Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО



  1. Президент РФ – глава российского государства. Порядок избрания, полномочия. Прекращение обязанностей.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ) . В ст. 11 проведена дальнейшая организационно-структурная конкретизация осуществления государственной власти:

Ø Президент РФ;

Ø Федеральное собрание РФ;

Ø Правительство РФ;

Ø Органы государственной власти субъектов РФ;

Ø Суды РФ.

Основные функции Президента РФ определены в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ:

1). Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2). Установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти;

3). В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ подробно изложены в ст. 83-90 Конституции России:

l Утверждает проекты федеральных законов;

l Назначает выборы в Государственную Думу, Совет Федерации, назначает выборы Президента РФ;

l Имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу;

l Обладает правом вето на законопроекты, которое продлевается при повторном утверждении законопроекта в палатах Федерального Собрания РФ;

l Вправе распускать Государственную Думу по основаниям и в порядке, предусмотренным в ст. 111 и 117 Конституции РФ и т.д.;

l Назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

l Назначает на должность по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

l Может отстранить от должности Председателя Правительства РФ и решает вопрос об отставке Правительства РФ;

l Имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ до решения этого вопроса в соответствующем суде (ст. 85 Конституции РФ);

l Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает с должности высшее командование Вооруженных Сил РФ;

l Вводит военное и чрезвычайное положение по всей территории или части территории РФ с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания;

l Решает вопрос о гражданстве РФ и представляет политическое убежище;

l Осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления и т.д.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран на второй срок, но избрание одного и того же лица более чем на два срока подряд не допускается.

При вступлении в должность Президент в торжественной обстановке приносит народу присягу (ст. 82 Конституции РФ). Эта процедура называется инаугурацией.

Конституция предусматривает и досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случаях добровольной отставки (процедура не установлена - кому, когда и как подает заявление Президент, возможен ли отказ), стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия, а так же отрешения от должности (импичмента) на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решения Государственной Думы и Совета Федераций должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. При чем решение Совета Федераций об отрешении от должности Президента РФ должно быть принято не позднее, чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Если в трехмесячный срок Совет Федераций не примет соответствующее решение, то обвинение против Президента РФ считается отклоненным (ст.93).

Президент имеет право на личную охрану. Это право пожизненное, т.е. сохраняется и после прекращения им полномочий.

Президент РФ издает нормативные правовые акты в виде указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на территории РФ и носят подзаконный характер (ч. 3 ст. 90). Должности Вице-президента РФ в России нет. При определенных условиях исполнить обязанности Президента РФ может только Председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).

 

  1. Федеральное собрание как представительный и законодательный орган государственной власти. Полномочия. Законотворческий процесс. Правовой статус депутата Государственной думы.

Федеральное Собрание РФ как представительный орган РФ состоит из двух палат: Государственной Думы, представляющей интересы населения России в целом, и Совета Федераций, отражающего интересы субъектов РФ. В Совет Федераций входят 178 человек, Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом государства. Вопросы организации его деятельности конкретизируются в регламентах палат.

Палаты Федерального Собрания проводят раздельные заседания и принимают самостоятельные решения. Для того, что бы их решения были правомочными, необходим кворум. На заседании Государственной думы должны присутствовать большинство от общего числа депутатов, на заседаниях Совета Федерации – не менее 2/3 его членов. В ч. 3 ст. 100 Конституции РФ перечисляются основания проведения совместных заседаний при заслушивании посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Каждая палата избирает из своего состава Председателя Совета Федераций и Председателя Государственной Думы, а так же их заместителей.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты образуют Счетную палату РФ, состав и порядок которой регулируется Федеральным законом от 11.01.95. Счетная палата РФ состоит из Председателя, его заместителей, аудиторов и аппарата. Председателя сроком на шесть лет назначает Государственная Дума, заместителя на тот же срок – Совет Федерации. По шесть аудиторов назначает каждая из палат сроком на шесть лет.

По вопросам своей компетенции Государственная Дума и Совет Федераций принимают постановления.

Главной задачей Федерального Собрания РФ является принятие федеральных законов.

Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос). В течение 5 дней закон передается на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали большинство (50%+1 голос) членов этой палаты или закон не был рассмотрен в течение 14 дней. Если Совет Федерации отклонил закон, то он подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе. Если Государственная Дума вновь примет закон 2/3 голосов от общего члена депутатов, то он считается принятым Федеральным Собранием РФ. Ст. 106 Конституции РФ запрещает принятие федерального закона без рассмотрения Совета Федерации по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, войны и мира, государственной границы, ратификации и денонсации международных договоров РФ.

Далее федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ может отклонить закон, возвратив его для повторного рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации. Если же в палатах Федерального Собрания РФ закон будет принят в прежней редакции 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то Президент РФ в течение 7 дней обязан его подписать и обнародовать.

Федеральные конституционные законы считаются принятыми Федеральным Собранием РФ, если за них проголосовали 3/4 членов Совета Федерации и 2/3 депутатов Государственной думы. В данном случае Президент РФ в течение 14 дней обязан его подписать и обнародовать.

В ч.2 ст. 109 Конституции РФ устанавливается порядок роспуска Государственной Думы (ст.111, 117).

Основание роспуска:

¶ Трехкратное отклонение представленных Президентом РФ кандидатур, Председателя Правительства РФ;

¶ Повторное с течение 3-х месяцев выражение недоверия Правительству РФ;

¶ Выражение недоверия Правительству РФ, когда инициатором данной постановки вопроса выступил Председатель Правительства РФ.

После роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов нового ее состава и при этом определен максимальный срок, в который должна собраться вновь избранная Государственная Дума: не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не подлежит роспуску:

¶ В течение 1 года после ее избрания;

¶ С момента выдвижения ею обвинения Президенту РФ до принятия решения Советом Федерации;

¶ В течении 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

¶ В период действия на территории РФ чрезвычайного или военного положения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.