Здавалка
Главная | Обратная связь

Доходный подход к оценке объектов интеллектуальной собственности.



- метод избыточных прибылей основан на том, что избыточн. прибыли приносят немат.активы, обеспечивающие доходность на активы и собств. капитал выше среднеотраслевого уровня.

- метод дисконтирования денежных потоков

- метод освобождения от роялти. Исп-ся для оценки ст-ти патентов и лицензий. Роялти –определен. вознаграждение за право на использование ОИС. Размер роялти опред-ся на основании анализа рынка

- метод преимущества в прибылях оценивается ст-ть изобретений. Преимущество в прибыли равно разности между прибылью, получаемой при исп-ии изобретения, и прибылью, кот. производитель получает без исп-ия изобретения

Данный подход представлен методом избыточных прибылей, методом дисконтированных денежных потоков; методом освобождения от роялти; методом преимущества в прибылях.

3.3.1. Метод избыточных прибылей. Основан на предпосылке о том, что избыточные прибыли приносят не отраженные в балансе НМА, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Этим методом чаще всего оценивают гудвилл.

Основные этапы метода:

определение рыночной стоимости всех активов;

нормализация прибыли оцениваемого предприятия;

определение среднеотраслевой доходности на активы или на собственный капитал;

расчет ожидаемой прибыли на основе умножения среднеотраслевого дохода на величину активов;

определение избыточной прибыли;

расчет стоимости гудвилла путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации.

3.3.2. Метод дисконтированных денежных потоков. Заключается в определении суммы всех стоимостей за прогнозный период и постпрогнозный период. Алгоритм метода:

определяется ожидаемый оставшийся срок полезной жизни;

прогнозируется денежный поток, прибыль от использования НМА;

определяется ставка дисконтирования

рассчитывается суммарная текущая стоимость будущих доходов;

определяется суммарная текущая стоимость будущих доходов от НМА в постпрогнозный период;

определяется сумма всех стоимостей доходов в прогнозный и постпрогнозный период.

3.3.3. Метод преимущества в прибылях. Данным методом оценивается стоимость изобретений. Под преимуществом в прибыли понимается дополнительная прибыль, обусловленная оцениваемым НМА. Она равна разности между прибылью, полученной при использовании изобретений и той прибылью, которую производитель получает от реализации продукции без использования изобретения. Ежегодное преимущество в прибыли дисконтируется с учетом предполагаемого периода. Общая формула выглядит следующим образом:

где ПП – дополнительная прибыль до налогообложения, получаемая производителем, использующим ОИС, по сравнению с производителями аналогичных товаров или услуг, не обладающими оцениваемым ОИС;

– цена единицы новой высокотехнологичной продукции в i-том году;

– цена единицы сравниваемой продукции в i-том году;

– объемы соответствующего реализованного товара или оказанных услуг в i-том году.

Ожидаемая дополнительная прибыль приводится к моменту оценки:

Проведение оценки НМА с использованием данного метода возможно лишь в том случае, когда оцениваемый объект может быть использован для получения дополнительной прибыли после даты проведения оценки.

3.3.4. Определение стоимости изобретения по прибыли. В общем случае стоимость ОИС по прибыли может быть определена по формуле:

,

где П – годовая прибыль;

Д – доля прибыли, приходящаяся на объект промышленной стоимости;

Т – время, за которое производится расчет прибыли.

Поскольку использование изобретения возможно только на основе лицензионного договора, то его стоимость определяется как цена лицензии (оценка лицензии по прибыли, получаемой лицензиатом), которая составит:

,

где Q – среднегодовой объем ожидаемого выпуска продукции;

Ц – цена единицы продукции, изготавливаемой по лицензии;

Вд – срок действия лицензионного договора (обычно 5-10 лет);

Во – период освоения предмета лицензии (обычно 1-3 года);

Н – норма прибыли, зависящая от области промышленности (10-20%).

Цена лицензии определяется как доля от прибыли, получаемой покупателем:

3.3.5. Определение стоимости товарного знака по прибыли. Стоимость товарного знака рассчитывается как часть прибыли от реализации продукции защищенной товарным знаком:

,

где К – коэффициент, учитывающий характер производства продукции (К <0,1 – индивидуальное производство; К = 0,1–0,2 – мелкосерийное производство; К = 0,2–0,3 – серийное производство; К = 0,3–0,4 – крупносерийное производство; К = 0,4–0,5 – массовое производство);

Прп – прибыль от реализованной продукции, защищенной товарным знаком.

где Н – норма прибыли;

Q – объем реализуемой продукции за основной срок действия товарного знака;

Ц – вероятностная цена единицы продукции, защищенной товарным знаком.

В случае невозможности точного определения характера производства продукции, защищенной товарным знаком, коэффициент К определяется экспертным путем:

,

где Пдоп – дополнительная прибыль, создаваемая товарным знаком

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.