Здавалка
Главная | Обратная связь

Групповая скульптура



Содержание

Перевод с немецкого
Н. Серебренникова (введение)
Т Мухаматулин (главы 1—4)
Художник
Матиас Хюттер
Фопель К.
Ф 789 Привет, глазки! Подвижные ИГрЫ ДЛЯ
детей 3—б лет: Пер. с нем. —
М.: Генезис, 2005. —143 с.
Предлагаем вниманию читателей новое
издание К. Фопеля — пять книг с общим подзаголовком «Подвижные игры для детей 3—6 лет». В этих книгах представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательными, собранными. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В книге «Привет, гладки!» собраны игры и упражнения, способствующие тренировке глаз, развитию зрительного восприятия в целом. Они помогут детям научиться тонко дифференцировать зрительную информацию, манипулировать движущимися предметами, правильно оценивать расстояние и ориентироваться в пространстве.
Книга адресована психологам, воспитателям, родителям.
1$ВГ’4 3-89403-360-б(нем.)
IВ1’ 3-89403-363-0(нем.)
18В?4 5-98563-031-5(рус.)

Отиздательства 8
Предисловие
10
Введение12
Глава 1. Глаз-алмаз21
1.Привет, лазки1 24
2. Прищепка для белья 25
3. Карандаш 26
4. Вокзалы 28
5. Спички без головок 30
б. Кого нет7 32
7. Сильный ветер 33
8. Подвижная игрушка 34
9. География комнаты 36
10. Охота на дракона 37
11. Запомни и покажи 39
12. Заколдованный круг 41
13. Бумага и карандаш 43
14. Игра с тенью 44
15. Колдовской котел 45
16. Разноцветнiiй мир 47
17. Поймай лисуi 48
18.Наперстки 49
19. Пожарная команда 50
20. Узел 52
21.Стопi 53
Глава2,. Зеркало и тень54
22. Волшебные платки — 1 56
23. Волшебные платки — 2 58
24. Я кот Мур-мур 60
25. Смешные лица 61
26. Маленькие индей цы 62

УДК 159.98 ББК 88.4
Ф 789

Ьеi iаiсоргеаа, а1г1iацiеп, 1996. © Издательство «Генезисв, 2005.

27. Индейский вождь. 64
28. Зеркало и тень 65
29. Музыкальное зеркало 66
ЗО. детективы 67
З1.делай,какя 69
32. Простые фигуры 70
33. Создаем фигуры 71
Глава 3. Ориентация в пространстве72
34. Звезда 74
35. Маленькие солнышки 75
36. Гигантский мяч 76
37. Трудолюбивые пчелы 77
38. Горы и долины 79
39. Волшебные ножки — 1 81
40. Волшебные ножки — 2 82
41.Гдеты7 83
42. Перо на ветру 84
43. Автомобиль и водитель 86
44. Терпеливые руки 87
45. Личное прост.ранство 88
46. Цветные шарики 89
47. Шарик лопнулi 91
48. Вечное движение 93
49. Привет’ 95
50. Мотоцикл 96
51. Прадедушка 97
52. Велосипедисты 98
53. Выше — ниже 99
54. Ура1 100
55. дельфин и рыба 101
56. Торнадо 102
57. Вращающаяся дверца 103
58. Горшок с золотом 104
59. Ведьмин лес 106
60. Уборка 107
Глава 4. Экспериментируем с формой109
61. Играем сгазетой 110

62. Рисунок из шерстяных ниток 112
63. Украшаем комнату 113
64. Кто мы7 114
65. Волшебные спички 115
66. Круги, квадраты, треугольники 116
67.Вигвам 118
68. Большая картина из спичек 120
69. Круг 122
70.ЭврикаI 124
71. Необычная загадка 125
72. Что за буква перед нами7 127
73. Волшебный ком 129
74. движение по кругу 130
75. Рождение скульптуры 131
76. Групповая скульптура 132
77. Живая скульптура 134
78. Семья моей мечты 135
79.Желание 136
80. Коллаж 137
Приложение139

От издательстваМоей внучке
Уважаемый читатель!
МЫ рады предложить вашему вниманию новую серию
книг немецкого психолога Клауса Фопеля.
Имя этого автора хорошо известно нашим читателям. Многие
из его книг выдержали уже не одно издание на русском языке.
«Как научить детей сотрудничать?», «Игры для детских вечеринок»,
«Энергия паузы» — эти названия прекрасно знакомы тем, кто работает
с детьми и подростками.
Новый комплект включает в себя пять книг, в которых представлены
групповые подвижные игры, помогающие малышам научиться
ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с
другими детьмИ и ведущим, быть внимательными, собранными.
«Привет, ножки!», «Привет, ручки!», «Привет, глазки!», «Привет,
уаiки!>, «С головы до пят» — названия книг говорят сами за
себя и отражают основное назначение игр, собранных в той или
иной книге. Они предназначены для тренировки ног и рук, глаз и
ушей, всего тела в целом. дети учатся бегать и прыгать, ползать и
лазать, бросать и ловить, совершать тонкие манипуляции с предметами,
внимательно прислушиваться и присматриваться, различать
звуки и образы, ориентироваться в пространстве, действовать по
образцу, спонтанно двигаться под музыку, расслабляться и справляться
со стрессом и многому другому. Ведь именно в игре дети осваивают
мир, пробуют, примеряют на себя разные роли, переживают
успех и неудачи.
Игры предназначены для работы с детьми 3—6 лет, однако иг-
рать в них с успехом могут и более старшие дети, и даже взрослые.
Мы надеемся, что эти книги помог’т вам в работе и в обычной
жизни, что с их помощью задача обучения, воспитания и раз-
вития детей станет для вас значительно более легкой и приятной.
8

Предисловие
Книги с общим подзаголовком «Подвижные игры для детей 3—6 лет» — сборники разнообразных игр для дошкольников. Однако игры направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие, развивают чувство пространства и чувство ритма.
Задания будят любопытство детей, формируют у них готовность к обучению, дают возможность задействовать в игре все свое тело и творчески выразить себя без слов, облегчают процесс вхождения в группу трудным, замкнутым и гиперактивным детям, включая их в совместную деятельность.
Вы найдете в книгах более 400 веселых и оригинальных игр, которые облегчат вашу работу и помогут детям лучше узнать свое тело и сформировать позитивный образ себя.
Для нас не столь важны отдельные успехи или неудачи детей, главное — готовность маленького человечка отвечать новым жизненным требованиям. Каждый ребенок вправе совершить ошибку, которую может сам увидеть и исправить. Играя, малыш задействует свое тело, справляется с новым для него заданием, что приносит ему несомненное личное удовлетворение.
Игры учат вьщержке и умению справляться с сиюминутными фрустрациями, с которыми постоянно сталкивается дошкольник. Участвуя в этих играх, дети смогут прочувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности. Очень важно, что упражнения дают детям опыт позитивных социальных взаимодействий

Ни один ребенок не игнорируется и не исключается из игры. Все дети получают поддержку.
Способность умело и красиво двигаться — одно из важных условий дальнейших социальных достижений ребенка. Участвуя в подвижных играх, он учится воспринимать «интеллеюг» и эстетику своего тела, что, в свою очередь, необходимо для формирования и развития положительной я-концепции.
Клаус Фопель
Зальцхаузен, апрель 1996

