Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 13. Повешенный



Если я путешествую на автомобиле или в поезде, не выглядывая наружу, то только остановки, старты и внезапные повороты дают мне понять, что я вообще двигаюсь.

– Мария-Луиза фон Франц, «Человек и его символы»

Юнг назвал мужскую персонификацию бессознательного в сновидениях женщин анимусом, что с латыни переводится как «дух». Аналогично мужской аниме, в развитии анимуса можно проследить четыре этапа. В своей работе «Человек и его символы» доктор фон Франц описывает эти этапы:

«На первой стадии он знаменует простую физическую силу, например, как чемпион по лёгкой атлетике или мужчина с горой мышц. На следующей стадии он олицетворяет инициативу и способность планировать свои действия. На третьей — анимус представляет «слово», зачастую реализуясь в качестве профессора или религиозного деятеля. Наконец, в четвёртой — анимус становится воплощением смысла. На этом высшем уровне он опосредует, подобно аниме, религиозный опыт, через который жизнь приобретает новый смысл. Он придаёт женщине духовную твёрдость, невидимую внутреннюю поддержку, что компенсирует ей внешнюю мягкость. Анимус в его наиболее развитой форме способен устранить разъединённость разума женщины и её духовности, приходящую с возрастом, что усиливает её восприимчивость к новым творческим идеям в противовес мужчинам. Именно по этой причине женщины в древние времена становились у многих народов гадалками и прорицательницами. Творческая смелость их позитивного анимуса иногда рождает мысли и идеи, вдохновляющие человечество устремляться к новым свершениям… как позитивное начало, может олицетворять предпринимательский дух, смелость, правдивость и в своих высших проявлениях духовную мудрость. Через него женщина может объективно воспринимать процесс развития своей личности, обретая собственный путь духовного развития. Это, естественно, предполагает, что её анимус перестаёт позволять себе безапелляционные высказывания. Женщина должна быть достаточно смелой и умственно раскрепощённой, чтобы усомниться в истинности собственных убеждений. Только тогда она будет способна воспринять рекомендации подсознания, особенно если они противоречат мнению анимуса. Только тогда проявления Самости пробьются к ней, и она сможет осознать их смысл».

*

Следующие три сна были увидены женщиной в течение трёх лет. В первом сне мужская фигура отсутствует, во втором сне – появляется и, наконец, в третьем – его присутствие уже ощутимо.

«На момент этого сна я была центром социального института, именуемого Семьёй, и носила гордый титул Матери. Мои прекрасные дети никогда ни в чём не нуждались, и мой замечательный муж ни на что не жаловался. Внешне жизнь была радостью и блаженством…

Во сне я лежала на королевских размеров матрасе. Я имею в виду, что он был огромный! Он был подвешен и зависал в воздухе. Ничего не было вокруг него. Даже простыней не было. Но справа от меня, чувствую, что-то приближается. Это была женщины, шедшая поодаль с двумя доберманами на поводках, с чёрными доберманами. Пока она подходила ко мне, я продолжала наблюдать за ней. Она подходила всё ближе и ближе. Когда она оказалась на расстоянии около трёх футов, то посмотрела прямо на меня с отвращением. У неё был платок, обвязанный вокруг головы. Она посмотрела на меня, отпустила поводки, и два пса прыгнули и – цап! – вцепились прямо в мне горло. А потом я проснулся. Я не могла дышать. Я сидела в постели, задыхаясь.

Весь следующий день я не могла избавиться от страха. Я продолжала спрашивать себя, что бы это могло значить. Это само по себе было странно, потому что я никогда раньше не интересовалась своими снами».

Вся проблема озвучена уже в первом предложении, где сновидица говорит: «Я лежала на матрасе, подвисшем в воздухе». Сон показывает, что женщина не имеет никакой связи с землёй. Её ноги не на земле. Она не имеет контакта с реальностью. Это также означает, что она не имеет реального контакта с собственным телом. Она живёт в мире идей и иллюзий, теоретических концепций о жизни.

Тогда к ней приходит женщина с двумя доберманами. Эти псы символизируют земные, инстинктивные силы. Собаки представляют наши одомашненные, приручённые инстинкты. Но в этом сне они настроены враждебно. Доберманы имеют связь с нацистами, которые использовали их в качестве сторожевых собак. У женщины, которая управляет собаками, на голове платок, что напоминает сновидице о её матери.

_____

Каковы ваши ассоциации с платком?

Ну, я полячка, и это очень распространённая в Польше традиция: многие польские женщины носят платок либо на голове, либо вокруг плеч. Моя мать носила платок.

_____

 

Мать для женщины представляет инстинктивную основу, матрицу, зону матки. Если женщина имеет проблемы с своей матерью, то очень часто параллельно у неё имеются и проблемы с менструацией, с половой функцией и с материнскими чувствами. Мать, так сказать, земля, на которой она живёт. Но в этом сне материнская фигура спускает на неё собак, и инстинкты в их ожесточённой, враждебной, отрицательной форме атакуют сновидицу. Так сон говорит: «Из-за того, что ты плаваешь в воздухе, из-за того, что ты потеряла связь с реальностью, инстинктивные основы твоей женственности стали враждебными и угрожают тебе». Это отрицание своих инстинктов очень хорошо согласуется с тем фактом, что после этого сна женщина заболела. Если кто-то идёт против собственного животного инстинкта, болезнь не заставит себя ждать.

_____

Этот сон снился мне дважды. Вскоре после того, как он приснился мне во второй раз, я попала в больницу с серьёзной инфекцией органов малого таза.

