Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнения к вопросу I



Планы семинарских занятий

И методические указания к самостоятельной работе

 

для всех форм обучения

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

Составитель:

А.С. Скачков, канд. филос. наук, доцент.

В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины «Логика и теория аргументации» и методические указания к ним, а также методические рекомендации и требования к самостоятельной работе студентов, в том числе – по выполнению домашних заданий.

Для студентов всех форм обучения.

 

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Цель и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины – трансляция и развитие не являющегося врождённым логического абстрактного мышления в качестве основы для атрибутирующего повседневную профессиональную деятельность выпускника высшего учебного заведения процесса обмена идеями с самыми разными людьми.

Задачи дисциплины:

– вооружить будущего специалиста основными знаниями логической проблематики;

– научить приёмам и навыкам современного логического мышления;

– закрепить способы получения обоснованности и доказательности мысли в процессе коммуникативной деятельности.

 

Требования к уровню подготовки студента, завершившего

Изучение данной дисциплины

 

В результате изучения дисциплины «Логика и теория аргументации» студент должен:

– иметь представление об основоположениях логической мысли, этапах, формах и результатах ее разработки, использовании логики в социо-культурных, прагматических контекстах;

– знать принципы формальной логики, законы классической логики, правила оперирования понятиями, правила дедуктивных и вероятностных умозаключений, правила исчислений, правила аргументации, способы доказательства и опровержения;

– уметь анализировать и формализовывать логику рассуждений и высказываний, использовать разнообразные логические формы для оперирования конкретными смыслами, доказывать и опровергать, осмысленно сочетая логические и внелогические составляющие в аргументационном процессе, логически верно, аргументировано и ясно строить речь и вести полемику и дискуссию.

II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел I. ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И РАЗНОВИДНОСТИ ЛОГИКИ

Практическое занятие 1

Мышление и логика

1) Сущность и задачи логики. Предмет логики. Чувственное познание и абстрактное мышление. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и формы абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Внелогические элементы мышления. Интуитивная логика и логика как наука. Логика и другие науки о мышлении. Виды логики. Формальная логика.

2) Основные понятия логики. Понятие о логической форме и содержании, объективной истинности и формальной правильности, логическом следовании, логических принципах (законах тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания).

3) Логика традиционная и символическая. Естественный язык и язык логики. Понятие знака, значения (денотата) и смысла (концепта) имени, выражений в виде именной и пропозициональной функций. Семантические категории: предложения, дескриптивные термины (имена предметов, предикаторы, функциональные знаки), логические константы (пропозициональные связки, кванторы, отрицание, технические знаки).

Упражнения к вопросу I

1.1. Опишите названные ниже предметы в форме: а) ощущения, b) восприятия, c) представления; попробуйте применить отвечающие этим предметам d) понятия, e) суждения, f) умозаключения.

Автобус. Ветер. Заяц. Логика. Озеро. Истина. Обеспокоенность. Родители. Солнечное утро.

 

1.2.Что обозначает термин «логика» в приведённых ниже высказываниях: а) «объектную логику» – «необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений», b) «субъектную логику» – «закономерности в связи и развитии мыслей», c) «логику как науку» – «определённую систему знаний, рассматривающую логику мышления»?

– Ваши соображения вески, но могут возникнуть обстоятельства, которые заставят Вас действовать вопреки логике.

– «И я так думаю, – сказал Кейн. – Очень часто я так и думаю. Я чертовски логичен».

– Логика поиска реальной причины преступления следователями заключается в формулировании всевозможных версий, чтобы затем, отбросив ложные, оставить истинные.

– Логика утверждает, что всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе.

– Логично, что жизнь и смерть неразделимы, ведь всё существует в единстве и борьбе противоположностей.

– Он был логичен в своих предположениях.

– «Нет, Вы не логичны: многого о нём не знаете и, однако, уверены в нём. Так не может быть. Либо то, либо другое».

– По логике вещей после весны всегда следует лето.

– То, что назначено судьбой, вероятнее всего и случится, и это будет, в конечном счёте, логично.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.