Введение
Мы предлагаем вашему вниманию разнообразные игры — тихие и подвижные, развивающие восприятие и эмоциональную сферу детей, воображение и конкретные навыки. Эти игры можно проводить в помещении и на улице, в солнечную и дождливую погоду, в любое время суток. С их помощью можно развлечь детей, сблизить и подружить их, а также многому научить, способствуя таким образом их развитию. детям от трех до шести лет важно учиться:
- концентрироваться,
- быть внимательными,
- наблюдать за окружающими и учиться у них,

- сотрудничать с другими,

- доверятЁ,

- быть самостоятельными,
- проявлять инициативу,
- развивать выдержку,
- справляться со стрессом и расслабляться,

- наблюдать за собой,

- развивать позитивный образ своего тела,
- ловко двигаться.
В этих книгах собраны специально разработанные групповые игры, которые предоставляют психологам, воспитателям детских садов, учителям начальной школы и родителям прекрасную возможность с легкостью достичь перечисленных целей.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройка

или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесньте, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Благодаря этому в школе им будет легче перерабатьивать информацию и выполнять задания по образцу. Игры пробуждают в детях любопытство, которое вызывает у них желание экспериментировать и помогает добиваться результата, развивают решитель- ность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в школе и лучше воспринимают новые задачи.
Тщательно отобранньте и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Никто не исключается из игры, никто не становится Неудачником». Основная цель — не достижение совершенства, а развитие.
Все игры структурированьт так, чтобы детям не было страшно или скучно, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Особенно важно для нас, чтобы ребенок получал удовольствие от игры, ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие событий и взаимодействие детей. Игры создают атмосферу, в которой развиваются доверие, самостоятельность, инициатива, дисциплина и готовность помочь.
Эти книги не содержат завершенной программы, не являются предписанием. В них представлены игры и упражнения, которые легко могут быть адаптированы к различным ситуациям и разным детским группам и способствуют общему развитию детей.

ДОВЕРИЕ, ИНИЦИАТИВА И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Доверие.
доверие к другим детям и к ведущему (психологу, воспитателю, учителю) — существенный фактор развития детей в любом возрасте. дети нувщаются в атмосфере безопасности и надежности. В незнакомых ситуациях и перед лицом новых требований ребенку особенно важно ощущать, что его принимают. Только в доверительной атмосфере он может рисковать и пробовать что-то новое, только в этих условиях он начинает верить в себя: «Я способный, у меня по- луч ается!
Поэтому важно, чтобы дети играли в некоторые игры несколько раз и привыкали к определенным требованиям. Тогда у ребят появится чувство непрерывности, они научатся распознавать образцы и взаимосвязи. Если у детей есть чувство безопасности, если они могут прогнозировать ситуацию, если они ощущают, что их компетентность возрастает, они не боятся снова и снова рисковать, пробовать, ставить эксперименты, учиться и развивать самостоятельность.
самостоятельность. дошкольники становятся все более независимыми, уверенными в себе и самостоятельными. У них постепенно развивается чувство идентичности, они обнаруживают, что могут выбирать, решать, какие требования готовы принять и стоит ли рисковать.
Эта новая уверенность в себе неизбежно ведет к тому, что дети начинают ставить под сомнение авторитеты, иногда отказываясь делать что-либо, обретают способность говорить «нет». Поэтому важно, чтобы дети могли сами решать, насколько они готовы к риску, выбирать, каким образом будут выполнять задание, учиться делать что-то вместе с другими и принимать на себя ответственность.
Растущая самостоятельность развивает их уверенность в себе и в дальнейшем помогает проявлять инициативу.
Инициатива. дошкольникв с удовольствием экспериментируют, примеряют на себя различные роли и начинают

лучше понимать, что им самим больше нравится. Они готовы действовать лишь в знакомом, безопасном окружении. Поэтому необходимо создавать условия, в которых дети могли бы iiробовать, искать альтернативы, рисковать, участвовать в реiiiснии задач и время от времени выступать в роли лидера.
Подвижные игры помогают развить у детей доверие, ответ‚iвенность, инициативу. В результате ребята становятся более еамостоятельными в жизни.
Играя, они могут:
• учиться наблюдать за своим окружением, осознанно его воспринимать и задумываться над тем, что увидели и ус-лышали; • пробовать новое, оценивать свое поведение и что-то в нем менять;
• на основе своего опыта делать прогнозы и оценивать последствия;
• развивать социальные, эмоциональные, познавательные и физические способности;
• различать, какие способы поведения целесообразны, а какие — неуместны;
• учиться творчески, с исследовательским интересом подходить к решению задач.
К тому же все дети учатся ловко, непринужденно и красиIю двигаться,. а это тоже является важной предпосылкой развития уверенности в себе.
ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивосгн, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми.
Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядньи. Не только ведущий, но и все участники игры

быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, научиться справляться неудачами и переживать успех. Как правило, у каждого ребенка успешных случаев бывает больше, чем неудач. действия, которые предлагается осуществить ребенку (справиться с проблемой, принять практическое решение, достичь определенного результата), iговышают его способность рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важ- ны для нормального развития ребенка.
Чтобы подвижные игры могли развивать у детей образ «я» и чувство компетентности, мы старались соблюдать следующие основные принципы.
• В играх создаются разнообразные возможности ддя эксперим ентирования и получения нового опыта; каждый ребенок может побьить в центре внимания и почувствовать себя успешным.
• Благодаря тому, что предлагаемые задания выполняются разными способами, дети могут играть в соответствии со своими возможностями.
• Игры составленьи так, что опасность получить физическую или эмоциональную травму минимальна.
• Цели игр ясны и достижимы.
• дети быстро получают обратную связь на свои действия и могут почувствовать и понять, что является причиной, что — следствием.
• Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником как нового опыта, так и (по большей части) веселья и удовольствия.

• дети имеют возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению задачи.
• Игры построены так, чтобы у ребенка развивались тер- пение и способность выдерживать ожидание.
• достижение желаемой цели требует от ребенка как самоконтроля, так и спонтанности.
• Тщательно продуманное музыкальное сопровождение и хорошо подобранньий реквизит способствуют эстетическому развитию ребенка.
• Образы, метафоры и небольшие истории развивают фантазию детей.
• Игры построены таким образом, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.
• Ни один ребенок не исключается из игры. Только отдельные игры имеют соревновательньий характер.
ПРАКТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ
1. В начале занятия вы можете использовать игры из книги «С головы до пят», глава «Напряжение и расслабление». Целый ряд игр предназначен для «разогрева»*.
2. дошкольники любят знакомое, им нравится надежность повторяющегося. Когда они уже знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия и заранее предположить, что можно опробовать в игре. Поэтому мы рекомендуем чаще повторять игры, чтобы дети имели возможность изменять свое поведение и совершенствовать ловкость. Кроме того, многие игры становятся горячо и искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и снова.
* в приложении приведен Указатель игр, классифицированньтх в соответствии с задачами работы ведущего. — Примеч. ред.

