Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава I. Понятие и формы поручительства



 

_ 289. Понятие и формы поручительства

 

Сущность поручительства заключается в том, что наряду с главным должником третье лицо принимает на себя ответственность за его долг на случай, если первый не удовлетворит кредитора. Поручительство отличается от подтверждения долга со стороны самого должника тем, что кредитор может обратить взыскание сверх должника и на это третье лицо. От корреального обязательства поручительство отличается тем, что обязательство поручителя есть акцессорное по отношению к обязательству главного должника и предполагает существование последнего.

 

_ 290. Формы поручительства в чистом римском праве

 

Поручительство в форме стипуляции. Первоначально поручительство можно было заключать только в форме стипуляции. Различали три формы стипуляционного поручительства: самою древнею была sponsio (idem dare spondes? spondeo), доступная только римским гражданам, затем - fidepromissio (idem fide promittis (idem fide promitto), доступная и перегринам, наконец - fidejussio (idem fide tua esse jubes? Fide mea jubeo). Sponsio и fidepromissio подчинялись одинаковым нормам и противополагались позднейшей fidejussio. Так, sponsio и fidepromissio допускались только в обеспечение стипуляционных долгов и не переходили к наследникам поручителя; sponsor и fidepromissor отвечали пред кредитором только в течение двух лет и т. д. Напротив, fidejussio переходила и к наследникам fidejussioris, действие ее не было ограничено кратким давностным сроком и т. д. Вследствие этого fidejussio представляла гораздо большие гарантии для кредитора, чем две остальные формы стипуляционного поручительства. Поэтому неудивительно, что в юстиниановском праве sponsio и fidepromissio вышли из употребления и сохранились только fidejussio. Fidejussio есть наиболее употребительная форма поручительства юстиниановского права. В качестве акцессорного обязательства fidejussio предполагает существование главного долга; возможно установление поручительства в счет будущего долга, не требуется также, чтобы главный долг порождал право иска, достаточно, если он существует в качестве obligatio naturalis. Но поручительство недействительно, если главный долг недействителен или его не существует вовсе. Ответственность fidejussoris не должна быть более тяжелая, чем ответственность главного должника. Иначе - fidejussio in duriorem causam считается недействительной. Так, fidejussio недействительна, если она заключена без всякой оговорки, ради обеспечения условного долга, или если она направлена на нечто большое или иное, чем главный долг, и т. д. Зато допускается fidejussio in leviorem causam (напр., условное поручительство за безусловный долг). Действительная fidejussio порождает actio ex stipulatu против поручителя.

Constitutum debiti alieni и mandatum qualificatum. В позднейшем праве, наряду с fidejussio или стипуляционным поручительством сложились еще две новые формы поручительства.

Constitutum debiti alieni. На основании преторского эдикта в известных случаях неформальное обещание уплатить существующий долг, чужой или собственный, порождало actio pecuniae constitutae или constitutoria. В юстиниановском праве конститут допускался относительно всякого рода долгов. В частности обещание уплатить чужой долг, constitutum debiti alieni, может быть дано для достижения разных целей, так конституент может пожелать освободить от ответственности главного должника, становясь на его место, так что взыскание должно быть обращено прежде всего на него самого; между прочим, в такой форме можно было принять на себя и поручительство. Отличие поручительства в форме constitutum debiti alieni от поручительства в форме aidejussio заключается главным образом в том, что конститут совершается неформально и что constitutum in duriorem causam не считается безусловно недействительным, а только соответственно модифицируется (напр., если конституент поручился без оговорок за условный долг, то дело рассматривается так, как будто в конститут было включено соответствующее условие).

Mandatum qualificatum. Если одно лицо поручает другому открыть кредит в пользу третьего лица (напр., дать ему деньги взаймы, или разрешить отсрочку по уплате), то лицо, давшее такое поручение, отвечает за уплату долга со стороны третьего лица. Таким образом, поручительство может быть принято и в форме мандата. Иск, возникающий против такого поручителя со стороны кредитора, есть actio mandati contraria. Условия и размер ответственности поручителя в данном случае обсуждаются на основании правил, установленных для мандата; он отвечает ex fide bona и, при известных условиях, сам может предъявить к кредитору actio mandati directa. Со смертью поручителя mandatum qualificatum, как всякий мандат, прекращается, так что, если кредитор до этого времени не исполнил поручения, т. е. не открыл кредита указанному третьему лицу, он не может уже, если впоследствии откроет кредит, ссылаться на поручение умершего мандата и привлекать наследников его к ответу в качестве поручителей.

 

_ 291. В современном римском праве

 

В современном римском праве формальное различие между fidejussio и constitutum debiti alieni отпало. Правда, и теперь обещание уплатить чужой долг при одновременном сохранении в силе обязанности главного должника может быть дано не только с целью сделаться поручителем, но и с другой какой-нибудь целью, напр., donandi animo. Но это уже quaestio facti, какой смысл имело заявление лица уплатить чужой долг. Поскольку суд признал в нем поручительство, оно должно подлежать тем же нормам, как всякое другое поручительство. С другой стороны, и mandatum qualificatum в современном праве лишь тем отличается от всякого другого поручительства, что поручение мандата открыть на его страх кредит третьему лицу прекращается со смертью этого манданта. В остальном всякое поручительство имеет одинаковые предположения и влечет за собою одинаковые последствия. Значит ли это, что ко всякому поручительству должны быть применены начала, установленные в римском праве для fidejussio как нормальной с римской точки зрения формы поручительства? Конечно, нет; римская fidejussio была формальным договором с характером negotium stricti juris, между тем теперь для поручительства не требуется особой формы, и оно, за упразднением различия между negotia stricti juris и bonae fidei, должно быть обсуждаемо ex fide bona. Поэтому формальные ограничения римской fidejussio теперь отпали.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.