Доходный подход к оценке объектов интеллектуальной собственности.
- метод избыточных прибылей основан на том, что избыточн. прибыли приносят немат.активы, обеспечивающие доходность на активы и собств. капитал выше среднеотраслевого уровня. - метод дисконтирования денежных потоков - метод освобождения от роялти. Исп-ся для оценки ст-ти патентов и лицензий. Роялти –определен. вознаграждение за право на использование ОИС. Размер роялти опред-ся на основании анализа рынка - метод преимущества в прибылях оценивается ст-ть изобретений. Преимущество в прибыли равно разности между прибылью, получаемой при исп-ии изобретения, и прибылью, кот. производитель получает без исп-ия изобретения Данный подход представлен методом избыточных прибылей, методом дисконтированных денежных потоков; методом освобождения от роялти; методом преимущества в прибылях. 3.3.1. Метод избыточных прибылей. Основан на предпосылке о том, что избыточные прибыли приносят не отраженные в балансе НМА, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Этим методом чаще всего оценивают гудвилл. Основные этапы метода: определение рыночной стоимости всех активов; нормализация прибыли оцениваемого предприятия; определение среднеотраслевой доходности на активы или на собственный капитал; расчет ожидаемой прибыли на основе умножения среднеотраслевого дохода на величину активов; определение избыточной прибыли; расчет стоимости гудвилла путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации. 3.3.2. Метод дисконтированных денежных потоков. Заключается в определении суммы всех стоимостей за прогнозный период и постпрогнозный период. Алгоритм метода: определяется ожидаемый оставшийся срок полезной жизни; прогнозируется денежный поток, прибыль от использования НМА; определяется ставка дисконтирования рассчитывается суммарная текущая стоимость будущих доходов; определяется суммарная текущая стоимость будущих доходов от НМА в постпрогнозный период; определяется сумма всех стоимостей доходов в прогнозный и постпрогнозный период. 3.3.3. Метод преимущества в прибылях. Данным методом оценивается стоимость изобретений. Под преимуществом в прибыли понимается дополнительная прибыль, обусловленная оцениваемым НМА. Она равна разности между прибылью, полученной при использовании изобретений и той прибылью, которую производитель получает от реализации продукции без использования изобретения. Ежегодное преимущество в прибыли дисконтируется с учетом предполагаемого периода. Общая формула выглядит следующим образом: где ПП – дополнительная прибыль до налогообложения, получаемая производителем, использующим ОИС, по сравнению с производителями аналогичных товаров или услуг, не обладающими оцениваемым ОИС; – цена единицы новой высокотехнологичной продукции в i-том году; – цена единицы сравниваемой продукции в i-том году; – объемы соответствующего реализованного товара или оказанных услуг в i-том году. Ожидаемая дополнительная прибыль приводится к моменту оценки: Проведение оценки НМА с использованием данного метода возможно лишь в том случае, когда оцениваемый объект может быть использован для получения дополнительной прибыли после даты проведения оценки. 3.3.4. Определение стоимости изобретения по прибыли. В общем случае стоимость ОИС по прибыли может быть определена по формуле: , где П – годовая прибыль; Д – доля прибыли, приходящаяся на объект промышленной стоимости; Т – время, за которое производится расчет прибыли. Поскольку использование изобретения возможно только на основе лицензионного договора, то его стоимость определяется как цена лицензии (оценка лицензии по прибыли, получаемой лицензиатом), которая составит: , где Q – среднегодовой объем ожидаемого выпуска продукции; Ц – цена единицы продукции, изготавливаемой по лицензии; Вд – срок действия лицензионного договора (обычно 5-10 лет); Во – период освоения предмета лицензии (обычно 1-3 года); Н – норма прибыли, зависящая от области промышленности (10-20%). Цена лицензии определяется как доля от прибыли, получаемой покупателем: 3.3.5. Определение стоимости товарного знака по прибыли. Стоимость товарного знака рассчитывается как часть прибыли от реализации продукции защищенной товарным знаком: , где К – коэффициент, учитывающий характер производства продукции (К <0,1 – индивидуальное производство; К = 0,1–0,2 – мелкосерийное производство; К = 0,2–0,3 – серийное производство; К = 0,3–0,4 – крупносерийное производство; К = 0,4–0,5 – массовое производство); Прп – прибыль от реализованной продукции, защищенной товарным знаком. где Н – норма прибыли; Q – объем реализуемой продукции за основной срок действия товарного знака; Ц – вероятностная цена единицы продукции, защищенной товарным знаком. В случае невозможности точного определения характера производства продукции, защищенной товарным знаком, коэффициент К определяется экспертным путем: , где Пдоп – дополнительная прибыль, создаваемая товарным знаком
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|