З. В ПОДВИЖНЫХиграх особенно важно поддерживать дисцигiлину в группе. Внимание детей должно быть сосредоточено на вас. Вы можете продемонстрировать образец выполнеНИЯ задания, обратившись К ОДНОМУ ИЗдетей с вопросом: «А ты так сумеешь?» Это поможет вам контролировать группу. Вы не должны давать длинных объяснений, поскольку маленькие дети быстро теряют терпение, если им приходится ждать, — ИМнужно действовать немедленно. И еще один совет: внимание детей можно сконцентрировать, показав им небольшую плюшевую игрушку или что-то подобное и сказан: «Тише, тише! Пусть этому малышу будет с нами хорошо. Он хочет знать, во что мы сейчас сыграем».
4. В конце занятия рекомендуется иногда возвращаться к «Завершающим играм» из книги «С головы до пят». С помощью этих игр можно поднять настроение детей на весь оставшийся день.
5. Время от времени кто-то из детей или вся группа нуждаются в более тесной эмоциональной связи с вами. Для них вы очень значимая поддерживающая фигура, и иногда дети испытывают потребность в дополнительном внимании с вашей стороны. Не забывайте об этом.
б. Дошкольники очень энергичны и деятельньт. При этом они должны учиться развивать самоконтроль. Включайте в план занятия игрьт, помогающие детям решить эту задачу.
7. Некоторые игры можно использовать, чтобы помочь детям конструктивно выразить свою агрессию и улучшить взаимоотношения друг с другом.
8. Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям.
• Вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их.
• Чтобы все дети справились с заданием, снизьте темп игры и дайте дополнительное время.
• С помощью интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе.

• Повторяйте задание несколько раз, пока дети не поймут идею игры. В некоторых случаях мы рекомендуем вам принять активное участие в игровом процессе или показать детям отдельные движения, чтобы у них был образец для подражания. Конечно, ПОсвоему желанию, вы можете сделать это на любом этапе игры.
• повторите игру через пару дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать. Главная цель детей — не победа на мировом чемпионате, а ощущение возрастающей компетентности.
• Чтобы дети лучше смогли выполнить задание (например, н играх, где малыШИ работают с НССКОЛЬКИМИ мячами или воздушными шарами), уменьшите количество реквизита.
9. поддержиВайте сотрудничество и взаимопомоЩЬ в группе. Обращайте внимание на то, чтобы соблюдался баланс между играми, в которых дети участвуют по одному, и играми, в которых они выполняют задание с партнероМ, в малых групнаХ, вместе со всей группой. Младшие дети должны постепенно учиться взаимодействовать со взрослым и со сверстииками ‘Згруппе. Чем старше дети, тем больше удовольствия они получают от совместной работы и помощи другим.
10. Иногда необходимо усложнить игру. Проследите за тем, чтобы часть детей имели возможность выполнять более слоЖные действия, но не делайте игру труднее для всей группы. Важно, чтобiт каждый ребенок мог определять для себя степень сложности самостоятельно.
11. Игры должны способствовать развитию детей. Учитыiiайте, что некоторые дети добиваются успеха медленно. Внимательно наблюдайте, как меняются реакции ребенка на одну и ту же игру при ее поВторении. Дети лучше всего учатся, когда полагаются на собственный ОПЫТ.Поэтому попытайтесь так организовать процесс обучения, чтобы ребята могли подумать над тем, что они делают. Исследовательсй подход включает фазЫ поиска и неуверенности. Старайтесь избегать ситуаций, когда вы доВОЛЬНылишь в том случае, если игра идет совер1

шенно гладко, все дети поступают одинаково или делают задание «правильно»
12. Конечно, хорошо, когда в игре участвуют все дети, но дайте им право ВЫЙТИ из игры ИЛИ ИДТИ своим собственным путем до тех пор, пока они не мешают остальным.
13. Как руководИтелю группы вам следует ожидать успеха в той же степени, что и неудачи. Если вы Выбрали игру, которая не нравится детям, оставьте ее и попробуйте альтернативную ей. При выборе игры для группы позвольте себе Доверить- ся своей интуиции. Если вы хорошо знаете группу и вас вдохновляет какая-то игра, есть большая вероятность, что эта игра «сработает».
14. В целом ряде игр вам потребуется реквизит. Самое непривычное — шифоновые платки, которые очень нравятся и взрослым, и детям. Приобретение таких легких «волшебных» платков стоит того, вы будете долго использовать их во многих играх. другие часто Используемые материалы есть в любом оборудованном детском саду ИЛИ группе продленного дня начальной школы: шерстяные одеяла, гимнастические матьт, мячи различной вёЛИчИны, прьтгалки, воздушные шары, обручи, простыни, маленькие подушечки. Карандаши, спички и губки также легко приобрести.
15. В некоторых играх мы рекомендуем использовать музыку, в других она неуместна. Мы убеждены, что подходящее музыкальное сопровождение является замечательным источником вдохновения во многих подвюкньтх играх, в которых как ведущий, так и участники получат много удовольствия и достигнут желаемого. При выборе музыкальных фрагментов мы руководствовис собственным Вкусом, вы можете выбрать что-то другое, что больше нравится и подходит вам и детям.

Глава 1
Глаз-алмаз
Физиологическое развитие глаза ребенка заканчиiется примерно к двум годам. В этом возрасте глазное яблоко становится таким же, как и у взрослого. Мускулатура, которая осуществляет движение глаз, а также все важные нервные окончания сформированы. Но мы знаем, что ребенку потребуется еще много времени для того, чтобы в соверiвснстве освоить работу этого биологического механизма. Чтобы эффективно использовать собственное зрение, он должен накопить огромный опыт, который позволит ему праi ильно и полно воспринимать и понимать все обилие визувльной информации.
Развитие осмысленного вйдения у детей — важная задача. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ним функции — манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.
В идеальных условиях, в увлекательном окружении и при обилии возможностей для игры, ребенок овладевает способностью тонко дифференцировать зрительную информацию.
Тем не менее многие дети отстают в своем развитии. Родовьте микротравмы головного мозга, вызванные недостатком кислорода, могут привести к трудностям, которым особенно подвержены первенцы (в первую очередь мальчики). Ригидньте методы воспитания, запугивание или агрессивная среда также отрицательно влияют на развитие осмысленного восприятия. С помощью специальных игр мы можем помочь детям частично наверстать упущенное, развить их зрительную память.

Прежде чем перейти к этой теме, кратко опишем важнейшие свойства зрительного восприятия.
1. Острота зрения. Это наше умение замечать мелкие детали движущихся и неподвижных объектов. Нет ничего удивительного в том, что острота зрения при взгляде на движущиеся объекты развивается немного позже, особенно интенсивно это происходит в два периода: между пятью и семью годами и между девятью и двенадцатью годами.
2. Пре дметность зрительного восприятия. Это способность выделять какой-то предмет из его видимого окружения. В возрасте между тремя и четырьмя годами это качество развивается довольно медленно, пиком развития становится возраст между четырьмя и шестью годами.
3. Объемность зрительного восприятия. Это возможность воспринимать предмет трехмерно. Мы можем распознать поверхностную структуру предметов, видим предметы в перспективе. Трехмерность воспринимаемой картины — первая информация, поступающая в головной мозг. Кроме того, даже когда мы закрываем глаза, мы можем представлять объемные предметы. Развитие трехмерного зрения еще не до конца изучено. У детей в возрасте трех-четырех лет часто появляется так называемая ложная трехмерность в оценке размеров вещей. В пять—семь лет количество таких ошибок ощутимо падает. Когда мы просим детей кцдать или ловить предметы, мы должны представлять, какие трудности нужно преодолеть малышу, чтобы научиться манипулировать с объектом, движущимся в пространстве. Когда ребенок, к примеру, хочет поймать летящий мячик, то, предупреждая возможные последствия, он сначала предпочитает защититься, слегка отклонив голову. Он смотрит на мяч тблько одним глазом, и этой «одноглазой» информации ему недостаточно, чтобы скоординировать движения. В полном объеме трехмерное зрение появляется у ребенка в возрасте около двенадцати лет, однако это умение необходимо развивать и впоследствии.

