Здавалка
Главная | Обратная связь

Физическая (реальная) система дыхательного аппарата; работа (подача) дыхания.



«Искусство пения – это искусство дыхания!» (из высказываний итальянских маэстро пения).

«Удаляя воздух из легких… медленно, постепенно и равномерно, что возможно лишь при диафрагматическом дыхании, мы всегда получим тон чистый, полный, твердый, сильный, продолжительный и ровный». (Высказывание известного певца и педагога XIX века А. Додонова, ученика Мануэля Гарсиа – знаменитого педагога-вокалиста итальянской школы пения).

Чтобы понять, для чего в п.2 мы прибегали к разным ухищрениям при получении «нейтрального» звука, рассмотрим, в общем и целом, строение нашего вокального аппарата, и роль различных его элементов в процессе пения.

Воздушно-звуковой канал состоит из следующих частей: ротовая полость, глотка, гортань со связками, трахея, бронхи, легкие.

Общеизвестно, что непосредственным физическим инструментом первоначального зарождения звука являются голосовые связки (складки) гортани.

Однако есть сведения, свидетельствующие о том, что кроме голосовых связок гортани, в процессе звукообразования принимает участие мембрана, находящаяся в трахее. Однако, по всей видимости, она не всегда включается в этот процесс, что зависит от метода (способа) подачи дыхания.

Если дыхание подается не из глубины (со «дна колодца»), а является поверхностым, то мембрана трахеи может и не включиться в работу. Хотя есть основания предполагать, что колебания трахейной мембраны способствуют усилению работы основного резонатора звука – грудного.

Кстати сказать, на последний могут влиять и бронхи, которые, по-видимому, могут создавать «трубный» эффект звучания.

Итак, легкие опираются на грудобрюшную преграду – диафрагму, представляющую собой пленку, не подвластную нашему сознательному (управляемому) физическому воздействию. Эту диафрагму назовем «верхней» в отличие от воображаемой, «нижней» диафрагмы – см. ниже. Если мы захотим ею манипулировать, т.е. поднимать или опускать ее для регулирования подачи дыхания, то мы сможем это делать только через внешние мышцы груди и живота (так называемым брюшным прессом). А это чревато большими неприятностями, поскольку ведет к напряженному состоянию всего аппарата, в том числе и гортани, которая должна находиться в естественном, свободном состоянии.

Кроме того, как уже упоминалось выше, когда дыхательные органы зафиксированы внешними мышцами, зажаты и неподвижны, теряется (блокируется) связь между ними и эмоциональными импульсами, тогда как последние могут влиять на голос только через дыхание. Именно поэтому первым пунктом основных принципов правильного пения в данной методике значится «расслабление». Однако вернемся к физике вещей.

Внутри живота (в нижней его части) находятся так называемые, поперечно-полосатые мышцы, которые условно можно назвать «нижней диафрагмой». Это как раз то воображаемое «дно колодца», которое уже упоминалось выше и к которому в дальнейшем мы не раз будем обращаться.

Итак, с этого момента повествования «дно колодца» и «нижняя диафрагма» – синонимы.

Пространство межу верхней и «нижней» диафрагмами назовем «буфером» (в реальном смысле это брюшина).

«Буфер» передает (если он не зажат внешними мышцами) физические воздействия от «нижней» диафрагмы на верхнюю диафрагму и наоборот. Следовательно, манипулируя «нижней диафрагмой» (т.е. внутренними поперечно-полосатыми мышцами), мы можем регулировать давление на легкие верхней диафрагмой, с ними соприкасающейся.

Так как поперечно-полосатые мышцы являются внутренними, непосвященному, нетренированному человеку ими управлять сознательно затруднительно. Однако, при помощи различных психофизических воздействий и ухищрений, воображаемых и реальных, после определенной дозы тренировочных занятий «нижняя диафрагма» может заработать рефлекторно-автоматически.

