РАЗДЕЛ Философия науки и другие разделы
145. Установите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.
1. Принцип фальсификации 2. Смена парадигмы в научном познании
3. Принципа пролиферации
К. Поппер П. Фейерабенд Аристотель Т. Кун
146. Т. Кун вводит в научный оборот понятия:
|
|
| интроекция
|
|
|
| нормальная наука
|
|
|
| парадигма
|
|
|
| фаллибилизм
|
|
|
| научная революция
|
147. К общенаучным методам относятся …
|
|
| препарирование
|
|
|
| Анализ
|
|
|
| Индукция
|
|
|
| абстрагирование
|
|
|
| Тестирование
|
|
|
| Анкетирование
|
148. Основными методами эмпирического исследования являются …а) научное наблюдение б) эксперимент в) описание объекта г) аксиоматический метод в) формализация
149. Укажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями:
1. Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3. «Венский кружок»
4. Эволюционная эпистемология
|
|
| Э. Мах
|
|
|
| А. Пуанкаре
|
|
|
| М. Шлик
|
|
|
| С. Тулмин
|
|
|
| З. Бжезинский
|
150. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
1. А. Тойнби 2. Э. Тайлор 3. О. Шпенглер 4. Ф. Бродель
|
|
| Цивилизация – определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.
|
|
|
| «Культура» и «цивилизация» – синонимы.
|
|
|
| «Цивилизация» – умирающая культура.
|
|
|
| Цивилизация – база культуры.
|
|
|
| Понятия «культура» и «цивилизация» никак не связаны друг с другом.
|
151. Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.
1. К. Маркс 2. Ш. Монтескьё 3. М. Вебер 4. З. Фрейд
|
|
| материалистический детерминизм
|
|
|
| географический детерминизм
|
|
|
| теория факторов
|
|
|
| психологический детерминизм
|
|
|
| идеалистический детерминизм
|
152. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.
1. Деление исторического процесса на формации
2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора
3. Мир разделен на центр и периферию.
|
|
| нелинейный подход
|
|
|
| линейный подход
|
|
|
| Мир-системный подход
|
|
|
| статичный подход
|
Решение:
Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса.
Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор.
И. Валлерстайн – американский социолог, является автором Мир-системного подхода к периодизации истории. Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связанна с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен на центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США.
153. Установите соответствие между именами учёных и этапами развития науки.
1. Н. Коперник
2. Эвклид
3. А. Эйнштейн
4. Г. Лейбниц
|
|
| эпоха научных революций
|
|
|
| преднаука
|
|
|
| неклассическая наука
|
|
|
| классическая наука
|
|
|
| научно-техническая революция
|
Тема: Культура, цивилизация, формации
154. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
2. Рабовладельческое общество
3. Мир-империя
|
|
| цивилизационный подход
|
|
|
| формационный подход
|
|
|
| миросистемный подход
|
|
|
| стадиальный подход
|
Тема: Картины мира
155. Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями.
1. Развитие – неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами
2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга
3. Развитие – волнообразный переход от хаоса к порядку
|
|
| диалектика
|
|
|
| метафизика
|
|
|
| синергетика
|
|
|
| эклектика
|
Решение:
Одним их важнейших для философии вопросов является вопрос о сущности движения и развития. Его можно сформулировать следующим образом: «Развивается мир или он остается неизменным?» Идея развития природы и общества в ее современном виде возникла только в XVIII – XIX вв. В древности, например, у Гераклита – речь шла только о всеобщей изменчивости мира, его непостоянстве и об источнике всех изменений – противоречии. Гераклит стал создателем философского учения о всеобщей изменчивости природы – диалектики. В XIX веке Гегель создает философскую систему, в основе которой лежит объективный идеализм и диалектика. К. Маркс и Ф.Энгельс разрабатывают диалектику на основе материализма.
Диалектике противоположна метафизика, древние представители данного направления утверждали, что мир неизменчив (Парменид, Зенон). Позже метафизическая концепция природы и общества постепенно изменяется – метафизики признают существование изменения, а иногда и развития. Однако они понимают изменение и развитие упрощенно.
Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. ХХ века. Представители: И. Пригожин, Г. Хакен и т.д. В рамках синергетики формируется энергетическая стратегия в понимании природы, в которой подчеркивается нелинейность, неустойчивость, неравновесность и самоорганизация природных процессов, а природа предстает как открытая динамическая система нелинейных процессов становления или изменений, где «выбор» пути определяется точкой бифуркации и аттракторами. Синергетика раскрывает механизмы самоорганизации систем, или перехода из хаоса к порядку, к организации (внутренней упорядоченности).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.