В этой главе собраны игры, которые помогают развивать н.мысленНое вйдение. Мы предлагаем разнообразные упражН СПИЯ,которые вызывают у детей любопытство и желание научиться тому, что уже умеют делать старшие дети и взрослые. IIри этом, радуясь успехам детей, ведущий не должен забыщ’ть об их праве на ошибки, важно ПОМНИТЬ, что иМенно чер’э пробы и ошибки дети осваивают новое. Искусство ведущего группы состоит в том, чтобы выбирать подходящие игры и упражнеНИ51 предоставлять детям возможность учиться, Подбадривать группу и радоваться, когда дети преодолевают трудности.

ч

1 Привет, глазки!
Описание.
Эта игра — превосходная разминка. У детей появляется возможность сконцентрироваться, сфокусировать взгляд и посмотреть в глаза друг другу. Таким образом дети учатся устанавливать контакт с другими.
Упражнение будет еще более приятным, если в ходе его выполнения будет звучать спокойная, красивая музыка.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Сядьте в круг на стулья (или на пол).
Я
вижу много чудесных, больших, внимательных глаз. Я вижу карие глаза... серые глаза... зеленые глаза... голубые глаза.
Давайте попробуем поиграть в игру, в которой вы сможете разговаривать глазами. Вы знаете, как можно разговаривать глазами? Что вы говорите с их помощью, когда, например, закрываете глаза? А что вы говорите глазами, когда широко открываете их? Что вы говорите ими, когда мигаете? А как ведут себя ваши глаза, когда вы хотите сказать другому ребенку: «Привет, я хочу поиграть с тобой»?
Каждый из вас может попробовать посмотреть в глаза кому- нибудь на противоположной стороне круга. Когда этот человек посмотрит на вас в ответ, вы оба встаете и меняетесь местами. Проходя мимо, вы можете поприветствовать друг друга:
пожать руку, улыбнуться или сделать что-нибудь смешное, например, потереться носами...
(Количество участников должно быть четным, чтобы возможность поменяться с другим была у каждого.)

2 прищепкадля белья
Описание.
Задача участников — попадать в цель, закiщывая прищепки в емкости с разными — маленькими или (ольшими — отверстиями. Важно, что каждый ребенок может ыбирать, в какой именно сосуд ему целиться. Таким образом, 4)11может оценить свои возможности и выбрать посильную для iсбЯ задачу. Кроме того, в этом упражнении дети тренируются в умении фиксировать цель и следить глазами за движуiцимся объектом. То обстоятельство, что они могут подниматься со с iюего места, делает для них задачу особенно привлекательной.
Материалы: вам понадобятся прищепкI4 и емкости с отверстиями разной ширины — например, консервная банкв, коробка из-под обуви, корзина для бумаг, цилиндрическая ивза и т.д.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Я хочу посмотреть, как хорошо ыi умеете целиться.
Один из яас садится на этот стул и получает три (или больше) прищепки. Он должен попробовать закинуть эти прищепки в одну из емкостей. При этом он сам решает, куда будет киДатЬ прищепки — в коробку, банку или вазу. Подсчитайте количество попаданий. Каждая пришепка, которая падает в емкость, считается попаданием.
(В начале упражнения вы можете сами поставить перед ре( ,енком одну из емкостей. Спросите у малыша, удобно ли расположена емкость. Если группа большая или дети уже знакомы с этим упражнением, вы можете разделить ребят на тройки или четверки и поэкспериментировать, перемещая емкости в пространстве.)

З Карандаш
Описание. С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ предметов дети МОГУТ поучиться концентрировать взгляд и ориентироваться в Пространстве.
Материалы: на каждого ребенка два НОВЫХ, КРУГЛЫХ, незаточенных карандаша.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. (Чтобы привлечь внимание детей, начните с упражнений на удержание равновесия.) Можете ли вы удержать карандаш, который лежит поперек вашего указателЬНого пальца? Сможете ли вы удержать его на другом пальце?.. А на другой руке? Сможете удержать его на лбу? Или на носу? Где ВЫ вообще сможете его удержать?
Теперь положмте, пожалуйста, карандаш на пол. Покатите карандаш по полу одним пальцем. А теперь покатите другим пальцем. Можете ли ВЫ катать карандаш кончиками пальцев?
Ложитесь на пол и попробуйте катать карандаш с помощью вашего дыхания. Для этого возьмите книгу и положите ее на пол рядом с карандашом. Подуйте на карандаш так, чтобы он попал в цель — дотронулся до книги. Попробуйте увеличить расстояние от карандаша до книги... Еще немного увеличим расстояние. (Это задание вдохновляет детей, но не следует делать более трех попыток упражнение не должно привести к гипервентиля ции.)
А сейчас положите карандаш iак, чтобы один его конец смотрел вперед. Покажите мне, как вы двигаете карандаш с помощью больших пальцев вперед, потом назад, в одну сто-

i)IIу,в другую...При этом конец карандаша должен все времн указывать одно и то же направление — смотреть вперед.
А сможете ли вы двигать карандаш с помощью других часiей своего тела? Можете ли вы при этом следить за тем, чтоГы он все время указывал одно и то же направление?
Теперь положите на пол два карандаша рядом, на небольшом расстоянии друг от друга. Карандаши должны лежать париллельно друг другу и смотреть вперед. (Покажите их расположение на примере.) Знаете ли вы, что значит слово .параллельно»? Можете ли вы двигать карандаши вперед тольКо большими пальцами и при этом следить за тем, чтобы они оставались параллельньи друг другу? А можете ли вы двигать их назад? Можете ли вы двигать их как-то еще, чтобы они остапал ись параллельны?
А теперь снова положите их параллельно друг другу, но на iаком расстоянии, чтобы вы могли прыгать между ними...
Прыгните в пространство между карандашами...
Выпрьюгните отгуда...
Теперь, прежде чем вы снова прыгнете между карандашами, сделайте расстояние между ними больше...
Прыгните между карандашами... и еще раз... Вы можете прыгать на двух ногах одновременно или на одной ноге, как захотите.
Сделайте расстояние еще больше...
Хорошо!

4 Вокзалы
Описание. Чтобы вызвать у детей интерес, в этой игре мы используем простые истории. Когда дети заинтересованы, они могут выполнять несколько связанных друг с другом заданий одновременно. В первую очередь они должны научиться вьтстраивать маршрут и следовать ему. Это требует внимания и собранности. Более того, дети могут передвигаться разнообразными способами, а также потренироваться удерживать равновесие и координировать свои движения.
Материалы: вам понадобится один моток клейкой ленты, чтобы обозначать рельсы, и стулья, чтобы обозначать вокзалы. В начале игры прикрепите к полу клейкую ленту, отмечая интересный, изобилующий поворотами путь, так чтобы она образовала одну непрерывную линию. Какие-то участки пути могут быть прямыми, какие-то — извилистьгми. Вы можете сделать путь более интересным и увлекательным, соорудив на нем туннель (стол) и сделав объезды углов или крупной мебели. Каждый вокзал обозначается стулом, который расположен над путями. Вокзалов должно быть столько, чтобы с каж,дого из них могла стартовать группа из двух или трех детей.
Возраст участников: от3 лет.
Инструкция детям.Когда вы последний раз путешествовали по железной дороге? Смотрите, что здесь построено. Клейкая лента на полу показывает, где находятся рельсьи, по которым ходят поезда. Стулья — этО вокзалы, на которых поезда делают остановки. А вы будете поездами с пассажирами, которые едут из одного места в другое.
28