_____

 

Доктор фон Франц, а возможно ли тогда диагностировать начало болезни по сновидению?

Постфактум сказать можно, но я не решилась бы предугадывать болезнь. Я бы только сказать: «Вы живёте не в согласии со своими инстинктами, и, весьма вероятно, это может обернуться для вас каким-нибудь заболеванием». Очевидно, если вы едите слишком много или слишком мало, или если вы спите слишком много или слишком мало, или если ещё каким-либо образом идёте против инстинктов, вероятнее всего, вы заболеете.

Какое значение имеет тот факт, что собаки вгрызаются в горло?

Ну, я думаю, в первую очередь, когда собака действительно хочет убить, она атакует горло. Она перекусывает артерии в горле. Это убивающее движение. Так собака показывает, что у неё действительно серьёзные намерения. Это нападение не ради игры. Такое нападение действительно опасно. Но мы можем также рассмотреть символику горла. В индуистском учении о чакрах горло является центром мира Логоса, произнесённого слова. Эта чакра называется Вишуддха, и в данном сне она подвергается нападению. Женщина доверяет миру слов. И она не слушает того, что говорят ей инстинкты, если они говорят из желудка или из более глубоких центров. Этот отказ слушать идёт вкупе с её зависанием в воздушной стихии. Она, вероятно, отражает себя посредством собственных размышлений о себе как об успешной женщине, которая живёт в мире слов и идей.

Примерно два года спустя эта женщина увидела другой сон. Здесь, в отличие от предыдущего сна, её анимус, мужская сторона, уже персонифицируется, но остаётся довольно безжизненным.

«Следующий сон приснился мне уже после развода. Во мне царил страх принять на себя ответственность за свою жизнь и также – ещё более разрушительный страх – за жизнь своих детей.

Во сне я находилась в комнате со своей матерью и мужчиной. Это была очень крошечная комната. Здесь едва ли поместилась бы какая-то мебель, кроме кровати, стоявшей у стены. Сначала ничего не происходило. Затем я почувствовала, что за дверью есть тело. Я открыла дверь и, конечно же, убедилась, что в коридоре лежит тело. Оно было завёрнуто в простыню, но я знаю, что это был мужчина. Я закрыла дверь.

Далее мы должны были выйти через заднюю дверь. Но чтобы выйти, нам нужно было спуститься по невероятно крутой деревянной лестнице. Это был просто невообразимый спуск! Лестница была без перил, и спуск действительно был опасен. Моя мать пошла первой, затем пошёл мужчина, а я – за ними. Маме осталось сделать несколько шагов. Я следовала позади, будучи очень, очень осторожной. Затем, очень неожиданно, моя мать вдруг сделала красивый прыжок и приземлилась на обе ноги. Это был очень красивый прыжок! Олимпийского уровня! Я была просто в восторге.

Затем всё изменилось. Я в одиночестве иду через старый городок. Очень пустынный городок. Тут очень много песка. Приближаясь к центру городской площади, я заметила платформу на расстоянии около трёх или четырёх шагов от меня. Это была платформа с повешенным человеком, идеально квадратная, деревянная, старая, со следами воздействия на неё непогоды. По углам было четыре столба, и в центре – столб с повешенным мужчиной. Я подхожу ближе и смотрю на повешенного. Я понимаю, что он подвешен за ноги. Я не встревожена. Я просто смотрю на него пристально, и затем ухожу».

Хотя анимус часто понимают как нечто отрицательное в женщине, он также выполняет очень позитивные и важные функции; женщины, чей анимус ранен или не функционирует, становятся слишком пассивными. Они становятся слишком уязвимыми для превратностей жизни. Они не могут взять собственную судьбу в свои руки. Анимус поэтому – очень позитивная фигура. Этот сон показывает, что женщина очень фиксирована на своей матери. В ней доминирует женское, и не развита её собственная мужественность. Её мужественность показана во сне как мёртвое мужское тело, завёрнутое в простыню и лежащее за дверью. То есть, это часть её личности, которая умерла и должна быть реанимирована. Поэтому женщине надлежит покинуть то место, где она находится. Она должна изменить свою жизненную ситуацию.

Путь ведёт вниз, и это довольно опасный шаг. Она должна спуститься на более глубокий уровень реальности, стать более реалистичной и осознать свою фактическую жизненную ситуацию. Она преуспевает в этом, а затем оказывается в городке, в старом городке, который, вероятно, отражает старомодный образ жизни, где женщинам не позволялось проявлять какую-либо личную инициативу. Там она находит мужчину, повешенного в центре городской площади. В этой атмосфере старомодной женственности все положительные маскулинные силы в женщине обездвижены, буквально подвешены. Они убиты. Они не могут действовать. Сон поэтому показывает, что, будучи в очень сложной внешней ситуации, она может быть склонна думать, что это вопрос невезения. Но сон демонстрирует ей, что реальная проблема в том, что её собственная мужественность мертва и должен быть спасена, должна возродиться вновь.

_____

Позже я говорила с другом о моих тревогах и чувстве вины за развод. Я думала, что со мной явно что-то не так, что мне не хватает некоторых качеств, которыми остальные люди обладают по своей природе. Мой друг сказал: «Единственное, что не так с тобой, так это то, что ты думаешь, что с тобой что-то не так». Я посмеялась над простотой всего этого. Но это изменило мою точку зрения. Вместо того, чтобы искать то, что было не так, я начала искать то, что было правильным во мне.

