Конечные результаты обучения.
ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Гигиена – 1, физическая культура с валеологией»
СИЛЛАБУС
Дисциплина, код дисциплины:Гигиена детей и подростков, GDP 4302
Специальность:051102 «Общественное здравоохранение»
Обьём учебных часов/ кредитов:360 часов / 8 кредитов
Курс и семестр изучения:4 курс, 7 - 8 - семестр
Учебный год
Силлабуссоставлен кафедрой гигиена-1, физическая культура с валеологией на основании рабочей программыпо гигиене детей и подростков
Утвержден на заседании кафедры от «____» _________ 2014г.
Протокол № _____
Зав. кафедрой к.м.н., доцент _____________ Долтаева Б.З.
1.7. Сведения о преподавателях:
№
| Ф.И.О. тьюторов
| Учёнаяи академи-ческаястепень, звание.
| Долж-ность
| Приоритетные научные интересы
| Эл.адрес
|
| Долтаева Бибигуль Зайдуллаевна
| К.м.н.,
доцент
| Зав. каф.
| Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов- 45, из-них 1 методическое пособие.
| Doltaeva 68@ mail.ru
|
| Ермолаева Ольга Александровна
|
| Преп
| Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов-2.
| 83olga_2009@mail.ru
|
| Нуралиева Гульмира Нурпапаевна
|
| Преп.
| Гигиена ЛПУ. Научных трудов-2.
| nuralieva1970@bk.ru
| 1.8. Контактная информация: г. Шымкент, пл. Аль-Фараби,1. контактный телефон 40-82-22 (4013) аудтория – 202, 203, 205, 209.
1.9. Политика дисциплины:
1. Приходить на занятия вовремя.
2. Иметь халат, колпак.
3. Активно участвовать в учебном процессе.
4.При пропуске одного лекционного занятия без уважительной причины штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (при пропуске большего количества лекций штрафной балл высчитывается следующим образом: количество пропущенных лекций × 0,66).
5.Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку.
6. Своевременно выполнять задания по СРС.При несвоевременном выполнении штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (высчитывается следующим образом: количество невыполненных СРС × 0,66).
7. Посещение занятий СРСП является обязательным. Пропуск одного СРСП оценивается в 1,3 балла по 100- балльной шкале (1нб СРСП = «-» 1,3 балла ОРД)
Программа
Введение
Гигиена детей и подростков - профилактическая дисциплина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияния этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая отрасль здравоохранения призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Она изучает влияние различных факторов окружающей и социальной среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм.
Гигиена детей и подростков является профильной дисциплиной, занимает особое место в системе подготовки бакалавров общественного здравоохранения, так, как призвана, ввести студента в мир возрастной гигиены.
2.2 Цель дисциплины:дать представление о гигиене детей и подростков как науке, ее фундаментальных основах, принципах, методологических подходах, заложить знания и умения, необходимые для освоения законодательной базы, теоретических и прикладных аспектов предупредительного и текущего надзора в области гигиены детей и подростков.
2.3 Задачи обучения:
• ознакомить с теоретическими и методологическими основами гигиены детей и подростков и принципами гигиенического нормирования факторов среды обитания и деятельности детей;
• дать представление о природе и характере воздействия на растущий организм различных факторов учебно-воспитательной, производственной среды;
• обучить методикам изучения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков;
• научить разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обучения детей и подростков;
• обучить осуществлять государственный санитарный надзор за оздоровлением условий жизни детского и подросткового населения.
Конечные результаты обучения.
Дублинские дескрипторы
| Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА
| Результаты обучения дисциплины
| Результаты обучения по концепции (ГОСО)
| А
| Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - знает предмет, цели, основные задачи и методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков;
- знает взаимосвязь гигиены детей и подростков с другими науками;
- знает историю возникновения и основные этапы развития гигиены детей и подростков,
-знает закономерности роста и развития детского организма;
-знает принципы и особенности гигиенического нормирования факторов среды обитания и деятельности детей;
-знает методические подходы к исследованию и оценке факторов учебно-воспитательной и производственной среды и их влияние на организм детей и подростков.