Я хочу, чтобы вы отправлялись с вокзала вдвоем, поэтому станьте так, чтобы у каждого вокзала было по два человека. Теперь нам надо узнать, в каком направлении будут ходить Поезда. Вы можете показать мне, в каком направлении вам удобно двигаться. Хорошо!
Сначала вы должны быть прыгающим поездом. Станьте, расставив ноги, над линией и прыгайте до ближайшего вокзаЛа, где мы выйдем из поезда, чтобы купить что-нибудь поесть...
(Когда все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите их, что именно они купили.)
Сейчас поезда отправятся дальше. Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайший вокзал. Теперь посэд должен прыгать только на одной ноге. Вы сможете удержать равновесие и прыгать на одной ножке? Когда вы достигнете ближайшего вокзала, мы сделаем перерыв, и вы сможете купить себе что-нибудь попить...
(Ког да все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите, что именно они купили.)
Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайшая станция. Теперь поезд должен добираться до нее, как крокодил, передвигаясь по полу на руках и ногах. Пути находятся между вашими руками и ногами, поэтому вы должны двигаться до ближайшего вокзала медленно. На следующей станции мы сделаем перерыв, чтобы купить что-нибудь, во что Вы сможете поиграть.
(Пусть дёти сообщат, что именно они купили на этот раз. дайте им возможность немного поиграть в воображаемую игру стем предметом, который они купили. При необходимости поМогите организовать игру. Затем переходите к завершаю щему тапу.)
А теперь мы уберем все вокзальт, и у нас получится одна бесконечная железная дорога. Станьте так, чтобы линия была между вашими ногами. Положите руки на плечи ребенка, столщего перед вами. Первый ребенок — локомотив, остальные — вагоны. Пусть ваши руки будут вьитянуты так, чтобы вы могли видеть пол. Теперь покажите мне, как поезд медленно отправится в путь и проедет по всей дороге.
29

5 Спички без головок
Описание.
Мы можем потренировать зрительную память детей и поучить их удерживать мелкие предметы. дети должны координировать движения глаз и рук и тщательно контролировать движения тела.
Лучше, если ребята будут босиком.
Материалы: вам понадобятся три спички без головок на каждого ребенка, которые следует приготовить до начала игры.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям.Я хочу посмотреть, можете ли вы играть с совсем мелкими предметами. Я дам каждому из вас по спичке. Сядьте здесь.
Теперь вы можете попробовать, как спичка держится на вашем пальце. Покажите мне, что вы делаете... Хорошо...
Сейчас вы получите вторую спичку. Положите обе спички на два разных пальца той же руки. Вы можете их удержать?..
Я дам вам еще и третью спичку. Можете ли вы удержать все три спички на трех разных пальцах той же руки?.. Молодцы!
Теперь попробуем с другой рукой. Сначала одна спичка... потом две... потом три... А сейчас подвигайте рукой. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не попадали с пальцев?
Можете ли вы удержать все трй спички на руке, на верхней части кисти, на плече, на предллечье?

Попробуйте с другой рукой. Подвигайте ею. Сколько дви ний вы можете сделать так, чтобы спички не упали? Теперь я хочу посмотреть, можете ли вы удерживать спички на ноге. Можете ли вы удержать спички на ступне, на кон iiс или на бедре? Подвигайте ногой. Сколько движений вы шжсте сделать так, чтобы спички не падали?
Теперь попробуйте с другой ногой. Удерживайте все три ‚Iiички и покажите мне, как вы будете при этом двигать но‘й...
Можете ли вы удерживать три спички между пальцами ног, юнда медленно идете? Идите очень осторожно и удерживайте ‚iiички пальцами ног...
Теперь попробуйте идти и удерживать спички другой но-
А сейчас покажите, как вы сможете удержать три спички iы себе, если будете медленно двигаться. Выберите три места, ,Де вы хотите положить спички, и покажите мне, как вы двиГiотесь, чтобы спички не падали...
Положите спички на три других части вашего тела. Старайсь использовать обе стороны тела. Идите медленно, чтобы “iiи’ки не упали... Хорошо.

зо

б Кого нет?
Описание,
В этом упражнении тренируется зрительная память детей. Для его выполнения участники группы должны быть знакомы друг с другом более двух месяцев. За это время развивается определенное чувство единения, и они с интересом реагируют на вопрос «Кого нет?».
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Все вместе сядьте в круг на пол. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Кого нет?».
Один ребенок выходит за дверь примерно на минуту и ждет. Другой ребенок в это время прячется в комнате. Затем первый ребенок возвращается и осматривает всю группу, чтобы понять, кто отсутствует. Когда он определяет, кого нет, он должен его назвать. Если он не может вспомнить имя, он может описать этого ребенка.
Если угадьивающий ребенок не понимает, кто спрятался, то спрятавшийся ребенок может помочь ему, сказан, например, следующее: «Так звучит мой голос.., Я ношу очки.., Я подруга Яны...»
Потом другой ребенок прячется за дверь...

7 Сильный ветер
Описание.
В этой игре дети развивают чувство протранства и учатся регулировать силу и ритм дыхания.
Важно, чтобы игра не длилась слишком долго, так как это Iюжет привести к гипервентиляции легких. Чтобы дети играли )осмысленно, во время пауз давайте им необходимые указания.
Материалы: вам понадобятся три спички без голоIЮК и цель (книга или большой деревянный предмет).
Возраст участников: от5 лет.
Пяструющя детям. Ложигiсь, пожалуйсп, на живот на поп.
Я дам каждому по три спички без головок и цель (книгу илидеревяшку). Положите книгу перед собой на расстоянии Iiытянутой руки. Затем положите спичку примерно в 30 см от книги, ближе к себе. (Помогите детям отмерить это расстояние. Чем старше дети, тем большим оно может быть.)
Я буду считать до пяти. Вы должны пять раз дунуть на спичку так, чтобы, когда я скажу: «Пять», она достигла книги. Можете ли вы дуть так, чтобы она достигла ее не раньше и не iiозже?.. На старт, внимание, марш: один... два... три... четы- рс... пять... Хорошо. Теперь попробуем еще раз: один... два... три... четыре.., пять...
Теперь пусть первая спичка лежит на книге. Возьмите вторую спичку и положите ее на пол. В этот раз я буду считать до трех. Можете ли вы так дунугь на вторую спичку, чтобы она достигла цели в три приема: один... два... три... Хорошо... Положите на книгу вторую спичку.
Теперь возьмите третью спичку и положите ее на пол. ПоПытайтесь дунуть так, чтобы спичка попала в цель с одного Вэдоха. На старт, внимание, марш! Хорошо у вас получается!

8 Подвижная игрушка
Описание.
дети должны обращать внимание на движения других и согласовьтвать с ними свои собственные движения. Одновременно это хорошая возможность для ребят проявить свою фантазию. Малыши очень любят эту игру.
Игра больше подходит для маленьких групп, для больших групп потребуется помощь двух или большего количества взрослых.
Материалы: каждому ребенку потребуется игрушка на колесиках, которую можно возить на веревочке, например, игрушечный автомобиль.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям.Я хочу, чтобы кто-нибудь из вас дал мне подвижную игрушку.
Теперь я буду ходить по комнате, и игрушка будет следовать за мной. (Походите по комнате и при этом показывайте детям, как вы наблюдаете за игрушкой: вы можете вернуться на прежнее место, затем пройти по дуге и т.п.)
Посмотрите, как я замечательно двигаюсь, при этом игрушка не опрокидьтвается и движется так же быстро, как и я...
Теперь покажите мне, как вы двигаетесь по комнате с вашими игрушками. Следите, чтобы они не отставали от вас и не бежали вперед. Время от времени смотрите на других детей и их игрушки, чтобы ни с кем не столкнуться...
Теперь сядьте, пожалуйста, нт пол и положите игрушку рядом с собой. Посмотрите на меня, как я буду играть с каждым из вас.