_____

 

Могли бы вы провести амплификацию этого образа повешенного мужчины?

Повешенный – это своего рода негативное обожествление. В конце концов, Бог западной цивилизации – тоже повешенный. Это означает момент возвышения в духовной сфере и признания в качестве Бога, но за счёт издержек в человеческой реальности. Он является, так сказать, подвешенным в вечности, и его человеческая реальность умирает. Раньше, например, немцы вешали своих узников в честь Вотана. Когда ветер раскачивал тела на виселицах или на деревьях, это означало, что Вотан брал их к себе. Христос тоже был повешен, распят; его обвинили в желании стать Царём Иудейским. Карой стало отрицательное обожествление: «Если хочешь быть Царём Иудейским – будь им! Но в негативной форме». Подвешенность также означает быть в подвешенном состоянии, быть зависшим.

Таким образом, это значит, что все её мужские интеллектуальные качества, её смелость и способность к активности существуют, но приостановлены. Более того, они перевернуты. Они не соприкасаются с реальностью. Как этому мужчине необходимо поднять свою голову, так и ей стоило бы поднять свою. Она должна обдумать свою ситуацию и взять всё в свои руки. Её мужские качества выключены, обречены на бездействие из-за устаревшего отношения к жизни, с одной стороны, и слишком сильной идентификации с матерью – с другой.

«Два года спустя моя жизнь складывалась великолепно. Я восстановила свою профессиональную репутацию, мои дети очень радовали меня, я наслаждалась вновь обретённой независимостью. Случайные знакомства вносили разнообразие в мою жизнь. Затем, очень неожиданно, я влюбилась. Я сказала этому мужчине, что я чувствую к нему, но он ответил, что мои чувства не взаимны. Я почувствовала себя отвергнутой. В ту же ночь мне приснился сон: я на балконе театра, и вдруг мне понадобилось сходить в уборную. Я встаю со своего места и иду к задней части театра. Там стоит капельдинерша, и мы вместе идём в уборную. Правда, это не совсем уборная, а скорее хранилище чего-то, похожее на туалет. Капельдинерша открывает дверь, держит её для меня, и я вхожу.

Я, когда сажусь писать, вдруг понимаю, что не могу заблокировать дверь. Тут входит мужчина в костюме. Я возмущена, потому что это дамский туалет. И я настоятельно прошу его выйти. Потом я вижу ещё одного мужчину, идущего ко мне. Он довольно невысокий и коренастый. Я прихожу в ярость оттого, что эти господа находятся в дамской уборной. Коренастый мужчина продолжает приближаться ко мне справа. Я оборачиваюсь к другому мужчине, который смотрит на коренастого и говорит мне: «Он мастер тхэквондо». Я скорее оборачиваюсь, чтобы посмотреть на того, и он принимает боевую позицию каратэ и затем совершает резкий прыжок к моему горлу. Я просыпаюсь в ужасе».

Сначала давайте посмотрим на уборную. В уборной комнате присутствует символизм очищения водой. Символика крещения, например, заключается в очищении от демонической одержимости. Когда люди выходят из воды, они надевают белые одежды, чтобы показать, что они теперь чисты и начинают новую жизнь. И во всех религиях, не только в христианстве, вода имеет в целом коннотацию прекрасного очистителя. Она смывает грехи и грязные помыслы. Так же, как в обыденной жизни мы постоянно цепляем грязь, работая и соприкасаясь с внешними объектами и другими людьми, мы также подбираем грязь психологическую. Мы участвуем во всеобщей ненависти к вещам и событиям, о которых мы читаем в газетах, мы цепляем грязь какого-то газетного журналиста, а затем теряем собственную идентичность. Мы должны смыть всё это до того, как мы оголимся. Быть голым означает быть чистым и простым, означает, что человек ничем не прикрыт. Поэтому мы говорим о голой правде. Так, в уборной вы смотрите на себя в зеркало и видите голую правду, которая не всегда приятна.

Этот ужасно огорчивший сновидицу сон приснился ей после того, как она получила отрицательный ответ от своего партнёра. Сон заменяет этот удар от возлюбленного другим шокирующим ударом. Прежде всего, сон показывает, что удар произошёл тогда, когда сновидица хотела справить нужду в уборной. Мочеиспускание, как правило, символизирует искреннее самовыражения. Это одна из немногих функций, которую люди не могут подавлять. Мы можем на некоторое время подавить желание спать, мы можем подавить чувство голода, но подавить малую нужду выше наших сил. Она управляет нами, и поэтому она является символом выражения себя: «Вот это есть я». Она всегда означает быть искренним. Сон говорит: «Посмотри, ты пыталась быть искренней, когда спросила этого мужчину, любит ли он тебя. И ты призналась ему, что ты любишь его. Это было твоё истинное чувство, и ты была поражена тем, что оно не стало приятным открытием для твоего партнёра, который сказал, что не заинтересован в тебе. Ты попала под удар. Тебя сбил удар каратиста, этого ужасного мужчины, который попал одним ударом прямо в твоё горло».

Но этот каратист внутри неё. Сон как будто говорит: «Ты получила удар не извне. Ты получили удар от своего собственного характера». Это напоминает нам слова Юнга, однажды он сказал: «Нет таких трудностей, которые бы не проистекали в конечном счёте из нас самих». Мы и есть наша собственная трудность. Трудности в любви у этой женщины коренятся в ней самой. Это в ней самой сидит тот каратист. Поэтому она сможет развиваться дальше и становиться собой только тогда, когда осознает, что ужасный удар, который она перенесла от внешнего мира, имеет истоки в её собственной природе. Она должна лицом к лицу столкнуться с тем бойцом в ней самой, который обесценивает её как женщину.

