Здавалка
Главная | Обратная связь

Местные органы власти



Франция - страна централизованная, не имеющая в своем составе автономных образований. При этом, однако, она обладает развитой системой местного самоуправления, опирающейся на вековые традиции.

В административном отношении Франция разделена на 22 региона, 99 департаментов и 36 700 коммун (из них 5 300 городских коммун, которые занимают всего 16% территории метрополии, но проживают в них 74% населения). Кроме того, существуют 4 заморских округа с особым статусом.

В начале 80-х гг. во Франции были приняты законы о самоуправлении, в основу которых положены принципы децентрализации (т.е. передачи значительных полномочий на места) и деконцентрации (т.е. распределения полномочий между различными ветвями власти).

Регион (округ)

Регионы (округа) были образованы в 1972 г., а с 1982 г. превращены в самоуправляемые административно-территориальные единицы. Границы и названия регионов имеют историческое происхождение.

Во главе региона стоит региональный совет, избираемый на 6 лет прямым всеобщим голосованием в один тур. Голосование проводится по департаментским партийным спискам. Каждый список содержит число кандидатов, равное числу мест в совете, поэтому избиратели не имеют права изменять их. Распределение мест производится по пропорциональному принципу. Списки, собравшие менее 5 % голосов, не получают ни одного места. Если место в региональном совете оказывается свободным, оно заполняется следующим кандидатом из того списка, по которому был избран выбывший советник. Минимальный возраст для избрания в региональный совет - 21 год.

Региональный совет избирает из своего состава тайным голосованием по мажоритарной системе в три тура председателя сроком на 6 лет. Избираются также его заместители и постоянная комиссия. Председатель регионального совета является главой исполнительной власти региона, руководит региональными административными службами и служащими региональной администрации. Полицейской властью он не обладает.

 

Основная задача совета - решение социально-экономических проблем региона, в том числе разработка регионального плана, бюджета, оказание помощи предприятиям, обеспечение благоустройства территории, строительных работ и пр. Совет занимается вопросами образования, включая строительство лицеев, управлением средними учебными заведениями, вопросами культуры, жилищного строительства, защиты окружающей среды.

Консультативную помощь региональному совету оказывает региональный социально-экономический совет. Он дает заключения по плану и бюджету, оказывает помощь в разработке других решений совета, дает их предварительную оценку и оценку исполнения их председателем. Закон предписывает следующий состав совета: 35% - представители предприятий и лиц, работающих не по найму; 35% - представители профсоюзов лиц наемного труда; 25% - представители общественных организаций региона; 5% - эксперты, видные специалисты и общественные деятели (их назначает премьер-министр).

Представителем государства в регионе является префект региона (он же - префект департамента, где расположена столица региона). Он участвует в подготовке решений центральных государственных органов по данному региону, осуществляет административный контроль за законностью решений регионального совета и его председателя, руководит деятельностью местных служб центральных государственных административных органов.

 

Департамент

Департаменты были созданы впервые в период Великой Французской революции в 1789-1790 гг. Тогда их было 83.

Руководящим выборным органом департамента является генеральный совет. Выборы в него проходят по так называемым кантонам и потому называются кантональными. Кантон - не административная единица. Фактически - это избирательный округ, в который входит определенное число коммун. Каждый кантон избирает в генеральный совет одного представителя. Число кантонов в разных департаментах различно, оно устанавливается правительством.

Каждый член генерального совета (они называются генеральными советниками) избирается на 6 лет. Состав генерального совета обновляется наполовину каждые 3 года. Выборы проводятся по одномандатной мажоритарной системе в два тура. В случае выбытия генерального советника в соответствующем кантоне проводятся новые (частичные) выборы. Возраст, дающий право быть избранным в генеральный совет, - 21 год.

Заседания генерального совета должны проводиться ежеквартально. Они проходят открыто, публично, но совет может принять решение и о закрытом заседании. Голосование в большинстве случаев открытое, оно может быть и поименным. Однако решения о назначении на должность принимаются тайным голосованием. В случае отсутствия на заседании генеральный советник имеет право передать мандат на участие в голосовании своему коллеге (только одному!).

Генеральный совет избирает из своего состава председателя, его заместителей и постоянную комиссию. Число заместителей и членов постоянной комиссии устанавливается советом. Председатель генерального совета избирается на 3 года, но может избираться неограниченное число раз. Голосование тайное по мажоритарной системе в три тура. Согласно закону от 2 марта 1982 г., председатель генерального совета является главой исполнительной власти в департаменте (ранее эту роль выполнял префект). Занимать одновременно посты председателя генерального и регионального советов запрещено.

