Здавалка
Главная | Обратная связь

Предприятие и реформы, проводимые в России



Перед страной стоит задача перехода к рыночным отношениям, которые рассматриваются как средство для достижения высокоэффективной экономики, восприимчивой к научно-техническому прогрессу и ориентированной на потребителя. Рынок должен стимулировать развитие производства, способствовать совершенствованию его структуры.

Переход к рыночным отношениям в существующих условиях означает, что все предприятия погружаются в рыночную среду, подчиняются требованиям товарно-денежных отношений. Сами рыночные отношения регулируются государством через систему налогов, кредита, государственных инвестиций. При этом экономика сохраняет достаточно развитый государственный сектор и имеет целый ряд разновидностей негосударственных форм собственности.

Государственный сектор подчиняется определенным методам административного управления, но также входит в единую рыночную систему, зависит от ее состояния и особенностей функционирования.

Переход предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм к нормальным рыночный отношениям потребовал решения ряда сложных взаимосвязанных проблем в как можно более короткое время.

Прежде всего, была создана правовая база функционирования рыночной экономики. Принят ряд основополагающих законов, указов президента, постановлений правительства. Действуют законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, приватизации государственных и муниципальных предприятий, банкротстве неплатежеспособных предприятий, службе занятости и другие.

Рыночные отношения невозможны без формирования субъектов рынка – независимых, самостоятельных, экономически ответственных товаропроизводителей. В условиях, когда госсобственность абсолютно преобладает, независимые предприятия-товаропроизводители могут появиться только в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, т. е. в смене формы собственности. Именно поэтому разгосударствление собственности было и остается чрезвычайно важной задачей.

Переход предприятий к работе в условиях рыночной экономики невозможен без оздоровления финансовых ресурсов предприятия. Это может быть достигнуто за счет эффективного использования оборотных средств на основе режима экономии всех ресурсов, избавления от сверхнормативных и излишних основных и оборотных фондов, ликвидации просроченной задолженности банкам, поставщикам.

Финансовое оздоровление предприятий требует сокращения затоваривания складов готовой продукции, что ведет к отвлечению финансовых средств из оборота. Затоваривание складов явилось результатом разрыва хозяйственных связей, падения договорной дисциплины, применения поставщиками завышенных цен на ресурсы, а следовательно, к росту цен на готовую продукцию, которая уже не находит рынков сбыта.

Переход к рыночным отношениям потребовал изменения порядка ценообразования на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Система ценообразования стала основываться на конъюнктуре рынка, т. е. на спросе и предложении товаров, продукции, услуг. Правительство проводит в жизнь политику либерализации цен – отмену регулируемых цен, в том числе и на энергоносители.

Рыночные отношения потребовали радикальных изменений в социальной политике государства. Главной целью этой политики становится снятие любых ограничений на пути такой деятельности, которая дает возможность каждому коллективу предприятия получать доходы в меру реального вклада в удовлетворение потребностей населения. Одновременно проводится социальная защита тех, кто не способен себя защитить, – пенсионеров, инвалидов, учащейся молодежи, работников бюджетных организаций.

Важнейшей стала проблема занятости населения в связи со спадом производства, банкротства убыточных производств. Создана региональная государственная служба занятости, которая оперативно перераспределяет рабочую силу по отраслям народного хозяйства, организует переподготовку кадров, имеет информацию о наличии рабочих мест, спросе на те или иные профессии.

Эффективная перестройка хозяйственного механизма невозможна без крупномасштабных структурных преобразований.

Результаты экономической реформы 1991–1998 гг. не дают оснований для оптимистических заявлений о переломе в тяжелой экономической ситуации, начале стабилизации, которая прогнозировалась на 2000 г. Сегодня промышленное производство упало ниже 50 % докризисной отметки. Особенно резкий спад производства имеет место в базисных отраслях промышленности, составляющих конкуренцию на мировом рынке, – электротехнике, приборостроении, авиакосмической, станкостроении, судостроении. Спад производства был вызван в основном уже не нарушением хозяйственных связей, а трудностями сбыта продукции, ограниченностью спроса, т. е. спад приобрел качественно новый характер.

