Здавалка
Главная | Обратная связь

УРОВЕНЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО



УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Ф. Е. ВАСИЛЮК

 


Вероятно, каждому психологу-консуль­танту знакомо чувство замешательства, возникающее при попытке хоть с ми­нимальной научной строгостью описать и объяснить ход конкретного консуль­тативного процесса. Привлечение для этой цели существующих концепций личности, сознания, общения напомина­ет черпание воды решетом. Дело, похоже, не в узости или широте наших познаний, а в несформированности адекватного способа мышления. Эта все более остро чувствуемая проблема пос­ле выхода в свет ярких методологи­ческих работ А. А. Пузырея [17] и А. М. Эткинда [25], вскрывших ради­кальные различия "естественно-научно­го" и "психотехнического" типов мыш­ления, превратилась в конкретную за­дачу построения психотехнических кон­цепций для различных видов психоло­гической практики. Психотехническая концепция ориентируется не на тра­диционный идеал "практической тео­рии", а скорее на идеал "теоретиче­ской" практики.

Настоящая статья представляет со­бой попытку сделать шаг от теории пере-живания[1] [3], хотя и направленной на практику по замыслу, но всё же "естественнонаучной" по исполнению и методологии, к психотехнической теории психологической помощи. Непосредственная цель работы — реализовать психотехнический подход по отношению к одной важной части

исходной теории - представлению об уровневом построении пере-живания. Для этого нужно, рассматривая активность клиента во время консультации как развёртывающийся на разных уровнях процесс пере-живания им своих проблем, совместить точку зрения, с которой ведётся рассмотрение, не с отстранённой позицией исследователя, а с участной позицией консультанта, содействующего пере-живанию.

Деятельность пере-живания опосредствована всеми уровнями сознания, типологию которых мы воспроизводим из работы [3].

 

Типология исходит из первоначального различения во всяком феномене сознания двух фигур - Наблюдателя и Наблюдаемого. Каждая из них может находится как в активном, субъектном состоянии, так и в пассивном, объективном. Произвольные психические процессы запоминания, восприятия, мышления и др., где Наблюдатель активен, а Наблюдаемое пассивно, относятся к уровню С. Уровень П (пассивность Наблюдателя при активности Наблюдаемого) наиболее явно обнаруживает себя в грёзах, эмоциональных состояниях и чувствованиях. Феномены активного отношения к собственной психической активности репрезентируют уровень Р. И наконец, процессы, происходящие с (или в) психикой, но не прослеживаемые внутренним наблюдением (Наблюдатель и Наблюдаемое феноменологически пассивны), относятся, к уровню Б.

Рассмотрим работу пере-живания и психотехническую работу с пере-живанием на каждом из уровней системы сознания.

УРОВЕНЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Пациентка отделения неврозов, стра­давшая истерическим неврозом, ранее увлечённая своим делом культработник, после рождения ребёнка вынуждена бы­ла работать страховым агентом. Эта работа была ей крайне неприятна. Од­нажды, пытаясь преодолеть чувство от­вращения, она подходила к своей кон­торе и, "взглянув на ручку двери, вдруг почувствовала онемение руки". Сама женщина тут же осознала смысл этого события: "Это потому, что я не хочу".

Формальная интерпретация этого эпизода могла бы состоять в том, что отвращение, не допускаясь с уровня П на уровень С, вытесняется на уровень Б, там перерабатывается механиз­мом конверсии, возвращающим его на исходный уровень П в виде онемения руки, с которым уровень С теперь вы­нужден считаться. Не будь правильно осознан (с опорой на уровень Р) его смысл, онемение могло бы закрепиться, став эффективным, хоть и примитив­ным, средством удовлетворения требо­ваний отвращения — избежать нелюби­мой работы— в обход ответственного решения на уровне С. Ход процесса сравним здесь с действиями человека, который из-за боязни отказа и осужде­ния со стороны официальных инстан­ций прибёг к услугам нелегального по­мощника подделавшего необходимый документ.

