Правовые основы энергоаудитаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Костромской государственный технологический университет
Учебное пособие по предмету
Энергосбережение и ЭНЕРГОАУДИТ Составил: преподаватель Хохлов Ю.Л. Г. Правовые основы энергоаудита Нормативно-правовая база является основой проведения долгосрочной экономически обоснованной политики энергосбережения. Основным документом, регламентирующим энергосберегающую деятельность, является федеральный закон РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» [1]. Принятию этого законы предшествовала 15-ти летняя законотворческая деятельность в области энергосбережения на федеральном и региональном уровнях. Во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Минэнерго РФ приняло «Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации и правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» [42] (утверждены приказом Минэнерго от 19.04.2010 г. №182). 27.12.2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» [2], который установил, что организации, оказывающие услуги по энергетическим обследованиям, должны пройти процедуру подтверждения соответствия заявленной деятельности в форме добровольной сертификации, а также разработать и принять собственные стандарты организации на свою продукцию (услуги). Для обеспечения единства измерений при проведении энергаудита и защиты интересов обследуемых предприятий и организаций от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений следует учитывать требования Федерального закона от 27.04.1993 г. N 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» [3]. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-Ф3 «О теплоснабжении» [6] подтвердил, что общими принципами организации отношений и основами государственной политики в сфере теплоснабжения являются обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения, развитие систем централизованного теплоснабжения. Конкретным вкладом в создание нормативной базы для решения проблем экономии ТЭР стала разработка и принятие серии Государственных стандартов по вопросам энергосбережения: - ГОСТ Р51379-99 «Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов» [10]; - ГОСТ Р51380-99 “Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям” [11]; - ГОСТ Р51387-99 “Нормативно-методическое обеспечение” [12]; - ГОСТ Р51541-99 “Энергетическая эффективность. Состав показателей” [13]; - ГОСТ Р51388-99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения» [14]; - ГОСТ Р51749—2001 «Энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения» [15]; - ГОСТ Р51750-2001«Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах» [16]. Реальному сбережению топлива и тепловой энергии способствовало принятие «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» [43], «Правил учета электрической энергии» [46], «Правил учета газа» [44], «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ» [36], «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» [39], а также новых редакций строительных норм и правил: - СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» [24]; - СНиП 23.01.99 «Строительная климатология» [25]; - СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» [27]; - СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» [29]: - СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» [30]. В тот же период велась интенсивная нормативно-методическая работа по проблемам энергосбережения в энергогенерирующих и энергопотребляющих отраслях экономики. Так в Минтопэнерго РФ была принято «Положение по проведению энергетических обследований организаций РАО «ЕЭС России» РД 153-34.0-09.162-00 [55], а также разработаны типовые программы энергетических обследований электрических станций, электрических сетей, районных котельных и тепловых сетей. Постоянно совершенствуются методики расчета потерь электрической и тепловой энергии, методики испытаний электрических и тепловых сетей и разработки по их результатам энергетических характеристик систем транспорта электрической и тепловой энергии. Большое значение энергоресурсосбережению уделяется в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое считается ключевым звеном реформирования ЖКХ России. Значительный потенциал экономии и рост стоимости энергоресурсов делают проблему энергоресурсосбережения в ЖКХ весьма актуальной. На решение этой проблемы и направлена подпрограмма "Энергоресурсосбережение в ЖКХ на 2000 - 2005 г.г." Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" [8]. Основой для разработки и реализации муниципальных программ энергоресурсосбережения должен быть энергоаудит объектов ЖКХ, включающий энергетические обследования, оценку имеющихся резервов экономии и определение технико-экономической эффективности предложенных мероприятий по энергоресурсосбережению. Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу принял в 2001 г. «Методические указания по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве» [62]. Был издан Приказ Госстроя России № 202 от 10.06.2003 «Об утверждении Методических рекомендаций и типовых программ энергетических обследований систем коммунального энергоснабжения». Были утверждены 3 типовых программы энергетических обследований: - коммунальных отопительных котельных; - тепловых сетей и тепловых пунктов; - электрических сетей. Более качественному проведению энергоаудита в ЖКХ способствовало принятие «Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы» [66], «Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения» [61],«Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» (МДК 4-03.2001) [64]. Работа по энергосбережению была организована и на региональном уровне. Был принят закон Костромской области от 06.12.99 г. №70-ЗКО «Об энергосбережении на территории Костромской области», издано постановление Губернатора от 23.06.2001 г. №308 «Об обязательных энергетических обследованиях и составлении энергетических паспортов», а также разработана и принята региональная целевая программа «Энергосбережение Костромской области» на 2000-2006 г.г. Целями и задачами программы являются: - переход на собственные энергоресурсы: биотопливо, торф, а также перевод на природный газ коммунально-бытовых и промышленных потребителей области, перевод на сжиженный и сжатый газ автотранспорта; - сокращение бюджетных дотаций населению региона на энергосбережение при снижении тарифов на энергоресурсы. Эта программа имеет 4 основные подпрограммы: - Комплексная программа «Развитие газификации Костромской области на базе природного газа до 2010 г.»; - Программа «Энергосбережение в системе тепло- и водоснабжения»; - Программа «Энергосбережения в строительстве Костромской области»; - Областная программа «Торф». Определены 2 этапа реализации программы: 1 этап 2000-2001 г.г. - разработка и принятие в регионе законодательных актов, направленных на регулирование отношений в сфере производства и услуг, рационального и экономного расходования топлива и энергии с учетом требований ФЗ «Об энергосбережении» и других нормативно-правовых документов; - принятие на законодательном уровне решения о консолидации средств экономии от энергосбережения на счете заказчика программы энергосбережения; - оказание финансовой поддержки со стороны государства за счет целевых бюджетных и внебюджетных ассигнований; - организация работ по оснащению потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов, а также средствами и оборудованием энергосберегающих технологий; - дальнейшее совершенствование системы тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на природный и сжиженный газ для потребителей; Этот период характеризуется необходимостью оказания интенсивной государственной финансовой поддержки на возвратной основе в объеме 30-40% от общей потребности в финансовых ресурсах. Преимущественно будут реализовываться проекты с инвестиционным циклом не более 1,5 лет сроком окупаемости до 1,5-2 лет. 2 этап 2002-2006 г.г. - развитие и освоение принципиально новых малоэнергоемких технологий, высокоэффективных в энергетическом отношении видов оборудования, технических средств и материалов; - завершение создания системы показателей энергетической эффективности в составе государственных стандартов и производственной базы по выпуску энергосберегающего оборудования. Программа определила также объемы и источники финансирования работ по энергосбережению: Общая сумма затрат - 693,34 млн. руб. Средства федерального бюджета - 24 млн. руб. Средства областного бюджета - 131,16 млн. руб. Средства бюджетов муниципальных образований - 67,81 млн. руб. Собственные средства предприятий - 327,32 млн. руб. Заемные средства - 46,5 млн. руб. Инвестиции - 5,4 млн. руб. Иные внебюджетные источники финансирования - 91,15 млн. руб. В 2006 году Минпромэнерго России в соответствие с решениями правительства РФ подготовило проект концепции новой редакции Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 года» [10]. Минэнерго РФ подготовлен и принят ряд нормативных документов по расчетам и обоснованию нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных, запасов топлива на тепловых электростанциях, технологических потерь при передаче электрической и тепловой энергии. Нормативно-методическая база должна постоянно совершенствоваться с учетом накопленного опыта работы и дополняться в определенном порядке в процессе законотворческой деятельности. Главной целью при этом является создание прозрачной системы расчета за потребляемую энергию, выгодной всем участникам, включая производителя, поставщика (перепродавца) энергии и потребителя.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|