Генеральный совет управляет делами департамента, в том числе местным и междугородным транспортом, социальной и медицинской помощью малоимущим, департаментскими государственными службами, школьными делами, библиотеками. Он принимает бюджет на текущий финансовый год, может оказывать финансовую помощь предприятиям, испытывающим затруднения.

Председатель генерального совета организует работу совета и обеспечивает выполнение его решений. Он руководит всеми административными службами департамента и департаментской административной полицией, а также производит назначения на должности, создаваемые департаментом.

Представителем государства в департаменте является префект департамента. Институт префектов был учрежден Наполеоном Бонапартом в 1800 г., однако их функции с тех пор были существенно урезаны. Префекты назначаются указом президента, предварительно одобренным Советом министров и преимущественно набираются из выпускников Национальной школы администрации.

 

Префект возглавляет всю систему государственной власти в департаменте, является распорядителем государственных расходов и отвечает за управление государственным имуществом. От имени государства подписывает договоры и соглашения с департаментом и коммунами. Только он один имеет право выступать от имени государства в генеральном совете, ежегодно представляя ему отчет о деятельности государственных структур в департаменте (на другие выступления он должен просить разрешения у совета).

Важная функция префекта - осуществлять административный контроль за деятельностью департаментов и коммун. Он может опротестовать решения местных органов власти, если считает их незаконными. В случае несогласия с ним соответствующего органа префект передает дело в суд. Префект руководит также работой всех внешних служб центральных государственных административных органов (за исключением служб системы образования, инспекции труда, финансов, юстиции и обороны); оказывает помощь органам юстиции; производит назначения на некоторые должности.

 

 

Коммуна

В своем большинстве коммуны возникли из церковных приходов и крупных деревень и носят старинные исторические названия. Их территориальные границы определены государством. Численность населения коммуны устанавливается декретом правительства по итогам переписи (от этого зависит их статус, размер государственных дотаций, количество муниципальных советников). За последние сто с лишним лет права коммун все более расширялись (до 1882 г. мэры и муниципальные советники назначались префектами). Для взаимной помощи в решении местных проблем коммуны могут создавать ассоциации.

Во главе коммун стоит муниципальный совет. Он состоит из муниципальных советников, число которых колеблется от 9 (для коммун с населением менее 100 жителей) до 69 (с населением от 300 тыс. и более). В особом положении находятся крупнейшие города Франции: Париж (163 советника), Марсель (101), Лион (73). Совет выбирается прямым всеобщим голосованием всех избирателей коммуны. Избиратели должны обладать правом голоса (условия: французское гражданство, совершеннолетие, правоспособность и наличие гражданских прав) и быть связанными с коммуной. Для каждой коммуны составляется единый список избирателей, который используется для всех политических выборов. Список пересматривается раз в год и перед каждыми очередными выборами.

Любой избиратель данной коммуны может войти в члены муниципального совета, за исключением случаев несовместимости занимаемой должности с участием в выборном органе. Например, не могут быть членами совета государственные служащие, выполняющие властные функции в департаменте или регионе, куда входит данная коммуна. В этих случаях приходится выбирать одно из двух: либо должность, либо членство в муниципальном совете. Запрещено входить в несколько муниципальных советов.

Муниципальные советы переизбираются каждые 6 лет одновременно во всех коммунах Франции в одно из воскресений марта. Процедура выборов различается в зависимости от числа жителей коммуны.

В коммунах с числом жителей до 3,5 тыс. выборы проходят по мажоритарной системе в два тура. Избиратель имеет право вносить во время голосования изменения в списки. Избранным считается тот, кто получил более половины действительных голосов (и не менее четверти числа зарегистрированных избирателей). Для избрания советников на? оставшиеся вакантными после первого тура места проводится второй тур выборов в следующее воскресенье. Выставить свои кандидатуры во втором туре могут все, кто не был избран в первом, но также и другие лица. На этот раз достаточно получить относительное большинство голосов.

В коммунах с населением более 3,5 тыс. человек выборы проходят в два тура по <закрытым> спискам, т.е. без права для избирателей вносить изменения в списки во время голосования. Списки выдвигаются партиями и политическими движениями. Если один из списков получил в первом туре абсолютное большинство голосов (и четверть списочного состава избирателей), то второй тур не проводится. Победивший список получает половину мест <с округлением наверх>. Остальные места распределяются по пропорциональной системе между партийными списками, включая и список победившей партии. Таким образом, партия, собравшая более половины голосов, фактически получает значительный перевес в числе мандатов. Если же в первом туре ни один из списков не набирает абсолютного большинства, то проводится второй тур. В нем участвуют только те списки, которые получили в первом туре не менее 10% действительных голосов. Можно сводить воедино несколько списков при условии, что каждый из них собрал не менее 5%. Поддержанный большинством избирателей список получает большинство мест. Остальные места распределяются пропорционально. Списки, получившие менее 5% голосов, остаются без мандатов.

