Здавалка
Главная | Обратная связь

Семейственное право



 

_ 297. Вступительные замечания

 

Под общим именем семейственного права обыкновенно понимают брачное право, право отцовской власти и право опеки и попечительства. Указанные правоотношения отличаются двойственным характером, слагаются из двух элементов - строго личного и имущественного. Соответственно с этим можно различать чисто семейственное (или личное семейственное) право и семейно-имущественное право. Мы в дальнейшем будем останавливаться главным образом на семейно-имущественных правоотношениях, которые одни регулируются строго гражданскими нормами, тогда как личное семейное право в весьма значительной степени пропитано элементами публичного права.

Что касается общего хода развития римского семейственного права, то необходимо иметь в виду следующее. Древнеримская семья (familia) в тесном смысле была семьей агнатической: она состояла из совокупности лиц, подчиненных общей отцовской власти домовладыки, paterfamilias. Эти лица назывались sui или sui heredes. Итак, основанием семьи служила не кровная связь, а общность отцовской власти, patria potestas. По объему своему власть отца над детьми (patria porestas) и корреспондирующая ей власть мужа над женой (manus) была настолько всеобъемлюща, что ее можно поставить в параллель с правом собственности. Отец и муж был самодержавным господином своих детей и своей жены, вся организация древнейшей семьи, по меткому выражению Дернбурга, была патриархально-автократическая.

С течением времени безграничная почти власть patris familias подверглась ряду серьезных ограничений. Прежде всего вышел из употребления строгий брак cum manu. В юстиниановском праве эта форма брака, при которой жена подпадала под власть мужа и считалась filiae loco, совсем уже не встречается. Напротив, тут действует как раз обратный принцип: муж и жена, по общему правилу, вполне равноправны. Власть отца над детьми удержалась в принципе и в юстиниановском праве. Но и она значительно была смягчена и, в частности, за подвластными детьми была признана активная имущественная правоспособность, каковая первоначально совершенно отсутствовала. Позднейшая средневековая практика пошла еще значительно дальше по пути смягчения отцовской власти.

Агнатическое начало определяло не только характер древней семьи в тесном смысле, но и весь круг родственных отношений. Другими словами, юридическое значение имело первоначально только (или почти только) одно агнатическое родство. В частности, различали sui, agnati и gentiles. Sui суть лица, непосредственно состоящие под отцовской властью данного paterfamilias. К ним причислялись: 1) uxor in manu mariti в древнем праве; 2) собственные законные и узаконенные дети и (по общему правилу) чужие усыновленные дети (кроме тех из них, которые вследствие эманципации и т. п. выбыли из-под отцовской власти), и 3) дальнейшие нисходящие по мужскому колену, т. е. дети, внуки и т. д. подвластных сыновей на тех же основаниях (но не дети, внуки и т. д. дочерей). Агнатами в тесном смысле назывались лица, которые состояли бы под общей отцовской властью, если бы их paterfamilias продолжал находиться налицо. В частности, к составу агнатов причислялись: а) с одной стороны - бывшие sui, т. е. лица, которые до смерти или capitis deminutio их paterfamilias состояли под его властью; b) с другой стороны, - потомство этих лиц по мужскому колену, т. е. дети сыновей, внуков от сыновей и т. д. первого paterfamilias, родившиеся после отпадения последнего; потомство же по женскому колену, т. е. дети, внуки и т. д. дочерей первого paterfamilias, не состояли в агнатическом родстве между собою и с paterfamilias своей родоначальницы ни при жизни этого paterfamilias, ни после смерти или capitis deminutio его. Наконец, - гентилами называются лица, родственная связь которых выражается в том, что они носят общее родовое имя nomen gentilicium.

С течением времени, однако, юридическое значение агнатического родства стало подвергаться умалению, и вместе с тем все более стало выдвигаться когнатическое родство, т. е. родство кровное, основанное на общности происхождения от одного родоначальника. В юстиниановском праве когнатическое начало окончательно взяло верх над агнатическим. В частности, это отразилось на праве опеки и на праве наследования по закону. Первоначально опекунами и наследниками по закону были агнаты (и гентилы), в юстиниановском же праве те и другие выходят из среды когнатов.

