УРОВЕНЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Уровень П есть такой режим функционирования сознания, при котором внутренний Наблюдатель как бы плывет по течению, и этот поток непосредственных переживаний, а не активные усилия личности производит часть работы пере-живания. Приведем литературную иллюстрацию фрагмента пере-,живания кризиса, где процессы уровня П играют ведущую роль. Алексей Александрович Каренин "у постели больной жены в первый раз в жизни отдался тому чувству (курсив наш — Ф. В.) умиленного сострадания, которое в нём вызывали страдания других людей и которого он прежде стыдился как вредной слабости; и жалость к ней, и раскаяние в том, что желал ей смерти, и, главное, самая радость прощения сделали то, что он вдруг почувствовал не только утоление своих страданий, но и душевное спокойствие, которого он никогда раньше не испытывал" (Л. Н. Толстой. Анна Каренина // Собр. соч.: в 14 т. Т. 8. С. 443). Уровень П активно используется в различных психотерапевтических системах. В психоанализе его эксплуатируют как вспомогательный уровень, поставляющий материал для интерпретации. В соответствии с феноменологической структурой уровня П (Наблюдатель пассивен, Наблюдаемое активно) техника стимуляции процессов этого уровня должна состоять в устранении сознательной и произвольной активности субъекта2. Получая доминирующее положение в сознании, процессы уровня П не только снабжают интерпретацию "сырьем", но и сами порой оказывают на состояние человека благотворное влияние, механизм которого сравню с ослаблением узлов запутанной нити. Однако в психоанализе это временное доминирование считается исключительно служебным, а этот позитивный эффект — побочным, способность же подлинного развязывания жизненных проблем признается лишь за интерпретацией и осознанием. Намного более значительная роль от водится процессам уровня П методом трансцендентальной медитации, где они мыслятся как ведущие гармонизаторы сознания. Доминирование уровня П достигается здесь приёмом многократного повторения мантр, специально подобранных для медитации слов, которое с точки зрения нашей схемы приводит к "запруде" уровня С, блокирующей протекание по нему активных, в частности дискурсивных процессов. Такое исключение уровня С из участия в решений травмирующей проблемы, предоставляющее полную свободу процессам непосредственного переживания, основано на "разрывы в понимании", в случае эмпатии предметом его внимания становится актуальное переживание клиента. Именно в акценте на на вере в их самоустроительные возможности. "Может ли кто-либо сделать мутную воду чистой? — цитируют рекомендации Лао-Цзы.— Если вы оставите её в покое, она сама станет чистой" [8; 1]. В западной психотерапии вера в продуктивность процессов уровня П и признание за ними роли ведущего наиболее выражены в развитом клиенто-центрированном подходе [31], методе эмпатии. Воспользуемся этим названием и обозначим соответствующую разбираемому уровню психотехническую единицу "переживание — эмпатия"3. Каковы механизмы функционирования этой психотехнической единицы? Процедура метода эмпатии состоит в том, что консультант, во-первых,
2 Именно этой цели и подчинены основные процедурные моменты, метода свободных ассоциаций: а) Инструкция, или "основное правило", требующее от .пациента говорить обо всем, что будет приходить ему в голову, отказавшись от сознательного контроля и произвольного отбора (существенного, приличного, уместного) материала; б) Положение пациента лежа, которое по своему соматопсихическому смыслу является наиболее пассивной и безвольной позой; в) Размещение аналитика позади пациента, которое, снижая возможность получения последним невербальных намёков о текущей интерпретации /27/ и оценке его речи, позволяет ему отрешиться от саморедактирования высказываний, предполагающего значительную нагрузку на уровни С и Р. 3 Так же как, говоря о единице "интерпретация — бессознательное", под интерпретацией мы понимали общий принцип метода, который не исчерпывается своим частным случаем — психоаналитической интерпретацией, так под эмпатией в данном контексте следует понимать общий принцип метода, адекватный работе с уровнем П как ведущим, не сводя его без остатка к конкретному методу эмпатии, разработанному в клиенто-центрированной терапии._____________________ пытается уловить звучащее в высказываниях клиента актуальное переживание и, во-вторых, дать ему обозначение. Что до первой части процедуры, то аналогично настрою внимания консультанта при интерпретации актуальности переживания, а не просто "в более широком использования феномена сопереживания" [21; 145] состоит отличие эмпатии от вербализации. Скажем, женщина вспоминает о замужестве: "Я просто не могла от него оторваться. Было очень тяжело, стоило ему уехать хоть ненадолго". Ответная реплика- вербализация (например, "Вы чувствовали себя очень одиноко, когда его не было рядом"), углубляя, отождествлённость консультируемой с прежними чувствами, могла оказаться полезной для их анализа и изживания. Но эмпатический ответ, ориентированный на актуальное переживание, звучал совершенно иначе: "Вы рады, что чувствуете себя более независимой". Эмпатия настроена на пеленг не рассказа с чувствах, а здесь-и-теперь испытываемых чувств рассказчика. Различая во второй части процедуры — эмпатическом обозначении переживания — индикативный, номинативный, сигнификативный и экспрессивный аспекты, можно дифференцированно анализировать их функции в организации пере-живания клиента. Индикация актуального переживания переводит внимание человека с внешних сторон обсуждаемой проблемы на его внутренние состояния. Получение непосредственным переживанием имени (номинативный аспект) знаменует факт социального признания значимых для человека чувствований, давая ему целительное ощущение права на испытываемые им состояния и чувство реальности и существенности его внутренней жизни. Функция сигнификативного аспекта эмпатии заключается в предоставлении непосредственному переживанию знаковой формы, воплощаясь в которой сырой, немой и зачастую поэтому мучительный жизненный опыт претворяется в смысл (ср. с [12], [13]). Экспрессивный аспект эмпатического обозначения выражает и создает ту особую атмосферу межличностной среды, в которой только и живет и которую в то же время питает психотехническая единица «:эмпатия — переживание». Главная характеристика этой среды — отношение безусловного и безоценочного принятия и доверия консультанта к клиенту. Подчеркнём взаимообусловленность эмпатии и принятия. Дело обстоит не так, что консультант, обладая ангельским терпением, до и независимо от применения эмпатии готов к абсолютному принятию клиента, а эмпатия является лишь эманацией изначального положительного отношения. Чаще наоборот: само применение эмпатии формирует у консультанта уже в ходе беседы такое отношение. Этой способностью создавать у консультанта безоценочное отношение4 к клиенту эмпатия обязана своей монологичностью. Вопреки стремлению чуть ли не отождествить эмпатию и диалог [11] можно утверждать, что эмпатия в той же степени монологична5, в какой и интерпретация. Действительно, если диалог есть, по М. М. Бахтину, столкновение двух равноправных, становящихся ценностных миров, то и интерпретация, где клиент лишается права на полновесность и достоверность самопонимания в собственном ценностном контексте, и эмпатия, где, наоборот, консультант отказывается от собственного контекста понимания, а вживаясь во внутренний мир клиента, его систему ценностей, из этой феноменологической перспективы строит своё понимание, и равной мере оказываются монологами в диалогическом облачении. Итак, и
4 Безоценочность эмпатии означает лишь отказ консультанта от своих оценок. В рамках этого метода вполне возможны такие, например, реплики: "Вы чувствуете просто омерзение к себе!"
