Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Антигипертензивные препараты, характеристика основных 4 групп (ингибиторы АПФ, тиазидные диуретики, блокаторы кальциевых каналов, b-блокаторы)»



2.Цель: формирование знаний особенностей фармакодинамики и фармакокинетики антигипертензивных средств, умения выбора препаратов для рациональной фармакотерапии при различных патологических состояниях.

3.Задачи обучения:

1. Изучить общую характеристику, понимать механизмы действия и знать основные фармакологические и побочные эффекты групп антигипертензивных (гипотензивных) препаратов, направленных на коррекцию патологических процессов;

2. Выбирать антигипертензивное средство для направленного изменения функции различных органов и систем организма с целью повышения эффектов терапии;

3. Выбирать лекарственные формы, способы их применения и навыкам выписывания их в рецептах при различных патологических состояниях и заболеваниях;

4. Определять противопоказания к применению, распознавать нежелательные эффекты, проводить своевременную их коррекцию;

5. Выбирать комбинации антигипертензивных средств для усиления основных терапевтических эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов

4. Основные вопросы темы:

  1. Классификация антигипертензивных средств.
  2. Локализация и механизм действия.
  3. Характеристики основных антигипертензивных групп (ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, тиазидные диуретики, блокаторы кальциевых каналов, бета-адреноблокаторы)
  4. Сравнительная характеристика основных препаратов по механизмам действия и фармакокинетике.
  5. Комбинированное применение гипотензивных средств.
  6. Побочные эффекты.
  7. Препараты других фармакологических групп, оказывающих гипотензивное действие.
  8. Препараты, применяемые при гипертензивных кризах.

5. Методы обучения и преподавания:Опрос-беседа по основными проблемам рассматриваемой темы, решение тестовых заданий, ситуационных задач по руководству с выводами, выписования рецептов с разбором, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, работа с обучающими интерактивными программами с элементами мультимедиа.

6. Литература:

Основная:

  1. Харкевич Д.А. фармакология. – М.: Гэотар – Мед, 2008. с.-335-355
  2. Харкевич Д.А. фармакология. – М.: Гэотар – Мед, 2005.с.- 327-347
  3. Фармакология / под ред. Р.Н. Аляутдина 2-е изд., исправл. М.: Гэотар – Мед, 2004.с.-293-307
  4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцева М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001.с.-186-196
  5. Руководство к лабораторным занятиям Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.с.-203-312

 

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое - М.: Медицина, 2007.– 1200 с.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров /Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и даполненное: учебное пособие – М.: ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

3. Метелица В.Н. Справочник кардиолога по клинической фармакологии. М., 2004г.

4. Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» - Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.- 782 с.

5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. – Клиническая фармакология. - М.: Медицина, 2002, т.1-2.- 669. с.

6. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.:Медицина, 2000 – 740с.

7. Лекции, читаемые на кафедре

Препараты по программе: пропранолол (анаприлин), метопролол, нифедипин (фенигидин), каптоприл, гидрохлортиазид (гипотиазид), амлодипин, фуросемид, атенолол, эналаприл, фазиноприл, лозартан, индапамид, омапатрилат, дибазол, натрия нитропруссид

Препараты для выписывания в рецептах: эналаприл, фуросемид, пропранолол (анаприлин), дибазол.

Контроль

  1. Устный опрос-беседа по основным вопросам темы.
  2. Выписывание рецептов с разбором и расчетом разовой дозы на основные гипотензивные средства. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.
  3. Выполнение заданий в тестовой форме.

 

Тестовые задания

Тест №1

Антигипертензивное действие пропранолола обусловлено:

1) Бета-адреноблокирующим действием

2) Седативным действием

3) Кардиотоническим эффектом

4) Антиангинальным эффектом

5) Ганглиоблокирующим действием

Тест №2

Ингибитор ангиотензинпревращаюго фермента (ингибитор АПФ):

1) Гепарин

2) Варфарин

3) Каптоприл

4) Дипиридамол

5) Метопролол

Тест №3

Определить препарат: относится к блокаторам бета адренорецепторов:

1) Пропранолол

2) Нитроглицерин

3) Валидол

4) Дилтиазем

5) Диазоксид

Тест №4

Укажите механизм действия блокаторов кальциевых каналов:

1) Рефлекторное расширение коронарных сосудов

2) Блокирование центральных имидазолиновых рецепторов

3) Восполнение дефицита монооксида азота, приводящее к уменьшению уровня кальция в клетках, расширению сосудов и снижению работы сердца

4) Прекращение тока ионов кальция по медленным кальциевым каналам

5) Истощение запасов норадреналина в пресинаптической мембране

 

Тест №5

Средство, влияющее на водно-солевой обмен:

1. Гепарин

2. Варфарин

3. Каптоприл

4. Дипиридамол

5. Гидрохлортиазид

Тест №6

Нифедипин обладает действием:

1) Седативным

2) Кардиотоническим

3) Гипотензивным

4) Противоаритмическим

5) Мочегонным

Тест №7







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.