- знает методику проведения санитарного надзора в области гигиены
-знает работу с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
- знает современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований
| Р1
Р3
| Компетенция предпринимательст-ва
| - знает основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков;
- знает содержание основных нормативных правовых актов и методических документов по гигиене детей и подростков;
- знает формы и методы санитарного просвещения и формирования основ здорового образа жизни среди детского населения.
| Р6
Р13
| Компьютерная и информационная компетентность
| - знает основные принципы работы на персональной вычислительной технике с использованием современного программного обеспечения Exсel, MicrosoftWord, PowerPoint;
-знает, как вести поиск и применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки профессиональной информации из различных источников, т.ч. с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний по гигиене детей и подростков
| Р2
|
|
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| -знает и понимает законодательство РК в области гигиены детей и подростков;
-знает нормативные правовые акты в области гигиены детей и подростков;
| Р6
Р19
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| -знает методологию научного исследования в области гигиены детей и подростков;
-знает принцип работы приборов, используемых в научных исследованиях: термогигрометр, динамометр, спирометр;
-знает методологию и приемы работы с учебной, научной литературой и нормативными документами в области гигиены детей и подростков;
- демонстрирует знания по наблюдаемым фактам
| Р21
| Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| -представляет свою работу в команде;
- умеет находить общий язык с людьми для получения достоверной информации при проведении научно-практической работы по санитарно-гигиеническому обследованию детских и дошкольных учреждений;
-знает основные направления организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания и деятельности на здоровье детей
|
Р8
| В
| Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - умеет проводить гигиеническую оценку помещениям детских и подростковых учреждений;
- умеет оценивать размещение детей и подростков в детских дошкольных и школьных учреждениях, используя данные о параметрах микроклимата, освещения, назначения помещений;
- умеет определять суточные энергозатратыхронометражным методом и физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии;
- умеет составлять и рассчитывать меню-раскладки согласно «Нормам потребности в основных пищевых веществах и энергии»;
- умеет проводить витаминизацию при организации рационального питания и профилактике алиментарных заболеваний;
- умеет рассчитывать дозу ультрафиолетового облучения и проводить профилактические УФО облучения детей с использованием ламп различного типа;
- умеет проводить определение основных показателей физического развития детей и подростков, дать их оценку по шкалам регрессии и центильным методом;
- умеет рассчитать интенсивные и экстенсивные показатели заболеваемости детей и подростков, дать комплексную оценку состояния здоровья и физического развития индивидуума и коллектива;
- умеет подобрать мебель для детей и дошкольных учреждениях и школах, оборудование в школьных мастерских;
- умеет подобрать индивидуальный режим дня для детей в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- умеет составить программу лабораторных и инструментальных исследований условий внешней среды детского учреждения и провести анализ результатов исследования;
- умеет проводить комплексное обследование детских и подростковых учреждений, составить санитарное описание с заключением и предложениями
| Р9
|
|
| Компетенция предпринимательст-ва
| - умеет использовать действующие законодательные, инструктивные и методические материалы по разделу гигиены детей и подростков в практической деятельности;
- умеет составить план и отчет о работе отделения гигиены детей и подростков по санитарно-гигиеническому обучению, воспитанию, пропаганде гигиенических знаний;
- умеет составить тематический план лекций и бесед для детей и подростков, персонала детских дошкольных учреждений, учебных заведений, родителей и населения района
| Р7
| Компьютерная и информационная
| - обладает современными средствами обмена информацией для решения проблемы в области гигиены детей и подростков;
- обладает навыками работы с различными информационными ресурсами;
- умеет работать с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
- делает критический обзор литературных данных;
- использует современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований;
| Р2
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| - использует действующие законодательные, инструктивные и методические материалы гигиены детей и подростков в практической деятельности;
| Р19
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| - совершенствует существующие методики по санитарной оценки проектных материалов;
-понимает актуальность и новизну тематики научных исследований;
- принимает участие по выбранной тематике в научных конференциях;
- обсуждает актуальность и новизну тематики научных исследований.
| Р21
| Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - формулирует собственные суждения по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
-выдвигает креативные идеи и мышление для составления выводов;
- умеет применять знания и выступать перед населением по вопросам состояния здоровья детского и подросткового населения в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
| Р27
| С
| Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - выявляет проблемы по влиянию учебно-воспитательной и производственной среды на организм детей и формулирует пути их решения;
- умеет планировать и аргументировать оценку состояния физического развития детей и подростков;
- умеет планировать и организовать мероприятии по улучшению здоровьядетей и подростков
| Р9
| Компетенция предпринимательст-ва
|
|
| Компьютерная и информационная
| - использует из Интернета и обрабатывает достоверную информацию при проведении научно-практической работы по гигиене детей и подростков
| Р10
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| - владеет основами законодательства по оздоровлению состояния здоровья детей и подростков.