Давайте ещё поговорим об этой фигуре каратиста, что атакует женщину, когда она решается стать искренней в своих чувствах. Считаете ли вы, что этот образ относится к обществу в целом также, как и к личной психологии этой сновидицы?

Ну, я бы сказала, что современный стиль в западном обществе, а также с недавних пор в Китае и в марксистских странах – это стиль массовой компьютеризации, что препятствует всяким личным чувствам. На западе, например, это правило большого бизнеса – вращаться в большом круге лиц и чередовать общение с целью предотвратить слишком сильную личную привязанность. Налаживание личных связей рассматривается как формирование клика. Личное чувство не приветствуется.

В настоящее время вы можете видеть это также в политических дебатах. Одно из наиболее негативного, что можно сказать про оппонента, это сообщить о том, что его аргументы продиктованы его чувствами. Сказать, что он не логичен. Как если бы логика была единственным способом вести спор. Но можно так же спорить с сердцем! Можно так же протестовать посредством своих чувств! Но в наше время мода, абсолютная мода – требование быть рациональным. Многие школы современной психологии также излишне рациональны. Если что-то не так складывается в браке, то нужно рационально реорганизовать свою сексуальную жизнь: заиметь внебрачные связи, практиковать новые сексуальные позы, прибегнуть к помощи Камасутры. Нужно исправить брак рационально, как если бы у человека сломался автомобиль. Это абсолютно разрушительно для чувств, и это ударяет по обоим партнёрам – и по мужчине, и по женщине. Это ударяет по женщине больше, чем по мужчине, потому что женщины, как правило, уделяют больше внимания личным отношениям и личным чувствам.

По женщинам это ударяет в первую очередь, и вот почему женщины в наши дни так недовольны. Вот почему они восстают против многих вещей. Они чувствуют, что их жизни разлажены. Естественно, это бьёт и по мужчине тоже, потому что, если женщина сходит с ума и становится раздражительной и фригидной, это отражается на её партнерах, на её домочадцах. Но мужчина может выдержать рационально организованный мир немного дольше, чем женщина. Он тоже в конце концов становится несчастным, но всё же он может выдержать немного дольше.

Этот отказ от личных чувств кажется идущим вразрез с естественной природой человеческих взаимоотношений. Голова властвует над телом. Можете ли вы сказать, что растущая популярность фитнес-программ, таких как тай-чи, йога и так далее – это попытка восстановить баланс души и тела?

Этот огромный психотерапевтический акцент на теле в настоящее время – компенсаторное движение. Основываясь на собственном опыте, скажу, что эти упражнения, как бы возвращающие человека в собственное тело – тай-чи и всевозможные групповые занятия – слишком техничны. Они слишком преднамеренные. Я думаю, то, что происходит органично, на природе и живёт в ладу с природой, является лучшим способом вернуться обратно в своё тело. Нужен более естественный способ. Но не каждый может сделать это, и те упражнения, конечно, иногда весьма полезны.

Что происходит, когда человек не подключает голову к телу?

Ну, в целом, когда люди «погружаются» в свои тела, первое, с чем они контактируют, это эмоции, которые суть мост между головой и телом. Человек, вероятно, активирует лимфатическую систему, которая влияет на эмоции. Вообще, когда люди пытаются «вернуться» в свои тела посредством физических упражнений, они сначала освобождаются от дикой обиды на отца или на мать, или на что-то ещё. Как правило, они контактируют с негативными эмоциями, которые были подавлены, и первый шаг – это позволить этим эмоциям быть проявленными вовне, позволить им выйти, не подавлять их головой. Затем обычно следует поток слёз, пота и других физических реакций. После этого наступает расслабление, а затем, с расслаблением, приходит более качественная связь с телом.

Можно сказать так: неправильным является то, что всё коллективное сознание не ценит Эрос. Эрос является личным; это то, что связывает одно существо с другим существом уникальным и личным способом. Это не ставится ни во что в нашем обществе. Вы не можете сказать: «Я делаю это, потому что я люблю того-то». Или: «Я делаю что-то, что противоречит общим правилам, потому что я люблю того-то». Правила есть правила. Компьютер запрограммирован. Всё обезличено, всё современное общество организовано деструктивным для чувств образом, и это сводит женщин с ума.

 

 

ГЛАВА 14. Тиран

 

В своей негативной форме внутренний мужчина женщины – это разрушительные для человеческой жизни силы, что отделяют женщину от её собственной женственности. Они отрезают её от человеческого тепла и доброжелательности, оставляют её в изоляции посреди бессмысленного мира, мучают своими невидимыми руками. Она чувствует себя жертвой, заложницей внешних обстоятельств или жестокого рока. В конце концов она может прийти к выводу, что её невыносимое одиночество не может быть скрашено в таком мире, и может начать фантазировать о смерти.

Следующее стихотворение было написано в таком состоянии одержимости анимусом и выражает страшное одиночество женщины, отрезанной от собственной женственности:

Я ищу,

но пустыня везде.

Я задыхаюсь,

но нет воды, чтобы утолиться.

Я плачу,

но нет рук, чтобы обнять меня.

Я жажду,

но нет груди, чтобы прильнуть к ней.

Я вожделею,

но нет фаллоса, чтобы заключить в себе.