В экономике России создалась такая ситуация, когда дальнейший спад производства ведет к потере научно-технического, кадрового потенциала, резкому сокращению национального богатства, созданного трудом предшествующих поколений. Инвестициив отрасли народного хозяйства сократились более чем в три раза, что не обеспечивает даже простого воспроизводства производственных фондов, а следовательно, быстро возрастает степень физического и, тем более, морального износа оборудования. Распадаются или влачат жалкое существование многие научно-исследовательские, проектно-конструкторские учреждения. В особенно тяжелом положении находятся народное образование, здравоохранение, национальная культура. Уровень жизни населения снизился более чем в два раза, а третья его часть оказалась за чертой бедности.

Тяжелое экономическое положение в какой-то мере сглаживается за счет всевозрастающей продажи за границу энергоносителей, цветных металлов, многих других материальных ресурсов, т. е. удовлетворяются сиюминутные потребности страны за счет природных ресурсов, принадлежащих также и следующим поколениям. Экономические тяготы населения смягчаются такими механизмами социальной защиты, как повышение зарплаты рабочих и служащих (однако темпы ее роста значительно отстают от темповинфляции), а также стремление администрации предприятии избежать массовых увольнений; но по мере углубления экономического кризиса эти механизмы социальной защиты разрушаются, а темпы роста безработицы начинают быстро нарастать.

Предпосылок для подъема экономики в виде оживления инвестиционной деятельности, обновления технологий и производственного аппарата еще нет. Вместо формулы «производство ради производства» в командно-административной системе действует не менее вредная формула – «рынок ради рынка».

2.3. Фирма с точки зрения функционирования внутренней
и внешней среды бизнеса

Деятельность любой фирмы необходимо рассматривать с точки зрения системного похода, согласно которому предприятие (фирма) – это организационно-экономическая система, которой присущи такие основные свойства систем, как целостность, членимость, коммуникативность, динамичность. Любое предприятие, с точки зрения системного подхода, – это совокупность внутренней (микросреды) и внешней (макросреды) среды бизнеса.

Внутренняя среда предприятия (фирмы) – это чьё-либо решение относительно того, что делать, как делать, для кого делать на данном предприятии (фирме). Элементами внутренней среды бизнеса являются люди, работающие на предприятии, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги).

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность работы предприятия, – это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия, состояние экономики и политики.

Внешняя среда предприятия – внешнее окружение предприятия, к изменению которого приходится приспосабливаться и соответственным образом осуществлять изменения внутри предприятия. С точки зрения системного подхода внешняя среда предприятия сложная, подвижная и неопределённая. Подвижность – это скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. С точки зрения системного подхода окружение предприятия как сложной производственной системы изменяется с нарастающей скоростью: меняется правительство, меняются законы, растет инфляция. Эта тенденция является общей, но в различных отраслях экономики скорость изменения среды существенно отличается. Сложность среды определяется числом факторов, на которые предприятие обязано реагировать в целях своего выживания. Неопределённость внешней среды является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности и достоверности располагаемой информации.

Факторы внешней среды подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на принятие решений предприятием в сфере хозяйственной деятельности. К этим факторам относят государство, поставщиков, потребителей, конкурентов. Государство выступает регулирующим, защищающим и руководящим звеном. Эта роль может принимать различные формы налоговых льгот, субсидий, юридического контроля на нерегулируемом рынке. Поставщики как партнёрская группа обеспечивают предприятие сырьём и материалами. Серьёзным ограничением с их стороны могут быть цены на поставляемые ресурсы, их качество, договорные условия.