Мария, сядь здесь, как будто ты — подвижная игрушка. Я Ю1( будто. привязываю тебя за веревочкУ и медленно тяну за iiбой. Ты можешь двигаться так, как хочешь; ты можешь идти, iiолзти, прыгать, передвигаться на четвереньках... Смотри на сiiя внимательно, чтобы знать, в каком направлении двигак,сь Я.
(Сле дите за движениями детей, чтобы согласовывать свой темп со способом передвижения ребенка. Синхронность ваших движений придает очарование этой игре. Походите по комнате е каждым ребенком примерно по минуте, при этом доброжела,ш’Льно и радостно смотрите на него.)
Теперь ваша очередь. Я буду ПОДВИЖНОЙ игрушкой, а каждый из вас сможет «повозить меня по комнате на веревочке».
(Можно вносить изменения в игру, например, вас могут водить двое или трое детей одновременно. Все-таки вы сложвая игрушка.)

9 География комнаты
Описание. Эта интересная игра дает детям возмож ностi потренировать зрительную память. Ребята показывают на объекты, которые они упоминают, рукой. Играя, они могут оставаться на своих местах.
Условие игры: дети уже пробьили некоторое время в этой комнате.
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Я хочу взять вас с собой в фантастический рейс. для этого закройте глаза и представьте, что мы тихо движемся по комнате и останавливаемся, чтобы посмотреть на предмет, который я называю. Можете ли вы с закрытыми глазами представить место, где я сейчас сижу? Я думаю, вы сможете.
давайте начнем. Закройте глаза и пару раз глубоко вдохните. Когда мы глубоко вдыхаем, мы собираемся и концентрируемся. Я хочу услышать, как вы дышите. Хорошо.
Теперь вспомните, где находится дверь нашей комнаты для занятий. Можете ли вы поднять руку и показать на дверь, не открывая при этом глаза? Замечательно!
Вспомните, где находится окно, и покажите мне его рукой...
Вспомните, где находится полка с играми, и покажите мне, где она, с закрытыми глазами...
(Таким же образом попросите показать еще три-четыре значимых для детей предмета.)
Где находится ваше любимое место в комнате? Представьте себе его точно. Покажите рукой на ваше любимое место. Хорошо.
Теперь вы можете открыть глаза и взять парочку цветных карандашей и бумагу, чтобы нарисовать вещи, которые вы увидели в своем любимом месте.

ю Охота на дракона
Описание. Это живая игра, в ходе которой дети $лжньТ следить глазами за выбранной целью. Они получают
$iПМожность потренировать координацию рук и глаз. Групщiя динамика способствует снижению агрессии и раздра *сiiия.
дети наверняка будут совершать резкие движения, попро•ит их, чтобы они постарались быть осторожными и не сталкивались друг с другом. Если комната не очень велика, лучше
.Гатьна улице.
Материалы: два очень ЛеГКИХ больших мяча или две IIодуШкм размером примерно ЗО х 30 см.
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Возьмитесь за руки и станьте в Круг. Теперь отпустите руки. Я хочу предложИть вам игру, кОторая назывдется «Охота на дракона». Слушайте внимательно, когда я буду объяснять ее правила.
двое детей изображают дракона. Один из них — голова дракона. Он становится прямо здесь. другой — хвост дракона. Он становится за первым, держа его за бедра и образуя руками кольцо.
дракон встает в середину круга.
У йас есть два мяча. дети в кругу кидают мячи и пытаются поразить дракона — попасть в образоваиное кольцо. Когда мяч .убегает» из круга, его нужно вернуть, а потом Оцятькинуть в КОльцО. Но помните, что не следует держать мяч в руках более трех секунд.

гОлова дракОIа
а поразивший дракона — ХВОСТОМ.
(Вариант, можно добавить в игру второго дракона но В ЭТОМ
случае надо существенно Увеличить круг.) 11 Запомни и покажи
Описание, В ЭТОЙигре дети могут потренироваться пыделять объекты из фона и с закрытыми глазами находить их место в пространстве. Позднее они должны научиться вызыщ’ть эти изображения в памяти.
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Каждый из вас не задумываясь замечает, где находится та или иная важная для него вещь. Вы знаете, где найти свою курточку; знаете, где лежит ваша любимая игрушка, где хранится любимое печенье.
Я хочу посмотреть, как вы запоминаете, где находятся
$сщи.
Пройдите по комнате. Потрогайте вещи, которые вы встретите на своем пути. Потрогайте, пожалуйста, дверщ’ю ручку...
корзину для бумаг... радиатор... пол... полку с игрушками...
(Называйте любые объекты, которые есть в комнате для заюiтий.)
Теперь остановитесь и закройте глаза. С закрьггыми глазами покажите мне пальцем на ту вещь, которую вы только что ощупали. Покажите на полку с игрушками... на пол... на радиатор... Покажите мне, где корзина для бумаг... где дверная ручка... Хорошо.
Останьтесь там, где стоите, и откройте на секундочку глаза...Теперь снова закройте глаза. Сейчас вы должны другим способом показать мне, где находятся предметы. Не показывайте их рукой, а развернитесь в их направлении всем телом.
Повернитесь в направлении полки с игрушками... радиатора... корзины с бумагами... в сторону пола...
38
39

(Старайтесь, чтобы дети поворачивались в различных направлениях.)
А теперь откройте глаза, я хочу посмотреть, можете ЛИ ВЫперемещаться в те места, которые я вам называю. Сядьте на стулья... Теперь станьте позади стула... Теперь поставьте ногу на стул... Ложитесь на стул... Станьте между двумя стульями... Станьте у стены... Станьте в противоположной стороне комнаты.:. Ложитесь на пол... Станьте рядом с другим ребенком... Станьте позади другого ребенка... Ложитесь рядом с другим ребенком... Как вы должны Встать, чтобы каждый из вас стоял позади другого?
(В последнем задании возможны вариации: например, дети не сами перемещаются в разные места, а переставляют какой -нибудь предмет книжку, коробочку и т.п.)

12 Заколдованный круг
Описание. В этом упражнении дети могут потренироi ать свой пространственный интеллект. дети чувствуют себя
упсреннее,когда знают, что в комнате есть все необходимые имвещи.
Чтобы ввести дополнительный элемент напряжения в игру, прежде чем в конце предложения назвать соответствующий ?объект, вы можете сделать небольшую паузу. Этот эффект ножно усилить, если произнести предложение в нормальном темпе и лишь слово после паузы — быстро и выразительно. Чтобы поддержать напряжение, придумывайте все более и более интересные движения.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям. Я хочу узнать, смогут ли ваши глаза найти в комнате вещь, которую я назову. Когда я скажу, К примеру: «Покажите мне, пожалуйста, где дверь», я хочу, Чтобы вы развернулись всем телом в направлении двери. Вы поняли, что нужно делать? (дайте детям время подумать, чтобы у них возникло чувство, что они могут выполнить это непростое задание.)
Покажите мне, пожалуйста, где находится коробка с кубию ми...
Покажите мне, пожалуйста, где хранятся цветные карандаши...
(В дальнейшем называйте детям типичные для этой комнаты и значимые для ребят объекты.)

