню развития мышления. Этот вид речи получил на­звание внутренней речи. Таким образом, речь и мышление составляют друге дру­гом сложное единство

Виды речи

По типу используемых для общения средств различают вербальную и невербальную речь. Вербальная речь для общения использует слова. Невербальная воспроизводит языковые символы - знаки с помощью жестов, мимики, поз тела, паралингвистических характеристик (интонация, пауза, громкость голоса и др.). Установлено, что при передаче информации лишь 7% ее сообщается посредством слов (вербально), около 30% - через паралингвистические характеристики (громкость, интонация, паузы и др.) и более 60% - по невербальным каналам (позы, жесты, мимика, взгляд). В такой же пропорции соотносится и достоверность принимаемой собеседником информации: наиболее «правдивой» оказывается информация невербальных каналов, так как она слабо контролируется сознанием говорящего. Жест (поза, мимика) есть не движение тела, а движение души. В деловом и межличностном общении невербальная речь придает эмоциональную окраску и выразительность речевым вербальным актам, улучшая взаимопонима-

ние между партнерами.

Устная речь - общение через озвучивание символов - знаков языка и восприятие их на слух. Письменная речь - общение через письменные тексты, через систему символов, изображенных на материальном носителе (бумага, экран дисплея, рекламное табло и др.).Следует иметь в виду, что письменная и устная речь имеют свои психологические особенности, затрагивающие их восприятие и запоминание. Так, слово «нет» можно произнести с более чем 20 звуковыми оттенками, но в письменной речи оно имеет лишь один вариант. Письменная речь предъявляет к субъекту более высокие требования в плане выразительности и однозначности понимания, так как не может передать его эмоциональное состояние в той мере, в какой это представляется возможным в устной речи (через мимику, позы, жесты, интонацию, взгляд и т.д.).

Кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами, что придает ей дополнительную выразительность.

Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кине­тическая речь по-прежнему остается основной формой речи и выступает в форме дактильной речи. Дактильная (кинетическая) речь воспроизводит слова с помощью определенных конфигураций пальцев рук и движений губ. Используется как речевое средство людей, лишенных слуха и речи.

По типу обслуживаемых социальных процессов выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя обслуживает процессы делового и межличностного общения. Внутренняя речь связана непосредственно бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Эта речь обеспечивает'прежде всего процессы мышления.

Так, показано, что создание помех для внутренней речи (например, даже простое механическое зажатие языка зубами) препятствует эффективному протеканию мыслительных процессов (в частности, чтению и пониманию текстов).

Внутренняя речь может выступать в нескольких формах:

- как процесс внутреннего проговаривания без озвучивания языковых символов («речь про себя», предназначенная преимущественно для решения мыслительных задач в психологически сложных ситуациях), но при сохранении структуры внешней речи;

- как средство мышления со специфической структурой и специфическими единицами в виде кодов (образов, схем, предметов);

- как способ внутреннего программирования замыслов речевых высказываний индивида.

Главная особенность внутренней речи состоит в ее свернутости, сокращенности, фрагментарности, предикативности (обедненности подлежащими и богатстве сказуемыми) и в явном преобладании смыслового содержания над значением. Многие слова при этом сливаются в одно с сохранением их смыслового содержания, становятся концентрированным сгустком смысла и способны заменить целые фрагменты устной речи и текста. Этот феномен носит название агглютинации.

Внутренняя речь может протекать не только в форме монолога, но и как диалог с воображаемым собеседником.

По признаку непрерывности различают диалогическую и монологическую речь. Диалогическаяосуществляется в форме разговора двух собеседников (или двух групп людей), прерываемого взаимными репликами, замечаниями, одобрениями, возражениями, дополнениями. Монологическая речь осуществляется одним человеком без перерыва и вмешательства собеседников.

Функции речи

Среди них можно выделить коммуникативную, познавательную, психодиагностическую и психотерапевтическую.

1.Коммуникативная функция речи заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека. Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться

психические расстройства. Человеку крайне необходимо «отражаться» в других и видеть свое отражение. У народов Севера был обычай: соплеменника. совершившего злой поступок, изгоняли из племени и вынуждали жить вдали без права общения даже со случайно встреченным человеком. Это считалось крайней мерой наказания. Лишение коммуникативной функции как самая строгая мера наказания используется и в местах лишения свободы в виде временного помещения провинившегося в камеру-одиночку. Казалось бы, он этим самым «освобождается» от физической работы, однако возникающие психические нагрузки в условиях одиночества оказываются мучительнее.

В рамках коммуникативной функции можно выделить информационный (сообщение), побудительный (воздействие), экспрессивный (функция выражения), и маркировочный (функция обозначения) аспекты

а) Информационный аспект (функция сообщения)отражает обмен межличностной и деловой информацией..

б)Экспрессивный аспект (Функция выражения) заключается в том, что с помощью речи человек выска­зывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе Это позволяет выделить главное в

речевых построениях, сделать акцент на важнейших моментах, точнее передать смысл высказывания.Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет опреде­ленную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими на­шего отношения к предмету, о котором идет речь.

в)Побудительный аспект. (функция воздействия) коммуникативной функции речи состоит в побуждении собеседника к определенному поведению или точке зрения, а также в управлении собственным поведением (через внутреннюю речь). Это стало возможным благодаря всеобщему и древнему свойству всех живых организмов на Земле - внушаемости. Внушение входит в сознание «не с парадного хода», а как бы с заднего крыльца, минуя внутреннего «сторожа» - способность критически мыслить, анализировать и верифицировать. Известно, что академики Н. Введенский и В. Кандыба на практике показали, что силой слова можно устранить боль, излечить тяжелый недуг, остановит!,кровотечение, развивать сверхспособности. Данный функциональный аспект речи широко используется в переговорных процессах, дискуссиях, полемике, спорах

г)Маркировочный аспект (Функция обозначения) заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с по­мощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим челове­ком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.

2. Познавательная функция речи обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений. В этом контексте речь можно рассматривать и как форму познания, и как средство развития познавательных процессов. В этом качестве речь ускоряет процесс накопления опыта.

3. Психодиагностическая функция речи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса. В повседневном межличностном и деловом общении мы способны безошибочно фиксировать настроение собеседника, его отношение к предмету разговора. Параметры речи используются в качестве специфических критериев, позволяющих обнаружить различные психические нарушения познавательных процессов (например, мышления), расстройства эмоционально-волевой сферы.

4. Психотерапевтическая функция речи выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи. Слово как исцеляющее средство во все века ставилось впереди хирургического ножа и даже лечебных трав. Так, с помощью суггестии врач-психотерапевт может вы­звать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эф­фектом. Например, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ аст­мы. С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от табако­курения, употребления алкоголя и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.