| Р6
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| - аргументирует студентам собственные результаты научных исследований;
- формулирует общие выводы по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений;
- использует полученные знания при составлении научных докладов для участия в научно - практической конференции по теме «Гигиена детей и подростков»
| Р21
|
|
| Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - способен: работать в команде;
- корректно отстаивать свою точку зрения;
- предлагать новые решения по оценке состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
| Р8
| D
| Осуществлять сбор и интерпритацию информации для
формирования суждений с учетом социальных,
этических и научных соображений
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - осуществляет сбор материалов с баз данных PUBMED, MEDLINE, Webonscience, WebonKnowledgeпо гигиене детей и подростков;
- представляет результаты собственных исследований по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений;
- делает заключение по результатам собственных исследований
| Р26
| Компетенция предпринимательства
| - знает организационно-экономические аспекты деятельности в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков;
- знает общие методы исследования;
- прогнозирует состояние состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
| Р27
| Компьютерная и информационная компетентность
| - собирает материалы по тематике с базы данных;
- владеет информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности
| Р2
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| - формулирует аргументы из нормативно-правовых документов регламентирующих управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- проводит сбор информации об эффективности профилактических мероприятий
| Р19
|
|
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| - владеет навыками оформления научных докладов и статьей для участия в научно-практических конференциях по теме: «Гигиена детей и подростков»
- владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа научных результатов в изучаемой области;
- способен представить результаты собственных исследований, оформить в виде презентаций, доклада и представить на студенческих научных конференциях и др.;
| Р21
| Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление,
креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений в области санитарно-гигиенических обследований детских и подростковых учреждений
| Р27
| Е
| Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
| Компетенция в области естественных наук
| - сообщаетинформациюсбазданных PUBMED, MEDLINE, Web of science, Web of Knowledge;
- представляет собственные исследования работы в виде презентаций как специалистам, так и не специалистам;
| Р17
| Компетенция предпринимательства
| - сообщает информацию о новых законодательных документах в области гигиены детей и подростков;
- сообщает информацию о дополнениях и внесенных изменениях в законодательные документы в гигиену детей и подростков, как специалистам, так и не специалистам;
| Р27
| Компьютерная и информационная компетентность
| - сообщает информацию по вопросам улучшения состояния здоровья детского и подросткового населения через информационные технологии
| Р10
|
|
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| - сообщает информацию из нормативно-правовых документов, регламентирующих комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обучения детей и подростков
| Р6
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| - анализирует необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации для сохранения и укрепления здоровья населения;
- обобщает и сообщает полученую информацию по сохранению и укреплению здоровья населения.
- представляет собственные суждения, анализ научных результатов в изучаемой области;
- оформляет полученные результаты в виде презентации, докладов и представляет результаты научных исследований на студенческих научных конференциях и др.;
| Р21
| Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление,
к, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - владеет навыками публичного выступления с представлением анализа и синтеза информации в изучаемой области;
- способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении научных исследований;
- объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения
| Р26
|
| Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение
|
| общественное здравоохранение, гигиена труда.
|
|
2.5Пререквизиты:экология и устойчивое развитие, анатомия, физиология, окружающая среда и здоровье, общественное здоровье.
2.6 Постреквизиты:общественное здравоохранение, гигиена труда.
2.7 Краткое содержание дисциплины
Рост и развитие детского организма, гигиена деятельности детей и подростков, гигиена питания детей и подростков, гигиенические принципы планировки и строительства детских и подростковых учреждений, противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков, гигиеническое воспитание, оздоровительные мероприятия среди детей и подростков.
2.8. Тематический план (лекции, практические):темы, форма проведения и продолжительность.
2.8.1.Тематический план лекций
№
| Темы
| Форма проведения
| Продолжи-тельность
(в часах)
| | 1-семестр
| | | | 1-кредит
| | |
| Предмет гигиены детей и подростков, цели, задачи, методы исследования. История развития гигиены детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация.
| Обзорная
|
|
| Состояние здоровья детей и подростков. Критерии здоровья, комплексная оценка состояния здоровья детей.
| Обзорная
|
|
| Физическое развитие как один из основных показателей здоровья. Акселерация и ретардация физического развития. Методы изучения и оценки показателей физического развития детей и подростков.
| Проблемная
|
| | Всего часов:
| |
| | 2-кредит
| | |
| Гигиена обучения и воспитания в школе. Гигиенические основы трудового обучения в школе.
| Обзорная
|
|
| Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников.
| Проблемная
|
|
| Гигиенические принципы организации учебно-производственного и воспитательного процессов в профессионально-технических школах.
| Обзорная
|
| | Всего часов:
| |
| | 3-кредит
| | |
| Физиолого-гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Суточная двигательная активность. Формы и средства физического воспитания. Врачебный контроль.
| Проблемная
|
|
| Физиолого-гигиенические основы закаливания. Принципы закаливания.
| Обзорная
|
|
| Организация и проведение закаливающих воздействий в дошкольных учреждениях.
