Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникационная функция ТЗ



В статье «Битва за гармонию…» подробно описывался процесс утверждения проекта у заказчика. Там же упоминалось о роли ТЗ в этом процессе. Действительно, ТЗ может задать нужное направление в работе дизайнера и, как следствие, способствовать скорейшему принятию макета. Любую дизайнерскую задачу можно решить по-разному, и чем меньше информации на руках у дизайнера, тем более свободен он в выборе решения, тем больше шансов сделать то, что клиент совершенно не приемлет. Подробно составленное ТЗ помогает дизайнеру «почувствовать клиента» и сделать работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.

Юридическая функция ТЗ

Клиенты имеют нехорошее свойство — страдать кратковременной потерей памяти. Иногда они просто забывают о своих первоначальных требованиях к макету, и в процессе работы или, что хуже, утверждения выставляют новые требования. «Строить» клиента, или плясать под его дудку — личное дело каждого, но ТЗ, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет вам возможность переложить расходы по переделке макета в кошелек клиента. Так как расходы зачастую бывают довольно существенными, уже само наличие ТЗ сделает ваш сон намного крепче, а наличие подписи клиента на этом ТЗ избавит вас от потери нервных клеток, которые, как известно, восстанавливаются, но медленно.

Следующий момент — всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна — неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие ТЗ довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.

Кто виноват?

После всего вышесказанного, я думаю, мало у кого остались сомнения, что ТЗ «есть благость великая». Но ситуация-то от этого лучше не становится. Для того чтобы ТЗ вошло (в полноценном виде!) в производственный процесс каждого дизайнера, надо, как это испокон веков делается у нас на Руси, определить виноватых и начать с ними бороться. Виноватых у нас два — это (сюрприз!) дизайнеры и менеджеры. А точнее отсутствие инициативы у первых и врожденная лень вторых.

Менеджеров понять можно. Легче подойти к дизайнеру, когда тебе (менеджеру) это удобно, оторвать его (дизайнера) от работы, по быстрому «ввести в курс дела», чем сидеть и аккуратно фиксировать на бумаге полученную от клиента информацию. Очень легко при отсутствии документации в случае какого-то ЧП, сказать «Ну я же тебе говорил(а)!!!» и оставить дизайнера крайним.

Весело опять же: сидишь, восьмую кружку с чаем в себя вливаешь, ждешь, когда рабочий день закончится, а тут прибегает дизайнер и давай тебя о чем-то расспрашивать, и сразу становится так тепло на душе, и сразу понимаешь, как ты нужен людям. Нет, менеджеров определенно понять можно, дизайнерам же прощения нет.

Что делать?

Как любил говаривать Ганди, «если хочешь, чтоб мир менялся, меняй его сам». Проявите инициативу — сделайте формы ТЗ для основных видов услуг, оказываемых вашей конторой и раздайте их менеджерам. После того как новые формы ТЗ вольются в производственный процесс (а на это потребуется некоторое время):

1. Отказывайтесь принимать заказы без ТЗ

2. Отказывайтесь принимать заказы без аккуратно оформленного ТЗ

Хорошее средство от лени — вставленный начальством пистон. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций на этой почве (а они неизбежны), не бойтесь раздувать их до «высшего» уровня. В большинстве случаев, начальство будет на вашей стороне, ибо безграмотное оформление заказа есть невыполнение должностных инструкций со стороны менеджеров, грозящее конторе убытками.

В случае, когда такого документа как ТЗ в конторе в принципе не существует, необходимо первым делом поднять вопрос на планерке о его введении. Честно говоря, не представляю себе ситуацию, когда начальство может сказать что-то против нововведения, при таком количестве очевидных плюсов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.