Здавалка
Главная | Обратная связь

Повторяющиеся мысли



Ещё мы должны внимательно следить за действием повторяющихся мыслей. То, что сначала было безосновательным подозрением, — причём, возможно, подозрением недостойным, — может вскоре затвердеть в предубеждение; не потому, что появятся какие-то дополнительные доказательства, а просто в силу его собственного повторения. Так мы принимаем, часто без веской причины, определённое отношение к кому-либо или чему-либо, и затем, просто потому что мы его приняли, упорствуем в нём. И даже если мы вполне сознаём, что поначалу это было не более чем просто подозрение, то просто из-за того, что мы думаем о нём снова и снова, мы начинаем верить, что оно вполне обосновано, и делать из него выводы, как если бы это был факт. Именно так часто рождаются предубеждения, а мы уже объяснили, что они фатальны для прогресса.

Кроме того, реакция мыслеформ склоняет нас к развитию определённых качеств. Многие, начав с совершенно правильного решения быть внимательными в расходовании своих денег, из-за того, что их энергичная мысль об экономии воздействует на них снова и снова, пока не становится доминирующей идеей в их уме, приобретают качество скаредности. Но мыслеформа изливает своё влияние не только внутрь, на своего создателя — она также излучает и вовне. И эффект этих испускаемых вовне вибраций состоит в том, что они притягивают другие подобные мыслеформы, которые усиливают действие первоначальной. Потому в таких вопросах нам необходимо быть настороже — внимательно следить за возникающими у нас мыслями и чувствами, и различать между теми, которые пришли свыше, от высшего «я», и теми, которые просто плавают на нижних уровнях.

 

Влюблённость

Ещё одним примером повторного действия мыслеформы является то, что обычно называют влюблённостью. Есть как минимум две ясно различимых её разновидности, которые обычно определяются писателями как «постепенный рост чувства» и «любовь с первого взгляда». Это последнее явление (если оно действительно случается, а я склонен думать, что да) должно значить, что «я» узнало того, с кем хорошо было знакомо в прошлых жизнях, но первая, и более обычная разновидность влюблённости обычно наступает из-за усиленного действия повторяющейся мысли.

Если говорить на эту тему с какой-то толикой здравого смысла, это может сделать вас непопулярным, потому что каждый мужчина считает свою возлюбленную единственной женщиной в мире, являющейся воплощением всех достоинств, и готов защищать это положение даже со шпагой в руках, если это будет необходимо. И всё же, если бы он мог бесстрастно и разумно взглянуть на это дело (что для него, конечно, невозможно), ему пришлось бы признать, что хотя для него она — всё, есть в мире и другие женщины, занимающие то же положение в умах других людей — теоретически, столь же разумных и способных составить своё мнение по такому вопросу, как и он сам.

Почему же тогда (если тут не играют роль узы, созданные в прошлом воплощении) он должен выбрать определённую девушку из всех прочих в мире, чтобы она стала для него воплощением всего благородного и прекрасного? Правда тут совершенно неромантична — это в большой мере вопрос соседства. Нормальный молодой человек, которого обстоятельства привели в близкое общение с нормальной девушкой, скорее всего в неё влюбится; и хотя он никогда в это не поверит, но если бы он попал в подобные близкие отношения с любой из сотни других нормальных девушек, он бы так же легко влюбился в неё!

Сначала девушка просто производит на него мимолётное приятное впечатление, и если он больше её не встретит, то вероятно, через несколько дней он перестанет думать о ней, но если он видит её часто, созданная им её мыслеформа укрепляется, и он начинает, сам того не зная, всматриваться в эту девушку глубже, чем сначала. Это продолжается, пока ему не удаётся увидеть в ней божественную реальность, стоящую за всеми нами. Она стоит за всеми одинаково, но он научился видеть её только в своей возлюбленной, и потому для него божественное приобретает её форму; а как только он раз увидел его через эту форму, то по крайней мере для него оно уже не может принять другой формы. Так в своём воображении он наделяет её всеми видами добродетелей и великолепных качеств — которые в ней есть, как есть они и во всех нас, хотя другим глазам они могут быть и не видны проявленными через неё. Они в ней присутствуют, потому что её «я», как и все другие, есть искра Божественного Огня; ему эти качества присущи и существуют в нём в совершенстве. Их проявление в этом физическом мире может оказаться в ней не б`ольшим, чем у сотни других людей, но он видит их в ней, потому что вообще распознавать их он впервые научился именно через неё.