Я чувствую,

Что лишь эксплуатирую свои друзей.

Я боюсь,

что смерть может быть такой же.

*

Отцовский комплекс может устраивать ад в бессознательном женщины. Власть этого комплекса может быть абсолютной и эффективно изолировать женщину от контакта с её собственным творческим духом. Следующий сон показывает маскулинность женщины в весьма угрожающей форме, карающей сновидицу и уводящей её в состояние жестокой изоляции:

«Я сижу на полу в небольшом домике. Вычёсываю шерсть у кошки. Я не вижу саму кошку, но я знаю, что у неё рыжий мех, потому что я вытягиваю кошачью шерсть из щётки. Женщина позади меня говорит по телефону. Я сижу рядом с неизвестным мне мужчиной, но я знаю, что в этом сне он мой отец. Он очень высокий, крепкого телосложения, с короткими волосами. Он начальник полиции, и мы живём в участковом отделении.

Женщина заканчивает разговор по телефону, вешает трубку и уходит. Мой отец идёт туда, где она стояла, наводит там порядок, затем поворачивается, идёт ко мне и говорит: «Она сошла с ума. Она просто сумасшедшая!» Эта женщина с кем-то по телефону обсуждала тему инцеста.

Затем я становлюсь рядом с моим отцом. Он обнаружил записку, которую я написала своему бойфренду, и пришёл в сильнейшую ярость. Парень стоял перед ним. Я начала дрожать от злости и побежала из комнаты через дверь, которая оказалась заблокирована посредством крючка высоко на двери. Я побежала через в ванную. Там на полу сидел мужчина, не обративший никакого внимания на меня. На мне была куртка и шляпа. В туалете у меня началась рвота.

Пока меня рвало, я видела, что мой отец собирается связать мои руки, повесить меня на балке в домике и бить палкой. Я просыпаюсь с криком: “Гарри! Гарри!”»

 

Обычно первым мужчиной, которого женщина встречает в своей жизни, является её отец, и он имеет поэтому решающее влияние на маленькую девочку. Если отношения с отцом складывались трудно, девочка отреагирует негативно на отца. Сам по себе отец может быть, а может и не быть плохим или трудным человеком. Девочка просто так может не любить его. Но в любом случае, если отношения негативны, позже она, как правило, обречена на трудности с мужчинами, на трудности в открытии своей собственной мужской стороны. В крайнем случае она не сможет приближаться к мужчинам вообще, ведь первый мужчина, которого она встретила в своей жизни, был ужасен, и поэтому все мужчины ужасны. Она может даже стать лесбиянкой или полностью избегать мужчин. Конечно, она будет их бояться. Если же случай не такой крайний, она может стать, как это называется, очень сложной женщиной. Она будет спорить с мужчинами, бросать им вызов, критиковать их и попытаться столкнуть с пьедестала. Она будет ожидать негатива от них, и это ожидание естественным образом создаст трудности у её партнера.

Иными словами, анимус, её собственная мужественность, будет проблемой для неё. Такая женщина, как правило, ведёт себя по отношению к себе, как и её отец вёл себя по отношению к ней. Если отец был тираном, даже после его смерти женщина всё равно будет тиранизировать себя своими идеями и мнениями, которые пришли из глубин от отцовского образа. Итак, отношения девушки с отцом и её отчуждённость от отца всегда играют большую роль в развитии её как женщины.

В начале сна женщина вычёсывает рыжую кошку. Кошка первоначально появляется в Египте, где она когда-то считалась божественным животным. Там она была богиней музыки, сексуальности, жизненных удовольствий и женской фертильности. Кошка, в отличие от собаки, никогда не продавала свою душу человеку. У неё имеется своего рода эгоцентрический резерв. Кошка говорит: «Вы можете погладить меня, вы можете служить мне», – но сама она никогда не становится вашим рабом. И если вы раздражаете её, она просто уходит от вас. В женских снах поэтому кошка зачастую – образ женственности, независимости и уверенности в себе – того, чего современным женщинам так часто не хватает. Вот почему кошка-богиня приходит в женских снах как положительная модель женского поведения. Это не брутальность, здесь не проявляются никакие мужские черты. Это женственность и, в то же время, прочность и верность себе. Кошка не очень добродушна, но очень верна себе.

Итак, в начале сне героиня пытается приблизиться и рассмотреть свою женственность, и в этот самый момент подходит отец. Это не её настоящий отец, но начальник полиции, который во сне является её отцом. Мы можем видеть таким образом, что данная женщина тиранизирует сама себя, руководствуясь правилами поведения начальника полиции.

В реальной жизни она решила стать хорошей матерью и принуждала себя к этому в тиранической манере. Её дом, её дети, её семейная жизнь должны соответствовать тому, что она считает правильным. Вот почему сон говорит, что её внутренний отец, её внутренний авторитет, является начальником полиции. Полицейские в основном озабочены тем, чтобы вещи постоянно находились в коллективно приемлемой, недифференцированной, упорядоченной форме. Таким образом, начальник полиции – это анимус женщины, который хочет упорядоченности, дисциплины, традиционного, шаблонного поведения, которое не будет шокировать окружающих. Прямо-таки противоположность кошке. Начальник полиции и кошка никогда не поладят, и наша несчастная женщина имеет в себе оба эти аспекта одновременно.