Теперь мы сделаем немножко по-другому. Когда я спрашиваю у вас, например, «Где находится в нашей комнате корзина для бумаги?», вы должны очень быстро добежать до нее.
Где в комнате детские книжки?
Где в нашей комнате мячи?
(Перечислите и другие знакомые детям объекты.)
А теперь возьмите каждый по игрушке и положите их на пол кiiк можно дальше друг от друга. (Помогите детям в этом.)
А сейчас вы должны указать мне, где находится игрушка, особым образом. Когда я спрашиваю: «Где находится красный автомобиль?», вы должны добежать до него и все вместе создать вокруг него заколдованный круг. Тогда я буду- знать, что вы все нашли красный автомобиль.
Где медведь Марка?
Где качающаяся лошадь?
(Назовите еще несколько игрушек, которые дети положили на пол.)

13 Бумага и карандаш
Описание. В этой игре для решения поставленной п’дачи дети должны задействовать оба полушария головного нозга. Главным образом здесь отрабатывается координация .глаз—нога» и тренируются мелкие мышцы голени и щиколоток. Когда у ребят появляется чувство успеха, игра доставляет им большое удовольствие.
Материалы: на каждого ребенка по квадратному листу бумаги 50 х 50 см и два коротких, не очень острых карандаша, примерно по 8—10 см.
Возраст участников: от 4лет.
Инструкция детям.Снимите обувь иноски. Я хочу посмотреть, насколько ловкие ваши ноги. Возьмите, пожалуйста, два коротких карандаша и положите их между пальцами ног. Сделайте так, чтобы пальчики смотрели вниз. Теперь попробуйте пройтись по комнате на пятках. Поднимите мьисочки настолько высоко, чтобы карандаши не оставили следов на полу...

Хорошо у вас получается.
Теперь попробуем сделать что-нибудь другое... Возьмите лист бумаги и положите на пол. Держите карандаш между пальцами ног. Не важно, между какими пальцами вы его разместите. Попробуйте что-нибудь нарисовать на листе.
А сейчас попытайтесь сделать то же самое другой ногой...
Давайте посмотрим на эти «ножные рисунки».

14 Игра стенью
Описание. В
этой игре участники должны наблюдать за бегущими детьми и их тенями.
Это летняя игра для открытого пространства. В нее надо играть днем, когда тени еще не очень короткие.
Возраст участников: от 6лет.
Инструкция детям. Станьте так, чтобы вы могли
видеть свою тень. Попробуйте придать своей тени другую форму, изменив положение руки, ноги, всего тела...
Что вы должны сделать, чтобы тень стала совсем маленькой? Что вы должны сделать, чтобы тень стала как можно больше?
Теперь разойдитесь по игровому полю. Останьтесь стоять там, где у вас получается самая большая тень. Один ребенок должен обежать других детей и встать на их тени. Кто хочет быть первым?
(Пусть каждый ребенок выполнит задание только один раз. Позже вы можете внести изменения в задание, пре дложив бегущему ребенку, например, наступить на определенную часть тени:
на руку, ногу, живот, голову и т. д.)
Теперь мы попробуем что-то вроде военной игры. Все дети бегают по игровому полю и пытаются помешать тому, чтобы водящий наступил на их тень. Когда водящий наступил на тень, он громко кричит: «Виктор, я тебя поймал!» Тогда этот ребенок становится следующим водящим.

15 Колдовской котел
Описание. Эта игра дает возможность потренировать зрительную память и чувство пространства у маленьких детей. Стараясь не прикасаться к «кипящему» колдовскому котлу, дети могут отрабатывать координацию «глаз—рука».
для игры следует освободить пол в комнате.
Материалы: вам понадобится черное пластиковое ведро или какой-либо другой сосуд, который вы обернете в
4.черную бумагу; также — разнообразные мелкие предметы вроде
Гальки, деревянных брусков, карандашей, деталей конструктора
Лего, еловых шишек, каштанов и т.д. в количестве одной-двух
Штук на ребенка.
Возраст участников:от 3 лет.
Инструкция детям. Сядьте на пол в круг. ЯпоставЛЮ в середину круга черный колдовской котел. Это особенный сосуд, в котором ведьма варит свое колдовское зелье. Ярасскажу вам историю этого зелья. А пока я буду рассказывать, Кодите вокруг котла и кладите на пол все вещи, которые я буду называть. (Предварительно раздайте детям камушки, карандаши, шишки, каштань и т.д.) Представьте, что это вещи, которые нужны для колдовского зелья. Зелье состоит из многих ингредиентов, как хороший суп.
«Жила-была очень злая ведьма. Она жила в маленьком до- нике в деревне.
И однажды бургомистр решил, что ведьма должна платить даоййую квартгюлату за то, что она ведьма. У ведьмы не было

44

таких денег, потому что своим колдовством она зарабатывала очень мало. Поэтому она решила сварить для бургомистра колдовское зелье: если бургомистр выпьет его, у него вырастут такие большие уши, что будут свисать до плеч. для этого особенного напитка ей нужно было много всего, например, сни- ные кости, порция птичьего помета, эмеиный яд, три волоска из лис.ьего хвоста, одна упаковка шпината, столовая ложка рыбьего жира, ржавые гвозди...»
Можете ли вы сказать, какие еще ингредиенты подходят для колдовского зелья?..
<Ведьма разожгла огонь, бросила все это в черный котел, смешала и стала варить, чтобы у бургомистра появились длинные, длинные уши. Огонь становился все жарче, и зелье забулькало внутри его, как суп, который не очень-то хорошо пахнет».
Когда я хлопну в ладоши, вы должны бросить в котел все вещи, которые нужны ведьме для приготовления зелья (сейчас они лежат на полу). Будьте внимательны, не касайтесь котла, так как он очень горячий. Каждый из вас за один раз может бросить в котел только одну вещь.
(Вероятно, детям будет любопытно, ВЫПИЛ ЛИ бургомистр зелье И ВЫРОСЛИ У него ДЛИННЫе УШИ ИЛИ нет. Поэтому расскажи- те эту ИСТОРИЮ До конца ИЛИ попросите детей придумать ее окончание.)

16 Разноцветный мир
Описание. Эта игра способствует развитию чувства iiространства. Чтобы обнаружить разные цвета, дети должны оГратить внимание на то, что их окружает. В ходе выполнещiя задания ребята помогают друг другу.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. А сейчас вы покажете мне, много и цветов вы знаете. Какого цвета небо? Пройдитесь по комнате и найдите что-нибудь того же цвета, что и небо, и дороньтесь до него рукой...
) Какого цвета автомобильная шина? Пройдитесь по комнате и покажите, где есть такой цвет, потрогайте его рукой... Какого цвета наша кровь? Пройдитесь по комнате, найди Те такой же цвет и потрогайте его рукой...
Какого цвета трава? Походите по комнате и покажите, где кть такой же цвет, дотроньтесь до него...
Какого цвета солнце? Пройдитесь по комнате и покажите, Где такой цвет, потрогайте его рукой...
Какого цвета снег? Пройдитесь по комнате и покажите, где Такой цвет, потрогайте его рукой...
Можете ли вы показать одной рукой что-нибудь красное, а другой — что-нибудь белое?
Если у вас не получается сделать это, укажите на ребенка, который показывает красное и белое, и дотроньтесь до него.
Можете ли вы показать одной рукой что-то зеленое, а дру1 ой — что-то желтое? Помогайте друг другу, если кто-то не может найти нужные цвета.
А можете ли вы указать одной рукой на что-то черное, а Другой на что-то белое? Если трудно сделать это, попросите Помочь вам кого-нибудь из детей.