Так что, по правде говоря, с точки зрения оккультиста восторженные слова тысяч влюблённых об объектах своего восхищения все истинны, даже хотя и кажутся взаимоисключающими; ибо истина в том, что то, что все они любят — это Единое, хотя для каждого оно проявляется через другой проводник, а поскольку в своём частичном видении они не могут отличить Единое от его проявления, они наделяют это особое проявление качествами, принадлежащими не ему, а Тому, что через него сияет. Так что они правы относительно качеств, которые видят, и неправы только в утверждениях об исключительности их проявления через ту форму, в которой они научились видеть их.

Часто объективному внешнему наблюдателю, рассматривающему это с точки зрения физического мира, бывает трудно понять, что увидел определённый мужчина в определённой женщине такого, что вызвало у него желания сделать её своей женой. Ответ в том, что увидел он в ней нечто такое, что невидимо на физическом плане, нечто, что можно различить, только взглянув гораздо глубже, и тянет его к ней потому, что через неё ему открылся этот аспект Божественного.

Люди часто говорят, что воображение влюблённого приписывает его потенциальной невесте качества, которыми она в действительности не обладает. Оккультист сказал бы, что влюблённый прав — она обладает ими, потому что ими обладает Бог, частью которого она является. И для того, кто в неё влюблён, она является каналом, через который он может его увидеть. Но другие, для кого она таким каналом не является, не могут увидеть через неё эти качества, хотя в то же время могут видеть их через кого-нибудь другого.

Одно из великих преимуществ этого состоит в том, что если женщина действительно хорошая, она будет стараться жить так, чтобы соответствовать уровню мыслеформы, которую создал для неё влюблённый. Она вполне сознаёт, что он её идеализирует и наделяет её качествами, которыми, по её мнению, она вовсе не обладает, но чтобы не разочаровать его и быть достойной его любви и доверия, она упорно старается развить в себе эти качества — чтобы быть такой, какой он её представляет. А поскольку в сущности она именно такая, как он о ней думает, поскольку в стоящей за ней монаде эти качества существуют, она часто добивается успеха — ей удаётся, хотя бы в какой-то мере, провести их в проявление. Так доверие влюблённого бывает оправдано, а его вера в неё проявляет её высшее «я» и помогает ей на пути эволюции.

Следует заметить, что всё это действует обоюдно, и женщина пытается обрести свой идеал через мужчину, как мужчина — через женщину. Человек в нынешнем своём состоянии обычно легче всего находит свой идеал в представителе противоположного пола, но это не обязательно всегда так. Иногда молодой человек восхищается кем-то старшим, и через своё восхищение им и привязанность к нему получает проблеск того истинного мира, который мы называем идеальным; иногда то же чувство возникает между молодой женщиной и более старшей и опытной.

А поскольку этот реальный идеал стоит за всеми нами, мистик, живущий в уединённом созерцании, может столь же совершенно найти его внутри себя. Искать его, через своё или другое «я», — это склонность каждого человека, и чувство, которое подвигает нас на эти поиски, есть божественно привитая сила эволюции, желание найти Божественное, из которого мы все изошли, и вернуться к нему. Ведь сила, которая на этой ранней стадии может проявляться только описанным способом, — та же самая, что позже приведёт человека к окончательному единению. Как красиво выразил это св. Августин, «Боже, ты создал нас из себя, и нет нашим сердцам покоя, пока они не обретут свой покой в тебе».

 

Ранние цветы

Красивой разновидностью этого, хотя часто понимаемой неверно, является детская «влюблённость». Бесчувственные взрослые часто насмехаются над ней, потому что знают, что в девяти случаях из десяти объект этой любви совершенно неподходящ, она не будет длиться долго и кончится ничем. Всё это верно, но по сути это чувство — то же самое, что приходит во взрослой жизни, и обычно представляет собой гораздо более чистую и бескорыстную его форму. Если бы вы могли проникнуть в самое сердце молодого влюблённого десяти или двенадцати лет, вы обнаружили бы, что часто он даже и не мечтает жениться на своей возлюбленной и жить с ней в счастье и уюте; скорее он думает о том, чтобы принести себя ей в жертву, проявить великолепный героизм, защищая её, и умереть у её ног. Несомненно, это абсурдно романтично, но не лишено благоприятного эффекта для молодого сердца, а в действительности, и для обоих.