Муниципальный совет заседает не менее 4 раз в год. Необходим кворум - большинство муниципальных советников. Голосование осуществляется поднятием руки. Оно может быть открытым или поименным (по требованию 25% присутствующих советников). Голосование по вопросам назначений на должности может быть тайным (по требованию трети присутствующих советников).

До 31 марта муниципальный совет принимает бюджет на начавшийся финансовый год; до 30 июня - отчет по завершившемуся финансовому году. Совет создает коммунальные службы. Он обеспечивает безопасность жителей; управляет имуществом коммуны; утверждает проекты гражданского строительства; организует строительство школ и обеспечивает содержание начальных учебных заведений; в его ведении находится уборка города от мусора.

Муниципальный совет избирает из своего состава мэра и его заместителей (вместе они составляют муниципалитет). Мэр избирается тайным голосованием по мажоритарной системе в три тура (в первом и втором для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, в третьем - относительное большинство). Минимальный возраст для мэра - 21 год. Запрещается совмещение более двух мандатов, если гражданин, избранный мэром, является депутатом Национального собрания, сенатором, депутатом Европейского парламента, генеральным советником департамента, мэром коммуны с населением более 20 тысяч жителей.

Мэр имеет как минимум одного заместителя. Число заместителей не должно составлять более 30 % муниципальных советников. Среди них не может быть представителей оппозиции.

Мэр руководит работой муниципального совета, персоналом коммуны, муниципальной полицией, назначает на должности, создаваемые советом. Он выдает разрешения на землепользование и строительство, обеспечивает безопасность, соблюдение социально-гигиенических норм и общественного порядка, принимает меры для предотвращения катастроф. В его обязанности входит также и организация выборов.

На каждом заседании совета мэр отчитывается о ходе выполнения его решений.

В городах Париже, Марселе и Лионе система местного самоуправления имеет некоторые особенности: кроме совета города, имеются и советы городских районов; соответственно, избираются мэры города и районов.

 

Судебная власть

Конституция Франции рассматривает судебную власть как стража свободы личности. Гарантом независимости судебных органов считается президент республики. Он назначает судей и прокуроров. К ним предъявляются высокие образовательные требования: помимо получения общего юридического образования они должны закончить Национальную школу магистратуры (магистратами во Франции называются судьи и прокуроры). Судьи несменяемы, но могут быть уволены в случае совершения дисциплинарного проступка.

Президент республики возглавляет особый двухпалатный орган - Высший совет магистратуры. Заместителем его является министр юстиции. Одна из палат имеет юрисдикцию в отношении судей: она дает рекомендации президенту относительно назначения членов Кассационного суда, первого председателя Апелляционного суда, председателей судов высшей инстанции; дает заключения о назначении других судей; выносит решения о дисциплинарных наказаниях судей. Другая палата совета, имеющая юрисдикцию в отношении прокуроров, дает заключения о назначении прокуроров и о дисциплинарных санкциях применительно к ним. Помимо определенного числа судей и прокуроров, каждая палата Высшего совета магистратуры включает в себя члена Государственного совета и трех независимых лиц, назначенных соответственно президентом республики, председателем Национального собрания и председателем сената.

Французские суды делятся на две группы.

Первую образуют суды по гражданским и уголовным делам. Они делятся на обычные и специализированные (например, коммерческие, по вопросам социального обеспечения, по делам о несовершеннолетних, военные трибуналы и др.). Имеются четыре иерархические ступени: суд низшей инстанции, суд высшей инстанции. Апелляционный суд, Кассационный суд. Другую группу составляют административные суды, которые также делятся на обычные и специализированные (например, суды бюджетной и финансовой дисциплины, суд высшей школы и др.). Имеются три уровня административных судов: первый, второй (Апелляционный суд), третий (Государственный совет).

Некоторые суды стоят вне этих двух групп. К ним относятся так называемый Конфликтный суд, рассматривающий конфликты по вопросу о компетенции между двумя вышеуказанными группами судов. Конституционный совет (в той мере, в которой он выступает в качестве судебного органа), Высокая палата правосудия и Суд Республики.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.