Основным способом физического воздействия на работу дыхательной системы – «нижняя диафрагма» – буфер – верхняя диафрагма – являются самые элементарные внешние механические движения различных физических элементов – органов нашего тела. К ним относятся характерные движения рук, ног, движение тазобедренного пояса вперед с небольшим приседанием; толчок нижней частью позвоночника в «нижнюю диафрагму», укалывание руками «дна колодца» и т.п. (смотри п.4 «Атака звука»)

Теперь, когда Вы представляете физическую, реальную схему строения и работы дыхательного аппарата во время пения, Вы без особого труда можете проанализировать и четко осознать те приемы, которыми мы пользовались при получении «нейтрального» звука в п.2. Тогда мы фактически занимались отработкой глубокой подачи дыхания при получении «нейтрального» звука, именно активизируя работу «нижней диафрагмы».

 

Атака звука

«Причина упадка вокального искусства заключается в отсутствии в большинстве школ самого первого приема правильного издавания звука» (А. Додонов).

«Основа звука – это глубина, которую Вы ощущаете, когда даете грудную ноту. Не иметь грудного регистра – значит не иметь глубины; не иметь глубины – значит не иметь поставленного голоса». (Из высказываний профессора Петербургской консерватории начала XX века Натальи Ирецкой, ученицы Г. Ниссен-Саломан, последняя же была ученицей М.Гарсиа).

А. «Вытяжка»

- Сначала надо получить «нейтральный» звук методом «кислородной подушки»;

- получив «нейтральный» звук, не торопитесь выпрямляться, постарайтесь представить, ощутить струйку (поток) воздуха, выходящего из отверстия, «проколотого» иголкой;

- начав медленно подниматься, «перелейте» «нейтральный» звук в звук гласной «о» (руки при этом поднимаются вдоль туловища, позвоночник в пояснице мягко прогибается вперед).

Здесь большую роль играют руки: можно представить, что Вы: либо тянете ручку насоса снизу-вверх при атаке звука, либо тянете в кистях лапшу-спагетти из кастрюли, стоящей перед Вами на полу; женщины могут как бы надевать капроновые чулки. Процесс извлечения звука надо связать с движением кистей рук.

Термин «перелить» нейтральный звук в звук гласной означает – мягко, осторожно сказать гласную на «дне» колодца, не прерывая потока нейтрального звука и не деформируя его. Возникает такое ощущение, что гласная как бы возникает сама собой и плывет в этом потоке.

Кристин Линклейтер (см. К. Линклейтер. Освобождение голоса. 1993.) называет такую атаку «касанием» звука гласной потока воздуха (звук как бы скользит вдоль потока снизу-вверх). Для того чтобы атаковать так звук, К. Линклейтер предлагает произвести так называемый «вздох облегчения» (в этом случае в отличие от нашего «конструктивного» приема, она предлагает эмоциональный подход).

Представьте себе, что при переходе улицы Вы увидели, что на Вас наезжает на большой скорости автомобиль. Вас охватывает состояние страха, ужаса, но машина пролетает мимо, не зацепив Вас. И Вы издаете «вздох облегчения», что-то вроде глубокого, негромкого, продолжительного «ох» (быстрый вдох, и на выдохе звук со «стоном облегчения», радости). Мы назвали этот вид атаки «вытяжкой»: звук как бы вытягивается из глубины (из пустоты) вместе с воздухом.

При «вытяжке» следует обратить особое внимание на «поведение» головы, которая совершает движение, условно названное нами «крючок». Дело в том, произношение гласной (на «дне» колодца) следует производить в самом начале подъема корпуса, когда лицо еще смотрит в пол. По мере подъема не надо торопиться поднимать голову, а как бы тянуть подбородком дыхание и звук вдоль туловища, и только в конце подъема голова выпрямляется и несколько отводится назад.

На предельно высоких нотах при «вытяжке» следует активизировать дыхание подачей тазобедренного пояса вперед, при этом коленки перемещаются несколько вперед, и происходит легкое приседание.

Упражнение на «вытяжку» 1:

- Вдох;

- наклон, нейтральный звук;

- подъем – звук «о»;

- быстрый, легкий, глубокий вдох в вертикальном положении (небольшое количество воздуха носом);

- наклон, нейтральный звук;

- подъем, звук «а» и т.д. (о, а, у, э, и на одной ноте).