На материале этого случая можно поставить ряд общих вопросов о психотехнических характеристиках бессознательного. Объясняется ли появление чувства онемения действием бессознательных механизмов вытеснения и конверсии или как-то иначе, сама отнесённость этого фрагмента пере-живания к бессознательному кажется чуть ли не осязаемым фактом. Но стоит лишь за­дать вопрос о способе получения этого знания, чтобы осознать банальное, но от того не теряющее значительности обстоятельство, что даже в таких про­зрачных случаях бессознательное дано нам только через интерпретацию. Поэ­тому с психотехнической точки зрения бессмысленно говорить о самом по себе, вне и независимо от интерпретации существующем бессознательном: без неё бессознательное не может стать реальностью ситуации психологической помощи. Следовательно, оно должно рассматриваться как элемент целостной "психотехнической единицы" [17] "интерпретация — бессознательное".

Каков непосредственный повод применения психотехнической единицы "интерпретация - бессознательное"? В приведенном примере, и это можно счи­тать общим правилом, таким поводом послужил зафиксированный на уровне С разрыв понятности потока содержаний уровня П ("...вдруг почувствовала онемение..."). Если такой разрыв не замечается самим клиентом, то он дол­жен быть доведен до его сознания, прежде чем будет применена интерпретация.

Поскольку феноменологически бессознательного не существует (про него никогда нельзя сказать "вот оно", в лучшем случае — "только что было и оставило след"), то возникает вопрос о материале, на котором осуществля­ется работа с этим уровнем системы сознания. В принципе интерпретации может быть подвергнуто любое вер­бальное, поведенческое или соматиче­ское проявление человека, опосредован­ное любым из уровней сознания — П, С или Р, но на практике неоспоримым преимуществом пользуются содержа­ния уровня П — свободные ассоциации, остатки снов, самопроизвольные фан­тазии и т.п. Тому есть две причины. Во-первых, смысл подобного материала чаще всего не до конца понятен самому клиенту, а разрыв в понимании, как сказано, и является поводом и усло­вием интерпретации. Во-вторых, в силу страдательности Наблюдателя в акте пере-живания человеку легче принять взгляд интерпретатора на этот акт, чем в случае интерпретации сознательного суждения или действия, заведомо снаб­жённых собственной мотивировкой субъекта, усомниться в которой зна­чит ущемить его самооценку как разум­ного и ответственного существа и тем вызвать естественное сопротивление.

В исходном примере реконструктив­ная работа сознания, проделанная са­мой пациенткой для преодоления раз­рыва в понимании потока пережива­ний, опиралась на процессы уровня Р ("это потому, что я не хочу"). Это закономерно: уровень Р является опор­ным при интерпретации бессознатель­ного,— минуя его, не может сработать процесс осознания, выступающий в рамках психотехнической единицы "ин­терпретация — бессознательное" глав­ным механизмом пере-живания, обеспе­чивающим эффект психологической по­мощи.

Применение психотехнической, едини­цы "интерпретация — бессознательное" предполагает и порождает особый тип отношений между психологом и клиен­том. В эти отношения интерпретатор вступает, с априорным представлением о динамических силах, движущих пове­дением, исходя из которых он и осмыс­ляет действия и высказывания интер­претируемого. Ролевая позиция интерпретатора ассоциируется претензиями на монопольное обладание истинным знанием о действительных причинах по­ведения интерпретируемого, из чего вы­текает презумпция недоверия к субъ­ективности последнего как состоящей из заведомо искаженных мнений, нуж­дающихся в аналитическом разоблаче­нии. Естественно, что ведущим моду­сом общения в системе интеракций между участниками такого психотехниче­ского отношения является монолог ин­терпретатора.

Важно понять объективную взаимообусловленность интерпретации и тако­го типа интерсубъектных отношений, которая не меняется, в частности, от того, что клиент в реальной практике психологической помощи может зани­мать позицию интерпретатора по от­ношению к самому себе. Подобные от­ношения могут ощущаться неприемле­мыми одним из участников психотех­нического взаимодействия. Если тако­вым оказывается клиент, то возникает известный феномен сопротивления, ко­торый лишь отчасти может быть объ­яснен нежеланием человека признавать неприятную правду о себе, а в боль­шой мере объясняется протестом про­тив самого факта интерпретации как особого авторитарно-монологического способа обращения с его сознанием. В консультативной практике приходит­ся сталкиваться и с противоположным случаем, когда инициатором подобных отношений выступает клиент, манипулятивно вынуждающий психолога зани­мать позицию Всеведущего Эксперта, что может вызвать сопротивление уже со стороны самого психолога.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.