Здавалка
Главная | Обратная связь

Аудит уставного фонда организации



Целью аудита уставного фонда является установление соответствия учредительных документов организации нормам действующего законодательства, правильности формирования (изменения) уставного фонда.

 

Источники информации:

Ø устав

Ø учредительный договор

Ø свидетельство о государственной регистрации

Ø протоколы собраний учредителей (акционеров)

Ø акты приема-передачи акций

Ø акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты акций (долей уставного капитала)

Ø бухгалтерский баланс

Ø отчет об изменении капитала

Ø главная книга или оборотно-сальдовая ведомость

Ø регистры бухгалтерского учета по счетам 80, 75

Ø реестр акционеров,

Ø документы, подтверждающие факт внесения вкладов в уставный фонд – акт приема-передачи, накладные, платежные поручения, приходные кассовые ордера

Ø документы, подтверждающие право собственности на имущество, вносимое в качестве вклада в уставный фонд – свидетельство на право собственности на недвижимость, транспортные средства, объекты интеллектуальной собственности и т.п.

 

Аудитор устанавливает наличие устава, учредительного договора и соблюдение процедуры утверждения и государственной регистрации. Если учредительные документы и документы о регистрации не представлены, то аудитор не может получить доказательства о правомерности деятельности клиента как юридического лица. В такой ситуации он вправе отказаться от проведения аудиторской проверки или выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

Затем проверяют соответствие учредительных документов требованиям законодательства.

 

Далее проверяется правильность ведения учета по счетам. Аудитору необходимо проверить, соответствует ли сальдо по счету 80 «Уставный фонд» размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации, производятся ли записи по счету 80 «Уставный фонд» при формировании уставного фонд, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

 

Аналитический учет по счету 80 должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.

 

Необходимо проверить, предназначен ли счет 75 «Расчеты с учредителями» для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации: по вкладам в уставный фонд организации, по выплате доходов (дивидендов) и др.

 

Аудитору следует определить доли учредителей и содержание вкладов на основании учредительного договора и устава организации.

 

Кроме того, аудитору целесообразно проверить документы, подтверждающие право собственности на имущество, вносимое в качестве вклада в уставный фонд. Проверка документального подтверждения вкладов в уставный фонд осуществляется по следующим направлениям:

- наличие документов, подтверждающих вклад в уставный фонд;

- правильность оформления документов.

 

Проверкой полноты и соблюдения сроков внесения вкладовв уставный капитал предполагается установить:

Ø сформирован ли полностью уставный фонд;

Ø соответствуют ли фактические взносы участников условиям учредительных документов;

Ø соблюдены ли сроки внесения взносов в уставный фонд, установленные законодательством и учредительными документами.

 

Уставный фонд должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее, чем на половину, а оставшаяся часть в течение первого года деятельности общества.

 

В случае выявления фактов невнесения или неполного внесения взносов в уставный фонд аудитор должен оценить риски, связанные с вероятностью признания органами государственного управления неучрежденной (несосотоявшейся) организации и подлежащей ликвидации. Исходя из оценки рисков в аудиторском заключении может быть выражено сомнение о возможности продолжать деятельность и исполнять обязанности в течение 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.

 

Аудитор устанавливает соблюдение требования законодательства о минимальной величине уставного фонда.

 

По приходным кассовым ордерам, выпискам банка проверяют полноту и своевременность поступления вкладовот учредителей денежными средствами. По данным актов приема-передачи объекта основных средств, нематериальных активов, актов приемки материально-производственных запасов, накладных и прочих документов проверяют полноту и своевременность вкладов, осуществленных неденежными средствами (основными средствами, нематериальными активами, ценными бумагами, материалами, товарами).

 

Далее проверяется соблюдение обязательного требования о превышении (равенстве) величины чистых активов организации над размером ее уставного фонда. Если аудитор установит, что величина чистых активов в соответствии с данными годового отчета оказалась меньше, чем зарегистрированный уставный фонда, необходимо проверить, провела ли организация после отчетной даты уменьшение уставного капитала до величины чистых активов. Аудитору необходимо проверить, раскрыт ли факт изменения величины уставного фонда в пояснительной записке.

 

Типичные ошибки

Ø несоответствие данных о размере уставного фонда, указанных в учредительных документах, с данными, указанными в регистрах бухгалтерского учета;

Ø неполное внесение учредителями долей в уставный фонд;

Ø невнесение изменений в учредительные документы или их несвоевременное внесение;

Ø осуществление деятельности без лицензии;

Ø нарушения, связанные с формированием уставного фонда общества и размещением его акций;

Ø нарушения, связанные с недействительностью решений органов управления общества;

Ø нарушения, связанные с порядком выплаты дивидендов;

Ø нарушения, связанные с обеспечением прав акционеров на приобретение размещаемых обществом дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.