Здавалка
Главная | Обратная связь

Конечные результаты обучения.



ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Гигиена – 1, физическая культура с валеологией»

СИЛЛАБУС

Дисциплина, код дисциплины:Гигиена детей и подростков, GDP 4302

Специальность:051102 «Общественное здравоохранение»

Обьём учебных часов/ кредитов:360 часов / 8 кредитов

Курс и семестр изучения:4 курс, 7 - 8 - семестр

Учебный год

 

Силлабуссоставлен кафедрой гигиена-1, физическая культура с валеологией на основании рабочей программыпо гигиене детей и подростков

 

 

Утвержден на заседании кафедры от «____» _________ 2014г.

Протокол № _____

 

Зав. кафедрой к.м.н., доцент _____________ Долтаева Б.З.

 

 


 

1.7. Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. тьюторов Учёнаяи академи-ческаястепень, звание. Долж-ность Приоритетные научные интересы Эл.адрес
Долтаева Бибигуль Зайдуллаевна К.м.н., доцент Зав. каф. Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов- 45, из-них 1 методическое пособие. Doltaeva 68@ mail.ru
Ермолаева Ольга Александровна   Преп Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов-2. 83olga_2009@mail.ru
Нуралиева Гульмира Нурпапаевна   Преп. Гигиена ЛПУ. Научных трудов-2. nuralieva1970@bk.ru

1.8. Контактная информация: г. Шымкент, пл. Аль-Фараби,1. контактный телефон 40-82-22 (4013) аудтория – 202, 203, 205, 209.

1.9. Политика дисциплины:

1. Приходить на занятия вовремя.

2. Иметь халат, колпак.

3. Активно участвовать в учебном процессе.

4.При пропуске одного лекционного занятия без уважительной причины штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (при пропуске большего количества лекций штрафной балл высчитывается следующим образом: количество пропущенных лекций × 0,66).

5.Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку.

6. Своевременно выполнять задания по СРС.При несвоевременном выполнении штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (высчитывается следующим образом: количество невыполненных СРС × 0,66).

7. Посещение занятий СРСП является обязательным. Пропуск одного СРСП оценивается в 1,3 балла по 100- балльной шкале (1нб СРСП = «-» 1,3 балла ОРД)

 

Программа

Введение

Гигиена детей и подростков - профилактическая дисциплина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияния этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функ­ций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая отрасль здраво­охранения призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направ­ленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Она изучает влия­ние различных факторов окружающей и социальной среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм.

Гигиена детей и подростков является профильной дисциплиной, занимает особое место в системе подготовки бакалавров общественного здравоохранения, так, как призвана, ввести студента в мир возрастной гигиены.

2.2 Цель дисциплины:дать представление о гигиене детей и подростков как науке, ее фун­даментальных основах, принципах, методологических подходах, заложить знания и умения, необходимые для освоения законодательной базы, теоретических и прикладных аспектов предупредительного и текущего надзора в области гигиены детей и подростков.

2.3 Задачи обучения:

• ознакомить с теоретическими и методологическими основами гигиены детей и подрост­ков и принципами гигиенического нормирования факторов среды обитания и деятельности детей;

• дать представление о природе и характере воздействия на растущий организм различ­ных факторов учебно-воспитательной, производственной среды;

• обучить методикам изучения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков;

• научить разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обуче­ния детей и подростков;

• обучить осуществлять государственный санитарный надзор за оздоровлением условий жизни детского и подросткового населения.

Конечные результаты обучения.

