И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ МИРА.Стр 1 из 4Следующая ⇒
(Тихонова Вера Васильевна)
ЛИТЕРАТУРА: & Рене Давид «Основные правовые системы мира». & Марченко «Сравнительное правоведение», Общая часть 2002г. & Саидов А.С. «Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности». & К. Осакве «Сравнительное правоведение в схемах общая и особенная часть». * Раймон Леже – «Великие правовые системы современности» - 2010 г.
Зачет – в письменной форме в виде контрольной работы. 20.09.2013
ТЕМА: «Сравнительное правоведение в системе современной юриспруденции».
1. Особенности сравнительного правоведения в системе юридических наук. Основные подходы. Понятие сравнительного правоведения.
Compre (франт) – сравниваю – компаративистика – наука, посвященная сравнению правовых явлений и процессов. «Отсутствие в учебных планах сравнительного правоведения подобно недостатку детской диеты и может сказаться не сразу, а с годами, но оно обязательно скажется рано или поздно как в рамках теории, так и практики». Сегодня все представители признают необходимость и ценность СП, но при этом по разному дают ответ о статусе СП и о его месте в системе юриспруденции. Сравнительное правоведение – аналитическое изучение путем сопоставления отдельных аспектов правовых систем двух или более стран с целью выявления их общих и отличительных черт. Но это скорее научный метод познания. Это особый спе3циальный частно-научный метод, необходимый при решении вопросов, которые ставит перед собой юридическая наука. Сравнительное выросло и переросло рамки «частнонаучного метода» и превратилось в относительно самостоятельную область правовых знаний. сравнительное правоведение по своему статусу – особый технико-юридический прием, подход, метод, познания правовых явлений. сравнительное правоведение в настоящее время превратилось в особую область научных знаний, имеет собственный предмет, задачи и функции. Алексеев: сравнительное исследование – путь познания. Сегодня это часть юриспруденции. сравнительное правоведение – самостоятельное направление научных исследований, но в рамках общей теории права. Это особое научное направление, которое сложилось и продолжает существовать в рамках общей ТГП. сравнительное правоведение по своему содержанию специальная, особая учебная дисциплина, особенно значимая для подготовки юристов высшей квалификации и которая возникла на стыке исторических наук о праве и общей теории права. Сравнительное правоведение отпочковывается от общей ТГП и превращается в - самостоятельная, отдельно стоящая от юриспруденцию науку – имеющая свой предмет и метод и выполняющая свою собственную роль в системе юридических наук. 4-ре этапа становления сравнительного правоведения: 1. Древний мир (античный): Платон «Законы» (автор взял за основу законодательные акты около 165 государств и использовал их для того, чтобы доказать своеобразие и особенности построения законом и механизм их реализации), Аристотель «Политика» (автор использовал опыт более 150 государств). Аристотеля можно было бы считать основоположником. Здесь сравнительное правоведение технико-юридический прием. Сравнение правовых систем и разных правовых явлений дело столь же давнее, как и появление самой юридической науки. Юридическая наука с самого начала развивалась по 2ум направлениям: философское направление ипрактически-прикладное направление. Рене Давид показывает, что уже в древнем античном мире известен опыт проведения сравнительно-правовых исследований причем в обоих направлениях. В философском направлении проявилось в таких работах, где авторы максимально использовали все это для решения философских задач. Еще в IV веке до н. э появилась «Книга правителя области Шан» в которой максимально полно были проанализированы и обобщены и сделаны выводы о формах правления и их правового закрепления не только стран Востока но и некоторых западных государств, так же происходит сравнение законов. Многие источники были созданы и выработаны на основе предварительного и основательного анализа законов в разных национальных правовых системах древнего мира. Тогда это были лишь попытками доказать значимость, необходимость и невозможность замены сравнительного правоведения чем-либо другим. Использование таких исследованиях характеризовалась стихийность, локальным характером, без разработки конкретных правил и способов использования этого метода. 2. XVI – XVII века – в системе юридических наук происходят большие изменения, что отразилось в выделении исторических наук о государстве и праве, следовательно, историки постоянно рассматривают явления в сравнительно-правовых исследованиях. Совпадает со сложным юридическим периодом – «Эпоха общего системного кризиса юриспруденции». Как и всякая другая наука – юридическая наука испытывала много периодов подъёмов и падений. Кризис проявился в следующем: поскольку юридическая наука первоначально и в течение первых столетий развивалась как отраслевая наука – так сложилось исторически и в этом видели преимущество ЮН, т.