5 Автор был рад узнать из устной беседы, что к сходным выводам пришёл А. Ф. Копьев, тонко и творчески использующий идеи М. М. Бахтина в консультативной практике и её теоретическом осмыслении. пределах психотехнической единицы "эмпатия-переживание" роль психолога в пределе сводится к тому, чтобы был "сопереживающим зеркалом" и соответственно психотехнически ведущим модусом общения психолога и клиента является монолог клиента . УРОВЕНЬ СОЗНАВАНИЯ Понятие сознавания фиксирует такой режим функционирования сознания, в котором Наблюдатель активен, а Наблюдаемое пассивно. К нему относятся активные, произвольные и целенаправленные формы психических процессов. Этот уровень обозначался в различных психологических теориях понятиями "волевого течения мысли" [9], "объективации" [22] , [23] , "презентации" [12], [13], [14] и др. Участие уровня С в работе переживания наиболее наглядно проявляется в ситуациях, которые А. Н. Леонтьев удачно назвал решением "задачи на личностный смысл" [13; 206]. Обратимся за иллюстрацией ещё раз к творчеству Л. Н. Толстого. После разговора с Карениным у постели умирающей Анны Вронский чувствовал себя "пристыженным, униженным, виноватым и лишённым возможности смыть своё унижение" (Собр. соч.: В 14 т. Т. 8. С. 440). Сначала душевная работа героя протекает на уровне П: "Представления, воспоминания и мысли самые странные с чрезвычайной быстротой и ясностью сменялись одна другою..." (там же). Далее, на уровне С предпринимается попытка остановить эти мучительные переживания с помощью многократного повторения одних и тех же слов. "Это повторение слов удерживало возникновение новых образов и воспоминаний, которые, он чувствовал, толпились в его голове" (там же, с. 441). Здесь процессы уровня С играют вспомогательную роль, они направлены не на саму жизненную проблему, а на процессы её переработки, идущие на уровне П. В переживании героя уровень С еще раз вступает в игру, но теперь уже в ранге ведущего. После понимания Вронским невозможности продолжения его отношений с Анной его сознание проводит смотр возможных смысловых опор жизни: "Мысль его быстро обежала жизнь вне его любви к Анне. "Честолюбие? Серпуховской? Свет? Двор?" Ни на чем он не мог остановиться. Все это имело смысл прежде, но теперь ничего этого уже не было" (там же, с. 442). Мы сталкиваемся здесь именно с уровнем С (сознание героя активно и произвольно просматривает предстоящие ему как объекты возможные мотивы жизни), и именно в функции пере-живания (активность сознания по поверке прежних мотивов на наличие в них смыслообразующих потенций очевидным образом направляется и побуждается стремлением выйти из ситуации невозможности (бессмысленности), что является сутью деятельности пере-живания).
Психотехнически уровень С используется как вспомогательный (фоновый или опорный) и как ведущий. Примеры использования его в качестве фонового — упоминавшиеся методы свободных ассоциаций и трансцендентальной медитации, которые, блокируя уровень С, ведут к интенсификации процессов уровня П, подобно тому как в гидравлической системе при перекрытии одного из каналов увеличивается поток жидкости по другим. Когда уровень С привлекается как опорный, он не уходит в тень, а, наоборот, включается в активное взаимодействие с ведущим в данный момент уровнем. Примерами могут служить описанный выше метод эмпатии и метод парадоксальной интенции В. Франкла [29], Существуют психотерапевтические системы, в которых процессы уровня С рассматриваются как ведущие в переработке и решении жизненных проблем клиента. К ним относятся рациональная, разъяснительная и когнитивная терапия (см. [15], [16], [26]). Представители этих систем опираются на восходящую к стоикам идею, что при-; чиной человеческих страданий являются неправильное, нереалистичное мышление.
А. Бек [26] описывает студента, жаловавшегося на страх предстоящего публичного выступления. Когнитивный терапевт, в отличие от своего "клиенто-центрированного" коллеги, делает предметом обсуждения не непосредственное переживание страха, а объект этого чувства — пугающую), ситуацию, относясь к самому страху как своего рода гипотезе, имеющей право на существование, но нуждающейся в проверке на соответствие реальности ("Чего именно вы боитесь?.. Предположим, они решат, что вы наихудший из всех когда-либо существовавших ораторов... Разрушит ли это вашу будущую карьеру?.. Откажутся ли от вас родители или, может быть, вас бросит жена?" и т.п.). Побуждаемый терапевтическим контактом к активному, рациональному (т.е. идущему на уровне С) исследованию реальных объективных и субъективных последствий ожидаемой неудачи, студент в итоге с облегчением признаёт, что самый неприятный из возможных исходов состоит в том, что день или два у него будет плохое настроение, а "затем всё придёт в норму".