Дублинские дескрипторы Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА Результаты обучения дисциплины Результаты обучения по концепции (ГОСО)
А Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области Компетенция в области естественных и специальных наук - знает предмет, цели, основные задачи и методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков; - знает взаимосвязь гигиены детей и подростков с другими науками; - знает историю возникновения и основные этапы развития гигиены детей и подростков, -знает закономерности роста и развития детского организма; -знает принципы и особенности гигиенического нормирования факторов среды обитания и дея­тельности детей; -знает методические подходы к исследованию и оценке факторов учебно-воспитательной и производственной среды и их влияние на организм детей и подростков. - знает методику проведения санитарного надзора в области гигиены -знает работу с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений; - знает современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований Р1     Р3
Компетенция предпринимательст-ва - знает основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков; - знает содержание основных нормативных правовых актов и методических документов по ги­гиене детей и подростков; - знает формы и методы санитарного просвещения и формирования основ здорового образа жиз­ни среди детского населения. Р6   Р13
Компьютерная и информационная компетентность - знает основные принципы работы на персональной вычислительной технике с использованием современного программного обеспечения Exсel, MicrosoftWord, PowerPoint; -знает, как вести поиск и применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки профессиональной информации из различных источников, т.ч. с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний по гигиене детей и подростков Р2
    Компетенция «Адвокат здоровья» -знает и понимает законодательство РК в области гигиены детей и подростков; -знает нормативные правовые акты в области гигиены детей и подростков; Р6 Р19
Компетенция «Навыки научных исследований» -знает методологию научного исследования в области гигиены детей и подростков; -знает принцип работы приборов, используемых в научных исследованиях: термогигрометр, динамометр, спирометр; -знает методологию и приемы работы с учебной, научной литературой и нормативными документами в области гигиены детей и подростков; - демонстрирует знания по наблюдаемым фактам Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). -представляет свою работу в команде; - умеет находить общий язык с людьми для получения достоверной информации при проведении научно-практической работы по санитарно-гигиеническому обследованию детских и дошкольных учреждений; -знает основные направле­ния организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия фак­торов среды обитания и деятельности на здоровье детей   Р8
В Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Компетенция в области естественных и специальных наук   - умеет проводить гигиеническую оценку помещениям детских и подростко­вых учреждений; - умеет оценивать размещение детей и подростков в детских дошкольных и школьных учреждениях, используя данные о параметрах микроклимата, освещения, на­значения помещений; - умеет определять суточные энергозатратыхронометражным методом и физиологическую по­требность детей в основных пищевых веществах и энергии; - умеет составлять и рассчитывать меню-раскладки согласно «Нормам потребности в основных пищевых веществах и энергии»; - умеет проводить витаминизацию при организации рационального питания и профилактике алиментарных заболеваний; - умеет рассчитывать дозу ультрафиолетового облучения и проводить профилактические УФО облучения детей с использованием ламп различного типа; - умеет проводить определение основных показателей физического развития детей и подростков, дать их оценку по шкалам регрессии и центильным методом; - умеет рассчитать интенсивные и экстенсивные показатели заболеваемости детей и подростков, дать комплексную оценку состояния здоровья и физического развития индивидуума и коллектива; - умеет подобрать мебель для детей и дошкольных учреждениях и школах, оборудование в школьных мастерских; - умеет подобрать индивидуальный режим дня для детей в зависимости от возраста и состояния здоровья; - умеет составить программу лабораторных и инструментальных исследований условий внешней среды детского учреждения и провести анализ результатов исследования; - умеет проводить комплексное обследование детских и подростковых учреждений, составить санитарное описание с заключением и предложениями Р9
    Компетенция предпринимательст-ва - умеет использовать действующие законодательные, инструктивные и методические ма­териалы по разделу гигиены детей и подростков в практической деятельности; - умеет составить план и отчет о работе отделения гигиены детей и подростков по санитарно-гигиеническому обучению, воспитанию, пропаганде гигиенических знаний; - умеет составить тематический план лекций и бесед для детей и подростков, персонала детских дошкольных учреждений, учебных заведений, родителей и населения района Р7
Компьютерная и информационная - обладает современными средствами обмена информацией для решения проблемы в области гигиены детей и подростков; - обладает навыками работы с различными информационными ресурсами; - умеет работать с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений; - делает критический обзор литературных данных; - использует современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований; Р2
Компетенция «Адвокат здоровья» - использует действующие законодательные, инструктивные и методические ма­териалы гигиены детей и подростков в практической деятельности; Р19