Затем начальник полиции заявляет, что женщина сумасшедшая. Это тот таинственный голос в ней, который, когда она следует своим чувствам, говорит: «Нет, это безумие! Не надо этого делать. Ты сумасшедшая, если совершишь это». Многие люди подавляют что-то внутри себя, называя это сумасшествием.

Затем её отец, начальник полиции, ловит её, как маленькую девочку. Он обнаруживает, что она написала записку своему парню. Здесь мы снова имеем образ тирана. Естественно, в реальности существуют отцы, думающие, что они должны трепетно защищать неприкосновенность своих дочерей и выслеживать их, когда они пишут записки своим первым бойфрендам. Но здесь уже не тот случай, ибо эта женщина замужем и давно покинула отчий дом. Скорее это означает, что она делает с собой то же, что отец делал с ней.

Это величайшая трагедия, вспыхивающая по вине негативного анимуса, когда женщина влюбляется. Он пытается отрезать женщину от любых отношений, принижая их или называя сумасшествием. Отрицательный Анимус в основном проявляется как упрямое сопротивление любым проявлениям чувства любви. Если с женщиной случается влюблённость, или даже просто она становится заинтересована в мужчине, её отрицательный анимус появляется и разрушает отношения.

Субъективно она не понимает, что происходит. Она думает, что она проклята. Просто, когда она хочет поговорить с мужчиной, которого любит, что-то в ней устраивает неприятную сцену. А потом она идёт домой и плачет. Она может, проецируя, говорить: «Он был так противен мне!» Но если она будет немного честнее, то скажет: «Я хотела бы иметь хорошие отношения с ним, и только потому, что я хотела отношений, я устроила сцену». И она не знает, что некий дьявольский механизм заставил её сделать это. Если женщина наносит вам, мужчине, удар, вы можете быть уверены, что она заинтересована в вас. Ей бы очень хотелось любить вас, но она не знает, как.

Я помню случай одной женщины, которая однажды яростно атаковала Юнга своим анимусом во время аналитического часа. Позже они разбирали то, что произошло, и Юнг сказал ей: «Всякий раз, когда у вас есть чувство, вы атакуете». Случилось так, что по пути на встречу с Юнгом она увидела красивые ягоды клубники. Её первым импульсом было «купить их и принести ему». А потом анимус сказал: «О, Юнг скажет, что клубника имеет эротическое значение, и станет издеваться над вами». Так что она не купила клубнику, пришла на встречу в озлобленном настроении и нападала на Юнга весь час. А всё потому, что она «подавила» клубнику. Если бы она купила ягоды, всё было бы хорошо, но она подавила свои собственные чувства.

Когда вы говорите, что анимус «сказал» что-то этой женщине, что вы имеете в виду? Субъективно, каким образом женщина испытывает это? Слышит ли она на самом деле некий голос?

Нет; хуже всего то, что она переживает это как свои собственные мысли. Вы видите, как анимус думает в ней: «Юнг посмеётся над клубникой», - а затем она считает, что это она сама так думает. Одна из великих трудностей в аналитической работе – это научить женщину отличать собственные мысли от суждений анимуса.

Проблема в том, что женщины думают, что мысли анимуса являются их собственными. Даже после работы в течение многих лет у меня иногда всё-таки бывают негативные мысли в отношении себя, и если бы меня спросили в такой момент, я бы сказала: «Да, это то, что я думаю о себе». Позже у меня был бы сон про мужчину, насилующего меня, и я осознала бы: «Нет, это был злой анимус во мне, который так думает». И тогда я смогла бы раз-отождествиться и удивлялась бы: «С какой стати я когда-то думала о себе так? Естественно, я так не думаю». Но, как видите, это суть того, что называют одержимостью. Когда женщина одержима анимусом, она думает, что анимус – это и есть она сама. Только когда она выходит из состояния одержимости, она осознаёт: нет, это не я.

Вы использовали слово «одержимость». Это как-то связано с религией или колдовством?

Медиумы входят в транс, а затем становятся одержимыми определённым божеством. На Гаити, например, люди входят в транс, и мужские или женские божества проникают в них. Затем человек становится одержим богом. Он говорит изменившимся голосом, как будто божество говорит через него. Человек становится лошадью, а бог становится всадником. У меня есть книга с Гаити об одержимости, в которой есть фотографии трёх различных медиумов, у которых один и тот же бог, Legbe. В трансе все три медиума делают одинаковые движения. Когда они в трансе, все трое ведут себя одинаковым образом. Они, как мы бы сказали, одержимы архетипическим образом. Когда они выходят из транса, то иногда не помнят, что они говорили.

Эти медиумы – крайняя форма чего-то, что является нормальным в каждом человеческом существе. Весь день наше поле сознания введено в автономные комплексы. Вы поймёте это, посмотрев на ход ваших мыслей в течение дня. Вы можете быть в дружелюбном, приятном настроении, пока вы вдруг не подумаете о чем-то отрицательном; тогда ненависть и горечь выйдут на сцену. Четверть часа спустя вы, быть может, подумываете о мести за что-то, что было сделано против вас. А потом, когда вы думаете о чём-то ещё, ваша внутренняя сцена снова меняется. Если мы посмотрим на себя, мы обнаружим, что есть разные персоны для каждого нашего настроения.