 

Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Поймай лису!».
Сначала все дети становятся лисами, а я буду охотником. Каждая лйса получает по разноцветному платку. Лись’ заправляют платки сзади одним концом за воротник так, чтобы другой конец оставался свободным и платок можно было легко вытащить, Я гоняюсь за лисами и пробую вытащить у них платки. Когда лиса теряет свой платок, то становится охотником. А все сорванные платки мы кладем на пол.
Игра продолжается до тех пор, пока все лисы не станут охотниками. Надеюсь, мы сможем быстро поймать всех проворньих лисиц, и нам не придется провести за этим занятием весь день.
Теперь лисы могут разбегаться...
(Есть интересный вариант этой игры для старших детей. Вы обозначаете круг на полу. Охотник должен оставаться внутри круга. Он может схватить лису за платок, когда та осмелится пробежать через круг. Пойманная лиса становится охотником.)

Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Я хочу показать вам один нолщебный фокус, который потом вы можете попробовать сделать жми. Поскольку я не очень опытный волшебник, то буду показывать фокус с тремя ведерками.
Я поставлю три ведерка на пол вверх дном. Под одно я iiоложу мячик и начну перемещать ведерки, в результате я не Оуду знать, под каким из них он находится. Возможно, мне захочется сказать волшебное слово. (Когда будете прятать МЯЧИК и пере двигать ведерки, отвлекайте внимание детей от Мячика.)
Может ли мне кто-нибудь сказать, под каким ведерком iаходится мячик?
(Возможно, понадобится продемонстрировать этот фокус пару раз, а затем дети могут попробовать выполнить его самосвiоятельно в парах, для этого им потребуются два ведерка и
один мячик.)

17 Поймай лису!

Наперстки

Описание. Это веселый вариант классической «во- Описание. Волшебные фокусьт — испытанный исенной» игры. Разноцветные платки или банданы служат под- 1’)чник вдохновения детей. Вы можете использовать эту древвижньтми целями, за которыми должны следить охотники. нюю игру, чтобы дать возможность детям постарше потренироват свою способность концентрироваться и внимательно
Материалы: вам понадобится по разноцветному Наблюдать за происходящим.
платку, бандане или легкой шали на каждого ребенка.
Материалы: на каждого ребенка понадобится пласти ковое ведерко, пустая консервная банка или что-то подобное. Все эти емкости должны быть похожи. Для каждой пары детей потребуется маленький мячик или стеклянный шарик.

 

Молодцы! Пожар потушен, Машины могут возвращаться в (Перейдите на другое место и вызовите новые пожарные
и,шины. Варьируйте последовательность, в которои вы на-
19 Пожарная команда,,,,,юете цвета, кроме того, предложите детям пару раз за игру
,,еняться рулями, так чтобы у них оказались рули другого
Описание. Эта игра, в которой дети должны разли - $ета.)
чать цвета, поможет развить способность ориентироваться i
пространстве.
Материалы: на каждого ребенка понадобится круглый
кусок картона диаметром около 20 ем, обклеенный цветной
бумагой. Используйте разные цвета, например, красный,
зеленый, синий, желтый.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Я хочу поиграть с вами в пожар-
ную команду.
Вы все получаете по картонному кругу. Представьте, чтоэто —
руль пожарной машины и каждый из вас ведет свою машину.
У стены находится пожарная охрана, там в большом гараже
стоят пожарные расчеты. Я — главный пожарный, я буду ходить
по комнате и следить, не загорелось ли что-нибудь. Ког-
да я закричу: «Сгонь! Огонь! Все красные расчеты сюда!», все
дети с красными рулями должны будут срочно двинуться ко
мне. Когда вы будете бежать, не забудьте включить сирены. По-
жарные тушат пожар, все остальные автомобили остаются в га- $
раже. Понятно? Тогда начнем!
Огонь! Огонь! Все желтые пожарные машины на выезд...
Мы должны потушить пожар на складе бумаги...
(Пройдитесь по комнате и прокомментируйте процесс туше-
ния пожара, обычно он вызывает удетей большой интерес.)
50

20 Узел
Описание. В этой игре дети могут проявить СВОЮ наблюдательность и освоить пространственные ПОНЯТИЯ («над», «под», «за» «через» и т.д.).
Возраст участников: От 6 лет.
Инструкция детям, для этой игры нам Понадобится доброволец. Пока я объясняю смысл игрьт, этот ребенок отнорачивается и смотрит, например, на дверь. Все оСТальнЫе дети встают в круг и берут друг друга за руки.
Теперь попробуйте Превратить круг в узел. для этого ваi надо будет «заггутаться», не разнимая рук. Можно перешагивать через сомкнутые руки, проползать под ними, так ЧТОбЫ В результате ваши руки переплелись, а из круга получился «клубок»...
Отпускать руки своих соседей нельзя!
доброволец подходит и пытается развязать узел. Но сразу он не развязывается, его можно расггутать только шаг за шагом.
Кто первый доброволец?..
Сделайте хороший узелок...
(Когда доброволец вернется, обратитесь к нему.) Твоя задача — распутать получившийся узел. Ты должен говорить другим, какие движения они должны делать, чтобы узел распутался. Например: «Виктор, перелезь через руку Марии, Александра, подвинься и Посмотри в том направлении,., а теперь пройди под рукой Марка».
(Следующий узел распутывает новый доброволец.)

Возраст участников: от 4 лет.

21 Стоп!
Описание. Это игра на внимательность, в которой аiи одновременно расслабляются и заряжаются энергией.
Тихая, мягкая музыка может усилить приятное воздействие иIры.Останавливайте музыку при слове «Стон».
Инструкция детям. Я хочу поиграть с вами в игру,
которая называется «Стон!».
Разойдитесь по комнате и ходите сами по себе. Но когда я крикну «Стон! Закройте глаза!», вы должны остановиться там, рде вас застигла команда. Вы закрываете глаза, медленно опусКаетесь на пол и сворачиваетесь калачиком.
Оставайтесь с закрытыми глазами и немножко отдохните. Яподойду к кому-нибудь на цыпочках и дотронусь до его плеЧа. Этот ребенок открывает глаза, встает, очень тихо, на цыПочках, выходит из комнаты и закрывает за собой дверь.
(После того как вы дотронулись до ребенка, отойдите от него “и пару шагов.)
Теперь я разбужу всех детей, которые отдыхают на полу, сказан: «Вставайте, играем дальще!» Вы открываете глаза, вста•т и снова начинаете ходить по комнате. Через некоторое аремя я говорю: «Стоп! Кого нет?» Вы останавливаетесь и осматриваете друг друга. Интересно, кто из вас первым ответит, кто стоит за дверью, ждет и радуется тому, что вот-вот вернется к Нам? Когда вы назовете имя этого ребенка, я позову его обратно, и игра продолжится.
(Если детям будет трудно догадаться, вы можете ам помочь, сказан, например: У этого ребенка забавные веснушки, он с удо•ольствие ходит в нашу группу, у него нет ни братьев, ни сесТлер>, и т.д.)

работали как можно точнее. И если ребенку удается добиться значит, он проделал большую внутреннюю работу.
)го говорит о том, что он находится на пути осознания себя
кк партнера — партнера других детей или ведущего группы,
Глава 2 аi; конечном счете — партнера всех людей, живущих в мире.
Зеркало и тень
Ребенку трудно контролировать движение глаз, поскольку
оно осуществляется с помощью разных мышц. В результате
работы этих мышц глаз должен занять определенное
положение, чтобы изображение проецировалось точно на небольшое
пространство глазного яблока (радужку). Отгуда зрительная
информация переда







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.