Медицинский контроль.
| Обзорная
|
| | Всего часов:
| |
| | 4-кредит
| | |
| Гигиеническиеосновы питания детей и подростков.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к организации питания в детских дошкольных учреждениях.
| Обзорная
|
|
| Физиологические основы режима дня. Методы изучения режима дня. Режим дня и гигиенические принципы организации обучения детей в детских дошкольных учреждениях. Режим дня детей школьного возраста. Гигиенические принципы организации обучения детей 6-ти летнего возраста.
| Проблемная
|
| | Всего часов:
| |
| | Всего часов: 1-семестр
| |
| | 2-семестр
| | | | 5-кредит
| | |
| Гигиенические требования к детской и школьной мебели, техническим средствам обучения.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования кдетской одежде и обуви.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к школьным учебникам и детским книгам. Гигиенические требования к организации работы детей на компьютерах. Воздействие сотовой связи и современных технологий коммуникаций на организм детей.
| Проблемная
|
| | Всего часов:
| |
| | 6-кредит
| | |
| Гигиенические принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к планировке и строительству детских дошкольных учреждений.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к планировке и строительству общеобразовательных и профессионально-технических школ, гимназий и лицеев.
| Обзорная
|
| | Всего часов:
| |
| | 7-кредит
| | |
| Санитарно-гигиенические требования к детско-юношеским спортивным школам. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков. Гигиенические вопросы организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских оздоровительных лагерей.
| Проблемная
|
|
| Санитарно-гигиенические требования к детским санаториям. Противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков.
| Обзорная
|
| | Всего часов:
| |
| | 8-кредит
| | |
| Гигиенические требования к режиму внешкольной деятельности. Гигиенические принципы планировки, благоустройства внешкольных учреждений. Гигиеническое воспитание в детских и подростковых учреждениях.
| Обзорная
|
|
| Формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков. Гигиенические аспекты полового воспитания детей и подростков.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические принципы организации обучения учащихся с нарушениями зрения и отклонениями в развитии двигательного аппарата в коррекционных школах. Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений.
| Проблемная
|
|
| Всего часов:
|
|
|
| Всего часов: 2-семестр
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
| 2.8.2 Тематический план практических занятий:
№
| Темы
| Форма проведения
| Продолжи-тельность
(в часах)
|
| 1 - семестр
|
|
|
| 1-кредит
|
|
|
| Ведение. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков. Основы организации, формы и методы работы врача по гигиене детей и подростков.
| Обсуждение теоретических вопросов
|
|
| Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детей и подростков. Методы исследования и оценки физического развития.
| Лаборатор-ное занятие
|
|
| Режим дня детей и подростков. Особенности его составления. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся.
| Дискуссия
|
|
| Гигиеническая оценка физического воспитания и закаливания в детских подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль за организацией физического воспитания.
| Работа в малых группах
|
|
| Всего часов:
| |
|
| 2-кредит
|
|
|
| Гигиеническая оценка питания в детских и подростковых учреждениях. Методика санитарно-гигиенического обследования пищеблока.
| Обсуждение теоретических вопросов
|
|
| Методика проведения врачебной профессиональной консультации и определения профессиональной пригодности подростков. Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских и подростковых учреждениях.
| Обсуждение теоретических вопросов, дискуссия
|
|
| Гигиенические требования к предметам детского обихода.
| Дискуссия
|
|
| Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских дошкольных учреждений. Гигиенические требования к планировке и благоустройству общеобразовательных школ.
| Работа в малых группах
|
|
| Всего часов:
| |
|
| 3-кредит
|
|
|
| Гигиенические требования к планировке и благоустройству школ-интернатов.