Каков механизм, обеспечивающий эффективность такой психологической помощи? Стоило студенту задумано? (уровень С) о предстоящем выступлении, как пробуждающееся переживании страха (уровень П) заставляло его мысль отшатнуться от своего объекта едва коснувшись его, и продолжать дорисовывать образ ситуации не в реалистической, а скорее экспрессивной манере — по указке страха. Уровень П порабощал уровень С. Терапевт, заставляя пациента доказывать обоснованность страха, стимулирует относящиеся к уровню С процессы активного восприятия и анализа. Занимая доминирующее положение в сознании, они проникают в глубь объективной ситуации куда раньше, при доминировании уровня П, доступ им был закрыт. Это при водит к формированию нового образа ситуации, или нового интенционального объекта, к которому пациент испытывает, естественно, новые чувства. В ходе такого рода психологической помощи психолога интересуется не переживанием чувства, а объектом чувства делая непосредственным предметом своего внимания и мишенью психотехнического воздействия неадекватность субъективного образа ситуация объективной реальности. Главной задачей психологической помощи при этом считается освобождение процессов уровня С от искажений и помех, исходящих от других уровней сознания (прежде всего от П), которое дает консультируемому возможность реалистического познания травмирующей ситуации. Познанию здесь приписываются целительные свойства, аналогичные тем, которые в интерпретационных системах признаются за осознанием. Суммируя, можно свести идею этого типа психологической помощи к формуле — "на место страсти должна стать мысль"6 6 Точнее на место переживания должно стать сознавание" поскольку существуют методы, например "творческого самовыражения" /2/, которые, строясь с преимущественной опорой на уровень оказываются эффективными не только за счёт рационального, но и за счет художественного познания, включающего такие механизмы, как катарсис, "оцельнение" и др.-/5/. Уровню С соответствует психотехническая единица«сознавание — понимание». Понимание слишком широкое понятие и потому нуждается в спецификации. "Понять чужое высказывание - значит ориентироваться по отношении к нему, найти для него должное место) в соответствующем контексте" [7; 123], Интерпретация и эмпатия в этом смысле есть тоже виды поскольку предполагают осмысление высказываний клиента через помещение их определенный контекст. Значит, суть вопроса в особенностях контекстов понимания. Если при интерпретации таковым является преданное конкретному анализу представление о динамических силах, определяющих сознание и поведение, а при эмпатии — собственная феноменологическая перспектива клиента (или внутренний аспект его жизненного мира), то для психотехнической единицы "сознавание —понимание" в качестве такого контекста выступает внешний аспект жизненного мира клиента. Сосредоточивая внимание на несоответствии субъективного образа ситуации объективным обстоятельствам (например, воображаемой угрозы — реальной опасности), консультант не отвергает с порога имеющийся у клиента образ и сопряженные с ним чувства ("ничего страшного"), но и не принимает его безусловно, а относится к нему как к логическому допущению, побуждая процесс познания реальных обстоятельств, который должен привести к коррекции7 этого допущения. Ведущий модус общения, задаваемый психотехнической единицей "понимание — сознавание", с полным правом может быть назван диалогом, потому что в отличие, скажем, от психоанализа, где контекст самопонимания пациента и контекст понимания аналитика вначале находятся как бы в разных плоскостях бытия и относятся друг к другу как две цивилизации, разные и по уровню развития и по языку, и где доведённая до логического предела позиция терапевта есть позиция миссионера, несущего радикально новую картину мира, в той же когнитивной терапии представления" терапевта и пациента мыслятся как принципиально сопоставимые, принадлежащие к одной плоскости разумения знания. Преимущество знаний терапевта состоит лишь в отсутствии аффективных искажений, порождаемых вовлечённостью в, ситуацию. Поэтому он занимает позицию своего рода "методолога здравомыслия", помогающего своему подопечному правильно применить конструктивные силы рассудка, сохранившиеся за пределами психотравмирующей сферы, для коррекции болезнетворных локальных уклонений от здравого смысла.
