Особенности методологии сравнительного правоведения.
Методология – система базовых положений, на которых строится область данных научных знаний, следовательно, сколько наук, столько мнений. Методология –комплекс взаимосвязанных принципов познания, приемов, способов познания изучаемых явлений, следовательно, методология сравнительного права совпадает с системой других юридических наук. Представители сравнительного правоведения избрали в качестве научного метода познания не материалистический метод, а социологический метод (учитываются все факторы, а не только экономика). Диалектический метод – сыграл свою роль в становлении сравнительного правоведения: ü при нем явления рассматриваются во взаимодействии и взаимосвязи; ü любое явление рассматривается через его грани, стороны, эпостасии; ü главное в любой теории – практика (критерий истинности получаемых знаний); ü все необходимо рассматривать в развитии, динамике; Антропологический метод – противоположен социуму, т.к. здесь изучение идет от природы человека. Позволяет оценить содержание действующих законодательных актов. Психологический метод – заключается в требовании при изучении правовых явлений изучать подсознание, психологию (например, психология – внутренние установки законодателя). В методологии сравнительного правоведения используются и формально-логические методы исследования. Сравнительно-правовой метод – вопрос о его значимости является дискуссионным. 2 подхода: 1. переоценка его, он является универсальным, без него сравнительно-правовое исследование невозможно. 2. сохраняет прежние характеристики в оценке. Сравнительно-правовой метод один из способов реализации метода материальной диалектики, не имеет самостоятельного значения. Ошибки, которые встречаются при проведении сравнительно-правового исследований (Тихомиров): Ø неверно отобраны объекты сопоставления, нередко берутся несопоставимые объекты; Ø часто не учитываются требования системного анализа, а именно экономические, политические, социальные факторы, которые предопределяют существование тех или иных правовых явлений; Ø не всегда берется во внимание уровень правовой культуры, традиций; Ø прямое заимствование научно-правовых концепций, которые не могут быть реализованы при отсутствии необходимых для этого основ; Ø неверное использование в рамках сравнительных исследований юридических конструкций, понятий, терминов; Ø прямое копирование правовых решений, норм, институтов; Правила: û правовой выбор объектов сравнительного анализа (объекты должны быть сравнимыми), корректная постановка целей, обусловленная потребностями общества и субъектами сравнительного исследования; û проведение правового сравнения на разных уровнях с использованием системно-исторического, других методов сравнительного исследования, логического анализа; û точное определение признаков сравниваемых правовых явлений (фактические признаки), установление коэффициента сравниваемости; û выявление степени сходства и различий юридических понятий и терминов; û определение результатов сравнительно-правового анализа и реальных возможностей развития законодательства, в юридической практике; Институт правоведения и сравнительного анализа вырабатывает методические рекомендации. Сравнительная оценка норм институтов осуществляется как по I формально-юридическому, так и по II содержательным критериям. I: 1. количество нормативно-правовых актов, с помощью которых государством решается какая-либо проблема; 2. обоснованность выбора уровня нормативного регулирования (количество нормативных актов); 3. применение правил законодательной техники; 4. использование специальных правовых средств, обеспечивающих реализацию рассматриваемых актов; 5. действие во времени, в пространстве и по кругу лиц; 6. уровень кодифицированности; 7. системная связь с другими правовыми актами; II: 1. содержание и характер юридических норм; 2. варианты решений, которые содержат в себе нормы данного источника; 3. соответствуют ли нормы Конституции международным правовым нормам; 4. степень их реализации и уровень их эффективности;
3. Исторические этапы сравнительного правоведения 4. Особенности предмета и функций сравнительного правоведения 5. Аксиома современного сравнительного правоведения.
ТЕМА:«Основные правовые системы мира».
Предпосылки формирования сравнительного правоведения как особой юридической науки. Понятие правовой системы общества. Разработка вопроса о понятии правовой системы общества в отечественном правоведении.
Термин «правовая система» начал использоваться в середине XIX века. С середины XX века началось его изучение. Первая попытка была в рамках международного научного конгресса по сравнительному правоведению. В итоговом документе было сделано 2 вывода: · Правовая система – важная составная часть культуры общества, отражающая ее достижения в комплексе взаимосвязанных правовых явлений. · Правовая система дает наиболее полное представление о мире правовых явлений, их взаимосвязи. 20 – е годы – сам термин использовался в некоторых научных кругах без его раскрытия. 60 – е годы – термин часто используется для характеристики внутреннего состояния права и являясь синонимом термина «система права». С.С. Алексеев 1981год «Общая теория права»: Центральная часть правовой системы состоит из 3-х элементов: 8 позитивное право – система норм; 8 правовая идеология; 8 юридическая практика – поле, в рамках которого нормы реализуются; Другая часть: статистическая часть правовой системы, 3 вида юридических актов: 8 нормативные; 8 правоприменительные; 8 акты толкования; Другая часть: динамическая часть правовой системы: 8 правоотношения; 8 индивидуальные решения; 8 юридическая ответственность и иные меры государственно-правового принуждения; 3-ри компонента правовой системы (по Тихомирову): 1. цели и принципы правового регулирования 2. основные разновидности правовых актов 3. система образующие связи, существующие внутри различных правовых актов, между собой и с внешним миром Октябрь 1985 года – Общесоюзная научно-практическая конференция, посвященная проблемам правовой системы социализма. Задача исследователя этого понятия – анализ правовых механизмов, эффективность правового регулирования. А.М. Васильев, В.Н. Кудрявцев – два докладчика, которые подчеркнули: · правовая система – предельно широкая категория по своей структуре и содержанию, как правовая жизнь, правовая реальность. · Какие правовые явления наиболее значимы? Трудно вычленить какие-то одни, т.к. каждое правовое явление выполняет свою функцию. Задачу может решить лишь совокупность этих функций. Б.Л. Назаров – выделил два компонента, дающих представление о правовой системе: - правовая норма - правоотношение Правовая система – внутреннее строение права, вороженное отраслями, институтами, нормами (Лукашова). Вывод конференции: ÿ структуру правовой системы нужно рассматривать как в статике, так и в динамике. Статистическая часть – комплекс юридических норм, принципов; правовые учреждения; идеологическая составляющая. Динамика – процессы, обеспечивающие эффективность функционирования правовой системы: - правотворчество - право реализация - правовое мышление Правовая система общества – конкретный исторический комплекс права, юридической практике и господства правовой идеологии отдельного государства и общества. Это ведущая юридическая категория современной науки. В ней представлены все наиболее значимые явления и процессы. Она отражает функциональные связи, которые существуют в правовом мире, позволяет выходить на исследование эффективности правовых средств. *Познать правовую действительность нельзя без знаний правовой системы. 90-е годы – появилось множество работ посвященных правовой системе. И сегодня сохраняется много вариантность правовой системы. ЮЭС: это совокупность источников права и юрисдикционных органов. В более широком смысле охватывает и другие компоненты: правовая культура, идеология, наука, в т.ч. и негосударственные институты (адвокатура, нотариат). *Правовая система и система права, – различные понятия. Правовая система –комплекс правовых явлений и процессов (позитивное право, право образование, реализация права, правосознание) складывающийся в результате их взаимодействия и характера юридического воздействия на жизнь. Матузов: правовая система – совокупность внутренне согласованных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство осуществляет необходимое воздействие на общественные отношения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|