Гигиенические требования к планировке и благоустройству летних оздоровительных учреждений.
| Дискуссия
|
|
| Гигиенические требования к планировке и благоустройству высших учебных заведений. Изучение состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Критерии распределения детей на группы здоровья.
| Пресс-кон-ференция, работа в малых группах
|
|
| Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детских и подростковых контингентов. Прямые и косвенные показатели здоровья.
| Работа в малых группах
|
|
| Методика разработки стандартов физического развития. Показатели физического развития детей. Соотношение паспортного и биологического возраста.
| Круглый стол
|
|
| Всего часов:
| |
|
| 4-кредит
| | |
| Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в детских и подростковых учреждениях. Методика исследования организации учебного процесса.
| Дискуссия
|
|
| Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся.
| Интеллек-туальный футбол
|
|
| Гигиеническая оценка физического воспитания в детских и подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль физического воспитания.
| Интеллек-туальный футбол,
работа в малых группах
|
|
| Медицинский контроль организации закаливания в детских и подростковых учреждениях.
| Работа в малых группах
|
|
| Всего часов:
| |
|
| Всего часов: 1-семестр
| |
|
| 2-семестр
| | |
| 5-кредит
| | |
| Организация питания в общеобразовательных школах и гимназиях. Организация питания в детских оздоровительных учреждениях.
| Работа в малых группах
|
|
| Организация питания в детско-юношеских спортивных школах. Организация питания в детских дошкольных учреждениях.
| Работа в малых группах.
|
|
| Организация питания в профессионально-технических колледжах.
| Работа в малых группах
|
|
| Организация питания в детских коррекционных учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
| Пресс-
конференция
|
|
| Всего часов:
| |
|
| 6-кредит
|
|
|
| Гигиенические принципы планировки и строительства детских учреждений.
| Дискуссия
|
|
| Гигиенические принципы планировки и строительства школ. Гигиенические принципы планировки и строительства школ-интернатов.
| Круглый
стол
|
|
| Гигиенические принципы планировки и строительства ЛОУ. Гигиенические принципы планировки и строительства ПТШ.
| Работа в
малых группах
|
|
| Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений.
| Дискуссия
|
|
| Всего часов:
| |
|
| 7-кредит
|
|
|
| Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов ДДУ.
| Круглый стол
|
|
| Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов общеобразовательных школ.
| Круглый стол
|
|
| Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов профессионально-технических школ.
| Обсуждение теоретических вопросов
|
|
| Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов загородных лагерей для детей и подростков.
| Обсуждение теоретических вопросов
|
|
| Всего часов:
| |
|
| 8-кредит
| | |
| Санитарно - гигиеническое обследование детского дошкольного учреждения с оформлением учебного акта обследования.
| Работа в
малых группах
|
|
| Санитарно - гигиеническое обследование общеобразовательной школы с оформлением учебного акта обследования.
| Работа в
малых группах
|
|
| Санитарно - гигиеническое обследование профессионально-технической школы с оформлением учебного акта обследования.
| Дискуссия
|
|
| Содержания работы врача по гигиене детей и подростков.
| Дискуссия
|
|
| Всего часов:
| |
|
| Всего часов: 2-семестр
| |
|
| ИТОГО:
| |
| 2.8.3. Задания для самостоятельной работы студентов:
№
| Темы
| Форма сдачи
| График контроля
(с указанием сроков)
| Коли-
чество часов
| | 1-семестр
| | | | | 1-кредит
| | | |
| Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
| 2-7неделя
|
|
| Содержание работы медицинских работников детских учреждений.
| 2-7неделя
|
|
| Основные закономерности роста и развития. Факторы, влияющие на процессы роста и развития детей.
| 2-7неделя
|
|
| Медико-психологические проблемы акселерации физического развития детей, гигиеническое значение.
| 2-7неделя
|
|
| Возрастные анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного возраста (до 3-х лет). Характерные заболевания, их профилактика.
| 2-7неделя
|
|
| Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характерные заболевания, их профилактика.
| 2-7неделя
|
|
| Возрастные анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста (11-14 лет). Характерные заболевания, их профилактика.
| 2-7неделя
|
|
| Возрастные анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста (15-18 лет). Заболевания, характерные для данного возраста, их профилактика.
| 2-7неделя
|
|
| Теоретические принципы гигиенического нормирования в возрастной гигиене.
| 2-7неделя
|
|
| Роль гигиены детей и подростков в улучшении уровня здоровья взрослого населения и продлении трудоспособной жизни человека.
| 2-7неделя
|
|
| Возрастная структура населения РК, удельный вес детского, подросткового и юношеского населения.