Компетенция «Навыки научных исследований» - совершенствует существующие методики по санитарной оценки проектных материалов; -понимает актуальность и новизну тематики научных исследований; - принимает участие по выбранной тематике в научных конференциях; - обсуждает актуальность и новизну тематики научных исследований. Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). - формулирует собственные суждения по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений; -выдвигает креативные идеи и мышление для составления выводов; - умеет применять знания и выступать перед населением по вопросам состояния здоровья детского и подросткового населения в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды Р27
С Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области Компетенция в области естественных и специальных наук - выявляет проблемы по влиянию учебно-воспитательной и производственной среды на организм детей и формулирует пути их решения; - умеет планировать и аргументировать оценку состояния физического развития детей и подростков; - умеет планировать и организовать мероприятии по улучшению здоровьядетей и подростков Р9
Компетенция предпринимательст-ва    
Компьютерная и информационная - использует из Интернета и обрабатывает достоверную информацию при проведении научно-практической работы по гигиене детей и подростков Р10
Компетенция «Адвокат здоровья» - владеет основами законодательства по оздоровлению состояния здоровья детей и подростков. Р6
Компетенция «Навыки научных исследований» - аргументирует студентам собственные результаты научных исследований; - формулирует общие выводы по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений; - использует полученные знания при составлении научных докладов для участия в научно - практической конференции по теме «Гигиена детей и подростков» Р21
    Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). - способен: работать в команде; - корректно отстаивать свою точку зрения; - предлагать новые решения по оценке состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды Р8
D Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений   Компетенция в области естественных и специальных наук     - осуществляет сбор материалов с баз данных PUBMED, MEDLINE, Webonscience, WebonKnowledgeпо гигиене детей и подростков; - представляет результаты собственных исследований по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений; - делает заключение по результатам собственных исследований Р26
Компетенция предпринимательства - знает организационно-экономические аспекты деятельности в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков; - знает общие методы исследования; - прогнозирует состояние состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды Р27
Компьютерная и информационная компетентность - собирает материалы по тематике с базы данных; - владеет информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности Р2
Компетенция «Адвокат здоровья» - формулирует аргументы из нормативно-правовых документов регламентирующих управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора; - проводит сбор информации об эффективности профилактических мероприятий Р19
    Компетенция «Навыки научных исследований» - владеет навыками оформления научных докладов и статьей для участия в научно-практических конференциях по теме: «Гигиена детей и подростков» - владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа научных результатов в изучаемой области; - способен представить результаты собственных исследований, оформить в виде презентаций, доклада и представить на студенческих научных конференциях и др.; Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). - владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений в области санитарно-гигиенических обследований детских и подростковых учреждений   Р27
Е Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам Компетенция в области естественных наук - сообщаетинформациюсбазданных PUBMED, MEDLINE, Web of science, Web of Knowledge; - представляет собственные исследования работы в виде презентаций как специалистам, так и не специалистам; Р17
Компетенция предпринимательства - сообщает информацию о новых законодательных документах в области гигиены детей и подростков; - сообщает информацию о дополнениях и внесенных изменениях в законодательные документы в гигиену детей и подростков, как специалистам, так и не специалистам; Р27
Компьютерная и информационная компетентность - сообщает информацию по вопросам улучшения состояния здоровья детского и подросткового населения через информационные технологии Р10
    Компетенция «Адвокат здоровья» - сообщает информацию из нормативно-правовых документов, регламентирующих комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обуче­ния детей и подростков Р6
Компетенция «Навыки научных исследований» - анализирует необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации для сохранения и укрепления здоровья населения; - обобщает и сообщает полученую информацию по сохранению и укреплению здоровья населения. - представляет собственные суждения, анализ научных результатов в изучаемой области; - оформляет полученные результаты в виде презентации, докладов и представляет результаты научных исследований на студенческих научных конференциях и др.; Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, к, способность работать в команде, иноязычная компетентность). - владеет навыками публичного выступления с представлением анализа и синтеза информации в изучаемой области; - способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении научных исследований; - объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения Р26
  Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение   общественное здравоохранение, гигиена труда.  