Я могла бы предъявить вам целый список тех, кем я могу быть. Я старая крестьянка, которая думает о приготовлении пищи и о доме. Я учёный, который думает о расшифровке рукописи. Я психотерапевт, который думает о том, как толковать сны людей. Я озорной маленький мальчик, который наслаждается компанией десятилетних и подшучивает над взрослыми, и так далее. Я могла бы предъявить вам более двадцати таких образов. Они внезапно входят в вас, но если вы понимаете, что происходит, вы можете удерживать их в вашей системе, играть с ними и откладывать потом в сторону. Но если вы одержимы, они входят вас невольно, и вы невольно становитесь ими. Например, я могу вызвать озорника в себе и снова отправить его обратно, когда чувствую: теперь достаточно. Это не одержимость. Одной из целей психотерапии является помощь людям поддерживать постоянную идентичность и ладить со своими внутренними образами души, не будучи одержимым ими.

Анимус является наиболее частой формой одержимости в женщине. Её вдруг обуревает настроение холодной мужской решительности и приводит в действие импульсы к необдуманным, жестоким, решительным действиям, ни одно из которых вообще не характерно для неё как для женщины. Когда женщина становится одержимой анимусом, выражение её лица меняется, её глаза и линия рта становятся твёрдыми. Я заметила, что, когда я становлюсь анимусом, я подтягиваю плечи, как кто-то, кто готовится к бою. Когда я это делаю, я говорю себе: «Стоп, стоп! Остановись и отдохни».

У мужчин часто бывают проблемы с женщинами, одержимыми анимусом.

Я бы сказала, что это преуменьшение!

Мужчины говорят, что, когда женщина одержима отрицательным анимусом, у неё, кажется, есть одна и только одна цель – выдвинуть аргумент, а затем победить любой ценой, и для неё нет никаких запрещённых приёмов. Но, когда мужчина сопротивляется, женщина превращается в обиженную маленькую девочку.

Когда женщины одержимы анимусом, они любят вести двойную игру с мужчиной. Во-первых, они жестоко атаковывают, как правило, злобно и едко, и когда мужчины попадают в ответ, они становятся деликатными, пугаются, будто дети, жестокости мужчины, даже если сами напали первыми. Я называю это гангстерским анимусом. Он ставит маленькую девочку перед собой в качестве щита, так что никто не может выстрелить в самого бандита. Женщины с гангстерским анимусом являются, с одной стороны, неуверенными, обидчивыми маленькими девочками, которым мужчина не смеет сказать «кыш!», с другой стороны, они как жестокие звери, которые злобно нападают. Они жалуются, что мужчина не слушает их, а потом упрекают его в агрессивных замечаниях.

Обычно мужчина чувствует себя очень неловко, потому что женские слёзы заставляют его чувствовать себя виноватым. Но это уловка. Женщина как раз и пыталась заставить мужчину чувствовать себя виноватым, и поэтому он и чувствует себя виноватым, чувствует себя жестоким монстром, заставившим женщину плакать. Мужчина чувствуют себя неуютно и реагирует неуместным образом, потому что чувствует себя загнанным в угол.

Может ли этот негативный анимус вмешиваться в отношения женщины с её детьми?

Да, анимус действительно мешает материнским чувствам у некоторых женщин, если у них нет сильного материнского инстинкта. Например, скажем, ребёнок ведёт себя плохо, хнычет, проливает суп мимо тарелки. Естественной реакцией является злость и крик. Если с этим не переборщить, это даже полезно для ребёнка. Но вдруг начальник полиции – анимус – говорит матери: «Нет, это не есть хорошее воспитание. Это травмирует ребёнка». Так мать проглатывает свой ​​гнев и тем самым делает гораздо хуже для ребёнка. Вот почему в этом сне героиня идёт в туалет и рвёт. Она, очевидно, глотает слишком много того, что она не может проглотить, что ей и не следует глотать. У вас случается рвота, если вы съели что-то, что вам не следовало употреблять, что ваш желудок отказывается принимать. Она проглотила, стерпела слишком много. Так что я бы предположила, что зачастую её дети раздражают её и вместо того, чтобы закричать во весь голос: «Ты невыносимое отродье! Иди ты к чёрту!» – она проглатывает всё. Но дети умеют переносить такие сильные реакции, если эти грубые реплики несут под собой любящий подтекст. Я была когда-то в итальянской гостинице, где одна женщина готовила для всех постояльцев, и вокруг неё кружилось около двенадцати маленьких ребятишек. Она постоянно кричала на них и била по голове. Но я никогда не видела таких счастливых детей! Всё потому, что это воспитание осуществлялось в тёплой атмосфере материнской любви.

С другой стороны, ребёнок не реагирует только на то, что делает мать и как она ведёт себя. Есть матери, которые, казалось бы, очень хорошие матери, но что-то может быть неправильным в их бессознательном. Мне на ум приходит ужасная история матери двух маленьких девочек. Она была любящей матерью, проявлявшей исключительную заботу о своих дочерях. Она не была ни чрезмерно грубой, ни снисходительной. Но обеим малышкам неоднократно снилось, как мать приходила ночью в их спальню в образе волка и угрожала им. Через несколько лет у матери случился психоз. То есть, девочки реагировали не на хорошее поведение матери, а на её больное бессознательное. Они чувствовали угрозу со стороны её больной бессознательной природы. Таким образом, вы видите, что может быть тысяча причин, почему маленький ребёнок реагирует отрицательно.

Невидимое влияние родителя на ребёнка может быть куда сильнее, чем видимое. Бывают семьи, где, казалось бы, царит счастье, и никто не может понять, почему дети в этой семье вдруг стали невротичными и что-то пошло не так, но если копнуть в эту ситуацию глубже, обнаружатся невидимые влияния за спиной всех участников.