| 2-7неделя
|
|
| Детские, подростковые и юношеские коллективы, как объекты социально-гигиенического изучения.
| 2-7неделя
|
|
| Типы учреждений для детей и подростков.
| 2-7неделя
|
|
| Связь гигиены детей и подростков с биологическими науками.
| 2-7неделя
|
|
| Взаимосвязь гигиены детей и подростков с педиатрией, гигиеническими и другими медицинскими науками.
| | 2-7неделя
|
|
| Связь гигиены детей и подростков с техническими науками, химией, архитектурой.
| 2-7неделя
|
|
| Всего часов:
| |
|
| | 2-кредит
| |
| |
| Профилактика переутомления детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
| 2-7неделя
|
|
| Закаливание детей и подростков.
| 2-7неделя
|
|
| Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детей и подростков.
| 2-7неделя
|
|
| Организация воспитательного режима в детском саду.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические требования к мебели, оборудованию и игрушкам в дошкольных учреждениях.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические требования к школьной мебели и учебникам.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
| 2-7неделя
|
|
| Особенности моделирования одежды и обуви для детей разных возрастных групп.
| 2-7неделя
|
|
| Профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиена воспитания в ХYI-ХYIII веках.
| 2-7неделя
|
|
| Народная медицина и вопросы воспитания детей.
| 2-7неделя
|
|
| Роль прогрессивных общественных деятелей (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, И.И.Беукой) и русских профессоров энциклопедистов (С.Г.Зыбелин), Н.М.Амбодик) в развитии гигиены воспитания.
| 2-7неделя
|
|
| Школьная гигиена XIX - начала XX века.
| 2-7неделя
|
|
| Роль педиатров (С.В.Хотовицкий, Н.А.Толький, Н.П.Гундобин, А.А.Кисель), терапевтов (Г.А.Захарьин, С.П.Боткин), педагогов (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская) в развитии школьной гигиены.
| 2-7неделя
|
|
| Развитие гигиены детей и подростков в советский период. Гигиены детей и подростков в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
| 2-7неделя
|
|
| Видные советские ученые в области гигиены детей и подростков (А.В.Мольков, П.М.Ивановский, А.Я.Гуткин, С.Е.Советов, М.И., М.И. Корсунская, М.Д. Большакова, Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах) и их роль в разработке основных проблем гигиены детства.
| 2-7неделя
|
|
| Развитие гигиены детей и подростков в Казахстане на современном этапе.
| 2-7-неделя
|
|
| Рубежный контроль
| Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
| 8-неделя
|
|
| Всего часов:
| |
|
| | 3-кредит
| |
| |
| Особенности высшей нервной деятельности детей различного возраста. Гигиеническое значение.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
| 9-14неделя
|
|
| Профилактика близорукости у детей и подростков.
| 9-14неделя
|
|
| Особенности заболеваемости детей, пребывающих в ДДУ, их профилактика.
| 9-14неделя
|
|
| Распространенность заболеваний среди школьников, меры профилактики.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические требования к оформлению школьных учебников и детских книг и со здоровьем детей.
| 9-14неделя
|
|
| Теории, объясняющие явление акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.
| 9-14неделя
|
|
| Факторы, влияющие на формирование правильной осанки у детей.
| 9-14неделя
|
|
| Биологические и социальные факторы, влияющие на рост и развитие детей.
| 9-14неделя
|
|
| Возрастная периодизация, основанная на биологических и социальных принципах.
| 9-14неделя
|
|
| Акселерация как проявление секулярного тренда, ее социальное и гигиеническое значение.
| 9-14неделя
|
|
| Влияние социальных факторов на физическое развитие детских и подростковых контингентов.
| 9-14неделя
|
|
| Динамика физического развития детей и подростков.
| 9-14неделя
|
|
| Центильные шкалы и шкалы регрессии (по росту), используемые при оценке показателей физического развития детей.
| 9-14неделя
|
|
| Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения.
| | 9-14неделя
|
|
| Детский травматизм.
| | 9-14неделя
|
| | Всего часов:
| | |
| | 4-кредит
| |
| |
| Деятельность как фактор роста, развития и укрепления здоровья. Биологические ритмы организма.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
| 9-14неделя
|
|
| Режим дня детей с ослабленным здоровьем в специализированных детских учреждениях.
| 9-14неделя
|
|
| Режим дня учащихся средних профессионально-технических школ.
| 9-14неделя
|
|
| Оздоровительное значение сна, его физиологическая сущность.