 

2.5Пререквизиты:экология и устойчивое развитие, анатомия, физиология, окружающая среда и здоровье, общественное здоровье.

2.6 Постреквизиты:общественное здравоохранение, гигиена труда.

2.7 Краткое содержание дисциплины

Рост и развитие детского организма, гигиена деятельности детей и подростков, гигиена питания детей и подростков, гигиенические принципы планировки и строительства детских и подростковых учреждений, противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков, гигиеничес­кое воспитание, оздоровительные мероприятия среди детей и подростков.

2.8. Тематический план (лекции, практические):темы, форма проведения и продолжительность.

2.8.1.Тематический план лекций

Темы Форма проведения Продолжи-тельность (в часах)
  1-семестр    
  1-кредит    
Предмет гигиены детей и подростков, цели, задачи, методы исследования. История развития гигиены детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Обзорная
Состояние здоровья детей и подростков. Критерии здоровья, комплексная оценка со­стояния здоровья детей. Обзорная
Физическое развитие как один из основных показателей здо­ровья. Акселерация и ретардация физического развития. Методы изучения и оценки показателей физического развития детей и подростков. Проблемная
  Всего часов:  
  2-кредит    
Гигиена обучения и воспитания в школе. Гигиенические основы трудового обучения в школе. Обзорная
Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников. Проблемная
Гигиенические принципы организации учебно-производственного и воспитательного процессов в профессионально-технических школах. Обзорная
  Всего часов:  
  3-кредит    
Физиолого-гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Су­точная двигательная активность. Формы и средства физического воспитания. Врачеб­ный контроль. Проблемная
Физиолого-гигиенические основы закаливания. Принципы закаливания. Обзорная
Организация и проведение закаливающих воздействий в дошкольных учреждениях. Медицинский контроль. Обзорная
  Всего часов:  
  4-кредит    
Гигиеническиеосновы питания детей и подростков. Обзорная
Гигиенические требования к организации питания в детских дошкольных учреждениях. Обзорная
Физиологические основы режима дня. Методы изучения режима дня. Режим дня и ги­гиенические принципы организации обучения детей в детских дошкольных учрежде­ниях. Режим дня детей школьного возраста. Гигиенические принципы организации обучения детей 6-ти летнего возраста. Проблемная
  Всего часов:  
  Всего часов: 1-семестр  
  2-семестр    
  5-кредит    
Гигиенические требования к детской и школьной мебели, техническим средствам обучения. Обзорная
Гигиенические требования кдетской одежде и обуви. Обзорная
Гигиенические требования к школьным учебникам и детским книгам. Гигиенические требования к организации работы детей на компьютерах. Воздействие сотовой связи и современных технологий коммуникаций на организм детей. Проблемная
  Всего часов:  
  6-кредит    
Гигиенические принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений. Обзорная
Гигиенические требования к планировке и строительству детских дошкольных учреждений. Обзорная
Гигиенические требования к планировке и строительству общеобразовательных и профессионально-технических школ, гимназий и лицеев. Обзорная
  Всего часов:  
  7-кредит    
  Санитарно-гигиенические требования к детско-юношеским спортивным школам. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях. Обзорная    
  Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков. Гигиенические вопросы организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских оздоровительных лагерей. Проблемная    
Санитарно-гигиенические требования к детским санаториям. Противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков. Обзорная  
  Всего часов:  
  8-кредит    
Гигиенические требования к режиму внешкольной деятельности. Гигиенические принципы планировки, благоустройства внешкольных учреждений. Гигиеническое воспитание в детских и подростковых учреждениях. Обзорная    
Формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков. Гигиенические аспекты полового воспитания детей и подростков. Обзорная    
Гигиенические принципы организации обучения учащихся с нарушениями зрения и отклонениями в развитии двигательного аппарата в коррекционных школах. Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений. Проблемная    
  Всего часов:  
  Всего часов: 2-семестр  
  ИТОГО:  

2.8.2 Тематический план практических занятий:

Темы Форма проведения Продолжи-тельность (в часах)
  1 - семестр    
  1-кредит    
Ведение. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков. Основы организации, формы и методы работы врача по гигиене детей и подростков. Обсуждение теоретических вопросов  
Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детей и подростков. Методы исследования и оценки физического развития. Лаборатор-ное занятие  
Режим дня детей и подростков. Особенности его составления. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся. Дискуссия  
Гигиеническая оценка физического воспитания и закаливания в детских подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль за организацией физического воспитания. Работа в малых группах
  Всего часов:  
  2-кредит    
Гигиеническая оценка питания в детских и подростковых учреждениях. Методика санитарно-гигиенического обследования пищеблока. Обсуждение теоретических вопросов  
Методика проведения врачебной профессиональной консультации и определения профессиональной пригодности подростков. Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских и подростковых учреждениях. Обсуждение теоретических вопросов, дискуссия  
Гигиенические требования к предметам детского обихода. Дискуссия  
Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских дошкольных учреждений. Гигиенические требования к планировке и благоустройству общеобразовательных школ. Работа в малых группах
  Всего часов:  
  3-кредит    
Гигиенические требования к планировке и благоустройству школ-интернатов. Гигиенические требования к планировке и благоустройству летних оздоровительных учреждений. Дискуссия  
Гигиенические требования к планировке и благоустройству высших учебных заведе­ний. Изучение состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Критерии распределения детей на группы здоровья. Пресс-кон-ференция, работа в малых группах  
Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детских и подростковых контингентов. Прямые и косвенные показатели здоровья. Работа в малых группах  
Методика разработки стандартов физического развития. Показатели физического развития детей. Соотношение паспортного и биологического возраста. Круглый стол
  Всего часов:  
  4-кредит    
Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в детских и подростковых учреждениях. Методика исследования организации учебного процесса. Дискуссия  
Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся. Интеллек-туальный футбол
Гигиеническая оценка физического воспитания в детских и подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль физического воспитания. Интеллек-туальный футбол, работа в малых группах  
Медицинский контроль организации закаливания в детских и подростковых учреждениях. Работа в малых группах
  Всего часов:  
  Всего часов: 1-семестр  
  2-семестр    
  5-кредит    
Организация питания в общеобразовательных школах и гимназиях. Организация питания в детских оздоровительных учреждениях. Работа в малых группах  
Организация питания в детско-юношеских спортивных школах. Организация питания в детских дошкольных учреждениях. Работа в малых группах.
Организация питания в профессионально-технических колледжах. Работа в малых группах  
Организация питания в детских коррекционных учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Пресс- конференция
  Всего часов:  
  6-кредит    
Гигиенические принципы планировки и строительства детских учреждений. Дискуссия    
Гигиенические принципы планировки и строительства школ. Гигиенические принципы планировки и строительства школ-интернатов. Круглый стол
Гигиенические принципы планировки и строительства ЛОУ. Гигиенические принципы планировки и строительства ПТШ. Работа в малых группах  
Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений. Дискуссия  
  Всего часов:  
  7-кредит    
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов ДДУ. Круглый стол
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов общеобразовательных школ. Круглый стол  
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов профессионально-технических школ. Обсуждение теоретических вопросов
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов загородных лагерей для детей и подростков. Обсуждение теоретических вопросов
  Всего часов:  
  8-кредит    
Санитарно - гигиеническое обследование детского дошкольного учреждения с оформлением учебного акта обследования. Работа в малых группах
Санитарно - гигиеническое обследование общеобразовательной школы с оформлени­ем учебного акта обследования. Работа в малых группах  
Санитарно - гигиеническое обследование профессионально-технической школы с оформлением учебного акта обследования. Дискуссия
Содержания работы врача по гигиене детей и подростков. Дискуссия  
  Всего часов:  
  Всего часов: 2-семестр  
  ИТОГО:  

2.8.3. Задания для самостоятельной работы студентов:

Темы Форма сдачи График контроля (с указанием сроков) Коли- чество часов
  1-семестр      
  1-кредит      
Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 2-7неделя
Содержание работы медицинских работников детских учреждений. 2-7неделя
Основные закономерности роста и развития. Факторы, влияющие на процессы роста и развития детей. 2-7неделя
Медико-психологические проблемы акселерации физического развития детей, гигиеническое значение. 2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного возраста (до 3-х лет). Характерные заболевания, их профилактика. 2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного воз­раста (7-10 лет). Характерные заболевания, их профилактика. 2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста (11-14 лет). Характерные заболевания, их профилактика. 2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста (15-18 лет). Заболевания, характерные для данного возраста, их профилактика. 2-7неделя
Теоретические принципы гигиенического нормирования в возрастной гигиене. 2-7неделя
Роль гигиены детей и подростков в улучшении уровня здоровья взрослого населения и продлении трудоспособной жизни человека. 2-7неделя
Возрастная структура населения РК, удельный вес детского, подросткового и юношеского населения. 2-7неделя
Детские, подростковые и юношеские коллективы, как объекты социально-гигиенического изучения. 2-7неделя
Типы учреждений для детей и подростков. 2-7неделя
Связь гигиены детей и подростков с биологическими науками. 2-7неделя
Взаимосвязь гигиены детей и подростков с педиатрией, гигиеническими и другими медицинскими науками.   2-7неделя
Связь гигиены детей и подростков с техническими науками, химией, архитектурой. 2-7неделя
  Всего часов:    
  2-кредит      
Профилактика переутомления детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 2-7неделя
Закаливание детей и подростков. 2-7неделя
Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детей и подростков. 2-7неделя
Организация воспитательного режима в детском саду. 2-7неделя
Гигиенические требования к мебели, оборудованию и игрушкам в дошкольных учре­ждениях. 2-7неделя
Гигиенические требования к школьной мебели и учебникам. 2-7неделя
Гигиенические требования к детской одежде и обуви. 2-7неделя
Особенности моделирования одежды и обуви для детей разных возрастных групп. 2-7неделя
Профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах. 2-7неделя
Гигиена воспитания в ХYI-ХYIII веках. 2-7неделя
Народная медицина и вопросы воспитания детей. 2-7неделя
Роль прогрессивных общественных деятелей (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, И.И.Беукой) и русских профессоров энциклопедистов (С.Г.Зыбелин), Н.М.Амбодик) в развитии гигиены воспитания. 2-7неделя
Школьная гигиена XIX - начала XX века. 2-7неделя
Роль педиатров (С.В.Хотовицкий, Н.А.Толький, Н.П.Гундобин, А.А.Кисель), терапев­тов (Г.А.Захарьин, С.П.Боткин), педагогов (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская) в развитии школьной гигиены. 2-7неделя
Развитие гигиены детей и подростков в советский период. Гигиены детей и подрост­ков в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 2-7неделя
Видные советские ученые в области гигиены детей и подростков (А.В.Мольков, П.М.Ивановский, А.Я.Гуткин, С.Е.Советов, М.И., М.И. Корсунская, М.Д. Большакова, Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах) и их роль в разработке основных проблем гигиены детства. 2-7неделя
Развитие гигиены детей и подростков в Казахстане на современном этапе. 2-7-неделя
Рубежный контроль Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование 8-неделя
  Всего часов:    
  3-кредит      
Особенности высшей нервной деятельности детей различного возраста. Гигиениче­ское значение. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 9-14неделя
Профилактика близорукости у детей и подростков. 9-14неделя
Особенности заболеваемости детей, пребывающих в ДДУ, их профилактика. 9-14неделя
Распространенность заболеваний среди школьников, меры профилактики. 9-14неделя  
Гигиенические требования к оформлению школьных учебников и детских книг и со здоровьем детей. 9-14неделя
Теории, объясняющие явление акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков. 9-14неделя
Факторы, влияющие на формирование правильной осанки у детей. 9-14неделя
Биологические и социальные факторы, влияющие на рост и развитие детей. 9-14неделя
Возрастная периодизация, основанная на биологических и социальных принципах. 9-14неделя
Акселерация как проявление секулярного тренда, ее социальное и гигиеническое зна­чение. 9-14неделя
Влияние социальных факторов на физическое развитие детских и подростковых контингентов. 9-14неделя
Динамика физического развития детей и подростков. 9-14неделя