к она играет прикладную роль показывая как нужно правильно реализовывать положения юридических документов (догм права). Кризис проявился в 4ех моментах: * К началу 17 века обнаружилось, что ЮН не создала своей системы научных понятий (единых, общепризнанных и значимых для исследования) – всякая наука ценна тогда, когда она создает необходимый арсенал научных понятий. В отсутствие научных понятий образуется пробел, который серьезно затрудняет дальнейшее развитие науки. * К началу 17 века ЮН не смогла и не вышлана уровень исследования закономерностей происхождения, развития и функционирования изучаемых объектов. Безусловно в рамках философского направления доктрины были, а всякая наука не выходящая на такой уровень теряет свою качественную характеристику и не решает одну из главных задач, стоящей перед ней. * К началу 17 века ЮНне разработала свою собственную частно-научную методологию. Ученые активно пользовались правилами и законами исследования, которые предложены другими науками. * В системе ЮН,которые составляли её в целом отсутствовала такая научная дисциплина, которая была бы посредником между философией, социологией, общей историей и специальными государственно-правовыми исследованиями. Всё это привело к объективной необходимости появления в ЮН такого теоретического центра, который бы одновременно взял бы на себя решение всех 4ех задач и который разработал бы специальную методологию и стал бы «мостиком/посредником». СП становится необходимой, составной частью юриспруденции (общей теории права). Это был период, когда от общей истории отпочковывается специальная историческая наука (ИГПР и ИГПЗС) – и все это потребовало наряду с теорией постоянного использование сравнительно-правового анализа хронологического порядка. 3. XVIII - XIX век – развитие сотрудничества государств, их интеграция, что привело к тому, что необходимой потребностью стало познание правовых механизмов различных государств, следовательно, все больший объем занимает сравнительно-правовое исследование. Первая школа сравнительного правоведения возникла во Франции в 1869 году – «Французское общество сравнительного законодательства» - стало образцом для формирования подобных научно-практических структур в других странах. В ЮН утвердилось и достигло высокого качественного уровня развития теоретическая и историческая наука о ГиП. Этот этап совпадает с периодом наивысшего подъема юридической науки. * Появляются первые кафедры по преподаванию сравнительного правоведения (методики и правил исследования) – в Соргонском университете. Они стали центрами формирования научной теории, потому, что именно представители этих кафедрой разрабатывали как теоретические вопросы, так и практически-прикладную разработку методики, которая способна была бы дать наиболее качественные результаты * Создание во многих странах специальных обществ (научно-практических) по сравнительному законодательству. Все это было связано с совершенствованием и обновлением национального законодательства. * Появилась новая учебная дисциплина компаративистика – дисциплина, которая является не только одной из базовых, фундаментальных, но и имеющая большое прикладное значение. Данный период дал образцы интересных работ. (1820 – Гегель «Сравнительный анализ избирательного права»; 1835 – Топсель – «Демократия в Америке – на основе сравнения действующих механизмов в Европейских странах»). 4. 1900 год – первый международный конгресс по сравнительному правоведению. Конгресс признал самостоятельное место сравнительного правоведения с системе юридических наук. Участвовало 45 делегаций. Цели сравнительного правоведения – выявление общего, особенного и единичного. Объект сравнительного правоведения – правовые системы мира. Предмет сравнительного правоведения – общее и особенное в различных правовых массивах и системах, сферы и аспекты их соотношения между собой и с международным правом, а также тенденции их развития (Тихомиров). Предмет сравнительного правоведения – общие принципы и закономерности возникновения, становления и развития различных правовых систем, рассматриваемых в сравнительном плане (Марченко). Лектор: ошибочно выделять такие общие черты, т.к. сравнительное правоведение должно выделять и частности (в этом отличие сравнительного правоведения от общей теории права). Предмет сравнительного правоведения:(определение Соидова) J методологические проблемы сравнительно-правовых исследований, в т.ч. с теорией сравнительно-правового метода познания; J сопоставительное изучение правовых систем современности, их научная классификация; J обобщение и систематизация результатов конкретных сравнительно-правовых исследований; J разработка конкретных правил и процессов сравнительно-правовых исследований; J исследование историко-сравнительных правовых проблем; J сравнительное изучение международно-правовых вопросов современности; ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|