| 9-14неделя
|
|
| Продолжительность, методика проведения занятий в дошкольном учреждении.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические основы обучения учащихся начальных классов, в группах и школах продленного дня.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические рекомендации к подготовке домашних заданий. Гигиенические требования к экзаменам.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические основы учебного процесса в профессионально-технических школах.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические требования к организации отдыха в учебное и внеучебное время. Нормирование внешкольной работы в зависимости от возраста.
| 9-14неделя
|
|
| Влияние труда на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.
| | 9-14неделя
|
|
| Трудовое воспитание в дошкольных учреждениях и гигиенические условия его организации.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические и физиологические основы трудового и политехнического обучения учащихся.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и подростков.
| 9-14неделя
|
|
| Влияние факторов производственной среды на организм подростка.
| 9-14неделя
|
|
| Техника безопасности и профилактика травматизма детей в процессе трудового обучения.
| 9-14неделя
|
|
| Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением. Законодательство РК по трудуподростков.
| 9-14неделя
|
|
| Рубежный контроль:
| Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
| 15 неделя
|
| | Всего часов:
| |
|
| | Всего часов: 1-семестр
| |
|
| | 2-семестр
| | | | | 5-кредит
| | | |
| Особенности обмена веществ и энергии растущего организма.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
| 2-7неделя
|
|
| Значение белкового компонента в детском питании.
| 2-7неделя
|
|
| Физиологическое значение углеводов и жиров.
| 2-7неделя
|
|
| Минеральные вещества их пластическая функция и роль в обмене веществ.
| 2-7неделя
|
|
| Роль витаминов, их участие в обменных процессах.
| 2-7неделя
|
|
| Роль продуктов животного и растительного происхождения в питании детей.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические требования к организации питания детей в походах, экскурсиях.
| 2-7неделя
|
|
| Роль медицинского персонала детских учреждений в организации питания и профилактике токсикоинфекций.
| 2-7неделя
|
|
| Контроль за состоянием здоровья работников пищеблоков в учреждениях для детей и подростков.
| 2-7неделя
|
|
| Методика гигиенической оценки питания ребенка и подростка в зависимости от возраста, состояния здоровья характера деятельности.
| 2-7неделя
|
|
| Алгоритм санитарно-гигиенического обследования пищеблоков детских и подростковых учреждений.
| 2-7неделя
|
|
| Питание учащихся технических колледжей.
| 2-7неделя
|
|
| Физиологические нормы питания детей.
| 2-7неделя
|
|
| Грудное вскармливание детей.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические принципы здорового питания детей.
| 2-7неделя
|
|
| Школьное питание в современных условиях.
| 2-7-неделя
|
| | Всего часов:
| |
|
| | 6-кредит
| |
| |
| Санитарно-гигиеническая оценка предметов детского обихода.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
| 2-7неделя
|
|
| Методика гигиенической оценки мебели.
| 2-7неделя
|
|
| Методика гигиенической оценки школьных учебников и детских книг.
| 2-7неделя
|
|
| Методика гигиенической оценки игрушки.
| 2-7неделя
|
|
| Методика гигиенической оценки детской одежды.
| 2-7неделя
|
|
| Методика гигиенической оценки детской обуви.
| 2-7неделя
|
|
| Методика размещения мебели и рассаживания учащихся в классе.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические требования к детскому инструментарию.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические требования к оборудованию спортивных залов.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические рекомендации к использованию технических средств в учебном процессе (кино, телевидение).
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические требования к использованию компьютеров в школах.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические требования к освещению детских и подростковых учреждений.
| 2-7неделя
|
|
| Гигиенические нормативы естественного и искусственного освещения групповых комнат дошкольных учреждений, классных комнат, учебных кабинетов, мастерских в школах и профессионально-технических школах.
| 2-7неделя
|
|
| Профилактика ультрафиолетовой недостаточности в детских учреждениях.
| 2-7неделя
|
|
| Водоснабжение и нормы водопотребления в учреждениях для детей и подростков.
| | 2-7неделя
|
|
| Удаление нечистот. Нормативы для исчисления количества умывальников, душей, ножных ванн, унитазов.
| 2-7-неделя
|
|
| Рубежный контроль
| Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
| 8-неделя
|
|
| Всего часов:
| |
|
| | 7-кредит
| |
| |
| Борьба с заносом инфекций в детское учреждение.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
| 9-14неделя
|
|
| Организация карантинных мер в детском учреждении.