Центильные шкалы и шкалы регрессии (по росту), используемые при оценке показателей физического развития детей. 9-14неделя  
Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения.   9-14неделя
Детский травматизм.   9-14неделя
  Всего часов:    
  4-кредит      
Деятельность как фактор роста, развития и укрепления здоровья. Биологические ритмы организма. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 9-14неделя
Режим дня детей с ослабленным здоровьем в специализированных детских учреждениях. 9-14неделя
Режим дня учащихся средних профессионально-технических школ. 9-14неделя
Оздоровительное значение сна, его физиологическая сущность. 9-14неделя
Продолжительность, методика проведения занятий в дошкольном учреждении. 9-14неделя  
  Гигиенические основы обучения учащихся начальных классов, в группах и школах продленного дня. 9-14неделя
Гигиенические рекомендации к подготовке домашних заданий. Гигиенические требования к экзаменам. 9-14неделя
Гигиенические основы учебного процесса в профессионально-технических школах. 9-14неделя
Гигиенические требования к организации отдыха в учебное и внеучебное время. Нормирование внешкольной работы в зависимости от возраста. 9-14неделя
Влияние труда на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.   9-14неделя
Трудовое воспитание в дошкольных учреждениях и гигиенические условия его организации. 9-14неделя
Гигиенические и физиологические основы трудового и политехнического обучения учащихся. 9-14неделя
Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и подростков. 9-14неделя
Влияние факторов производственной среды на организм подростка. 9-14неделя  
Техника безопасности и профилактика травматизма детей в процессе трудового обучения. 9-14неделя
Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением. Законода­тельство РК по трудуподростков. 9-14неделя
Рубежный контроль: Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование 15 неделя
  Всего часов:    
  Всего часов: 1-семестр    
  2-семестр      
  5-кредит      
Особенности обмена веществ и энергии растущего организма. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 2-7неделя
Значение белкового компонента в детском питании. 2-7неделя
Физиологическое значение углеводов и жиров. 2-7неделя
Минеральные вещества их пластическая функция и роль в обмене веществ. 2-7неделя
Роль витаминов, их участие в обменных процессах. 2-7неделя
Роль продуктов животного и растительного происхождения в питании детей. 2-7неделя
Гигиенические требования к организации питания детей в походах, экскурсиях. 2-7неделя
Роль медицинского персонала детских учреждений в организации питания и профилактике токсикоинфекций. 2-7неделя
Контроль за состоянием здоровья работников пищеблоков в учреждениях для детей и подростков. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки питания ребенка и подростка в зависимости от возраста, состояния здоровья характера деятельности. 2-7неделя
Алгоритм санитарно-гигиенического обследования пищеблоков детских и подростко­вых учреждений. 2-7неделя
Питание учащихся технических колледжей. 2-7неделя
Физиологические нормы питания детей. 2-7неделя
Грудное вскармливание детей. 2-7неделя
Гигиенические принципы здорового питания детей. 2-7неделя
Школьное питание в современных условиях. 2-7-неделя
  Всего часов:    
  6-кредит      
  Санитарно-гигиеническая оценка предметов детского обихода. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки мебели. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки школьных учебников и детских книг. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки игрушки. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки детской одежды. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки детской обуви. 2-7неделя
Методика размещения мебели и рассаживания учащихся в классе. 2-7неделя
Гигиенические требования к детскому инструментарию. 2-7неделя
Гигиенические требования к оборудованию спортивных залов. 2-7неделя
Гигиенические рекомендации к использованию технических средств в учебном про­цессе (кино, телевидение). 2-7неделя
Гигиенические требования к использованию компьютеров в школах. 2-7неделя
Гигиенические требования к освещению детских и подростковых учреждений. 2-7неделя
Гигиенические нормативы естественного и искусственного освещения групповых комнат дошкольных учреждений, классных комнат, учебных кабинетов, мастерских в школах и профессионально-технических школах. 2-7неделя
Профилактика ультрафиолетовой недостаточности в детских учреждениях. 2-7неделя
Водоснабжение и нормы водопотребления в учреждениях для детей и подростков.   2-7неделя
Удаление нечистот. Нормативы для исчисления количества умывальников, душей, ножных ванн, унитазов. 2-7-неделя
Рубежный контроль Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование 8-неделя
  Всего часов:    
  7-кредит      