УРОВЕНЬ РЕФЛЕКСИИ В этом режиме функционирования сознания и Наблюдатель, и Наблюдаемое обладают активной субъективной природой. Предметом рефлексии (Наблюдаемым) являются субъективные основания деятельности. Это означает, что, во-первых, во всяком факте сознания и поведения она усматривает акт и, во-вторых, интересуется не внешними, объективными детерминантами этого акта, .а внутренними, субъективными. Позиция рефлексивного Наблюдателя не беспредпосылочна, она всегда совмещена с явной или неявной ценностью или нормой, исходя из которой субъект оценивает свою деятельность. Результат рефлексии — выявляемое ею рассогласование между ценностью (или нормой) и реальными основаниями совершенного акта, позволяющие, часто впервые, осознать то и другое и стимулирующее к пересмотру либо исходной ценности, либо оснований деятельности (мотивов, притязаний и пр.).
Проиллюстрируем участие уровня Р в переживании кризиса знаменитым
7Кстати, неправомерно широко употребляемый термин «психокоррекция» специфичен и приемлем лишь для данного типа психотехнических отношений.
монологом Родиона Раскольникова: "Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества... И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил... Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею..." Безжалостно аналитическая исповедь героя сплошь рефлексивна: предмет внимания не просто собственный поступок, а его внутренние ценностные основания. Эта напряжённая рефлексия была своего рода перевалом в длительном пере-живании, после которого оно пошло по
продуктивному пути (см. [3])8. Психотехнически уровень Р может использоваться как вспомогательный-фоновый или опорный. Примером первого случая может служить уже не раз упомянутый метод свободных ассоциаций, где на рефлексивные процессы накладывается психотерапевтический запрет. В качестве опорного он выступает, когда возникает психотехническая задача перевода бессознательных или смутно осознанных содержаний на уровень С, как это имеет место в психоанализе и когнитивной терапии, где терапевт побуждает пациента к осознанию так называемых "автоматических" мыслей, лежащих, как предполагается, в основе невротических эмоциональных реакций. Практика (но не теория) когнитивной терапии показывает, что для действительного отвержения неадекватных "автоматических" мыслей, а не поверхностного согласия со "здравым" мнением терапевты, пациент должен быть подведен к противоречию в собственном сознании. Этот важный, но вспомогательный для всех психотехнических единиц момент становится центральным при работе с уровнем Р как ведущим. Принцип метода такой работы может быть назван "психотерапевтической майевтикой"9 (ср. с [28] ). Применяя психотехническую единицу"майевтика—рефлексия", психолог осмысляет высказывания клиента в контексте его самосознания. Это значит, что ведущим модусом психотехнического общения признаётся внутренний диалог консультируемого с самим собой, посредством которого он может произвести существенные для решения задач пере-живания преобразования своего сознания. Для этого консультант должен уметь слышать в речи клиента не один, довлеющий себе контекст, а их полифонию, различать элементы рефлексивных структур сознания и, как бы встраиваясь во внутренний диалог клиента, изнутри усиливать и обнажать те противоречивые моменты самосознания, которые порождают и стимулируют работу рефлексии, не давая процессам самосознания уравновеситься и утихнуть. Исходя из такой задачи, непосредственным предметом психотехнического внимания и воздействия становятся внутренние рассогласования в самосознании («конфликтные смыслы Я» [20]). Например, консультируемая, жалуясь на неудовлетворительные отношения со старшей дочерью, говорит: "Трудно быть терпеливой, когда на тебе кухня, заботы о ребёнке, одна работа, другая работа". Чтобы
8 Исследователи, творческого мышления систематически наблюдают тот же по природе факт нтенсификации рефлексии перед инсайтом [10], [18], [19]. 9 "Майевтика - метод диалектических споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рассуждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов" /24; 278/.