Изливать подобные мыслеформы действительно полезно и для того, кто их создаёт, и для того, кто их получает, и они готовят людей для более зрелого, хотя и не более прекрасного чувства, которое придёт в дальнейшей жизни. Видели ли вы, как много цвета набирают вишнёвые и сливовые деревья? Могут подумать, что природа зря растрачивает энергию, поскольку эти цветы никогда не принесут плодов. Однако ботаник скажет нам, что они вовсе не бесполезны — у них есть важное назначение: тянуть сок и тем укреплять дерево, таким образом, готовя путь плодам, которые не смогли бы без этого существовать. Эти невинные детские романы производят именно тот же результат: они укрепляют природу и готовят её к более полному развитию, которое наступит позже.

 

Оккультизм и брак

И всё же несмотря на сказанное выше — несмотря на красоту и возвышенность любви, должны ли мы с оккультной точки зрения советовать жениться тем, кто изучает оккультизм? Я думаю, что лучший ответ можно найти в словах нашей великой основательницы, Е. П. Блаватской.

«Это зависит от того, какого человека вы имеете в виду. Если речь о человеке, который намерен жить в миру и, будучи хорошим, серьезным теософом и ревностным нашим сотрудником, всё же имеет желания и привязанности, приковывающие его к миру; который, говоря коротко, не чувствует, что он навсегда покончил с тем, что люди называют жизнью, и что он желает одной единственной вещи — познать истину и быть в состоянии помочь людям, — то у него нет причин не жениться, если он, конечно, хочет рискнуть в этой лотерее, где проигрышных билетов куда больше, чем выигрышных.» («Ключ к теософии», раздел XIII, гл. «Теософия и брак»)

Но если человек собирается достичь большего и посвятить всю свою жизнь теософической работе, если он стремится стать учеником одних из великих Учителей Мудрости, тогда мы не посоветуем ему делить своё внимание между тем миром и этим. Далее Блаватская говорит нам:

«Позвольте вам напомнить, что практический оккультизм — слишком серьёзное и опасное для человека занятие, если он не искренен в высшей степени и не готов пожертвовать всем, и прежде всего собою, чтобы достичь цели. ... Я говорю лишь о тех, кто твёрдо решил вступить на путь ученичества.» (Там же).

Нет ничего, что не позволяло бы человеку любить свой идеал так сильно, как он хочет; ошибка лишь в желании безраздельного владения, в животной страсти, которую не удовлетворяет восхищение на расстоянии, в ревности, которую злит, что другие тоже любят и поклоняются. Ученик, желающий предельно посвятить себя работе, должен освободиться от всякой привязанности, чтобы быть свободным для работы. И пусть он, как бывало с многими, не обманывается правдоподобными резонами своей страсти, и не впадает в заблуждение, что в цепях он сможет работать лучше. Но, напоминаю ещё раз, это лишь для людей, которые твёрдо решились идти до конца. Но если такой высокой решимости нет, всё равно остаётся огромное количество полезной работы, которую можно исполнить, и даже прогресса, который можно совершить, воспользовавшись преимуществом неприятностей и испытаний обычной мирской жизни и стараясь жить высшей жизнью, даже будучи в цепях.

Другое оправдание, которое иногда приводят в пользу брака, состоит в том, что необходимо обеспечивать тела для высокоразвитых «я», которые должны прийти в воплощение для исполнения работы, и что ученики непременно произведут их лучше, чем просто хорошие люди из внешнего мира. Вероятно, это так, и потому в некоторых редких случаях ученикам указывают жениться для этой самой цели, но конечно же мудрее подождать такого указания из источника, достоверность которого не подлежит сомнению. К тому же у нас в Теософическом Обществе уже есть множество женатых членов, которые совершенно пригодны для обеспечения телами оккультных работников будущего. Поистине, нет большей чести, чем быть избранными кармическими божествами для обеспечения этих тел, кроме ещё большей чести — их тренировки, когда они произведены. И пусть работой учащегося, который ещё сохраняет узы, связывающие его с миром, будет обеспечение этих тел, а те, кто чувствуют, что способны на более высокую жизнь, пусть помогают в воспитании детей. Ибо воистину никто не может служить двум господам, а путь оккультизма требует всех энергий тела, души и духа.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.