Перед следующей нотой (при смене тональности на пол-тона) даете аккорд, служащий сигналом на начало упражнения. Спустя какое-то время, когда Вы почувствуете, что у Вас все получается хорошо, попробуйте делать второй вариант упражнения – без промежуточных вдохов (т.е. все гласные на каждой ноте исполняются на непрерывном дыхании).

Упражнение на «вытяжку» 2:

- Вдох;

- наклон, «нейтральный» звук;

- подъем, звук «о»;

- наклон;

- подъем, звук «а» и т.д. (о, а,у, э, и).

В этом варианте упражнения на «вытяжку» гласные после атаки надо «отпускать», т.е. сказав гласную на «дне колодца», забудьте о ней, пусть голос сам звучит в потоке, как бы без Вашего участия. При наклоне звук гласной начнет уменьшаться, как бы превращаясь в нейтральный звук, на котором Вы атакуете следующую гласную. Это упражнение вырабатывает основное качество bel canto – кантилену звучания (legato). Прием, применяемый в данном упражнении для отработки атаки гласных на непрерывном потоке, является фундаментальным, основным при пении произведений.

Когда однажды спросили А. Нежданову (ученицу итальянского маэстро У. Мазетти), каким образом она достигает в своем пении такого безупречного, непрерывного, плавного звучания, она ответила: «legato – это поток воздуха». А мы с Вами могли бы еще добавить: «при правильной атаке звука», которая, несомненно, была у великой певицы.

Б. Стаккато

- Наклонитесь, расслабьтесь, выдохните через рот;

- вдохните на «дно колодца» при подъеме, который заканчивается некоторым отклонением туловища назад, голова запрокидывается (лицо обращено к потолку), ротовая полость открывается за счет поднятия верхней челюсти вверх, глаза закрыты;

- мысленно загляните на «дно колодца», «уколите» иголкой «дно» в центре дыхания и звука и выпустите небольшое количество воздуха в образовавшееся отверстие вместе со звуком – два коротких звука (стаккато) и третий – длинный (легато) – два раза:

о – о – о ——> о – о – о ——>

стаккато легато стаккато легато

Здесь могут помочь руки: кисти рук, расположенные горизонтально, ладонями вверх, совершают легкие движения снизу-вверх при атаке звука, как бы подбрасывая воздух.

Между моментом завершения вдоха и началом атаки звука желательна небольшая пауза – для осмысления ситуации – надо представить «дно колодца», уколоть его иголкой, выпустить воздух.

Так как стаккато осуществляется на малом дыхании, исходящем из точечного отверстия, то звук – легато получается негромким, по сути своему это «нейтральный» звук.

По мере подхода к верхним нотам Вашего диапазона голоса, возможно, Вам понадобится активизировать подачу дыхания путем использования толчка нижней частью позвоночника вперед. При этом нужно представить, что точка центра дыхания и звука переместилась с середины «дна колодца» в область нижней части позвоночника и оттуда при толчке посылается дыхание и звук.

Стаккато, как приемом атаки звука, пользуются не часто и в основном лирико-колоратурные сопрано, особенно при взятии верхних нот. Однако этим приемом должны заниматься при постановке голоса все типы голосов, так как он помогает найти, почувствовать и осознать точку центра дыхания и звука именно на «дне колодца», помогает вырабатывать легкость вокализации. Кроме того, на базе этого приема легко осуществить довольно распространенный прием атаки – отталкивание от «дна колодца».

В. Отталкивание от «дна колодца»

Сделайте упражнение на стаккато (piano), а затем тут же повторите его, не прерывая потока воздуха (на forte), оттолкнувшись при атаке звука от «дна колодца». Звук как бы отскакивает от «дна колодца», как мячик от пола:

о о о о о о

стаккато (p) отталкивание (f)

Прием можно представить как «тупое стаккато», в отличие от настоящего стаккато, имеющего «острый» характер.

