Здавалка
Главная | Обратная связь

Как Разрабатывать Мотив



Процесс развития мотива - это расширение, изменение, переворачивание задом-наперёд, или другие игры с элементами ритма, интервалами и гармонией.

Примечание: Будьте осторожны в своих экспериментах. Не уходите слишком далеко от изначального мотива - он может перестать быть узнаваемым, потому что это будет уже не вариацией, а совсем другой идеей.

Давайте, пропустим наш мотив через разные разработки, и начнём с ритма.

Разработка Ритма

Как я говорил выше, если вы разовьёте свою идею слишком далеко, она может стать неузнаваемой. Самая главная вещь, на которую следует обратить внимание, - это ритм, потому что, ритм, обычно, наиболее распознаваемая характеристика мотива. Следует сказать, что существует много способов варьировать ритм без изменения присущего ему характера.

Укорачивание или удлинение разных нот:

Повторение нот:

Смещение нот на другие доли:

Изменение размера:

Разработка Интервалов

Изменение дистанции при сохранении направления:

Сохранение дистанции, но изменение направления движения:

Добавление проходящих нот, форшлагов, и т.д.:

Развитие Гармонии

Изменение характера гармонии (например, мажор в минор):

Изменение ожидаемого аккорда:

Таким образом, из одного маленького мотива получилось 50 различных вариаций. И это можно продолжить! Получилось намного больше, чем я смогу использовать в композиции, но зато у меня появилась куча идей, как можно развить первоначальный мотив (вариации), и при этом остаться в рамках первоначальной идеи.

Примеры Развития

Давайте посмотрим, как композиторы работали над своими мотивами.

Индиана Джонс

Это начальная фраза темы Индианы Джонса:

Это целая фраза, построенная из одного мотива и трёх вариаций.

Во первых изначальный мотив. Его характеризуют восьмая с точкой и шестнадцатая, как затакт, и три интервала, ведущих к кварте.

Для первой вариации, Вильямс внёс два изменения в изначальный мотив. Первое, что он сделал, это сместил всё на шаг вниз, но при этом тональность осталась Фа мажор). Во-вторых, он сделал третью ноту длиннее и убрал четвёртую ноту:

Следующая вариация сохраняет оригинальный ритм. Фигура сместилась и начинается теперь с До, а скачок увеличился до тритона (тональность остаётся та же):

Последняя вариация это фразы начинается с Ре, а во второй части мотива скачок на кварту сменяется на восходящее движение четвертями.При этом, диапазон - кварта - в этом движении, сохраняется:

Один и тот же мотив используется четырежды, но ни разу не повторяется буквально, Это прекрасный пример разнообразия и согласованности.

Властелин Колец

Тема Шира из музыки Ховарда Шора к фильму "Властелин Колец" начинается со следующего мотива:

Несколькими небольшими развитиями, Шор превращает этот мотив в целую фразу. Сначала, он переворачивает порядок - три восходящие ноты превращаются в нисходящие (b). Затем, он повторяет целиком идею, но с двумя модификациями: он расширяет дистанцию между интервалами и замедляет ритм нисходящих шагов. В конце, он повторяет нисходящую идею в более быстром движении.

При помощи нескольких небольших изменений Шор превращает четыре ноты в шестнадцати-нотную фразу.

Длинные Мотивы

Часто, композиция базируется на мотиве, который достаточно продолжителен и может быть разбит на две или три части. Хотя, весь мотив можно считать единой идеей, составляющие его небольшие фигуры, сами по себе, можно использовать для развития.

Мемуары Гейши

"Тема Сайюри" из фильма Мемуары Гейши прекрасный пример мотива, сделанного из двух идей.

Здесь видно две части:

Стабильная и ритмически простая идея начинается на сильную долю:

 

И более ритмически активная идея контрастирующая с первой:

 

Джон Вильямс развивает эту тему, варьируя интервалы, но не изменяя ритм:

Этот ритмический паттерн повторяется 4 раза с вариациями в нотах и складывается в первую часть темы.

Далее в партитуре он развивает этот мотив по-другому, но опять же, делает это так, что тема остаётся очевидно узнаваемой:

В другом месте партитуры он берёт только вторую фигуру этого мотива и развивает её в самостоятельную идею:

Если вам интересно, как композитор фильма может использовать в партитуре всего несколько тем снова и снова, и они не становятся надоедливыми, то ответ на это - развитие.

Марш Империи

Одна и знаменитейших тем "плохих парней", это Имперский Марш из Звёздных войн. Давайте, взглянем, как эта тема создаётся из простого мотива, который может быть разбит на две фигуры.

Первый основной мотив, который мы все знаем и любим:

Обратите внимание, что он сделан из двух идей:

Три повторяющиеся ноты (а):

 

И ритмическое арпеджио (b):

 

Первая фраза сконструирована просто из частей a и b, повторения b, и затем, повторения всей фразы с изменениями нот.

Вторая фраза может быть немного менее очевидной, но если мы приглядимся к ним, мы обнаружим, что это, на самом деле, тоже a и b, с некоторыми вариациями:

Тема завершается повтором второй фразы, только в этот раз, с более завершённым окончанием:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.