Здавалка
Главная | Обратная связь

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики



Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики – установить соответствие системы бухгалтерского учета и формирование учетной политики требованиям действующего законодательства, размерам и условиям деятельности организации.

Задачи проверки:

1. установить соответствие формы организации учета специфике деятельности организации;

2. установить соответствие организационной структуры системе управления организации;

3. осуществить проверку рациональности систем документации и документооборота;

4. провести проверку эффективности применяемой формы бухгалтерского учета;

5. дать оценку учетной политики организации.

Источники информации:

Ø основные нормативные документы, регулирующие организацию бухгалтерского учета и формирование учетной политики;

Ø должностные инструкции сотрудников,

Ø график документооборота,

Ø приказ об учетной политике,

Ø результаты устных опросов,

Ø анкетирование сотрудников бухгалтерии.

Таблица 1 – Направления аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

Направление аудита Содержание работ
1. Оценка организационной системы бухгалтерского учета В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» руководители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: - учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; - ввести в штат должность бухгалтера; - передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; - вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов:
  1. составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками;
  2. количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций;
  3. уровнем компьютеризации учетного процесса.
В ходе проверки аудиторы на основании изучения должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера, сотрудников выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.
2. Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления предприятия Предприятие самостоятельно определяет форму учета. Основными факторами, влияющими на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий. Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии соответствует условиями организации и управления предприятия и обеспечивает полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.
3. Аудит системы документации и документооборота При аудите организации бухгалтерского учета изучается система документации и устанавливаются: Ø порядок оформления документов (составление, санкционирование, утверждение); Ø использование типовых унифицированных форм первичной учетной документации; Ø утверждение применяемых нетиповых форм первичных документов; Ø соответствие содержания нетиповых форм первичных документов требованиям законодательства; Ø необходимость и целесообразность использования нетиповых форм первичных документов; Ø порядок использования бланков строгой отчетности; Ø порядок хранения документов бухгалтерского учета. Аудитор устанавливает наличие у организации разработанного и утвержденного графика документооборота. При изучении и анализе графика документооборота необходимо выяснить: Ø охватывает ли график все документы; Ø охватывает ли график все этапы прохождения документа (создание, поступление документа от сторонней организации, утверждение документа, регистрация документа, отправка документа сторонней организации, текущее хранение в организации, передача документа в архив, уничтожение документа) Ø увязан ли график с должностными инструкциями; Ø предусмотрены ли средства контроля за соблюдением графика; Ø соблюдается ли график документооборота. При этом могут быть выявлены несанкционированные операции, дублирование документов, потери рабочего времени при прохождении документов по подразделениям и отдельным исполнителям, неоднократность прохождения документов через руководителей и другие отклонения, а также формальный подход к составлению графика документооборота.
4. Оценка эффективности системы бухгалтерского учета Оценку эффективности системы бухгалтерского учета аудитор проводит с учетом того, насколько хорошо она организована с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений. Система бухгалтерского учета считается эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:
  1. операции в учете правильно отражают временной период осуществления;
  2. операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
  3. операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;
  4. зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
  5. ограничена возможность появления злоупотреблений.
Оценку эффективности системы бухгалтерского учета аудитор проводит на основе теста-опросника. При составлении теста необходимо следовать правилу, согласно которому ответ «да» предполагает обеспечение надежной системы внутреннего контроля, а «нет» - нежелательную практику. По результатам проведенного теста определяются также аспекты, требующие пристального внимания как администрации, так и аудитора (для минимизации рисков при последующей детальной проверке).
5. Аудит учетной политики При проверке аудитор выясняет: Ø Кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики; Ø Наличие и состав распорядительных документов по учетной политике; Ø Соответствие форм и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов; Ø Последовательность применения учетной политики; Ø Наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих достоверно и полно отразить имущественное состояние и финансовые результаты; Ø Полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов ведения учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями отчетности. С целью анализа приказа об учетной политике аудитор может провести его тестирование. Тест может содержать следующие вопросы: 1. организационная форма ведения учета; 2. порядок проведения инвентаризации; 3. применяемая форма бухгалтерского учета; 4. объем, сроки, адреса представления отчетности; 5. способы ведения учета; 6. оценка имущества; 7. способы начисления амортизации; 8. порядок формирования резервов.

Типичные нарушения:

Ø отсутствуют обязательные приложения к учетной политике:

- график документооборота;

- рабочий план счетов;

- внутренняя отчетность (состав, форма, порядок и сроки предоставления);

- положения о бухгалтерии, должностные инструкции;

- порядок проведения инвентаризации;

- перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах,

Ø организацией применяется метод списания, который не отражен в учетной политике;

Ø учетная политика датирована текущим годом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.