Упражнение исполняется на все гласные.

Г. «Укалывание» «дна колодца»

- получите «нейтральный» звук методом «кислородной подушки»;

- затем, как бы продолжая получать «нейтральный» звук, добавьте к нему произношение гласных о, а, у, э, и.

Руки при атаке гласных совершают энергичные движения сверху-вниз, Вы как бы кистями (пальцами) прокалываете «дно колодца» (представьте, что на среднем пальце находится иголка, которая прокалывает «дно колодца»). Атаку звука (момент атаки) надо приурочить к этому прокалыванию.

Итак:

- вдох;

- наклон с «нейтральным» звуком;

- подъем (не до вертикального положения);

- наклон со звуком «о»;

- подъем;

- наклон со звуком «а» и т.д.

Упражнение идет на непрерывном дыхании, поэтому вдох надо сделать по возможности более глубоким.

Гласные надо «отпускать», т.е. атаковав гласную, забудьте о ней, не старайтесь держать звук непрерывно, об этом позаботится дыхание (поток воздуха).

Упражнение идет в живом темпе, поэтому не делайте слишком глубоких наклонов (работает торс, а не весь корпус).

Звук в этом упражнениеи получается средней силы, легкий, прозрачный.

Д. «Забивание гвоздя»

Если представить, что в центре дыхания и звука находится гвоздь с большой шляпкой и при наклоне в предыдущем упражнении ударять кистями рук по гвоздю, как бы забивая его в «дно колодца», то получается очень твердая (жесткая) атака на forte с насыщенным, напряженным звуком.

Упражнение полезно для тренировки мышц «нижней диафрагмы» и для драматизации звучания.

Е. Махи руками

Примерно такого же эффекта, как при «забивании гвоздя», можно получить при следующем приеме:

- присядьте, положите кисти рук на колени, голова опущена, вдох;

- при энергичном подъеме оттолкнитесь руками от колен, сказав в это время гласную на «дне колодца», руки при этом взмахиваются перед туловищем высоко вверх.

Ж. «Жабры»

Вообразим, что нижняя часть живота представляет собой жабры.

Получив «нейтральный» звук способом «кислородной подушки», представим, что при атаке звука гласной на подъеме жабры раскрываются в стороны. Чтобы помочь этому ощущению руки идут снизу сразу в стороны и несколько вверх.

Итак:

- вдох;

- наклон с «нейтральным» звуком;

- подъем с атакой звука «о», жабры при этом раскрываются;

- вдох (вверху);

- наклон с нейтральным звуком;

- подъем с атакой на «а», жабры раскрываются и т.д. (о, а, у, э, и)

Этот психофизический прием непосредственно воздействует на поперечно-полосатые мышцы и включает их в работу. Он полезен для тренировки «нижней диафрагмы». По конечному результату прием атаки «жабры» близок к атаке «вытяжка».

З. «Крик осла»

- наклон, «нейтральный» звук;

- при подъеме резко толкните тазобедренный пояс вперед нижней частью позвоночника, корпус наклоняется назад, верхняя челюсть мягко открывается вверх (вместе с черепом), ноги несколько сгибаются в коленях, которые при этом являются как бы точкой опоры. Представьте, что центр дыхания и звука переместился в нижнюю часть позвоночника, оттуда идет дыхание и там же зарождается звук.

Эту позу назовем «дугой»: корпус принимает как бы форму тетивы при выпуске стрелы. Последовательность движений такая же, как в упражнении 1 на «вытяжку».

При исполнении «крика осла» звук должен быть коротким, громким, насыщенным (forte). Это упражнение полезно для тренировки мышц «нижней диафрагмы». Приложите ладони во время атаки звука к нижней части живота: Вы почувствуете, как поперечно-полосатые мышцы как бы растягиваются в стороны.

При исполнении произведений этим видом атаки увлекаться не следует (из-за большой нагрузки на дыхание). Применяется в эмоционально насыщенных ситуациях для драматизации звучания, особенно при взятии верхних нот.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.