| 9-14неделя
|
|
| Правила личной гигиены детей в организованных коллективах.
| 9-14неделя
|
|
| Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в учреждениях для детей и подростков.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков.
| 9-14неделя
|
|
| Санитарно-просветительная работа в школьных коллективах.
| 9-14неделя
|
|
| Содержание санитарно-просветительной работы среди родителей.
| 9-14неделя
|
|
| Формирование здорового образа жизни в школьной среде.
| 9-14неделя
|
|
| Значение планировки, степени благоустройства соблюдения санитарного и противоэпидемического режима в профилактике инфекционных заболеваний.
| 9-14неделя
|
|
| Профилактические осмотры персонала детских учреждений.
| 9-14неделя
|
|
| Особенности соблюдения противоэпидемического режима в дошкольных учреждениях.
| | 9-14неделя
|
|
| Условия соблюдения индивидуальной изоляции детей в дошкольном учреждении.
| 9-14неделя
|
|
| Групповая изоляция в дошкольном учреждении.
| 9-14неделя
|
|
| Иммунопрофилактика. Виды прививок. Календарь профилактических прививок Республики Казахстан.
| 9-14неделя
|
|
| Основы профилактики инфекционных заболеваний у детей.
| 9-14неделя
|
|
| Значение профилактических осмотров детей, осмотры персонала детских учреждений.
| 9-14неделя
|
|
| Всего часов:
| |
|
| | 8-кредит
| |
| |
| Типы оздоровительных учреждений для детей различного возраста.
| Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
| 9-14неделя
|
|
| Предупредительный санитарный надзор в связи с подготовкой к летней оздоровительной работе.
| 9-14неделя
|
|
| Текущий санитарный надзор за летними оздоровительными учреждениями.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические требования к организации и проведению походов в период летнего отдыха.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические принципы организации питания в летних оздоровительных учреждениях для детей.
| 9-14неделя
|
|
| Гигиенические требования к организации пляжей для купания детей в летних оздоровительных учреждениях.
| 9-14неделя
|
|
| Режим дня детей в летних оздоровительных учреждениях.
| 9-14неделя
|
|
| Организация медицинского обслуживания в летних оздоровительных учреждениях. Эффективность летней оздоровительной работы среди детей и подростков.
| 9-14неделя
|
|
| Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на охране общественного здоровья по материалам Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
| 9-14неделя
|
|
| Задачи государственного санитарного надзора в охране здоровья детского и подросткового населения.
| 9-14неделя
|
|
| Содержание и методы работы врача по гигиене детей и подростков учреждений госсанэпиднадзора РК.
| 9-14неделя
|
|
| Лечебно-профилактическое обслуживание организованных детских и подростковых контингентов в городе и на селе.
| 9-14неделя
|
|
| Содержание и методы работы школьного врача.
| 9-14неделя
|
|
| Организация санитарно-курортной помощи детям и подросткам.
| 9-14неделя
|
|
| Врачебная деонтология и ответственность врача по гигиене детей и подростков за здоровье подрастающего поколения.
| 9-14неделя
|
|
| Правовые и моральные принципы взаимоотношений санитарного врача с медицинским персоналом, административно-хозяйственным аппаратом детских, подростковых лечебно-профилактических учреждений и с населением обслуживаемого района.
| | 9-14-неделя
|
|
| Рубежный контроль
| Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
| 15-неделя
|
| | Всего часов:
| | |
| | Всего часов: 2-семестр
| | |
| | ИТОГО:
| | |
| 2.9 Литература основная и дополнительная:
На русском языке:
основная:
1. Гигиенадетей и подростков: Учебник /Под ред. В.Р.Кучма. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- 480 с.
дополнительная:
1. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. М.Медицина. - 2006. -
2. Голубев В,В, и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «Академия».2000.-200 с.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с видео-дисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000,- 160 с.
2.10 Методы обучения и преподавания:
Лекции - обзорные и проблемные.
Практические занятия:обсуждение теоретических вопросов, лабораторные занятия, работа в малых группах, дискуссия, пресс-конференция, круглый стол, интеллектуальный футбол.
Самостоятельная работа студентов:рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи, написание отчетов по обследованию ДДУ, школ..
2.11. Критерии и правила оценки знаний:шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС).
· Текущий контроль:тестирование,устный вопрос.
· Рубежный контроль: собеседование, решение ситуационных задач, тестирование.
· Итоговый контроль:экзамен, включающий компьютерное тестирование и оценка практических навыков (ОСПЭ).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|