Факторы косвенного воздействия обычно влияют на деятельность предприятия, как и факторы прямого действия. Но среда косвенного воздействия гораздо сложнее. Описание, характеристика и возможность спрогнозировать последствия воздействия косвенных факторов для предприятия очень затруднительны и трудоёмки. Такие факторы не поддаются формализованному описанию, требуется большой объём информации, которая зачастую не имеет количественного и однозначного толкования.

Состояние экономики характеризуется такими категориями, как экономический рост, платёжный баланс, уровень занятости. Экономический рост предполагает рост национального продукта на душу населения. Экономический рост приносит определённые выгоды предпринимательскому сектору экономики, так как открывает новые рыночные альтернативы. Экономический рост и состояние экономики влияет на стоимость всех потребляемых ресурсов и способность потребителей формировать спрос. При прогнозах экономического спада предприятие уменьшает запасы готовой продукции, сокращает производство и численность работающих. Платёжный баланс – это статистический документ, который отражает баланс внешнеэкономических операций страны за определённый период. Неравновесие платёжного баланса, являясь регулятором внутриэкономических процессов, вызывает ряд последствий для экономики: положительное сальдо укрепляет позиции национальной валюты, отрицательное – ослабляет. Уровень занятости существенно влияет на работу предприятия, в первую очередь с точки зрения спроса на товар: чем выше безработица, тем ниже спрос и больше проблем с реализацией продукции. Политически факторы влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы.

С чисто правовой стороны согласно законодательству Российской Федерации предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Важнейшими задачами действующего предприятия (фирмы) являются:

· получение дохода владельцем предприятия;

· обеспечение потребителей продукцией предприятия;

· обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

· недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).

Задачи фирмы определяются:

· интересами владельца;

· размерами капитала;

· ситуацией внутри фирмы;

· внешней средой.

Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса – частное лицо, государственные органы или акционеры. Владелец исходя из собственных интересов, целей, приоритетов не только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом предприятия – в противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах.

Важнейшей задачей предприятия во всех случаях является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения с учетом функций, которые выполняет предприятие (фирма).

Независимо от формы собственности предприятие (фирма) работает, как правило, на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Оно самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции, в том числе получает государственные заказы, а также заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресурсов.

К основным функциям производственного предприятия (фирмы) относятся:

· изготовление продукции производственного и личного потребления;

· продажа и поставка продукции потребителю;

· послепродажное обслуживание продукции;

· материально-техническое обеспечение производства на предприятии;

· управление и организация труда персонала на предприятии;

· всестороннее развитие и рост объемов производства на предприятии;

· предпринимательство;

· уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;

· соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия (фирмы) конкретизируются и уточняются в зависимости:

· от размеров предприятия;

· от отраслевой принадлежности;

· от степени специализации и кооперирования;

· от наличия социальной инфраструктуры;

· от формы собственности;

· от взаимоотношений с местными органами власти.

Предприятие (фирма) несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на закупку сырья, материалов, оплату рабочей силы.

Администрация и персонал предприятия (фирмы) обязаны постоянно заботиться о том, чтобы изготовленная ими продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для завоевания и удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, также как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика, у которого можно приобрести те же изделия с лучшими качественными показателями или по более низкой цене. Чтобы не терять потребителей, специалисты фирмы изучают рынки сбыта продукции, принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению качества продукции, снижению ее себестоимости. Фактически в трудовых коллективах производственных предприятий (фирм) решается судьба состояния и развития экономики и политики страны.

Контрольные вопросы

1. Дать определение производственной фирмы.

2. В чём состоит отличие предприятия от фирмы?

3. Назвать основные характеристики предприятия (фирмы).

4. В чём состоят отраслевые особенности предприятия?

5. Что такое узкоспециализированное, многопрофильное и комбинированное предприятие?

6. Что является основой отнесения предприятий к малым, средним, крупным?

7. Что такое внутренняя и внешняя среда бизнеса, назовите основные элементы и как они действуют на деятельность фирмы?

8. В чем состоят региональные особенности структурной перестройкироссийской экономики?

Глава 3
Производственная структура
ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.