Невидимая атмосфера гораздо более мощная, чем та, что на видимой поверхности. Вот почему Юнг никогда не писал много о педагогике. Он сказал, что это не важно, что вы говорите или делаете с детьми. Важно то, что вы сами здоровы и вокруг вас здоровая, позитивная атмосфера. Тогда не имеет значения, что вы говорите своим детям. Они не слушают это в любом случае. Они реагируют на ваш бэкграунд. Дети – это, так сказать, те, кто всё ещё плавают в бессознательном, в атмосфере ситуации, и они реагируют именно на это.

Этот совет родителям звучит удивительно просто: «Будьте сами психически здоровы, и ваши дети будут в порядке!» Но ведь это не так просто. Каждая женщина в нашем обществе засыпана инструкциями, указывающими ей, как лучше воспитывать детей. Телевидение учит её, журналы учат её, даже её собственная мать подсовывает список: «Ты должна сделать так! Ты должна сделать это!» Весь мир говорит ей, что она делает не так.

Это отрицательный анимус. Эти коллективные мнения насилуют собственные оригинальные мысли или чувственные реакции женщины. Например, когда я позволяла себе разрушительные мысли о себе или о своей работе, мне часто снилось, что меня преследовании агрессивные мужчины. Сон говорил: «Эти негативные мысли не есть ты. Это враждебный анимус в тебе. Ты должна бежать от этих деструктивных мыслей. Они уничтожат тебя, если ты останешься с ними».

Взять, к примеру, женщину, которую раздражает её маленький сын, разливший суп. Её естественным чувством было бы сказать: «Чёрт! Ты снова пролил суп». Но тут же педагогическое предубеждение в ней говорит: «Ты не должна кричать на своего маленького мальчика. Это не педагогично». Тогда она насилует свою индивидуальную чувственную реакцию этим коллективным педагогическим анимусом. Она насилует свою естественную женскую реакцию, говоря себе, что она не должна иметь эту естественную женскую реакцию.

_____

Потом я увидела Сатану, выходящего из него, и Сатана был, как эти фигуры, что я видела в катехизисах. У него два рога и чёрный волосы. А потом он просто пошёл прямо через окно.

- женщина-госслужащий

 

И тогда во сне я последовала за высоким блондином, который обернул меня в свой плащ и взял меня к себе в кибитку.

- актриса из Англии

_____

 

Может ли женский сон об изнасиловании быть интерпретирован положительно? Может ли он означать, что она в настоящее время перегружена чем-то конструктивным?

Я бы сказала, что зависит от того, кто насилует её. Если ей снится, что это мощный, здоровый или имеющий любые другие положительные показатели объект насилует её, то мне это всё равно не нравится, потому что это пассивная ситуация. Вы можете утверждать, что она перегружена чем-то положительным. Тем не менее, изнасилование, если вы используете именно слово «изнасилование», означает, что женщина слишком пассивна. Она не давала добро на это, так что это не совсем правильно. Это своего рода психологическое не-принятие ситуации. Таким образом, даже если насилующий партнер положителен, это не совсем правильно.

Есть ли архетипический образ негативной фигуры анимуса?

Классическим примером деструктивного анимуса, от власти которого женщина желает любой ценой освободиться, является герой известной сказки о Синей Бороде, где героиня попадает в замок, где она тайно обнаруживает, что его хозяин режет и убивает всех своих бывший жён. После обнаружения этой страшной тайны ей с помощью своих братья едва удаётся бежать. Синяя Борода является классическим образом разрушительного анимуса. Если женщина не может избавиться от самоуничижительных мыслей своего негативного анимуса, это может привести к тяжёлым психическим расстройствам. Женщины, которые не могут сбежать от Синей Бороды, обычно становятся замкнутыми, озлобленными женщинами, которых не могут любить мужчины; эти женщины не находят партнёров и живут в горьком одиночестве, если не случится чего похуже.

Мужчины всегда создавали образ идеальной женщины. Мэрилин Монро, например, поклонялись как богине. Может ли анимус так же принимать идеализированные формы?

Тем, чем была Мэрилин Монро для мужчин, Рудольф Валентино был для женщин. Он представлял идеального демона-любовника, что уносит женщину в романтическом экстазе, где она может фантазировать о «шейхе». Конечно, сюжет о демоне-любовнике, уносящем в романтическое «одиночество вдвоём», также есть в современных фильмах. Как правило, если женщина недовольна своими отношениями с мужем или любовником, она фантазирует о тайном увлечении, о ночных приключениях со своим анимусом.

Фигура демона-любовника вызывает демоническое или божественное очарование в женщине и делает её неспособной строит отношения с обычными мужчинами. Это Хитклифф в «Грозовом перевале» Эмили Бронте. В этом произведении Бронте показывает силу этой идентификации; главная героиня говорит: «Я не люблю Хитклиффа… Я сама Хитклифф». Интересно, что сама Эмили Бронте даже имела идею о том, что её гений, её дар сочинительства, сделал её одинокой, трагической фигурой. Обычно, имея такого демона-любовника, женщина кончает трагично. Она становится неспособной жить и строить связи с другими людьми; её засасывает мир грёз, то есть бессознательное.

Существует большая психологическая опасность, исходящая от фигур, которые Юнг называл анимусом и анимой. Эти контрсексуальные фигуры могут полностью отрезать человеческое существо от реальности и социума. Анимус, как и анима, является очень неоднозначным, очень опасным внутренним персонажем, к которому нужно подходить с большой мудростью.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.