сконструировать "майевтический" ответ10, нужно ощутить в данном высказывании элементы рефлексивной структуры: а) "Надо быть терпеливой" — норма, исходя из которой оценивается собственное поведение; б) "Я не терпелива" — оценка, фиксирующая рассогласование между нормой и поведением; в) "Трудно быть терпеливой, когда на тебе столько забот..." — переработка процессами самосознания обнаруженного рассогласования. Конфликтный смысл Я (в примере: "нужно быть терпеливой — я не терпелива") запускает процессы самосознания, перерабатывающие это внутреннее рассогласование. Вообще говоря, они могут быть двух типов (см. [20, 110— 111]). В одном случае они идут по пути отвержения ответственности субъекта за свой поступок, т. е. признания в нем не произвольного акта, а лишь вынужденной внешними обстоятельствами реакции (Наблюдаемое пассивно). Таково в нашем примере самооправдание, пытающееся смягчить и успокоить внутреннее рассогласование. Во втором случае переработка рассогласования основывается на признании ответственности Я за поступок (Наблюдаемое активно) и идет по пути самопознания, способного привести к реальному разрешению рассогласования за счёт развития личности. Чтобы переориентировать работу самосозания, пошедшую по первому, защитному пути, на второй, собственно рефлексивный, нужно вновь оживить, растревожить внутреннее рассогласование. Технически этого можно добиться, например, утрируя внутреннюю логику самооправдания до степени, способной вызвать сомнения в ее состоятельности ("Когда у человека столько забот, он не может быть терпеливым" или "Быть человеком очень занятым и одновременно терпеливым для вас абсолютно невозможно" и т.п.). Майевтические воздействия могут быть более мягкими или жёсткими, вплоть до саркастических, но всех их объединяет то, что предметом своего внимания они делают внутреннее рассогласование самосознания клиента и, стремятся не загладить и снять его, а скорее обострить, побуждая клиента ко всё более глубокому самопознанию. Психотехническая единица "майевтика — рефлексия" репрезентирует и воспроизводит особый тип отношений между клиентом и консультантом. Учитывая, что в фокусе внимания психолога оказываются продуктивные противоречия сознания клиента, требующие для своего разрешения развития его самосознания, данный тип отношений консультанта к клиенту может быть назван "диалектическим". Это отношение многоплановое, оно снимает в себе и "недоверие" интерпретации, и "доверие" эмпатии, и "допущение" понимания11. Такое парадоксальное совмещение оказывается возможным, если консультант видит в чувствах и мнениях клиента не столько "здесь-и-теперь" феномены, не столько гипотезы и не столько защитные прикрытия искомой жизненной истины, сколько её "зародыши", пока еще совершенно на неё не похожие, но способные в неё вырасти в живой атмосфере развивающегося сомосознания. Не давать этой атмосфере окостеневать, успокаиваться, а бередить сознание сомнениями, сталкивать с самим собой и 10 Для сравнения даём возможные ответы других типов. Интерпретация: "Вы находите массу оправданий своей нетерпимости, чтобы скрыть её действительную причину - враждебные чувства к дочери". Эмпатия: "Вы чувствуете, что просто замотались!". "Понимающий" ответ: "У вас слишком много забот". Читатель поймёт всю условность этих реплик, взятых вне содержательного и интонационно - эмоционального контекста конкретных консультаций.__ _________ 11 Как здесь не вспомнить интонационную многослойность диалектических бесед Сократа, в которых под поверхностной уважительностью стоит порой издевательская ирония, а под ней, в свою очередь, истинное уважение к подлинному в собеседнике. тем стимулировать смысло-порождение главная задача психотерапевтической майевтики. Итак, анализ, начатый с теоретического различения уровней сознания, опосредующих переживание, привел к выделению ряда "психотехнических единиц". Специфика психотехнического подхода заключается в том, что такая единица мыслится не просто как сумма активностей психолога и клиента и не как стимул-реактивное звено консультативного процесса (диагностика проблемы — психологическое воздействие), а как своего рода микромир, характерная система