Борьба с заносом инфекций в детское учреждение. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 9-14неделя
Организация карантинных мер в детском учреждении. 9-14неделя
Правила личной гигиены детей в организованных коллективах. 9-14неделя
Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в учреждениях для детей и подростков. 9-14неделя  
Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков. 9-14неделя
Санитарно-просветительная работа в школьных коллективах. 9-14неделя
Содержание санитарно-просветительной работы среди родителей. 9-14неделя
Формирование здорового образа жизни в школьной среде. 9-14неделя
Значение планировки, степени благоустройства соблюдения санитарного и противоэпидемического режима в профилактике инфекционных заболеваний. 9-14неделя  
Профилактические осмотры персонала детских учреждений. 9-14неделя
Особенности соблюдения противоэпидемического режима в дошкольных учреждени­ях.   9-14неделя
Условия соблюдения индивидуальной изоляции детей в дошкольном учреждении. 9-14неделя
Групповая изоляция в дошкольном учреждении. 9-14неделя
Иммунопрофилактика. Виды прививок. Календарь профилактических прививок Республики Казахстан. 9-14неделя  
Основы профилактики инфекционных заболеваний у детей. 9-14неделя
Значение профилактических осмотров детей, осмотры персонала детских учреждений. 9-14неделя
  Всего часов:    
  8-кредит      
Типы оздоровительных учреждений для детей различного возраста. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 9-14неделя
Предупредительный санитарный надзор в связи с подготовкой к летней оздоровительной работе. 9-14неделя
Текущий санитарный надзор за летними оздоровительными учреждениями. 9-14неделя
Гигиенические требования к организации и проведению походов в период летнего отдыха. 9-14неделя  
Гигиенические принципы организации питания в летних оздоровительных учреждениях для детей. 9-14неделя
Гигиенические требования к организации пляжей для купания детей в летних оздоровительных учреждениях. 9-14неделя
Режим дня детей в летних оздоровительных учреждениях. 9-14неделя
Организация медицинского обслуживания в летних оздоровительных учреждениях. Эффективность летней оздоровительной работы среди детей и подростков. 9-14неделя
Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на ох­ране общественного здоровья по материалам Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». 9-14неделя  
Задачи государственного санитарного надзора в охране здоровья детского и подрост­кового населения. 9-14неделя
Содержание и методы работы врача по гигиене детей и подростков учреждений госсанэпиднадзора РК. 9-14неделя
Лечебно-профилактическое обслуживание организованных детских и подростковых контингентов в городе и на селе. 9-14неделя
Содержание и методы работы школьного врача. 9-14неделя
Организация санитарно-курортной помощи детям и подросткам. 9-14неделя  
Врачебная деонтология и ответственность врача по гигиене детей и подростков за здоровье подрастающего поколения. 9-14неделя
Правовые и моральные принципы взаимоотношений санитарного врача с медицин­ским персоналом, административно-хозяйственным аппаратом детских, подростковых лечебно-профилактических учреждений и с населением обслуживаемого района.   9-14-неделя
Рубежный контроль Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование 15-неделя
  Всего часов:    
  Всего часов: 2-семестр    
  ИТОГО:    

2.9 Литература основная и дополнительная:

На русском языке:

основная:

1. Гигиенадетей и подростков: Учебник /Под ред. В.Р.Кучма. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- 480 с.

дополнительная:

1. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обу­чения и трудовой деятельности. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. М.Медицина. - 2006. -

2. Голубев В,В, и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Из­дательский центр «Академия».2000.-200 с.

3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с видео-дисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000,- 160 с.

2.10 Методы обучения и преподавания:

Лекции - обзорные и проблемные.

Практические занятия:обсуждение теоретических вопросов, лабораторные занятия, работа в малых группах, дискуссия, пресс-конференция, круглый стол, интеллектуальный футбол.

Самостоятельная работа студентов:рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи, написание отчетов по обследованию ДДУ, школ..

2.11. Критерии и правила оценки знаний:шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС).

· Текущий контроль:тестирование,устный вопрос.

· Рубежный контроль: собеседование, решение ситуационных задач, тестирование.

· Итоговый контроль:экзамен, включающий компьютерное тестирование и оценка практических навыков (ОСПЭ).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.