 

Брачное право

 

Глава I. Понятие брака, порядок заключения и прекращения его и личные отношения между супругами*(173)

 

_ 298. Понятие брака и порядок заключения и прекращения его

 

Римский юрист Модестин так определяет брак: Nuptiae sunt coniunctio maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani iuris communicatio (1. 1 D. de rit. Nupt. 23,2). Римский брак, за исключением древнего брака per confarreationem, был институтом светского права. В древнем праве, как известно, различался брак cum manu, при котором жена переходила под власть мужа, и брак sine manu, при котором она не меняла своего юридического положения, существовавшего до брака. В позднейшем праве брак cum namu вышел из употребления.

I. Условия вступления в брак. Для вступления в брак требовались: 1) согласие брачущихся. 2) Сверх того - для подвластных детей - согласие властелина (consensus parentis); несовершеннолетние дочери нуждаются в согласии отца даже в том случае, если они не состоят под его властью. В случае смерти отца право давать согласие переходит к опекуну, матери и ближайшим родственникам. Однако при отсутствии достаточных оснований к отказу в согласии со стороны отца он мог быть принужден магистратом дать свое согласие (coguntur in matrimonium collocare et dotare, 1. 19 D. de rit. nupt. 23,2). 3) Способность брачующихся ко взаимному вступлению в брак. С этой точки зрения главными препятствиями для вступления в брак являлись: а) недостижение 14 лет для мужчины и 12 лет для женщины; b) известные степени родства и свойства; с) состояние в браке, так как римский брак был моногамический. Кроме того, существовал ряд других препятствий, ср. Baron, Institutionen. _ 28.

II. Обручение, sponsalia. Вступлению в брак обыкновенно предшествует обручение, т. е. обещание вступления в брак в будущем, ср. 1. 1. D. de spons 23,1: Sponsalia sunt mentio et repromissio nuptiarum futurarum. - Обручение в классическом праве совершалось неформально и не давало права иска, напротив, каждая сторона могла свободно расторгнуть обручение. Даже обещание неустойки на случай отказа от обручения считается недействительным. Однако допускалось подтверждение договора об обручении в форме задатка: в случае последующего отказа давший задаток терял его, принявший должен был вернуть его в двойном размере.

III. Форма заключения брака. Брак cum manu заключался per confarreationem (в присутствии свидетелей и жрецов), per coemptionem (фиктивная самопродажа жены в присутствии 5 свидетелей и libripens), наконец, per usum (т. е. если брак был заключен неформально и жена в течение года безвыездно жила в доме мужа, то она veluti annua possessione usucapiebatur; если она желала избегнуть этого, она должна была проводить ежегодно 3 ночи вне дома мужа, так назыв. usurpatio trinoctio). Брак sine manu заключался неформально.

IV. Основания прекращения брака. Основаниями прекращения брака служили: 1) смерть или capitis deminutio maxima одного из супругов; 2) развод. При браке cum manu развод требовал соблюдения известных формальностей: если брак был заключен per confarreationem, то требовалось diffarreatio; если же он был заключен per coemptionem или usum, то требовалась remancipatio и manumissio, т. е. жена манципировалась третьему лицу, которое манумиттировало ее. При браке sine manu считался достаточным неформальный развод, который мог иметь место как по взаимному соглашению (divortium), так и в силу одностороннего заявления одного из супругов (repudium). В императорском периоде требовалось, однако, чтобы развод был совершен в присутствии семи свидетелей. Итак, при браке sine manu в принципе существовала полная свобода развода. Она сохранилась и в императорском праве, однако развод для виновного супруга стал влечь за собою известные имущественные невыгоды.

Из изложенного явствует, что римский брак на практике был крайне неустойчивым учреждением. Этим он сильно отличается от современного брака.

 

_ 299. Личные отношения между супругами

 

При браке cum manu жена состояла под властью мужа - manus - и считалась filiae loco. В позднейшем праве супруги в принципе равноправны. Однако муж играет все-таки руководящую роль. Жена принимает имя мужа, разделяет его положение и имеет одно с ним местожительство. Она должна следовать за ним; поэтому муж против всякого, кто удерживает ее от этого, может предъявить interdictum de uxore exhibenda ac ducenda. Муж обязан содержать ее. Он считается защитником жены и поэтому может выступать в процессах в качестве презумптивного ее представителя.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.