взаимоотношений и взаимодействий, в которую в равный мере вовлекаются и клиент, и психолог. Сведём главные характеристики психотехнических единиц (выделенные в тексте полужирным шрифтом) в таблицу (см. ниже). Несмотря на стремление к изолированному рассмотрению отдельно взятого уровня сознания в работе переживания, мы неизменно сталкивались с фактом его взаимодействия с другими уровнями сознания в каждом , акте пере-живания. В связи с этим кроме внутренних характеристик данного уровня сознания вводились его внешние характеристики как ведущего, фонового или опорного уровня, отражающие его роль и функцию в сочетание и работе всей системы сознания. В психотехническом залоге проблема взаимодействия уровней сознания в переживании предстаёт, с одной стороны, как задача выработки умения слышать
"мелодию" текущего пере-живания клиента, выделять в каждой его реплике доминирующий тон, консонанс или диссонанс одновременно звучащих на разных уровнях процессов, предвосхищать ход и перспективу их движения, а с другой — как задача формирования умения управлять этими процессами, приглушать одну тональность. активизировать другую, переключать регистры звучания, когда это необходимо, т. е. интегрируя обе стороны — слушания и управления, как задача развития искусства психотехнического дирижирования пере-живанием.
Литература
1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.с125 2. Бурно М. Е. Психотерапия творческим самовыражением. М., 1988. 3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М„ 1984. с.200 4. Василюк Ф. Е. Переживание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984. с. 124—125. 5. Василюк. Ф. Е. Автобиография как метод психологической помощи // Наука и техника. 1984. № 2. с. 124—125. 6. Василюк Ф. Е. Умения психолога-консультанта с позиций теории переживания // Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве. М., 1987. 7. Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка. Л., 1930. с.158 8. Гуревич С. А. Психотерапия в народной медицине // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. с. 129—147. 9. Джемс В. Научные основы психологии. СПб. 1902. с.370 10. Зарецкий В. К., Семенов В. Н.. Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопр. психол. 1980. № 5. с. 113—118. 11. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопр. психол. 1987. № 3, с. 41—49.
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 584 с. 13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. с.304. 14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. 15. Панков Д. В. Рациональная психотерапия. М., 1971. 16. Панков Д. В. Рациональная и разъяснительная психотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. с. 188—213. 17. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1988. с.116. 18. Семёнов И. Н., Сиротина Е. А., Зарецкий В. К. Исследование рефлексивного аспекга принятия решения как фактора оптимизащи мышления // Исследование процессов принять решения. М., 1977. с. 110—133. 19. Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопр. психол. 1983. № 2. с. 35—42. 20. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. с.284. 21. Ташлыков В. А.., Фробург И. Исследование "вербализации" (эмпатической коммуникации в психотерапии) в связи с задачами учебного тренинга психотерапевтов // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Л., 1985. с. 144—148. 22. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961. с.450 23. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. 24. Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. с.584 25. Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психол. 1987. № 6. с. 20-30. 26. Весk А. Т. Соgnitive theory апd еmоtiопаl disoders. N. Y., 1976. 356 р. 27. Еidelberg L. (еd.). Еnсусlореdiа оf рsусhоапа1уsis. N. Y., 1968. 571 р. 28. Frankl V. Logoterapy арргоасh to реrsоnality // Sаhаkian W. S. (еd.). Рsусhо1оgy оf реrsоnаlity. Сhicаgо, 1965. Р, 184—203. 29. Frankl V. Psychotherapy апd ехistentialism N. Y., 1967. 30. Gendliп Е. Т. Ехреricing and the сгеаtiоnоf mеаning. N. Y., 1962. 302 р. 31. Rogers С. Сlient-centreted terapy. Boston, 1951. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|